Moscow, Russian Federation
In the article are compared the socio-cultural experience of urban and rural adolescents who graduate from middle school. Significant differences were found in the time spent on the network, the preferred activity and the orientation of their Internet experience (positive or negative).
Internet, socio-cultural experience, urban students, rural students
Статья подготовлена в рамках государственного задания №073-00092-19-00 на
В информационном обществе социокультурный опыт, получаемый подростками при использовании Интернета, и связанных с ним социальных технологий (социальных сетей, мессенджеров, электронных библиотек и т.д.) в значительной мере определяет личностное и социальное развитие подростка.
В статье мы более детально представляем результаты анкетирования подростков, которое проводилось на базе сетевой площадки по социальной педагогике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» (руководитель М.П. Гурьянова), в рамках фестиваля «Горизонты открытий» (руководитель В.В. Ряшина) [более обобщенные данные представлены в 9].
Взросление подростков в сельском социуме имеет свои особенности, как показал целый ряд исследований [6, 8], которые необходимо учитывать педагогам и другим специалистам, работающим с ребенком [2, 4]. Поэтому актуальным является сравнение социокультурного опыта в сети Интернет, получаемого городскими и школьниками, что и стало предметом данной статьи. Социокультурный опыт школьников 9-го класса, проживающих в городе, сравнивался с таковым у девятиклассников, проживающих в сельской местности по таким параметрам, как время, проводимое в сети, предпочитаемая активность, направленность этого опыта (положительная или негативная). Всего был опрошен 61 подросток, из них проживает в сельской местности 29 (средний возраст 15,4), в городе – 32 (средний возраст 15,1) подростка, заканчивающих 9-й класс. Обработка результатов проводилась в программе statistica 7.0 с использованием U-критерия Манна Уитни.
Особую заботу медиков, педагогов, психологов, политиков представляет собой «погруженность» подрастающих поколений в Интернет. Количество времени, проводимое подростками в виртуальной реальности, также было предметом и нашего исследования.
Согласно нашим данным, среди девятиклассников не было ни одного, кто не пользовался бы Интернетом. Однако нами выявлены статистически значимые различия между городскими и сельскими школьниками, которые отметили варианты «пользуюсь несколько раз в неделю» и «пользуюсь более 3-х часов в неделю» (р-level =0,01 и р-level =0,04, соответственно). 10,3% сельских девятиклассников «выходит» в Интернет несколько раз в неделю, городские девятиклассники не отметили этого варианта ни одного раза. А более 3-х часов в неделю проводит больше городских школьников (84,4%), чем сельских (69,0%).
То, что сельские школьники значимо реже, чем их сверстники из города, используют Интернет, можно объяснить, в первую очередь, экономическими причинами. Так, согласно данным Росстата, в городе использует выход в Интернет 79,7% домохозяйств, в то время как на селе таких домохозяйств только 67,1% [5].
Вариант ответа «1 – 2 часа в день» выбрало практически одинаковое число подростков из городской и сельской местности (18,8% и 20,7% соответственно, различия статистически незначимы). Мы можем предположить, что этот выбор мотивирован не доступностью или недоступностью для подростка выхода в Интернет (так как число городских и сельских подростков практически одинаково), а личными мотивами, личным отношением ко времени, проводимом в Интернете. Очевидно, что этот вопрос требует более детального изучения.
На что же тратят свое время девятиклассники в Интернете? Согласно нашим результатам, и городские и сельские девятиклассники наиболее часто общаются в социальных сетях, подобных ВКонтакте, Fасеbook и др. (90,6% и 100% соответственно, различия незначимы), скачивают музыку, смотрят фильмы (78,1% и 72,4% соответственно, различия незначимы), загружают и смотрят чужие фотографии (50,0% и 34,5%, различия на уровне тенденции, р-level =0,067), ищут и изучают нужную им информацию (не по школьной программе) (34,4% и 51,7% соответственно, различия на уровне тенденции, р-level =0,059).
