HOW TO HELP FIVE- OR SIX-YEAR CHILDREN TO DEVELOP SPATIAL PERCEPTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The importance of developing spatial perception is discussed as being the essential element of a child’s readiness to school education. Specific techniques are proposed that are appropriate to be used at preschool educational institutions and at home and help children to develop skills of spatial orientation and to get acquainted with a set of spatial concepts and terms.

Keywords:
readiness to school, spatial perception, skills of spatial orientation, terms.
Text

У детей, готовящихся к поступлению в школу, необходимо формировать готовность к принятию различных математических представлений. Важным в этом отношении следует считать ориентацию в пространстве:

  • умение определять местоположение предметов на плоскости;
  • знание слов, обозначающих местоположение предметов, и правильное понимание их значений.

Это особенно важно потому, что пространственные представления используются практически на каждом уроке. Так, учитель пользуется пространственными понятиями и терминами при объяснении, где находится задание в учебнике, как правильно написать цифру (букву), как ориентироваться на тетрадном листе, на строке, в клетке и т.п. Готовность к школе предполагает умение ребенка ориентироваться относительно расположения частей собственного тела, в окружающем пространстве, сравнивать пространственные отношения предметов и определять их расположение по отношению друг к другу.

Раскроем методику, которую можно использовать как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях.

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Взрослые, конечно, замечали, что дети дошкольного возраста часто путают понятия: слева — справа, за — перед и др. Это легко исправить, если в повседневных ситуациях как можно чаще обращать внимание детей на пространственные обозначения:

  • Возьми машинку, она стоит слева от автобуса.
  • Принеси мне, пожалуйста, книгу, которая стоит на верхней полке.
  • Положи вилку слева от тарелки, а нож — справа.
  • Встаньте так, чтобы все мальчики стояли за девочками.

Таким образом, дети будут усваивать взаимное расположение предметов и фигур, обозначать пространственные представления соответствующими словами-терминами: выше, ниже, рядом, между, влево, вправо, вверх, вниз, внутри, вовне. Такой подход отражает особенности методики формирования пространственных представлений — целесообразное использование ситуаций, которые возникают в повседневной жизни ребенка.

References

1. Anan’ev B.G., Rybalko E.F. Osobennosti vospriyatiya prostranstva u detey [Features space perception in children]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1964. 304 p.

2. D’yachenko O.M., Lavrent’eva T.V. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya doshkol’nikov [Psychological features of development of preschool children]. Moscow, EKSMO Publ., 2009. 176 p.

3. Elivanova M.A. Osvoenie det’mi prostranstvennykh otnosheniy i sredstv ikh yazykovogo vyrazheniya [Development of children of spatial relations and their means of linguistic expression]. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2006. 94 p.

4. Kochurova E.E. Ya uchus’ schitat’. 1 klass [I am learning to count. 1 grade]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2014. 80 p.

5. Kochurova E.E., Kuznetsova M.I. Gotovimsya k shkole: posobie dlya budushchikh pervoklassnikov [Getting ready for school: A guide for future first-graders]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 64 p.

6. Vasil’eva M.A., Gerbova V.V., Komarova T.S. Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu [The program of education and training in kindergarten]. Moscow, Mozaika-Sintez Publ., 2005. 208 p.

7. Semago N.Ya. Formirovanie prostranstvennykh predstavleniy u detey. Doshkol’nyy i mladshiy shkol’nyy vozrast [Formation of spatial representations in children. Preschool and early school age]. Moscow, ARKTI Publ., 2003.

Login or Create
* Forgot password?