Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
The main problems of integration of production, science and education in the Russian Federation in modern conditions are considered. The modern problems of domestic education are analyzed (from goal-setting to financing issues), and their destructive influence on the processes of integration of production, science and education is shown. Particular attention is paid to the analysis of the negative consequences of the transition from education provided on the basis of budgetary allocations to the provision of paid educational services that are carried out in a self-sustaining mode. The problems of the development of domestic science, from the reduction in the number of specialized organizations and the loss of human resources, to the reduction in the funding of science both as a percentage of the country's gross domestic product and in nominal prices, are studied. It is shown that in the context of lagging funding for domestic science (in% of GDP) from the leading countries of the world, it is very difficult to achieve the ultimate goal of integrating production, science and education - increasing the country's efficiency and competitiveness. The modern problems of the development of domestic production, due, primarily, to the growing level of taxes, are shown. It has been demonstrated that the reduction in the number of organizations and their geographically separate units (primarily small and medium enterprises) in the country, and the withdrawal of part of the able-bodied population into the shadow economy (as evidenced by the increase in the share of self-employed citizens) also does not contribute to the integration of production, science and education in the country. In conclusion, the problems of the connection of education with science and industry are analyzed and proposals for their solution are formulated.
integration problems, production, science, education, modern conditions
Введение
Проблемы интеграции производства, науки и образования в рыночных условиях постоянно находятся в центре внимания исследователей.
Различным аспектом проблемы интеграции производства, науки и образования посвящены работы таких авторов, как: Заварзин В.И., Гоев А.И. [1], Гузаиров М.Б., Ильясов Б.Г., Карамзина А.Г., Фазлетдинова Ю.Р. [2], Кулешов И.В. [3], Горшкова М.К., Шереги Ф.Э. [4], Ким А.Р. [5], Кузнецова О.Б. [6], Сазонова З.С. [7], Данилюк А.Я. [8], Бодрунов С.Д. [9], Нурутдинова А.Р. [10], Покровская Е.М., Раитина М.Ю., Горских О.В. [11], Федорова А.В. [12] и др.
Однако в период ожидаемой в 2020-е годы [13] смены технологических укладов, сопровождаемых объективными макроэкономическими кризисами [14], проблемы интеграции производства, науки и образования неуклонно возрастают, что и потребовало их более детального актуализированного рассмотрения.
Цель исследования
Целью данного исследования является детальное рассмотрение и анализ основных проблем интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации в современных условиях в интересах поиска потенциальных путей их решения.
Методология и методы исследований
В качестве методов исследований в данной работе использованы общенаучные методы управления, включая методы [15]: анализа и синтеза; восхождения от абстрактного к конкретному; дифференциации и интеграции; индукции и дедукции; комплексного анализа; программно-целевого планирования; системного анализа; социально-психологические методы; экономические методы; административные методы.
Основные результаты исследований
Проведенные исследования продемонстрировали, что среди основных проблем интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации в настоящее время выделяются следующие.
Образование
Ключевой проблемой современной системы образования (а с точки зрения исследования проблем интеграции производства, науки и образования, в первую очередь, рассматривается система высшего образования) является ее недофинансирование. И пример недостаточности бюджетных мест, на который обратил внимание министра высшего образования и науки президент Российской Федерации В.В. Путин [16], является лишь частичкой верхушки айсберга этой проблемы.
Не случайно эксперты отмечают, что «хоть номинально затраты по статье "Образование" растут, по факту эта важнейшая отрасль продуцирования человеческого капитала … вошла в зону финансовой хронической недостаточности» [17].
По оценкам ректора Высшей школы экономики Я. Кузьминова в период с 2012 по 2016 г. «финансирование высшего образования в реальном выражении сократилось на 24%, финансирование школы – на 12%» [17].
Результаты исследования РБК по расходам в сфере образования в период с 2013 по 2019 г. приведены в табл.1.
Таблица 1
Результаты исследования РБК по расходам бюджета в сфере образования в период с 2013 по 2019 г.
