employee
Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The introduction actualizes the urgent need to reform the system of departmental education of the Ministry of internal Affairs of Russia, implemented both in structural and organizational tasks and in content. The purpose of this article is to substantiate professional training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia from the position of axiological, practice – oriented and competence-based pedagogical approaches. In the main part of the article, the restructuring of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is presented as the need to optimize them, which directly affects the increase in the level of efficiency of professional training of police officers. It is noted that the use of educational systems based on competence-based, axiological, practice-oriented approaches in the educational process of departmental educational organizations contributes to solving the problem of unprofessionalism, and as a consequence, the problem of the quality of professional training of police officers. A specific example of a pedagogical system for the formation of professional values for cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is given. And the article discusses also an example of a practice-oriented approach in training of specialists for the juvenile divisions of the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot within the complex (multi-step) practice. The results of the analytical study showed the significant importance of modern pedagogical approaches in the professional training of law enforcement officers in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. The article concludes a general conclusion based on the results of the analytical examination.
reforming the education system of the Ministry of internal Affairs of Russia, professional training, employees of internal Affairs bodies, competence approach, axiological approach, practice-oriented approach, professional value setting
Актуальность.
В начале двухтысячных годов криминогенная обстановка в России оставалась сложной. Существующие социально-экономические факторы, такие как спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, (примерно 10%), снижение уровня доходов и расходов населения, девальвация ценностных ориентиров законопослушного поведения и семейных ценностей, оказывали побуждающее воздействие, подталкивали людей к совершению правонарушений и преступлений. Так, в 2003г. всего зарегистрировано преступлений 2756,4 тысяч, преступлений террористического характера - 8664 (раскрыто 1193), преступлений совершенных несовершеннолетними – 145577, в 2007г. преступлений совершенных сотрудниками ОВД -5180 [1, 4, 12].
Цель статьи – обосновать профессиональную подготовку обучающихся (курсантов, слушателей, сотрудников правоохранительных органов) в образовательных организациях МВД России с позиции аксиологического, практико-ориентированного и компетентностного подходов.
Методы исследования, которые были использованы в процессе работы, условно мы раздели на две группы: эмпирические и теоретические. Среди эмпирических методов педагогического исследования наиболее продуктивными оказались: изучение опыта, изучение документов, прослеживание динамики ведомственного образования. Из группы теоретических методов педагогического исследования мы применяли методы-операции, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение информационного материала.
Анализ исследуемой проблемы. Приведенные во введении статистические показатели по сведениям МВД России, демонстрирующие в тот период высокий уровень общей преступности, преступности несовершеннолетних, появление новых видов преступлений и значительный уровень преступности среди сотрудников правоохранительных органов, потребовали существенных изменений в подготовке кадров МВД России. Прежде всего, это переструктурирование всей системы ведомственных образовательных организаций. Важнейшее значение имело перенаправление вектора образовательного процесса системы МВД России в сторону современных педагогических подходов аксиологического, компетентностного, практико-ориентированного [3, 9, 8].
Таким образом, реализация крупномасштабной реформы МВД России осуществлялась в следующих направлениях: внедрение новых принципов профессиональной деятельности; корректировка ценностных ориентиров профессиональной деятельности; реформирование ВУЗов МВД России; организационно-содержательные изменения профессиональной подготовки полицейских кадров в соответствии с требованиями времени [3, 5, 7, 8, 9].
При этом под системой подготовки кадров для органов внутренних дел РФ понимается целостная многоуровневая совокупность элементов непрерывной многопрофильной подготовки как граждан, впервые поступивших на службу, так и сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций, подразделений МВД России, представленных, ведомственными организациями различного типа и вида, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивающую потребность в кадрах, соответствующих современным и прогнозируемым условиям среды функционирования ОВД РФ [3, 5, 6, 7, 8].
Реформирование системы образования МВД России включало реализацию 6-ти основных задач.
