Russian Federation
When studying public administration on the ground cannot be limited only to local government in municipal law. Metro areas in Russia and the larger territorial public groups in foreign countries are not, strictly speaking, the "municipalities". This governmental regional education some other kind. Therefore in European continental system (Russia still closer to the Anglo-Saxon system) in such entities, "on the ground" have not only elected bodies (both at the grass-roots level), but also by top officials of the general competence (their bodies). Although they are concerned with public values or values of constituent entity of the Federation, they do so at the local level, manage, resolve issues "on the ground". All this is somehow out of our attention (while in Moscow in municipalities (grassroots units) are also appointed by the Council, in the areas of St. Petersburg (regional unit) - appointed heads of districts, bringing together a total of 110 local municipalities). They work closely with the elected bodies in foreign countries, especially with the President of the Council (the local executive power) regional public education. Therefore, true understanding of local government in such regional sui generis municipal entities, as well as in the municipalities of the grass-roots level, (and the community) can only be achieved by studying the local governance in general. Course of municipal law too narrow. It could teach more broadly as "local public administration and self-administration".
Public administration, local government, municipal self-government.
Принципы местного самоуправления одинаковы в унитарных и федеративных государствах, но в унитарных государствах с автономными территориальными образованиями, т. е. в "сложных унитарных государствах" (например, Дания, Никарагуа или Узбекистан) есть свои особенности. В цепочке связей "государство – муниципальное образование" (а такие связи при самом развитом местном самоуправлении никто не отрицает) возникает промежуточный элемент – территориальная автономия. В некоторых странах (например, в Испании) это ведет к дополнительным проблемам. В России таких автономий нет, и эти осложнения мы можем оставить в стороне.
В федеративных государствах, в том числе в России, вопросы местного самоуправления приходится решать несколько иначе, чем в простом унитарном государстве, а именно с учетом другой триады отношений: муниципальное образование – субъект федерации (местное самоуправление традиционно считается объектом его детального регулирования) – государство. Эта триада в федерациях континентальной Европы несколько иная, чем в англосаксонских странах (Австралии, Канаде или США). При континентальной системе «на местах», а именно в региональных территориальных публичных коллективах (выше общинного, низового звена) помимо избранных органов есть назначенные «сверху» должностные лица общей компетенции со своими органами публичной власти, чего в принципе нет при англосаксонской системе, но независимо от этого публично-властные отношения триады в любых федерациях есть всегда. Существует местное самоуправление, а также государственное управление и управление субъекта федерации «на местах».
Между тем в российской и зарубежной литературе внимание обычно сосредоточено только на муниципальном образовании, организации и реализации его публичной власти. Иногда складывается представление, что на территории муниципального образования действует только одна публичная власть - местное самоуправление. Такой разрыв в местной деятельности муниципальной публичной власти, государственной власти и публичной государствоподобной власти субъекта федерации на территориях муниципальных образований находит свое выражение как в российской науке и подходах к преподаванию (в курсе муниципального права), так и в зарубежных изданиях, где местное самоуправление обычно кратко рассматривается в курсе административного права. Правда, в России упоминается лишь о разграничении полномочий федерации, ее субъектов и муниципальных образований в сфере местного самоуправления.
1. Bradley A. W., Ewing K. D. Constitutional and Administrative Law. 15th ed. L., 2011.
2. Gicquel J., Gicquel J.-É. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25e éd. P., 2011.
3. Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im öffentlichen Recht. 18. Auflage. Hamburg, 2010.