№ |
Направление образования |
Объемы финансирования в 2013 г., млрд руб. |
Объемы финансирования в 2019 г., млрд руб. |
Абсолютное отклонение объемов финансирования в 2019 г. к 2013 г., млрд руб. |
Относительное отклонение объемов финансирования в 2019 г. к 2013 г., % |
1 |
Высшее и послевузовское профессиональное образование |
661,2 |
457,7 |
-203,5 |
-30,78 |
2 |
Дошкольное образование |
77 |
2,9 |
-74,1 |
- 96,23% |
3 |
Общее образование |
89,5 |
13,6 |
-75,9 |
- 84,80% |
4 |
Переподготовка и повышение квалификации |
9,0 |
5,5 |
-3,5 |
-38,89% |
Составлена автором на основе данных материалов Исследование РБК: сколько Россия на самом деле тратит на своих граждан. https://www.rbc.ru/economics/14/12/2016/584fd32e9a7947c251265ede
Недостаточное финансирование системы высшего образования государством в сочетание с негативной динамикой этого финансирования приводит к следующим последствиям.
Во-первых, отечественные ВУЗы, вынужденно переходя в условиях недофинансирования на коммерческие рельсы (о чем свидетельствует даже выборочная оценка по очному образованию в государственных ВУЗах, выполненная ВШЭ, представленная на рис. 1 [18]), поступательно замещают классическое образование за счет бюджета государства, требующее серьезной ответственности от обучаемых, коммерческими образовательными услугами, перекладывающими львиную долю ответственности на образовательное учреждение, пропорционально снимая ее с обучающихся.
Во-вторых, новые (все более коммерческие) условия хозяйствования для ВУЗов вынуждают их (в подавляющем большинстве случаев) обеспечивать самоокупаемость осуществляемой деятельности. И поскольку доходы ВУЗов не безграничны, они вынуждены сокращать свои расходы, основная часть которых приходится на осуществление учебного процесса (предоставление образовательных услуг).
В-третьих, сокращение расходов ВУЗов на осуществление и обеспечение учебного процесса приводит к примитивизации учебного процесса. Примитивизация учебного процесса в ВУЗах, связанная с вынужденным сокращением расходов, приводит сразу по нескольким направлениям:
− удешевление оплаты труда преподавательского состава за счет привлечения менее квалифицированных специалистов;
− деформация структуры образовательного процесса, например, за счет записанных лекций, под эгидой перехода на новые электронные и дистанционные формы обучения;
− увеличения доли гуманитарных специальностей в общем объеме ВУЗа, не требующих приобретения и поддержания в работоспособном состоянии дорогостоящей лабораторной и экспериментальной базы;
− и т.д.
Собственно, такой динамике развития отечественного образования способствует его связь с производством, а точнее фактическое отсутствие необходимого уровня такой связи по многим направлениям.
Наука
Современное развитие отечественной науки, к сожалению, также не способствует интеграции образования науки производства. В первую очередь, речь идет о сокращении объемов финансирования отечественной науки (рис. 2) [19] с 2013 г. – в % от ВВП, а с 2015 г. – и в номинальных ценах (в млрд руб.).
Всплеск количества организаций и их территориально обособленных подразделений в 2017 г. по сравнению с 2016 г. (рис. 5), не должен вводить в заблуждение, поскольку был связан с переходом в отечественной статистике с 11 июля 2016 г. с ОКВЭД на ОКВЭД-2 [21].
Как показали ранее проведенные исследования [22], попытка продемонстрировать резкий рост количества организаций и их территориально обособленных подразделений (чего при обычной перегруппировке данных и отсутствии видимого роста организаций (рис. 5) в предыдущие периоды)) в период, совпавший с передачей Росстата в ведение Минэкономразвития [23], сопровождалась резким (на 14%) падением среднего вклада организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в ВВП страны (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение роста количества организаций и их территориально обособленных подразделений в 2017 г. по сравнению с 2016 г., сопровождавшееся резким падением среднего вклада организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в ВВП страны
№ |
Показатель |
2016 |
2017 |
2017 к 2016 г., в % |
1 |
Общее количество организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) |
250 885 |
313 900 |
125,1% |
2 |
Количество организаций |
83 333 |
114 670 |
118,9% |
3 |
Количество территориально-обособленных подразделений |
167 552 |
199 230 |
137,6% |
4 |
Средний вклад организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц) в ВВП страны в текущих ценах, млрд руб. на организацию |
0,343 |
0,293 |
86% |
Составлена авторами на основе данных Росстата: количество организаций и их территориально-обособленных подразделений (юридических лиц). https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/kol_yurr.htm
Собственно, дальнейшие события (в частности, 2018 г.) показали, что статистический всплеск 2017 г. был искусственным. Так, сокращение количества организаций их территориально-обособленных подразделений (а значит и рабочих мест) в 2018 по сравнению с 2017 г. составило:
− по количеству организаций – 14 621;
− по количеству территориально-обособленных подразделений – 12 967;
− общее количество организаций и их территориально-обособленных подразделений – 27 588.
