Peoples’ Friendship University of Russia
Russian Federation
employee
Belgorod, Russian Federation
employee
Russian Federation
Russian Federation
UDK 72 Архитектура
GRNTI 67.25 Районная планировка. Градостроительство
OKSO 07.09.04 Градостроительство
OKSO 07.04.04 Градостроительство
OKSO 07.03.04 Градостроительство
BBK 268 Географические науки
BBK 8511 Архитектура
TBK 8528 Градостроительство
BISAC ARC010000 Urban & Land Use Planning
BISAC JNF025260 History / Symbols, Monuments, National Parks, etc.
The problem of the development of recreational areas is the contradiction between the recreational needs of the population and the limited opportunities to use the potential of the natural framework in highly urbanized areas. It is proposed to introduce the concept of "inter-municipal natural Park" formulated by the authors into scientific circulation. The study analyses regional and local programs for integrated development of Belgorod and Shebekino districts. It is revealed that the focus is on improving transport and social infrastructure, supporting soil fertility and providing services in the field of cultural and leisure activities of the population. The primary way to manage the flow of tourists is to organize a rational system of transport services. The analysis of the existing transport infrastructure of the inter-municipal natural Park in the Shebekino and Belgorod regions is carried out. The availability of the territory for public, personal transport and pedestrians is analyzed. Five alternative routes to personal and public transport have been developed: pedestrian, bicycle, horse-drawn, motorcycle and water routes that will help to preserve the natural and ecological potential of the territory and meet the diverse needs and interests of recreationists at the local, municipal and regional levels.
recreational areas, natural park, transport infrastructure, tourist route, geoinformation technologies, accessibility isochrones
В современном мире с высокими темпами урбанизации природные парки и зелёные пространства приобретают стратегическое значение [9]. Создание межмуниципального природного парка в Белгородском и Шебекинском районах Белгородской области позволит решит одну из актуальных современных задач — формирование наиболее прогрессивной формы рационального природопользования и охраны природы. Теоретическую базу исследования сформировали труды, посвященные анализу состояния и оценке природно-ландшафтного потенциала и водно-рекреационных ресурсов Белгородской области (Дегтярь, О. И. Григорьева, Р. Ю. Татаринцев, М.Е. Комарова, Е.А. Пендюрин, Е.В. Харьковская, Е.А. Белецкая) [2]; изучению экологического каркаса (Е.А. Стаценко, Д.З. Гриднева); формированию территорий рекреационно-туристического назначения в малых и средних городах Белгородской области (М.В. Перькова, Е.И. Крушельницкая) [6]; построению изохрон транспортной доступности средствами GRASS и GIS QGIS [1]. В основе разработки системы транспортного обслуживания рассматриваемой территории лежат идеи транспортно-ориентированного развития, в основе которого лежит максимально эффективное использование территории вблизи транспортного узла [3].
Проблема развития рекреационных территорий на рассматриваемой территории заключается в противоречии между рекреационными потребностями населения и ограниченными возможностями использования потенциала природного каркаса Белгородского и Шебекинского районов. Рассматриваемая территория высокоурбанизирована, существуют неконтролируемые маршруты рекреантов. Анализ региональных и местных программ комплексного развития территорий Белгородского и Шебекинского районов показал, что акцент при развитии территорий делается на совершенствовании транспортной и социальной инфраструктуры, поддержке почвенного плодородия в рамках концепции областного проекта «Зеленая столица» (на 2017 – 2020 годы) и оказании услуг в сфере культурно-досуговой деятельности населения. Это дает основание разработать предложения по созданию непрерывной озелененной территории с целью укрепления природного каркаса, разрешения противоречий между потребностями населения в развитой рекреационной инфраструктуре и сохранением экологического равновесия и биоразнообразия на территории (рис. 1).
Предлагается ввести понятие «межмуниципальный природный парк» как непрерывно озелененная территория с различной функциональной и рекреационной нагрузкой.
Территория Белгородского и Шебекинского муниципальных районов характеризуется достаточно высоким уровнем урбанизации, при этом здесь стоит отметить очень богатый природный потенциал, наличие в границах Шебекинского района наибольших в Белгородской области облесенных территорий и водных пространств.