При реализации первой задачи в целях осуществления мероприятий по оптимизации образовательных организаций МВД России были ликвидированы три образовательные организации, 9 филиалов, 46 центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России. Так, сегодня в системе МВД РФ функционируют 29 образовательных организаций, среди них 4 академии, 3 университета, 11 институтов, 2 института повышения квалификации, 61 центр профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, 6 суворовских военных училищ, 1 кадетский корпус, 2 школы подготовки специалистов-кинологов.
В рамках выполнения второй задачи следует отметить, что входящие в состав системы подготовки кадров для ОВД РФ образовательные организации реализуют все виды образовательных программ. Общее образование, основное и среднее реализует кадетский корпус МВД России и суворовские военные училища МВД России соответственно. За три года обучения почти 1000 суворовцы осваивают образовательные программы среднего общего образования. Процент выпускников, поступивших в ведомственные образовательные организации за последние три года вырос почти в два раза, что свидетельствует о качестве профориентационной работы. Среднее профессиональное образование реализуется в образовательных организациях высшего образования МВД России в заочной форме по направлению подготовки 40.02.02 Правоохранительная деятельность. Образовательные организации МВД России реализуют три уровня высшего образования - «Бакалавриат» (5 направлений), «Специалитет» (13), «Магистратура» (4), подготовка научно-педагогических кадров (9). Так, например, Академия управления МВД России ежегодно выпускает до 300 руководителей-магистров.
Необходимость решения третьей задачи, связанной с подготовкой компетентных сотрудников и развитием у них профессионально ценностных установок [8, 9], обоснована следующими позициями. В начале 2000-х годов в России обострилась проблема снижения уровня профессионализма специалистов в сфере охраны права и порядка. По данным социологических исследований 63% граждан не доверяли полиции, 73% - чувствовали себя незащищенными [1, 2, 9]. В ряду разнообразных причин подобных явлений особо выделяется причина пересмотра основополагающих ценностей, утвердившихся ранее в общественном сознании. И, многие ученые-педагогики (А.В.Буданов, В.Я.Кикоть, Н.В.Сердюк, А.М.Столяренко и др.) справедливо полагают, что случаи непрофессионализма полицейских обусловлены тем, что при их подготовке не уделяется должного внимания развитию ценностной сферы личности [3, 5, 6, 7, 9].
Именно поэтому подготовка будущих сотрудников ОВД сегодня базируется на аксиологическом подходе. Цель обучения: формирование ценностной сферы обучающихся образовательных организаций МВД России. Разработка педагогических систем, в основе которых лежит аксиологический подход к обучению способствует решению проблемы непрофессионализма. Так, например, педагогическая система формирования профессионально-ценностных установок у обучающихся образовательных организаций МВД России нацелена на подготовку сотрудников характеризующихся внутренней готовностью к осуществлению правоохранительной деятельности с ориентацией на ее эффективность, идеал, нормы и эталоны должного в профессиональном поведении. Ее проектирование включает анализ затруднений возникающих в профессиональной деятельности у сотрудников ОВД, для преодоления которых определен состав ценностных установок. В соответствии с составом ценностных установок выявлена совокупность профессиональных компетенций, а в соответствии с ними осуществляется отбор содержания и инструментария обучения [9].
В этой педагогической системе выделены 7 компонентов: структурно-образующий - представляет структуру профессиональной деятельности по конкретной специальности; целеполагающий - подразумевает обоснованные в рамках каждого вида деятельности профессиональные ценностные установки сотрудника правоохранительной деятельности, как цели обучения; моделирующий компонент предполагает совокупность профессиональных компетенций, определяющих готовность полицейского к осуществлению профессиональной деятельности с ориентацией на заданные ее профессиональные ценностные установки; проектирующий - представляет содержание и методы обучения, принципы организации деятельности курсантов, спроектированные педагогом в соответствии с компетенциями; организационный - содержание деятельности педагога на различных этапах обучения в соответствии с принципами организации; рефлексивно-оценочный - включает критерии и показатели оценки эффективности педагогической системы посредством отслеживания динамики сформированности профессиональных ценностных установок у курсанта; коррекционный - предполагает коррекционный педагогический инструментарий [9].
