Defining introduction of the Federal State Educational Standards (FSES) of General Education as the innovative project directed on achievement of qualitatively new level of development of education system, the author considers examination of the main educational program (MEP) of the educational organization of the maingeneral education levelas the effective instrument of ensuring dynamic management of educational system development. The article describes technique and results of carrying out examination of MEP, as well as technique of organization of self-audit of an educational organization readiness to transition to FSES of the main general education which is previous to MEP examination procedure and an integral part of the problem-oriented analysis of aneducational system condition. Application of the offered tools on the basis of analytical data on current state of educational system allows building the forecast of its development, revealingreference points and defining the main vectors of administrative activity.
Federal State Educational Standards of General Education, main educational program, examination, self-audit of an educational organization readiness to transition to FSES of the main general education, advancing management, instrument of management.
Кризис школьного образования заключается в том, что оно перестало удовлетворять запросам современного общества. Разработка и утверждение новых образовательных стандартов стали естественной реакцией государственной образовательной политики на сложившуюся кризисную ситуацию и реализацией стремления выйти из нее. Взятый ориентир на демократизацию системы образования законодательно закреплен принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с указанными документами школе, именуемой с момента вступления в силу нового закона (с 1 сентября 2013 г.) «образовательной организацией», предоставляется возможность и право для обеспечения вариативности содержания образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Реализовать такую возможность образовательная организация может через принятие основной образовательной программы, разрабатываемой для каждого уровня общего образования.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) осуществляется стремительно. В Распоряжении Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 5 ноября 2011 г. № 2180-р) приведен план-график поэтапного перехода на ФГОС ОО, в котором школьным командам рекомендуется не следовать за естественным ростом учащихся, начавших обучение в 2011 г. в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а планировать важные направления деятельности, связанные с переходом на ФГОС основного и среднего общего образования (повышение квалификации и аттестация педагогов, приведение в адекватное состояние материальнотехнических, финансовых, информационных ресурсов и т.п.), и по мере готовности осуществлять указанный переход.
1. Primernaya osnovnaya obrazovatel´naya programma nachal´nogo obshchego obrazovaniya [Approximate basic educational program primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. (In Russian)
2. Savinov E.S. Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma obrazovatel’nogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola [Approximate basic educational program of the educational institution. Basic school]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 342 p. (In Russian)
3. Samoaudit gotovnosti [Samoaudit readiness]. (2014). Available at: http://www.niiso.ru/struktura/?596 (Accessed 14 May 2014).
4. Federal’nye gosudarstvennye standarty obshchego srednego obrazovaniya [The federal government standards of general secondary education]. Available at: http://www.edu.ru (Accessed 14 May 2014).
5. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard primary education]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 30 p.