Основным способом управления потоками отдыхающих является организация рациональной системы транспортного обслуживания. В исследовании предлагается проанализировать доступность территории для общественного, личного транспорта и пешеходов, предложить мероприятия по оптимизации транспортной доступности объектов отдыха и туризма, а также предложить различные виды маршрутного туризма. Эти мероприятия позволят обеспечить разнообразные потребности населения в отдыхе и туризме.
Пользователями рассматриваемой территории являются население муниципальных районов и области (согласно планируемым уровням объектов рекреации и туризма) и гости региона. В концепции развития мультипарка были проанализированы существующие объекты отдыха населения и предложены новые места отдыха для населения Белгородского и Шебекинского районов. Проектируемые объекты рекреационной инфраструктуры были ранжированы: областного значения, муниципального и местного значения. (рис.2).
В ходе изучения транспортной инфраструктуры территории Белгородского и Шебекинского районов были проанализированы схемы личного и общественного транспорта и выявлены проблемы доступа к проектируемым объектам отдыха и туризма. Для оценки транспортной доступности рекреационных объектов на личном и общественном транспорте наиболее рационально использовать геоинформационные системы. Геоинформационный анализ предполагает использование карты рассматриваемого района с использованием общедоступного ресурса OpenStreetMap, что дает возможность получить ряд исходных данных. На карты наносятся все маршруты движения на личном или общественном транспорте с их характеристиками. Далее осуществляется построение изохрон при максимально разрешенной скорости движения личного или общественного транспорта на соответствующих участках улично-дорожной сети (УДС). Технология построения изохрон доступными средствами описана в работе «Построение изохрон транспортной доступности средствами GRASS и GIS QGIS» [1]. Полученные изохроны характеризуют максимальный охват при часовой доступности и максимально разрешенной скорости движения и нуждаются в корректировке с точки зрения реальных скоростей движения, например, на маршруте общественного транспорта. Такую корректировку можно внести при помощи задания реальных скоростей на ребрах графа сети дорог. Реальные скорости можно получить, используя данные телематических систем спутниковой навигации (РНИС ГЛОНАСС) или используя свободно распространяемые программные продукты, используемые в различных «гаджетах». Пример построения изохрон доступности на личном и общественном транспорте приведен на рис. 4 – 7.
Дорожную сеть территории можно охарактеризовать как достаточно плотную, включающую в себя как дороги с покрытием, так и без покрытия. Основные магистрали имеют меридиональное расположение. Транспортными осями являются магистрали, соединяющие Белгород и Шебекино, Шебекино и Сурково. Кроме того, мощное развитие получила магистраль, уходящая от Белгорода на юг, в связи развитием вдоль нее индивидуального жилого сектора.
При анализе передвижения туристов на личном транспорте было выявлено недостаточное количество парковочных мест близ крупных новых рекреационных объектов. Так, при проектировании нового белгородского зоопарка не был учтен достаточно большой поток посетителей из других областей. Такие же проблемы выявляются и в Пикник-парке в Соломино [7, 8].
Таким образом, проектирование дополнительных парковочных пространств необходимо при проектировании межмуниципального парка. Кроме того, парковочные места предусматриваются проектом в местах расположения новых пунктов проката велосипедов в точках старта велосипедных маршрутов. Данные маршруты разработаны с целью предоставления возможности посещения местных достопримечательностей, а также уменьшения влияния автомобилей на природный каркас территории межрайонного парка. Существующая сеть велосипедных маршрутов охватывает лишь близлежащие к Белгороду территории, проложенных вдоль главных магистралей через озелененные территории с целью изоляции от автомобильных потоков. Проектируемые маршруты проложены по Шебекинскому району вне населенных пунктов по грунтовым дорогам.
Для анализа доступности общественного транспорта с точки зрения остановочных комплексов использована аналогичная технология геоинформационного анализа. При этом берется классический размер охвата территории – 500-метровая пешеходная доступность. В ГИС она реализуется при помощи построения окружностей соответствующего диаметра вокруг остановок. Пример построения изохрон пешеходной доступности рекреационных объектов местного значения в г. Шебекино показан
на рис. 8 – 9.