В подтверждение приведенной статистики можно также привести данные Федеральной налоговой службы, согласно которым число малых и средних предприятий сократилось за год на 116 тыс., а число сотрудников на предприятиях сократилось с 16,0 млн до 15,4 млн, т.е. на 600 тыс. чел. [24].
Основной причиной сокращения числа малых и средних предприятий эксперты справедливо считают рост налогообложения (в первую очередь, НДС) [24].
Закономерно, что в указанных условиях часть трудоспособного населения уходит в теневую экономику [25].
Так, если исходить из данных Росстата [26], то в 2018 г. доля самозанятых от общей численности людей экономически активного возраста составляла 29%. И на их долю приходилось 16% ВВП страны [27].
Указанная динамика также не способствует интеграции производства, науки и образования в стране.
Проблемы связи образования с наукой и производством
Вопрос о явном несоответствии количественных пропорций и качественного уровня выпускников образовательных учреждений (вузов и ссузов) реальным запросам и требованиям рынка труда поднимается в нашей стране неоднократно.
Так, согласно исследованиям, проведенным в РАНХиГС, только 37% молодых выпускников ВУЗов и ССУЗов (колледжей и техникумов) работают сегодня по специальности [28].
Конечно, проблема трудоустройства выпускников вузов зависит от полученной специальности (рис. 7) [29].
Но если интегрально оценивать проблемы трудоустройства выпускников (рис.8), то следует признать их достаточно серьезными. Достаточно сказать, что каждый четвертый выпускник вуза трудится по специальности, не требующей высшего образования [30].
Тот факт, что 91% работодателей не удовлетворены трудовыми навыками выпускников вузов [31], также имеет свое вполне логичное объяснение.
Во-первых, это уже упомянутые проблемы вузов и их профессорско-преподавательского состава.
Из-за существенной нехватки (или отсутствия) бюджетных ассигнований во многих вузах значительно устарела материально-техническая база [30].
Значительная часть преподавательского состава вузов из-за низкой зарплаты по основному месту работы просто из материальных соображений не может сосредоточиться на образовательном процессе [32].
Но даже, если элиминировать (не говоря о том, чтобы решить) эту проблему, то профессорско-преподавательский состав все равно не сможет сосредоточиться на обеспечении качества образовательного процесса, поскольку основную часть времени вынужден тратить на экспоненциально возрастающие требования по отчетности о своей работе и работе студентов [33].
Так, исследователи НИУ ВШЭ на основе опроса научно-педагогических сотрудников вузов получили следующие результаты оценки изменений содержания их деятельности, содержащие проблемный характер [34] (табл. 3).
Таблица 3
Анализ основных проблем содержания деятельности научно-педагогических сотрудников вузов (на основе проведенных исследований НИУ ВШЭ)
№ |
Оцениваемый фактор |
Характеристика (на основе проведенных исследований НИУ ВШЭ) |
Примечание (авторская оценка) |
1 |
Общая характеристика профессии |
Перестала быть свободной. Творческая работа заменена трудом клерка [34] |
Свидетельствует об отсутствии преемственности с отечественной научно-педагогической школой, и направленности на уничтожение творческого начала, а значит и глубины не только педагогической, но и научной деятельности |
2 |
Аналогии содержания деятельности |
Офисная (фабричная) деятельность, сопровождающаяся «конвейером» задач и «валом» отчетов об их исполнении.Систематическое возникновение внеплановых заданий с жесткими дедлайнами [34] |
Подобная деятельность превращается в «соревнование» вузовских менеджеров – кто поставит больше «креативных» задач, при этом научно-педагогическому составу отводится роль «офисного планктона». При этом «соревнование» менеджеров вузов (как внутри, так и между вузами) и вынужденное участие в них научно-педагогического состава отнимает львиную долю и рабочего и личного времени и у одних и у других |
3 |
Решение задач (в первую очередь, творческих) |
Отсутствие свободы в формировании набора творческих задач и сроков их реализации [35] |
Фактически сроки реализации творческих задач превалируют над качеством их выполнения (напрашивается прямая аналогия с системой осуществления государственных и муниципальных закупок, где низкая цена – «все», качество – «ничто») |
4 |
Требования по результативности деятельности |
Вопросы преподавания и научного руководства студентами уходят на второй план по сравнению с публикационной активностью. Сотрудники вузов вынуждены подстраиваться под эту ситуацию. Около 90% из тех, кто недоволен распределением рабочего времени, хотели бы больше заниматься научной деятельностью [34] |
