from 01.01.2018 until now
g. Kazan', Kazan, Russian Federation
from 01.01.2018 until now
Kazan cooperative Institute (branch) Russian University of cooperation (Department of Economics and innovation)
from 01.01.2018 until now
g. Bugul'ma, Kazan, Russian Federation
from 01.01.2017 to 01.01.2020
g. Kazan', Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
OKSO 38.03.02 Менеджмент
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS083000 Information Management
The term "digital economy" was coined by Nicholas Negroponte in 1995.this concept includes the development of digital technologies, acceleration of scientific and technological progress, and changes in the communication paradigm. The demassification of production, the need for continuous innovation, and the transition to horizontal relationships within the organization lead to one of the largest economic revolutions of recent times. The transition of society to the digital economy determines the transformation of the management mechanism of consumer cooperation organizations in order to ensure their competitiveness in the current and long-term perspective. The use of the latest technologies, based on traditional cooperative values, opens up wide opportunities for the formation and active development of a new generation of cooperation.
consumer cooperation, digital economy, management, transformation, development, innovation
Переход российского общества к цифровой экономике можно смело назвать эпохой постоянных трансформаций. Изменения, требующие детального рассмотрения и моментального принятия управленческих решений, происходят на постоянной основе и оказывают значительное влияние на систему управления организациями потребительской кооперации.
Так, одними из ключевых факторов трансформации управленческой парадигмы являются рост значимости знаний и обучения, акцент на качественном образовании и непрерывном повышении квалификации. Это означает, что для успешного функционирования и повышения эффективности деятельности кооперативу требуется создавать условия для постоянного и целенаправленного развития не только организации в целом, но и каждого пайщика, совершенствования знаний и навыков членов кооператива и наемных работников. В этой связи целесообразно применять практику участия в образовательных программах, тренингах, семинарах и использования образовательных онлайн-ресурсов, вовлекать пайщиков в процессы развития и управления хозяйственной деятельностью кооператива в режиме реального времени. Также следует отметить, что наличие возможностей личностного и профессионального роста внутри кооперативной организации оказывает положительное влияние на постоянство высококвалифицированных кадров.
Формирование и развитие цифровой экономики изменяет требования к управленческому персоналу. Навык взаимодействия с информационными технологиями превращается в базовую компетенцию, необходимую для выживания кооперативной организации на рынке. В то же время способность эффективно использовать существующие технологии и осваивать новые имеет определяющее значение в таких относительно новых областях деятельности, как цифровой бизнес, интернет-маркетинг и продвинутая бизнес-аналитика. Применение перспективных цифровых технологий способствует эффективному продвижению продукции (работ, услуг) кооперативной организации, обеспечивает конструктивное взаимодействие между кооперативом и потребителями его продукции, способствует формированию грамотной и качественной стратегии работы в условиях рынка. Тем не менее следует иметь в виду большое количество программных продуктов, предназначенных для автоматизации и повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. В данной связи необходимым представляется владение навыком системного анализа и отбора программных решений, требующим не только специальных знаний в области новейших технологий, но и понимания особенностей и специфики деятельности кооперативной организации как объединения, созданного для достижения общих экономических и социальных целей пайщиков.
Наглядной иллюстрацией обоснованности данного утверждения является пример выбора оптимальной программы для ведения бухгалтерского и налогового учета кооператива. На сегодняшний день на рынке программных продуктов для бизнеса представлено множество решений для ведения бухгалтерского учета в автоматизированной форме, однако большая часть подобных программ в силу специфики информационной базы и набора предустановленных технических параметров применима лишь в коммерческих организациях, что делает затруднительным их использование некоммерческими компаниями, в том числе кооперативами. Следовательно, возникает потребность в обоснованном выборе программного продукта для ведения автоматизированного бухгалтерского учета, обладающего необходимыми возможностями конфигурации.
Демократический характер управления потребительскими кооперативами, основанный на принципе «Один пай – один голос», определяет их способность к адаптации и эффективному развитию в условиях цифровой экономики. Стремление к постоянному совершенствованию деятельности тесно связано с формированием особой организационной культуры, в которой поощряется несогласие с большинством, провозглашается открытость новым идеям и ценятся ошибки как возможность для развития. Знания признаются главной ценностью, и настраивается беспрепятственный процесс передачи знаний и информации внутри кооператива, а также со внешней средой [1, с.1718].
Существование и функционирование в конкурентных условиях обуславливает потребность внедрения кооперативом уже оформившихся на рынке инноваций и необходимость ведения собственной инновационной деятельности. Непрерывное ее осуществление требует существенных инвестиций при высоком уровне риска эффективности их освоения. Для ослабления риска рекомендуется применять специальные организационные формы осуществления инновационной деятельности [2, с.47]:
- технопарки и технополисы;
- бизнес-инкубаторы;
- венчурный фонд;
- бригадное новаторство и временные творческие коллективы или центры в рамках организации.
Эффективная интеграция кооперативной организации с государственным научным сектором, инновационными элементами системы образования и венчурными фондами позволяет получать необходимую финансовую поддержку инновационного процесса из различных источников на каждой стадии его осуществления.
Для упрощения системы учета и контроля за разработкой и внедрением инноваций основные цели и задачи инновационной деятельности кооператива целесообразно обозначить в специально разработанной целевой программе. Разработка данной программы должна осуществляться одним или несколькими пайщиками под руководством куратора программы из наблюдательного совета. Составление подобной программы предполагает установление ожидаемых целевых показателей ее исполнения, формирование сметы и расчетного отчета о движении денежных средств в рамках программы, а также разработку методики проведения контроля. Приложения к программе могут включать в себя презентационные документы, формы отчетности и т. д.
Следует добавить, что в условиях перехода к цифровой экономике управление кооперативом во многом предполагает необходимость комплексного взаимодействия с союзами и объединениями организаций потребительской кооперации, предоставляющими информационно-консультационную и организационную поддержку. В общих чертах приоритеты управления организациями ПК в «переходный период» должны включать в себя элементы обеспечения устойчивого функционирования и поступательного движения к дальнейшему развитию. В это время очень важно помнить, что период трансформации экономической системы – это не только повод для переживаний, но и наиболее удобный момент для благотворных изменений.
1. Arenkov, I. A. Transformation of the enterprise management system in the transition to the digital economy [Text]/ I. A. Arenkov/ / Russian entrepreneurship. - 2018. - Volume 19. - No. 5. - Pp. 1711-1722.
2. Nasretdinov, I. T. Economics and financial support of innovation [Text]: textbook / I. T. Nasretdinov. - Kazan: Kazan cooperative Institute (branch) of the Russian University of cooperation, 2017. - 258 p.
3. Gusarova L. V., Zhilina N. N., Shamsutdinova M. R., Zagidullina T. S. Perspective tools of strategic management of innovative development of the Republic of Tatarstan / / Scientific review. -2015. - No. 10-2. - Pp. 102-105.
4. Zhilina N. N., Magdeeva M. R. Factors affecting the economy of the region / / Materials of the international scientific and practical conference "INNOVATIVE DEVELOPMENT of the RUSSIAN ECONOMY IX". Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov. - Russian humanitarian science Foundation. - 2016. - Pp. 44-47.