Таким образом, на карте определяются укрупненные зоны, где обслуживание населения общественным транспортом или пешеходная доступность не реализованы, т. е. нет комфортной среды для рекреантов с разнообразными интересами.
В целом, структуру сети общественного транспорта можно охарактеризовать как лучевую с основным центром в городе Белгороде и дополнительным в городе Шебекино, являющимся главной точкой притяжения межрайонного парка. Началом маршрутов общественного транспорта из Белгорода являются две точки: остановка Энергомаш (Западный район, северная часть города), откуда берут начало маршруты южного направления (Дубовое, Таврово, Никольское), и Железнодорожный вокзал (Восточный район, центральная часть города), откуда берут начало маршруты в направлении Шебекино. Началом маршрутов из Шебекино является автостанция, откуда берут начало маршруты в населенные пункты Шебекинского района. В связи с большим скоплением рекреационных объектов вблизи поселка Разумное Белгородского района вдоль водохранилища и села Новая Таволжанка Шебекинского района требуется усиление транспортных связей этих территорий с административными центрами районов путем организации маршрутов общественного транспорта [8].
Наличие объектов историко-культурного значения также дают возможность предложить несколько видов маршрутов: историко-познавательный, паломнический туристический, сельский туристический и экологический маршруты. Разработка и реализация стратегии развития отдыха и туризма в Белгородском и Шебекинском муниципальных районах Белгородской области на основе имеющегося туристско-рекреационного потенциала будет способствовать повышению качества жизни населения и инвестиционной привлекательности региона.
Для развития прогулочного и парусного спорта большим потенциалом обладают наиболее крупные водохранилища области – Старооскольское и Белгородское. Внутренние водоемы достаточно широко применяются в туристской индустрии и развивают отдых вблизи водоема. Помимо развития сухопутных маршрутов есть возможность усилить популярность водных, таких как сплав на байдарках и резиновых лодках. Такой активный вид отдыха набирает всё большую популярность. Существующий маршрут сплава по реке Нежеголь занимает один день, начинается в селе Ржевка, имеет две остановки, одна из них близ Храма иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте и заканчивается у впадения Нежеголя в Северский Донец. Кроме того, рассматривается возможность развития водного сообщения в летний период между Пикник-парком и планируемым на противоположном берегу парком «12 месяцев» с помощью хаусбота «Белгородец», который на данный момент совершает только круговые прогулки с началом и концом маршрута в одной точке в Пикник-парке (рис. 10).
Рельеф Белгородской области позволяет проложить несколько мотобайковых маршрутов, которые будут интересны любителям экстрима. Наличие овражно-балочной сети может положительно сказаться на развитии данного вида транспорта. Данный вид перемещения позволяет сэкономить значительную сумму денег, которая потребовалась бы для оплаты такси или общественного транспорта при передвижении по природному парку и расположенных на его территории историко-культурных и природных мест.
На изучаемой территории существует два крупных конно-спортивных клуба, что позволяет разработать гужевые маршруты. Расходы на гужевой транспорт гораздо ниже, чем на автомобильный. Также, в настоящее время, верховая езда становится все более популярной у людей разных возрастных категорий и завоевывает поклонников как один из видов активного отдыха. Один из маршрутов разработан с учетом расположения в лесном массиве Сосновка Белгородского района конно-спортивного клуба «Белогорье». Данный маршрут пролегает вдоль берега Белгородского водохранилища, тропа проходит сквозь хвойный лес, что делает прогулку оздоровительной. Второй конно-спортивный клуб «Держава» находится в селе Стрелица Вторая Шебекинского района, что позволяет организовать конные прогулки вдоль значимых рекреационных объектов в северной части рассматриваемой территории.
Во всем мире значительной популярностью пользуется пеший туризм (треккинг) как вид физических тренировок. Развивающаяся популярность скандинавской ходьбы, здорового образа жизни и пешего туризма позволяет предположить, что спроектированная сеть пешеходных маршрутов, проходящих в основном по грунтовым дорогам вдали от основных магистралей, будет популярна у посетителей межмуниципального парка. Маршруты проходят через хвойный массив вдоль водохранилища, рядом с заповедными местами и ареалами реликтовых деревьев. Разработанные маршруты имеют разную протяженность и позволяют передвигаться пешком как самостоятельно, так и группами. Пеший туризм позволит рассмотреть особенности ландшафтов, исторические достопримечательности и памятники природы. Целью организации пеших маршрутов является организация и контроль за передвижением отдыхающих (рис. 11).