Во-первых, тренд на рост требований к публикационной активности является следствием разрушения потенциала системы исследовательских институтов Российской академии наук.Во-вторых, происходит подмена понятий – вместо результативности исследовательской деятельности от профессорско-преподавательского состава требуется высокая публикационная активность, что в условиях коммерциализации (в силу сложившейся рыночной конъюнктуры) – далеко не одно и то же.В-третьих, лихорадка публикационной активности, охватившей вузы, сопровождается реализацией закона «единства и борьбы противоположностей», когда администрации вузов, с одной стороны, исходя из условий отчетности, требуют от профессорско-преподавательского состава максимума публикационной активности, а, с другой стороны, исходя из экономических соображений, фактически дают установку на минимальную оплату этой активности, перманентно изменяя условия эффективных контрактов |
5 |
Динамика общей нагрузки на научно-педагогический состав вузов |
Наблюдается рост общей трудовой нагрузки на научно-педагогический состав вузов |
Рост научной нагрузки на научно-педагогический состав вузов (37% затрачиваемого времени против 46% времени, затрачиваемого на преподавательскую (учебную) деятельность)) [34] не означает снижение других видов трудовой нагрузки, включая учебно-методическую, административную, экспертную и иную деятельность, время на выполнение которой физически не может быть сокращено. Нельзя в более короткие сроки подготовить учебные программы, провести экспертизу научных работ, провести плановые мероприятия и т.д. |
6 |
Преподавательская нагрузка |
Рост преподавательской нагрузки также разочаровывает педагогический состав вузов в своей профессии, приводит к эмоциональному выгоранию преподавателя, у которого не хватает времени ни на качественное решение всех требуемых задач, ни на профессиональный рост, ни на отдых. Стирание границы между рабочим и личным временем приводит к хронической усталости, неудовлетворенности текущей работой и разочарованием, связанным с отсутствием (или значительным снижением) перспектив как профессионального, так и карьерного роста [34] |
При неизменности количества часов в сутках, количество часов, которое должен отработать преподаватель, чтобы выполнить норму учебной нагрузки, неуклонно растет. Удешевление в этих условиях стоимости часа работы преподавателя приводит к тому, что времени как на остальную профессиональную деятельность, так и на отдых и личную жизнь у него остается все меньше и меньше фактически при той же зарплате
|
7 |
Плановость характера работы |
Перманентное появление срочных задач, превращающее работу (в первую очередь, административную и экспертную) в режим вечного аврала, приводит к невозможности нормального планирования рабочего времени, с одной стороны, и к постоянному нервному напряжению, с другой [34] |
Отсутствие возможности осуществления плановой работы приводит к разрушению созидательного процесса научного и педагогического развития. Более того, подменяется система ценностей в вузе, где на первый план выходит несоответствие бюрократическим требованиям |
8 |
Равномерность распределения нагрузки |
Неравномерное распределение задач между сотрудниками, когда ограниченное количество людей отвечает за большое количество проектов, в результате чего эти сотрудники перегружены важными заданиями. Фактически любыми проектами всегда руководят одни и те же люди, которые «страдают от перегрузок» [34]. В результате остальные сотрудники оказываются практически не востребованы в управлении проектами, соответственно не имеют необходимой мотивации и ощущают недоверие руководства к собственной компетентности. |
Данный фактор имеет во многом субъективную природу, поскольку рациональное и равномерное распределение нагрузки – это одна из основ эффективного управления [36]. «Страдальцы от перегрузок» фактически сами создают плотное кольцо вокруг руководства, чтобы никого и близко не допустить в свои ряды. Поскольку в конкурентном сравнении может выясниться, что другие сотрудники вуза могут справиться с управлением проектами не хуже, чем руководители-завсегдатаи. А это приведет к тому, что «страдальцам от перегрузок» придется потесниться в рейтинге проектных руководителей, чего они допустить никак не хотят. Одновременно у руководителя вуза крепнет уверенность в том, что кроме узкого круга этих проверенных, надежных людей – никому ничего доверить не получится (или вовсе нельзя). Фактически такая же модель управления, носящая искусственный характер, принята во многих структурах государства, вплоть до правительства. |
Выводы
Проведенные исследования показали, что в современных условиях негативные тенденции наблюдаются и в отечественном образовании, и в российской науке, и в национальном производстве.
