Abstract and keywords
Abstract (English):
The article highlights communicative aspects of foreign language teaching, namely, communicative competence and communicative abilities. The author stresses the importance of students’ abilities for successful mastery of the language and singles out a special type — discourse abilities — applied in the process of realization of discourse practice.

Keywords:
communicative competence; communicative abilities; statusrole-based communication; speech genre; discourse intelligence; discourse abilities.
Text

В течение длительного времени язык и речь изучались в рамках когнитивной парадигмы, ориентированной на индивидуальные процессы. Постепенно все большую популярность завоевывает коммуникативный подход, изучающий вербальную коммуникацию, где язык и речь рассматриваются в единой структуре с действительностью и ее участниками. Речь понимается как часть реальных коммуникативных ситуаций, что соответствует природе данного явления.

Человеческая речь социальна, поскольку она всегда включена в коммуникативную практику: направлена на адресата, предусматривает взаимодействие, влияние. Рассмотрение коммуникативной компетенции собеседников, предопределяющей успешность коммуникативного акта, становится значимым при изучении речи в коммуникативном аспекте, в соотнесении с ситуацией и партнерами общения. С психологической точки зрения коммуникативная компетенция — прежде всего, индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность, в ее продуктивных и рецептивных видах адекватно самым разнообразным ситуациям общения (цель, ролевые отношения, форма, содержание и т.д.) соответствующими каждой конкретной ситуации языковыми средствами и способами. Нашей целью в настоящей публикации является обобщить результаты теоретических исследований в области коммуникативной практики и дать некоторые практические рекомендации по методике изучения иностранных языков с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

«Коммуникативная компетенция» — определение дается через противопоставление взаимосвязанному с ним понятию «языковая компетенция». Так, Е.М. Верещагина и В.Г. Костомаров под языковой компетенцией понимают «…способность говорящего произвести на основе преподанных ему правил цепь грамматически правильных фраз (даже безотносительно к их содержанию); под коммуникативной компетенцией понимается совокупность социальных, национально-культурных правил, оценок и ценностей, которые определяют как приемлемую форму, так и допустимое содержание в речи на изучаемом языке» [3].

Коммуникативная компетенция присуща человеку от рождения. Так, И.А. Зимняя в книге, посвященной психологии обучения неродному языку, пишет: «...общению на иностранном языке можно научить, коммуникативную компетенцию как способность можно только формировать, развивать и диагностировать» [7]. В том же труде И.А. Зимняя отмечает, что при обучении языку целесообразно разграничить общие, отдаленные цели обучения и конкретные цели определенного этапа. При этом коммуникативная компетенция будет являться отдаленной, в полной мере недосягаемой целью; трактуется автором как цель и одновременно результат обучения иностранному языку; представляет собой сформированную способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения.

References

1. Arutyunova N.D. Diskurs // Yazykoznanie. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. - M., 1998.

2. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. - M.: Iskusstvo, 1979.

3. Vereshchagina E.M., Kostomarov V.G. Yazyk i kul'tura: Lingvostranovedenie v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo. - M.: Russkiy yazyk, 1983.

4. Voronin A.N., Kochkina O.M. Struktura yazykovykh sposobnostey v protsesse osvoeniya diskursivnoy praktiki // Eksperimental'naya psikhologiya. Moskovskiy gorodskoy psikhologo-pedagogicheskiy universitet, 2009. - T. 2. - № 3.

5. Gorelov I.N., Sedov K.F. Osnovy psikholingvistiki: Ucheb. posobie. - M.: Labirint, 2004.

6. Deyk van T. Yazyk, poznanie, kommunikatsiya. - M., 1989.

7. Zimnyaya I.A. Psikhologiya obucheniya nerodnomu yazyku. - M.: Russkiy yazyk, 1989.

8. Kabardov M.K. Kommunikativnye i kognitivnye sostavlyayushchie yazykovykh sposobnostey (individual'no-tipologicheskiy podkhod): avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2003.

9. Sedov K.F. Diskurs i lichnost'. Evolyutsiya kommunikativnoy kompetentsii. - M.: Labirint, 2004.

Login or Create
* Forgot password?