Russian Federation
Authors consider modernization of methodology related to development of academic programs of subject training within FSES HPE. Competence-oriented level unification of students’ basic graphic training in technical high educational institutions is given as an example.
competence-based approach, subject training unification, subject’s work program, graphic training.
В рамках ФГОС ВПО при реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ (ООП) необходим пересмотр традиционных целей, задач, а вместе с этим и структурного содержания традиционного предметного обучения [3]. Это касается и базовой геометро-графической подготовки, в ходе которой с самого начала учебно-познавательной деятельности студентов решается задача встраивания формируемых графических компетенций в будущую проектно-конструкторскую деятельность выпускников. То есть в ходе обучения необходимо осознание студентами ценностно-смысловых ориентаций, которые должны способствовать эффективному формированию у студентов запланированной компетентностной модели выпускника (КМВ) [8].
В новой парадигме обучения на первый план выступает технологичность образовательного процесса, предполагающая использование таких способов организации процесса обучения, которые гарантируют достижение заявленных целей. Для этого разрабатываются следующие процедуры: построение иерархии целей обучения; соответствующее структурирование учебного материала в рамках учебного плана и каждой дисциплины; его дозирование в процессе обучения — порционное освоение с целью контроля и коррекции достигаемых результатов; выбор разнообразных и адекватных условиям обучения способов представления учебной информации, технологий обучения и контроля; цикличное управление образовательным процессом и в конечном результате — формирование у выпускников заявленных компетенций [4].
Традиционно основным документом учебно-методического комплекса при предметной подготовке, задающим общее направление технологизации обучения, является рабочая программа дисциплины (РПД), которая в условиях ФГОС ВПО должна иметь компетентностный формат. При разработке РПД на общеобразовательных кафедрах, осуществляющих предметное обучение студентов по ООП различных направлений подготовки, вследствие их большого количества может возникнуть неоднозначность и множественность вариантов решения поставленной задачи.
Так, базовая графическая подготовка в Пермском национальном исследовательском политехническом университете участвует в реализации более 80 основных образовательных программ очной формы обучения и 60 — заочной. То есть встает вопрос о необходимости унификации компетентностно-ориентированного обучения графическим дисциплинам и, как следствие, разработки уровневых программ освоения предметной области. Интегративность в решении этого вопроса позволяет оптимизировать процесс модернизации требуемых программ предметного обучения и при этом обеспечить формирование предметных компетенций на таком уровне, который гарантировал бы достижение компетентностной модели выпускника по каждой из образовательных программ, в реализации которых участвует общеобразовательная кафедра [2].
1. Azarova R.N., Zolotareva N.M. Razrabotka pasporta kompetentsii: Metodicheskie rekomendatsii dlya organizatorov proektnykh rabot i professorsko-prepodavatel´skikh kollektivov vuzov [Development passport competence: Guidelines for organizers of design work and teaching staff of universities]. Moscow, Research Center of the quality of training Publ., 2010.
2. Danilov A.N., Lobov N.V., Stolbov V.Yu., Stolbova I.D. Kompetentnostnaya model´ vypusknika: opyt proektirovaniya [Competence model of graduate: experience in designing]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2013, i. 6, pp. 20-28.
3. Korshunov S.V., Zyryanov V.V. Vvedenie FGOS VPO: pervyy god raboty v otsenkakh i mneniyakh spetsialistov po uchebno-metodicheskoy rabote [Introduction of Federal State Educational Standard of higher professional education: the first year of the estimates and opinions of experts on the teaching work]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2013, i. 2, pp. 16-27.
4. Sosnin N.V. O strukture soderzhaniya obucheniya v kompetentnostnoy modeli [The structure of learning content in the competence model]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2013, i. 1, pp. 20-23.
5. Stolbova I.D., Aleksandrova E.P., Kraynova M.N. Modul´naya tekhnologiya upravleniya predmetnoy podgotovkoy studentov. [Modular control technology subject preparing student]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2012, i. 5, pp. 88-95.
6. Stolbova I.D. , Aleksandrova E.P., Kraynova M.N. Ob unifikatsii kompetentnostno-orientirovannogo predmetnogo obucheniya v usloviyakh FGOS VPO [On the harmonization of the competence-based learning in terms of the objective of the Federal State Educational Standard of the higher professional education]. Innovatsii v obrazovanii [Innovation in Education]. 2012, i. 12, pp. 85-98.
7. Stolbova I.D. Mekhanizmy upravleniya soderzhaniem kompetentnostno orientirovannoy osnovnoy obrazovatel´noy programmy vuza [Mechanisms for managing the content of the competence-oriented core curriculum of high school]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher education today]. 2011, i. 1, pp. 32-37.
8. Stolbova I.D. Organizatsiya predmetnogo obucheniya: kompetentnostnyy podkhod [Organization of subject teaching: the competence approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2012, i. 7, pp. 10-20.
9. Fal´ko L.Yu., Konovalova N.A. Modernizatsiya obrazovatel´nogo protsessa na osnove praktiko-orientirovannoy modeli obucheniya [Modernization of the educational process on the basis of practice-oriented training model]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2012, i. 4, pp. 73-79.