Резюмируя проблемы взаимосвязи образования с наукой и производством, следует отметить, что рост рутинизации деятельности в образовательных учреждениях, сокращающих в них творческое пространство, вытесняемое пространством деятельности офисных клерков, приводит к тому, что научно-педагогическому составу системы образования предоставляется все меньше возможностей для внесения достойного вклада как в науку, так и в эффективную подготовку обучаемых для системы производства.
В качестве первоочередного шага для эффективного решения проблемы интеграции производства, науки и образования в Российской Федерации необходимо обеспечить достижение этими составляющими критической массы путем комплексного решения задач, начиная от целеполагания и заканчивая бюджетным финансированием, и налоговым стимулированием.
О том, что такая критическая масса сегодня не достигнута фактически подтвердил и Президент Российской Федерации В. Путин, который на совете по стратегическому развитию и нацпроектам [37] заявил, что он не уверен в том, что большинство россиян ощущают перемены к лучшему в результате реализации национальных проектов [38], которые собственно и посвящены развитию образования, науки и производства.
1. Zavarzin V.I., Goev A.I. Integraciya obrazovaniya, nauki i proizvodstva // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. - 2001. - T. 2. - № 4. - S. 48-56.
2. Guzairov M.B., Il'yasov B.G., Karamzina A.G., Fazletdinova Yu.R. Problemy integracii obrazovatel'nyh, nauchnyh i proizvodstvennyh sistem. // Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviacionnogo tehnicheskogo universiteta. - 2014. − T.18. − №3(64). − S. 189−195.
3. Kuleshov I.V. Neobhodimost' integracii nauki, obrazovaniya i biznesa pri provedenii aktual'nyh nauchnyh issledovaniy: materialy IX i X mezhvuzovskih nauchno-prakticheskih konferenciy s mezhdunarodnym uchastiem, 31 maya - 1 iyunya 2013 g. / 15 - 17 maya 2014 g., Orenburg.
4. Gorshkova, M.K., Sheregi, F.E. Modernizaciya rossiyskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy. − Moskva: CSPiM, 2010. − 352 s.
5. Kim A.R. Problema integracii obrazovaniya, nauki, proizvodstva v ramkah VUZa. // ECONOMICS. № 1 (33). - 2018. − S. 5−8.
6. Integraciya professional'nogo obrazovaniya, nauki i biznesa: opyt, problemy, perspektivy: sbornik statey mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii (1-2 oktyabrya 2014 g. g. Cheboksary) otv. redaktor O.B. Kuznecova - Cheboksary. 2014. − 462 s.
7. Sazonova, Z.S. Integraciya obrazovaniya, nauki i proizvodstva kak metodologicheskoe osnovanie podgotovki sovremennogo inzhenera. − Moskva: Izd-vo MADI (GTU), 2007. − 487 s.
8. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya / A.Ya. Danilyuk. − Rostov n/D: Izd-vo Rostovskogo ped. un-ta, 2009. − 448 s.
9. Bodrunov S.D. Vozrozhdenie proizvodstva, nauki i obrazovaniya: problemy i resheniya. // Problemy sovremennoy ekonomiki. − N 4 (52). − 2014. − S. 35-41.
10. Nurutdinova A.R. Osnovnye napravleniya integracii nauki, obrazovaniya i proizvodstva. // Sovremennye naukoemkie tehnologii. - 2012. - № 4. - S. 24−27.
11. Pokrovskaya E.M., Raitina M.Yu., Gorskih O.V. Integraciya klasterov «nauka-obrazovanie-proizvodstvo»: problema vzaimodeystviya. // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. − № 3-1(57). − 2017. − S. 156−159.
12. Fedorova A.V. Klyuchevye faktory i protivorechiya social'no-ekonomicheskoy integraciya nauki, obrazovaniya i proizvodstva v sovremennoy Rossii // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologiy. 2015. № 12 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10258 (data obrascheniya: 09.02.2019).
13. Tebekin A.V. Kratkosrochnyy prognoz razvitiya nacional'noy ekonomiki. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2018. − № 2. − S. 177−186.
