Russian Federation
graduate student
The article discusses the features of the regulation of physical loads in training with so-matically weakened children 11-13 years old. It highlighted the scale of the limiting heart rate during the selection of physical exercises and training methods at different periods of a year's training. Here is the dynamics of the physiological curve in various parts of the lesson, recommended when training in sports and health-improving groups. The article also determines the parameters of the optimal training loads in the annual training cycle at the sports and health-improving stage in martial arts groups of the first and second years of training and distributes the volumes of annual training loads by in-tensity zones taking into account the level of physical development and physical fitness of children.
physical load; sports and health-improving groups; somatically weakened children; martial arts; annual cycle; heart rate
Соматически ослабленными называются дети, имеющие недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности вследствие частых заболеваний или низкой двигательной активности. Эти дети отличаются сниженной общей работоспособностью, слабостью мышечной системы, повышенной утомляемостью. Одной из главных задач физического воспитания является привлечение этих детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, в результате чего необходимо улучшить состояние их здоровья и повысить физическую подготовленность до уровня общих нормативных требований. Именно для этого и организуются спортивно-оздоровительные группы в спортивных и общеобразовательных школах [1].
В занятиях с соматически ослабленными детьми планирование физических нагрузок следует проводить с учетом их влияния на сердечно-сосудистую систему организма.
В течение годичного цикла нагрузки по ЧСС (уд/мин) должны возрастать постепенно со 150–156 уд/мин (72–75% от макс.) в начале годичного цикла, до 180–186 уд/мин (87–90% от макс.) к его концу (табл. 1).
Планирование физических нагрузок с учетом их влияния на сердечно-сосудистую систему занимающихся позволяет постепенно повышать тренирующее воздействие и предотвращает от перегрузки растущий организм.
Таблица 1
Рекомендуемая предельная ЧСС при планировании нагрузок в годичной тренировке у соматически ослабленных детей 11–13 лет (уд/мин; % от макс.)
Год обучения |
Месяц |
|||||||||||
IX |
X |
XI |
XII |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
|
1 |
150 |
156 |
156 |
160 |
166 |
171 |
171 |
177 |
181 |
177 |
Самостоятельная работа |
|
72% |
75% |
75% |
77% |
80% |
82% |
82% |
85% |
87% |
85% |
|||
2 |
156 |
160 |
166 |
171 |
177 |
177 |
181 |
186 |
186 |
181 |
||
75% |
77% |
80% |
82% |
85% |
85% |
87% |
90% |
90% |
87% |
В ходе исследований было проведено распределение общего объема тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки (табл. 2).
Таблица 2
Примерное распределение объема тренировочных нагрузок по зонам интенсивности на спортивно-оздоровительном этапе
Зоны интенсивности |
Показатели ЧСС |
Год обучения |
|
1 год |
2 год |
||
Аэробная восстановительная |
до 135 уд/мин |
56±3% |
49±3% |
Аэробная развивающая |
136–160 уд/мин |
40±3% |
45±3% |
Смешанная аэробно-анаэробная |
161–180 уд/мин |
3,5±0,5% |
4,5±1% |
Анаэробная гликолитическая |
свыше 180 уд/мин |
0,5±0,2% |
1±0,5% |
Анаэробная алактатная |
не информативна |
- |
0,5±0,2% |
Аэробная восстановительная зона, в которой нагрузки низкой интенсивности (ЧСС до 135 уд/мин) в первый год обучения на спортивно-оздоровительном этапе составляют 56±3%, во второй год обучения – 49±3%. Аэробная развивающая зона, нагрузки средней интенсивности (ЧСС 136–160 уд/мин) в первый год обучения составляют 40±3%, во второй год – 45±3%. Смешанная аэробно-анаэробная зона, нагрузки большой интенсивности (ЧСС 161–180 уд/мин) в первый и второй годы обучения составляют 3,5±0,5% и 4,5±1% соответственно. Анаэробная гликолитическая зона, нагрузки высокой интенсивности (ЧСС свыше 180 уд/мин) составляют 0,5±0,2% и 1±0,5%. Нагрузки в анаэробной алактатной зоне интенсивности на спортивно-оздоровительном этапе применяются в малых объемах (0,5±0,2%) со второго года обучения.
В ходе научно-экспериментальной работы систематически проводилась пульсометрия занятий в разные периоды годичной тренировки, что позволило оптимизировать тренировочные нагрузки в спортивно-оздоровительных группах.
Динамика ЧСС на учебно-тренировочном занятии спортивно-оздоровительного этапа второго года обучения представлена на рис. 1.
В начале подготовительной части занятия физиологическая кривая постепенно возрастает, а затем плавно снижается к ее концу, что способствует подготовке организма детей к нагрузке основной части занятия. ЧСС в подготовительной части занятия повышается до 145–150 уд/мин.
В основной части занятия выполнение упражнений чередуется с интервалами активного отдыха. В этой части занятия физиологическая кривая, чаще всего, имеет характерную пилообразную или волнообразную форму с множеством вершин, которые постепенно возрастают от упражнения к упражнению. В оздоровительных целях с детьми 11–13 лет оптимальным диапазоном ЧСС при выполнении физических упражнений считается 140–170 уд/мин. В занятиях допускается два-три пика кратковременных физических нагрузок при ЧСС 87–90% от максимальной (180–186 уд/мин) во второй части занятия в чередовании с нагрузкой при ЧСС 130–140 уд/мин, а также с периодами активного отдыха со снижением пульса до 110–120 уд/мин. Данные нагрузки следует включать в тренировочный процесс, так как непродолжительные интенсивные нагрузки стимулируют общее биологическое созревание, процессы роста тканей, а также развитие функциональных свойств различных систем организма детей [2]. Однако следует иметь в виду, что нагрузки при ЧСС 87–90% от максимальной следует применять во второй половине годичного цикла тренировки после периода подготовки организма детей к данным нагрузкам. В свою очередь, следует отметить, что нагрузки при ЧСС выше 90% от максимальной не рекомендуется применять в спортивно-оздоровительных группах.