Эти виды деятельности и самовыражения в Интернете, как показали наши данные, оказались значимы для девятиклассников независимо от их места проживания. Можно предположить, что в их основе лежат присущие этому возрасту (14–16 лет) потребности в общении, самовыражении, проявлении интересов и склонностей. Интернет предоставляет подросткам возможности для реализации всех функций общения (информационной, эмоциональной, структурирования времени и т.д.). Взаимодействие с партнерами по общению в информационном пространстве, выстраиваемое с помощью слов и символического выражения эмоционально окрашенного отношения («смайлики», «like» и пр.), помогает установлению и развитию значимых межличностных отношений, отвечающей базовой потребности возраста – потребности в интимно-личностном общении (Д.И. Фельдштейн).
Смещение друзей из реального мира в мир виртуальный зафиксировано в нашем исследовании именно для сельских подростков, обучающихся в девятом классе. Отвечая на вопрос о том, в какой среде у них больше всего позитивного опыта отношений, они поставили на первое место Интернет-среду, поставив на второе место дом, школу и группу друзей-сверстников. В то же время городские школьники больше всего позитивного опыта общения получают дома, а Интернет и школа оказались на втором месте, третье место – группа друзей сверстников.
Все остальные виды активности показывают несходство между городскими и сельскими девятиклассниками, уровень достоверности, p-level, лежит в диапазоне от 0,002 до 0, 046.
Городские девятиклассники значимо чаще играют в игры (37,5% против 17,2%), изучают иностранные языки и читают художественную литературу (по 18,8% против 3,4% соответственно), участвуют в жизни онлайн-сообществ, веб-форумов (3,1% против 0,0%). Городские школьники чаще используют мессенджеры (31,1% против 10,3%).
А сельские школьники чаще своих сверстников из города ищут информацию по школьной программе (72,4% против 46,9% городских девятиклассников).
Выявленные различия отражают, на наш взгляд, разные потребности у городских и сельских подростков, актуализирующих разную активность в Интернете.
Потребность в новых впечатлениях можно удовлетворить в Интернете, играя в игры, что чаще делают городские подростки, чем сельские. Потребность в саморазвитии, самосовершенствовании находит, на наш взгляд, реализацию в чтении книг, изучении иностранных языков, участии в жизни онлайн-сообществ, веб-форумов, которые также статистически значимо чаще выбирают городские подростки. Удовлетворению этой потребности в саморазвитии, на наш взгляд, служит и такая активность, как загружать свои и рассматривать чужие фотографии, которая на уровне тенденции отличает девятиклассников из города от их сверстников на селе.
Хотя в научной литературе и высказывалось мнение, что рассматривание фотографий актуализирует соревновательный мотив, нам трудно с этим согласиться. Фотография, на наш взгляд, является самым доступным средством создания красивого, эстетически привлекательного образа своего мира. Современные технологии автоматического редактирования фотографий позволяют практически любому человеку выразить себя через цвет, форму, игру света и тени. Сравнивая свои и чужие фотографии, оказывается возможным сделать это средство творческого самовыражения более точным, ярким, действенным.
Чтение художественной литературы, изучение иностранных языков, создание фотоколлекций объединяет также и более активный, деятельный характер по сравнению с просмотром фильмов, прослушиванием музыки и играми. Наши данные вполне согласуются с данными Т.Н. Князевой и А.В. Матюковой [6] о большей активности и инициативности у городских подростков по сравнению с их сверстниками на селе.
Однако в нашем исследовании более высокая инициативность городских девятиклассников оказалась связана с их «внешкольными» интересами. Сельские школьники продемонстрировали гораздо большую инициативность в «школьной» сфере: почти в полтора раза больше сельских школьников ищут в Интернете информацию по школьной программе.