14. Tebekin A.V. Analiz krizisov s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 4. − № 12. − S. 3−9.
15. Tebekin A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy. Uchebnik / Moskva, 2017. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (1-e izd.).
16. Vladimir Putin raskritikoval ministra nauki i vysshego obrazovaniya za izlishnee uvlechenie statistikoy. // http: news.rambler.ru.
17. Rashody na obrazovanie v RF na 2017-2019 gody. «Akkreditaciya v obrazovanii». №92 ot 20.12.2016. https://akvobr.ru/raskhody_na_obrazovanie_v_rf_na_2017_2019_gody.html
18. Postuplenie v vuz: na chto orientirovat'sya abiturientu-2019. http://school.tbcc.ru/article/3326
19. Assignovaniya na grazhdanskuyu nauku iz sredstv federal'nogo byudzheta v Rossiyskoy Federacii. https://issek.hse.ru/news/207116445.html
20. Zatraty na nauku v Rossii i veduschih stranah mira. https://issek.hse.ru/news/209009455.html
21. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 noyabrya 2015 g. N 1217 "O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii".
22. Tebekin A.V. Disbalans formy i soderzhaniya statisticheskoy otchetnosti (o perehode s OKVED na OKVED-2). // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. −2019. − T. 5. − № 5. − S. 103−109.
23. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii «O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya gosudarstvennogo upravleniya v sfere oficial'nogo statisticheskogo ucheta» №141 ot 3 aprelya 2017 goda.
24. Kolichestvo predpriyatiy MSP v RF sokratilos' na 116 tysyach. https://zen.yandex.ru/media/id/5c7551b2317b9c00b411c678/kolichestvo-predpriiatii-msp-v-rf-sokratilos-na-116-tysiach-5dc721590aae9d3a459a7ad8
25. Tebekin A.V., Egorova A.A. strukturalistskie faktory rasprostraneniya "seroy" tenevoy ekonomiki. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 3. − S. 69−81.
26. Skol'ko v Rossii samozanyatyh grazhdan - dannye Rosstat. https://evle.ru/samozanyatyj/skolko-v-rossii-samozanyatyh-grazhdan-dannye-rosstat
27. Tebekin A.V. Dinamika social'noy triady "demografiya - zanyatost' - dohody" v noveyshey rossiyskoy istorii. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. − 2019. − T. 4. − № 1. − S. 8−13.
28. Obrazovan i ne nuzhen. https://rg.ru/2018/06/04/tolko-37-procentov-vypusknikov-rabotaiut-po-specialnosti.html
29. https://yandex.ru/images/search?text= procent vypusknikov, rabotayuschih ne po svoey special'nosti&stype=image&lr=213&source=wiz&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fs10.stc.all.kpcdn.net%2Fshare%2Fi%2F4%2F643484%2Fwx1080.jpg&rpt=simage
30. Rossiya: pochemu milliony vypusknikov rabotayut ne po special'nosti? https://issek.hse.ru/press/217256382.html
31. 91% rabotodateley ne ustraivaet uroven' podgotovki vypusknikov vuzov. https://www.lawmix.ru/state/4378
32. Vahitov D.P. Problemy i tendencii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya na sovremennom etape. − Moskva: RUSAYNS, 2016, 114 s.
33. A komu seychas legko: prepodavateli zhaluyutsya na rabotu. https://www.ucheba.ru/article/5245#
34. Chto razocharovyvaet sotrudnikov vuzov v ih rabote. https://iq.hse.ru/news/207070021.html
35. Abramov R.N., Gruzdev I.A., Terent'ev E.A. Rabochee vremya i rolevye napryazheniya sotrudnikov sovremennogo rossiyskogo universiteta. − 2017. − № 1. − S. 88-111.
36. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta: uchebnik. - Moskva: Knorus, 2016. - 696 s.
37. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda». V redakcii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 19.07.2018 g. N 444)
38. Putin usomnilsya v oschuschenii peremen k luchshemu u bol'shinstva rossiyan. https://yandex.ru/news/story/Putin_usomnilsya_v_oshhushhenii_peremen_k_luchshemu_u_bolshinstva_rossiyan -8288c20ff1eaed92ef5f87fc28e9c2c3?from=newswizard&lang=ru&persistent_id=83223128&rubric=politics&stid=1oRYSz3Qo5muyrvX1Ibs&tt=true