В заключительной части занятия применяются упражнения, при выполнении которых физиологическая кривая постепенно снижается до уровня начала тренировки.
В ходе исследований были определены оптимальные параметры учебно-тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки (табл. 3).
Таблица 3
Параметры учебно-тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки на спортивно-оздоровительном этапе
№ |
Содержание нагрузок |
Год обучения |
|
1 год |
2 год |
||
1 |
Количество занятий в неделю |
3 |
3 |
2 |
Количество тренировочных недель |
43 |
43 |
3 |
Количество занятий за год |
129 |
129 |
4 |
Продолжительность одного занятия (ч) |
1,5 |
1,5 |
5 |
Количество тренировочных часов за год |
193,5 |
193,5 |
6 |
Количество соревнований, в том числе на выполнение разрядов (сдач на пояса) |
1 |
2 |
7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 |
ОФП (ч), в том числе: – воспитание быстроты – воспитание силы – воспитание ловкости – воспитание общей выносливости – воспитание гибкости – комплексное воспитание физ. качеств – оздоровительно-профилактические средства |
134,7±1,35 (69,6%) 12,1±0,61 (6,3%) 16,2±0,81 (8,4%) 16,2±0,81 (8,4%) 18,8±0,94 (9,7%) 14,8±0,74 (7,6%) 51,2±2,56 (26,4%) 5,4±0,27 (2,8%) |
119,0±1,19 (61,5%) 11,9±0,60 (6,1%) 15,5±0,78 (8,0%) 15,5±0,78 (8,0%) 17,8±0,89 (9,2%) 13,1±0,66 (6,8%) 41,6±2,08 (21,5%) 3,6 ±1,18 (1,9%) |
8 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 |
СФП (ч), в том числе на воспитание: – скоростных способностей – скоростно-силовых способностей – координационных способностей – гибкости – комплексное воспитание специальных способностей |
20,1±0,60 (10,4%) 5,0±0,25 (2,6%) 3,5±0,18 (1,8%) 4,0±0,20 (2,1%) 4,6±0,23 (2,4%) 3,0±0,15 (1,5%) |
29,2±0,87 (15,1%) 6,7±0,34 (3,5%) 5,5±0,28 (2,8%) 4,4±0,22 (2,3%) 5,3±0,27 (2,7%) 7,3±0,37 (3,8%) |
9 9.1 9.2 9.3 |
ТТП (ч), в том числе: – базовая техника (кихон) – формальные комплексы (ката) – техника спарринга (кумитэ) |
27,3±0,82 (14,1%) 16,4±0,82 (8,5%) 6,8±0,34 (3,5%) 4,1±0,21 (2,1%) |
34,7±1,04 (17,9%) 15,6±0,78 (8,0%) 10,4±0,52 (5,4%) 8,7±0,44 (4,5%) |
10 |
Среднее соотношение ОФПхСФПхТТП |
74х11х15 |
65х16х19 |
11 |
Теоретическая подготовка (ч) |
7,4±0,22 (3,8%) |
6,6±0,20 (3,4%) |
12 |
Контрольное тестирование (ч) |
4,0±0,12 (2,1%) |
4,0±0,12 (2,1%) |
Групповые занятия проводились 3 раза в неделю по 90 мин. в течение 43 недель. В этот период общее число занятий составило 129 (193,5 ч). Распределение бюджета времени по разделам подготовки проведено следующим образом: на ОФП в первый год обучения отводится 134,7±1,35 ч (69,6%), во второй год – 119,0±1,19 ч (61,5%); на СФП в первый и второй годы обучения отводится 20,1±0,60 ч (10,4%) и 29,2±0,87 ч (15,1%) соответственно; на ТТП: 27,3±0,82 ч (14,1%) и 34,7±1,04 ч (17,9%); на теоретическую подготовку: 7,4±0,22 ч (3,8%) и 6,6±0,20 ч (3,4%); на контрольное тестирование отводится по 4,0±0,12 ч (2,1%).
Среднее соотношение ОФП х СФП х ТТП в первый год тренировки составило примерно 74 х 11 х 15, во второй год – 65 х 16 х 19 [3].
Необходимо подчеркнуть, что на спортивно-оздоровительном этапе следует проводить не более одной-двух аттестаций на разряды (на пояса) в год.
В первый год обучения участие в соревнованиях не планировалось. В конце второго года обучения дети по желанию приняли участие в одном соревновании начального уровня по каратэ.
В заключение следует отметить, что постепенно возрастающая физическая нагрузка, соответствующая функциональным возможностям растущего организма, будет способствовать укреплению здоровья и повышению физической подготовленности соматически ослабленных детей.
1. Min'kov P.E. Organizaciya i postroenie trenirovochnyh zanyatiy detey 11-13 let na sportivno-ozdorovitel'nom etape v gruppah vostochnyh edinoborstv // Vestnik MGPU. Pedagogika i psihologiya. - 2018. - № 1 (43). - S. 120-127.
2. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiya cheloveka. Obschaya. Sportivnaya. Vozrastnaya [Tekst]: uchebnik. - 7-e izdanie. - M.: Sport, 2017. - 624 s.
3. Nikitushkin V.G., Min'kov P.E. Struktura i soderzhanie trenirovki na sportivno-ozdorovitel'nom etape v gruppah vostochnyh edinoborstv // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2019. - № 3 (169). - S. 237-242.