Экспериментальное исследование (1997-2013 гг.) позволило выявить коэффициент эффективности педагогической системы нацеленной на формирование профессиональных ценностных установок у курсантов образовательных организаций МВД России, который оказался равным 1,193797, (больше 1), с доверительной вероятностью α = 0,9 и с учетом того, что границы доверительных интервалов, не перекрываются (верхняя граница контрольных групп - 3,2952; нижняя граница экспериментальных групп - 3,6438). Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали в пользу предложенной педагогической системы [10].
Таким образом, использующиеся в обучении сотрудников ОВД РФ, педагогические системы, основанные на аксиологическом подходе, содержательно наполнены представлениями о высших моральных ценностях (гуманизм, законность, справедливость, толерантность), упомянутыми в ведомственных документах МВД России обеспечивают развитие у сотрудников ценностной сферы личности, способствуют решению проблем подготовки ценностно-ориентированной, профессионально-компетентной личности полицейского, готового к результативному взаимодействию с гражданами.
В рамках решения четвертой задачи, относительно расширения системы образовательных организаций ДПО МВД России, модернизирована система профессиональной (первоначальной) подготовки и Центры профессиональной подготовки территориальных органов МВД России, передали свои функции образовательным организациям МВД России. ДПО образование осуществляется по программам профессиональной подготовки сотрудников ОВД (первоначальная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).
Расширение системы образовательных организаций ДПП, а сегодня оно составляет более трети, позволило, лучшим практикам, имеющим опыт управленческой и оперативно-служебной деятельности пополнить коллективы образовательных организаций МВД России. Результатом этого стало новая модель практико-ориентированного профессионального обучения, максимально приближенного к потребностям территориальных органов.
Так, например, ДПО руководителей ОВД по ДПП в Академии управления МВД России ежегодно выпускается свыше 2000 выпускников из Федерального кадрового резерва, резерва номенклатуры МВД РФ. Кроме того осуществляется очное повышение квалификации, Дистанционное повышение квалификации, повышение квалификации в форме стажировки, повышение квалификации иностранных слушателей.
В процессе выполнения пятой реформационной задачи были выделены специализирующие направления всех ведомственных образовательных организаций, что способствовала более глубокому изучению и разработке, как научных оснований, так и практических рекомендаций. В частности, сегодня Академия управления МВД России профилируется на подготовке руководящих кадров для системы ОВД; Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя – на подготовке специалистов в области информационной безопасности и в области педагогики и психологии девиантного поведения.
Приоритет профиля образовательной организации не исключает, а предусматривает подготовку кадров по другим специальностям с учетом потребностей комплектующих территориальных органов. Кроме того, профилизация образовательных организаций позволила усилить практическую ориентацию обучения в части установления более тесной взаимосвязи, взаимодействия, сотрудничества с практическими органами, организациями, подразделениями МВД России и сторонними организациями.
Так, например, в Московском университете МВД России имени В.Я.Кикотя подготовка специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) предусматривает комплексную практику, непрерывный поэтапный процесс ввода курсантов, будущих инспекторов ПДН, в работу с объектом профессиональной деятельности [11]. Соответственно структура учебной практики представляет собой совокупность логически выстроенных элементов. На втором курсе обучающиеся знакомятся с педагогической деятельностью социального педагога образовательных организаций, в которых обучаются, большей частью, несовершеннолетние без поведенческих отклонений. На третьем курсе объектом практики курсантов становятся несовершеннолетние с отклонениями в поведении. Практика проходит в Центре содействия семейному воспитанию, в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. На четвертом курсе практика предполагает социально-педагогическое взаимодействие курсантов с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, и проходит на площадках Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и др. На пятом курсе, логическое построение учебной практики завершается полномасштабной стажировкой в подразделениях ПДН.