Проведенный анализ транспортной инфраструктуры межмуниципального районного парка позволяет утверждать, что территория имеет централизованную структуру личного и общественного транспорта. Существующие объекты рекреационной инфраструктуры на рассматриваемой территории в своем большинстве имеют удовлетворительную доступность на личном транспорте. Маршруты общественного транспорта нуждаются в оптимизации путем корректировки интервалов движения к объектам рекреации местного и муниципального уровней в весенне-летний период времени и организации дополнительных остановок общественного транспорта.
С целью укрепления природного каркаса территории рекомендуется развитие альтернативных способов передвижения. В целом, планирование туристских маршрутов позволит сформировать дополнительные коммуникации, контролировать передвижения рекреантов и рекреационные нагрузки в зависимости от различных типов природных комплексов и функционально-ландшафтных систем [5]. На территории Белгородского и Шебекинского муниципальных районов возможна успешная реализация разработанных авторами различных туристических маршрутов для разнообразных интересов и потребностей населения: велосипедный, гужевой, пешеходный, мотобайковый и водный.
1. Glushchenko Ye.I., Kharuzin V.E., Borovskoy A.Ye. Construction of transport accessibility isochrones using GRASS, GIS and QGIS [Postroyeniye izokhron transportnoy dostupnosti sredstvami GRASS, GIS i QGIS]. Materialy X Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000834 (data obrashcheniya: 21.01.2020 ) (rus)
2. Degtyar A.V., Grigor'yeva O.I., Tatarintsev R.Yu. Ecology of the White Mountains in numbers [Ekologiya Belogor'ya v tsifrakh: monografiya]. Belgorod: Konstanta, 2016. 122 p. (rus)
3. Ivankina N.A., Perkova M.V. The concept of a new urbanism: prerequisites for development and basic principles [Kontseptsiya novogo urbanizma: predposylki razvitiya i osnovnyye polozheniya]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2018. No. 8. Pp. 75-84. (rus)
4. Krasnokutskaya N.V. Determination of environmental stresses on the Yadasen Island nature monument [Opredeleniye ekologicheskikh nagruzok na pamyatnik prirody «Ostrov Yadasen»]. Amurskiy nauchnyy vestnik. 2015. No. 3. Pp. 35-43. (rus)
5. Kolesnikov S.I. Environmental regulation of anthropogenic pressure on ecosystems. [Ekologicheskoye normirovaniye antropogennoy nagruzki na ekosistemy]. Minsk, 2010. Rezhim dostupa: http://clck.yandex.ru/redir. 22 (rus)
6. Krushelnitskaya Ye.I., Perkova M.V. The formation of territories of recreational and tourist destination in small and medium-sized cities of the Belgorod region. [Formirovaniye territoriy rekreatsionno-turisticheskogo naznacheniya v malykh i srednikh gorodakh Belgorodskoy oblasti]. Goroda Rossii: problemy stroitel'stva, inzhenernogo obespecheniya, blagoustroystva i ekologii sbornik statey XVI Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. Pod redaktsiyey Selezneva V.A., Lushkina I.A.. 2014. Pp. 44-48. (rus)
7. Perkova M.V. Urban development of the regional settlement system and its elements [Gradostroitel'noye razvitiye regional'noy sistemy rasseleniya i yeye elementov]: dis…d. arkhitektury 05.23.22. Sankt-Peterburg, 2019. 384 p. (rus)
8. Perkova M.V. Methodology for identifying and resolving urban development contradictions at the regional level [Metodika vyyavleniya i razresheniya gradostroitel'nykh protivorechiy razvitiya na regional'nom urovne]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2018. No. 4. Pp. 62-71. (rus)
9. Sidorova N.V. [Printsipy organizatsii transportnogo obsluzhivaniya prirodnykh parkov]:. dis…k.t.n. 18.00.04. Kiyev, 1984. 167 p. (rus)