This article discusses the problem of training future personnel forScience and Engineering. The solution of this problem is important for modern education. Answers to the questions posed by the problem can be found in the polytechnic education. Identification of aims of polytechnic education and learning is one of the goals of this work. Currently there is no unified acknowledged concept of polytech - nic education. The experimental part of this work demonstrates the application of the principle of polytechnic education at technology lessons for grades 5-7. The outcome of the experiment was the data of interview and questionnaire. From this data, we can speak about the effectiveness of the principle of polytechnic education in technological training of students. Most effectively polytechnic principle of learning has proved itself duringapplication of problem and project methods. Thus, we can speak about the relevance of its use in the construction of a modern lesson content.
polytechnic principle of learning, polytechnic education, technological training, project method.
Основой экономического развития общества в нашей стране, помимо знаний, становятся технологии и технологически грамотные люди. Важнейшей чертой современного работника является высокий уровень творчества и изобретательности. Такой специалист – результат целенаправленной образовательной деятельности.
Одной из задач российского общества является повышение научного и инженерно-технологического потенциала нашей страны. В частности, мы говорим о будущих кадрах для научной и инженерной деятельности. Проблема воспитания таких специалистов активно обсуждается в настоящее время.
«Ресурсы инженерных кадров советского периода исчерпаны, необходимо готовить новых специалистов, для чего есть все возможности», – заявил президент РФ Владимир Путин [5].
За последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал. Сегодня только 4% «медалистов» – выпускников средних учебных заведений, поступают в вузы на инженерные специальности [6, с. 2]. Поэтому в первую очередь необходимо решить задачу повышения престижа инженерного труда и привлекательности обучения по инженерным специальностям.
Ответы на вопросы, поставленные проблемой подготовки кадров, могут быть найдены в политехническом образовании.
Определим понятия «политехническое образование», «политехническое обучение» и «политехнический принцип обучения».
Термин «политехническое образование», слегка забытый, относится к системе образования, созданной в начале ХХ в. в СССР.
Политехническое образование – принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов, вариант практической реализации идеи трудовой школы [4].
Политехническое образование предоставляет возможность, учитывая громадный объем современных знаний, уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии.
1. Atutov P.R. The concept of polytechnic education in the modern world. Pedagogy. 1999, i. 2 (in Russian).
2. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar´ [Pedagogical encyclopedia], Moscow, 2002. (in Russian).
3. Penin G.N. Teoriya i praktika politekhnicheskogo obrazovaniya neslyshashchikh: istoriya i sovremennost´ [Theory and practice of polytechnic education of the deaf: Past and Present], St. Petersburg, 2000. (in Russian). EDN: https://elibrary.ru/RUYJLX
4. Proekt «Vizual´nyy slovar´» [The project «Visual Dictionary»]. Available at http://www.ped.vslovar.ru/1416.html (Accessed 12 July 2014).
5. Putin V.V. RIA - novosti. Rubrika - obshhestvo. [RIA - news. Category - Society] Available at http://ria.ru/society/20140623/1013241430.html#ixzz38I0W3B00 (Accessed 1 July 2014).
6. Yakovleva T.A., Goncharova V.A., Motsnaya A.Yu. Gosudarstvennoe regulirovanie podgotovki inzhenernykh kadrov [State regulation of the training of engineers]. Komsomolsk-on-Amur, 2013. (in Russian).