Нам кажется обоснованным предположить, что этот вид активности для сельских школьников обусловлен не их личностными потребностями, а социальной средой. В конце 9-го класса необходимо сдать основной государственный экзамен (ОГЭ), который проверяет усвоение школьной программы. Можно предположить, что со стороны учителей сельских школ увеличивается количество заданий по школьной программе за предыдущие годы обучения, и это приводит к росту такой активности как поиск информации по школьной программе среди сельских девятиклассников.
Можно ли однозначно утверждать, что эта активность связана с познавательными потребностями подростков? С одной стороны, на уровне тенденции нами было выявлено, что сельские школьники чаще своих городских сверстников ищут и изучают нужную им информацию (не по школьной программе) (51,7% и 34,4% соответственно). Это говорит в пользу познавательной потребности, но необходимы более детальные исследования.
С предпочитаемыми видами активности в Интернете вполне согласуется и оценка нашими респондентами своего социокультурного опыта в сети.
Для 84,4% и 93,1% городских и сельских школьников соответственно позитивный опыт в Интернете связан с общением (различия не достигают статистической значимости). На Интернет как на средство расслабления, место отдыха указало 25,0% городских школьников по сравнению с 10,3% школьников, проживающих на селе (различия значимы, р-level =0,04). Также положительно оценивают наши респонденты Интернет как источник информации, большую библиотеку (50,0% городских и 62,1% сельских школьников, различия на уровне достоверности, р-level=0,071), как источник культурного досуга в виде музыки и фильмов (81,3% и 93,1%, различия незначимы).
Наиболее тревожный результат, полученный нами, относится к категории «негативный опыт, полученный в Интернете», по которому оценивался опыт знакомств в сети, достоверность полученной информации, ухудшение здоровья и появление игровой зависимости.
Тот факт, что информация из Интернета оказалась недостоверной, указало примерно одинаковое количество городских и сельских школьников, лишь с небольшим преобладанием последних (9,4% и 10,3% соответственно, различия незначимы). Аналогичная ситуация сложилась и с появлением игровой зависимости, которая стала отнимать слишком много времени (6,3% и 6,9% соответственно, различия не достигают уровня значимости), ухудшением здоровья (34,4% и 41,4% соответственно, различия значимы на уровне тенденции, р-level=0,08).
Статистически значимы различия, выявленные для негативного опыта знакомств в Интернете, на него почти в 4 раза чаще указывают сельские девятиклассники (13,8% сельских и 3,1% городских школьников, р-level=0,001).
В качестве объяснения можно предположить, что социальная жизнь на селе с ее более тесными эмоциональными контактами, выраженной социальной нормативностью меньше связана с обманом, недоверием, скрытой мотивацией партнеров по общению, что делает сельского подростка уязвимым, излишне доверчивым. Кроме того, особенности эмоциональной сферы сельских подростков, полученные в исследованиях Т.Н. Князевой и А.В. Матюковой [6], В.В. Терещенко [8] могут оказаться личностными предикторами менее искушенного, менее критичного мировосприятия сельских подростков по сравнению с мировосприятием подростков городских. Большая открытость контактам, большая потребность в них (так, в исследовании [6] зафиксирована большая экстравертированность сельских подростков), большая нормативность общения делают сельских подростков недостаточно чувствительными к угрозам и рискам Интернета до того, как они начнут проявляться.
В исследовании было получено, что городские подростки чаще выбирают для общения социальные технологии в виде мессенджеров (от англ. messenger – «курьер»), специальных программ, позволяющих мгновенно передавать и получать текстовые и звуковые сообщения, изображения, видео. По мнению О.К. Голобушиной, именно сообщения в мессенджерах наиболее близки по своему речевому жанру к разговору [3, с. 210]. Эти инструменты социальной коммуникации в виртуальной среде все больше проникают в образование [7].