И, наконец, решение шестой задачи, позволило учесть кадровые потребности территориальных ОВД. Сегодня поступление в образовательные организации МВД России осуществляется по двум видам набора. По целевому набору кандидат на обучение получает направление в кадрах ОВД, что обязывает выпускника прослужить в этом ОВД не менее 5 лет. Подобный вид набора позволяет спрогнозировать и спланировать кадровый потенциал территориальных ОВД. По прямому набору кандидат на обучение самостоятельно подает заявление в образовательную организацию МВД России и по ее окончанию, направляется на службу в любой регион. Такой вид набора помогает устранить, образовавшиеся пробелы целевого набора.
Выводы.
Таким образом, сложившаяся многопрофильная и многоуровневая структура образовательной системы МВД России, с одной стороны, и усиление аксиологической, практико-ориентированной составляющей в образовательном процессе, с другой стороны, позволила повысить эффективность подготовки кадров ОВД РФ. Реализация поставленных задач привела к снижению уровня преступности. Так, в 2018 г. зарегистрировано в сравнении с 2003 годом меньше почти на 800 000 преступлений, преступлений террористического характера было совершено меньше приблизительно в 5 раз, причем их раскрываемость повысилась более чем в 3 раза. Несовершеннолетние совершили меньше преступлений почти в 4 раза, а сотрудники правоохранительных органов в 2 раза [4, 12].
1. Varygin A. N. on crime of employees of internal Affairs bodies and its tendencies // Bulletin of the Kazan law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia No. 1 (11) - 2013. - pp. 21-25. (Russia)
2. Gimpelson, V. E. police trust: cross-country analysis: WP3 Preprint / 2012/05 / V. E. Gimpelson, G. A. Monusova-M .: Ed. house of the Higher school of Economics Publ., 2012. - 53 p. (Russia)
3. Personal-developing environment of continuous education of employees of internal Affairs bodies: a Collective monograph / edited By N. V. Pavlichenko, N. V. Khodyakova. Volgograd, 2018. (Russia)
4. Reports the MIAC Ministry of internal Affairs of the Russian Federation "On Violations of law and crimes committed by officials of internal Affairs bodies" of the form NZ for 1989-2010 years.
5. Pedagogy in the activities of the head of the Department of interior: textbook / under the editorship of Professor A. A. Budanov. - Moscow: Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013. (Russia)
6. Applied legal pedagogy in internal Affairs agencies: textbook / edited by V. J. Kikot, A. M. Stolyarenko - Moscow: YUNITI-DANA Publ., 2017. - 512 p. (Russia)
7. Serdyuk N. V. Pedagogy of understanding in internal Affairs bodies: textbook. - Moscow, AU MVD of Russia, 2013. (Russia)
8. Sklyarenko I. S., Marinovskaya I. D., Kalinkina T. V. Competence approach to professional and personal qualities of a lawyer graduate / State service and personnel No. 4, 2018. - pp. 240-245. (Russia)
9. Sklyarenko, I. S. Formation of values of professional communication among law enforcement officers: Monograph. Ussuriysk: ugpi, 2009. (Russia)
10. Sklyarenko, I. S. Experimental research on the formation of values of professional communication among cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia / I. S. Sklyarenko // Psychopedagogics in law enforcement agencies. - 2016. - No. 1. - pp. 18-22. (Russia)
11. Tanicheva ED, Nikitskaya EA the Role of educational practice in the training of future social teachers in the Higher education system of the Ministry of internal Affairs of Russia: collection of scientific articles / Materials of the XI international student scientific conference "Student scientific forum 2019 "// Scientific review No. 3, 2019. - pp. 123-126. (Russia)
12. https: //mvd.rf/Deljatelnost/statistics.