Мессенджеры, подобные WhatsApp, позволяют создавать группы, «закрытые» от несанкционированного вмешательства со стороны. Все участники добавляются модератором группы, и вероятность добавить постороннего человека в них крайне мала. Этим они выгодно отличаются от социальных сетей, в которых информация доступна незнакомым людям. И хотя различные мессенджеры отличаются своей степенью защищенности от несанкционированного доступа [1], для простых пользователей, а особенно подростков, их возможностей достаточно, чтобы общение в группе было безопасным.
С опорой на эти данные, мы можем сделать вывод о том, что городские подростки могут лучше, чем подростки из сельской местности, защитить себя от негативных знакомств в Интернете.
Полученные данные о большей уязвимости сельских подростков перед негативным опытом, связанным с их активностью в Интернете, очевидно, требует более целенаправленной разработки программ их просвещения по вопросам безопасного общения в сети.
Таким образом, в нашем исследовании выявлены значимые различия между социально-культурным опытом, получаемым в Интернете городскими и сельскими школьниками, заканчивающими неполное среднее образование. Обеспокоенность педагогического и родительского сообщества в отношении влияния Интернета на взросление, психическое и личностное развитие подростков оказывается обоснованной по отношению к подросткам, проживающим в сельском социуме. Воспитательные риски, связанные с информатизацией жизни детей и подростков, необходимо уменьшить различными средствами, в том числе и педагогизируя информационную среду.
Согласно нашим данным, эта работа оказывается насущно необходимой именно для сельского социума, поскольку именно сельские подростки оказались наиболее уязвимы к рискам и угрозам Интернета. Среди возможных направлений этой работы можно назвать обучение навыкам безопасного общения в Интернете, расширение сферы применения Интернета для своего саморазвития и самосовершенствования.
1. Bakulev M.O., Stukalina E.F. Sravnenie zaschischennosti messendzherov // V sbornike: Informacionnye tehnologii v nauke, promyshlennosti i obrazovanii Sbornik trudov Regional'noy nauchno-tehnicheskoy ochno-zaochnoy konferencii. -2017. - S. 14-17.
2. Vagner I.V. Sociokul'turnyy opyt shkol'nikov i ego razvitie v processe vospitaniya. Monografiya. - M.: FGBNU «IIDSV RAO», 2018. - 111 s.
3. Goloshubina O.K. Razgovor v messendzhere kak specificheskiy zhanr internet-kommunikacii // Vestnik Omskogo universiteta. - 2015. - № 1 (75). - S. 208-212.
4. Gur'yanova M.P. Mesto zhitel'stva: prostranstvo social'nopedagogicheskih preobrazovaniy // Obrazovanie i nauka. - 2017. - T. 19. - № 10. - S. 133-152.
5. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologiy i informacionno-telekommunikacionnyh setey v domashnih hozyaystvah. [Elektronnyy resurs]. Tochka dostupa: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html. (data obrascheniya: 10.06.2019).
6. Knyazeva T.N., Matyukova A.V. Dinamika proyavleniya individual'no-lichnostnyh svoystv u gorodskih i sel'skih podrostkov // Nizhegorodskiy psihologicheskiy al'manah. - 2017. - № 1. - S. 12-18.
7. Poplauhin A.B. Kommunikacii pri pomoschi messendzherov v shkol'nom soobschestve: sociologicheskiy analiz // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. - 2018. - T. 3. - № 4. - S. 40-48.
8. Tereschenko V.V. Vzroslenie podrostka v usloviyah obrazovatel'nogo prostranstva goroda i sela // Tvorcheskoe nasledie E.V. Il'enkova i sovremennost'. - 2016. - № 2. - S. 172-180.
9. Usol'ceva I.V. Informacionnoe prostranstvo i razvitie sovremennyh podrostkov: pro i contra // V sbornike: Nauchnye osnovy razvitiya vospitaniya v sisteme obrazovaniya, socializacii sovremennyh podrostkov i detskogo dvizheniya. - M., 2019. - S. 320-326.