FRANCE'S FOREIGN TRADE: EFFECTIVE PUBLIC ADMINISTRATION PAYS OFF
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, based on sociological research methods, the features of modern foreign trade in France are considered, and the sectoral structure of exports and imports is analyzed. In addition, the article provides data on the main foreign trade partners of the French Republic. The novelty of the article also lies in the fact that in addition to detailed coverage of the complex of management measures of the French government to stimulate exports and promote goods to the world market, it provides the latest data on the impact of the coronavirus pandemic on the French economy, as well as the government's forecasts for the near future. The co-authors actively used such traditional methods of sociological research as probing, descriptive and analytical, which was due to the nature of the goals and tasks set in the article.

Keywords:
France, the European Union, export, import, trade balance, trade deficit, foreign trade, pandemic, probing, descriptive and analytical types of sociological research
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

Начиная с 2018 г., новая администрация США проводит агрессивную внешнеторговую политику, направленную на защиту американского рынка от иностранных товаров. Фактически развязана полномасштабная война пошлин с Китаем [1]. Только за полтора года китайские товары обложены пошлинами на 370 млрд долл. США в год [2]. Одновременно Вашингтон пересматривает свои торговые отношения с ближайшими соседями – Канадой и Мексикой [11]. При этом от конфронтации с заокеанским партнером не смог остаться в стороне и Европейский союз [12]. По подсчетам МВФ, во многом авантюрные торговые войны Д. Трампа обошлись планете в 700 млрд долл. США [2]. Но наиболее важным результатом постоянного нарастания напряженности, турбулентности в мирохозяйственной системе оказалось весьма существенное замедление мировой торговли (см.: [3; 4; 5; 9]), что неоднократно подтверждалось результатами проведенных авторами научных исследований.

* * *

Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка, внешняя торговля Франции показала завидную устойчивость по сравнению с другими лидерами Евросоюза. В этой связи стоит подробно рассмотреть особенности внешнеторговой политики Французской республики, а также управленческие меры правительства по стимулированию экспорта.

Начиная с 2013 г., правительство Французской республики осуществляет планомерные шаги, направленные на содействие развитию экспорта. К одной из важнейших мер можно отнести последовательные реформы в трудовом законодательстве, целью которых является снижение себестоимости французских экспортных товаров. Кроме того, с 2018 г. правительство вносит значительные изменения в налогообложение с целью стимулирования прямых инвестиций и повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Одновременно в 2015 г. создается государственное агентство Business France, основной сферой деятельности которой является поддержка предприятий-экспортеров малого и среднего бизнеса. В каждом регионе Франции созданы совместные отделения Business France и Торгово-промышленной палаты, которые отбирают потенциальных экспортеров и оказывают им обширный набор услуг для успешного выхода на международный рынок. Более того, представительства Business France открыты в 50 странах мира, запущены разнообразные программы партнерства с местными компаниями [7; 13].

В результате активная политика французского правительства в области поддержки экспорта приносит существенные плоды. Согласно совместному годовому отчету Министерства Европы и иностранных дел и Министерства экономики и финансов, посвященному анализу внешней торговли, по итогам 2019 г. Франция вошла в пятерку ведущих экспортеров товаров и услуг. Только за два последних года себестоимость экспортной продукции снизилась на 2,6% в зоне евро и на 3% среди стран − участников Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Количество предприятий-экспортеров превысило 128 тыс., увеличившись за год на 3 тыс. При этом 78% из них (около 100 тыс.) являются компаниями с числом работников менее 20 чел.

Однако, несмотря на положительные тенденции в развитии французского экспорта, торговый баланс страны остается дефицитным. В 2019 г. экспорт товаров составил 508 млрд евро, а импорт 567 млрд евро. Соответственно образовался дефицит в 59 млрд евро, сократившись по сравнению с 2018 г. почти на 4 млрд евро. Рассмотрим отраслевую структуру внешней торговли Франции за последние два года.

 

 

Таблица 1

Отраслевая структура внешней торговли Франции (млрд евро)

 

Отрасли

2018

2019

Экспорт

Импорт

Сальдо

Экспорт

Импорт

Сальдо

Энергетика

20,8

66,4

-45,6

18,9

63,1

-44,2

Пищевая промышленность

62,4

55,7

6,7

64,2

56,5

7,7

Машины и оборудование

90,0

120,9

-30,9

91,7

125,3

-33,6

   в том числе компьютерная, электронная и оптическая продукция

30,8

47,4

-16,6

31,8

48,5

-16,7

Авиационно-космическая отрасль

57,4

30,0

27,4

64,2

33,2

31,0

Автомобили

50,7

63,0

-12,3

50,0

64,8

-14,8

Текстильная и кожевенно-обувная промышленность

26,3

39,3

-13,0

28,3

40,7

-12,4

Химия, парфюмерия и косметика

58,4

45,6

12,8

59,7

45,0

14,7

Фармацевтика

30,5

26,1

4,4

33,3

27,6

5,7

Металлургия

32,0

40,9

-8,9

31,2

40,4

-9,2

Прочие

64,3

67,8

-3,5

66,5

70,4

-3,9

Итого

492,8

555,7

-62,9

508,0

567,0

-59,0

 

Составлено соавторами по: [13].

 

Авиационно-космическая отрасль занимает ведущие позиции в структуре экспорта. Доля Франции в этом сегменте составляет 13% мирового рынка. В 2019 г. положительный торговый баланс достиг рекордных 31 млрд евро, при этом экспорт увеличился почти на 12%. Одновременно наблюдалось и увеличение импорта на 10% в основном за счет увеличения закупок турбореакторов, преимущественно из Сингапура. Также улучшился положительный торговый баланс в таких отраслях, традиционно направленных на экспорт, как парфюмерия и косметика, пищевая промышленность, фармацевтика.

В то же время Франция, не обладая запасами минеральных ресурсов, существенно зависима от поставок нефти, природного газа и нефтепродуктов. В этой связи на экономику Французской республики существенно влияет мировая цена на нефть. Так, в 2012 г. торговый дефицит в энергетике достигал почти 70 млрд евро, в 2016 г. он снизился до 31 млрд евро, а в последние 2 года колеблется в районе 45 млрд евро. При этом, по данным Евростата, основными поставщиками природного газа в 2018 г. являлись Норвегия (39%) и Россия (20%) [6; 14].

Кроме энергетики другими отраслями, имеющими отрицательный торговый баланс, являются автомобилестроение, текстильная и кожевенно-обувная промышленность. Начиная с 2008 г., импорт автомобилей регулярно превышает экспорт. В прошлом году дефицит достиг максимального размера в 11,9 млрд евро [8; 10]. С 2017 г. дефицитным становится баланс и по запасным частям к автомобилям, в основном за счет импорта из стран центральной и восточной Европы, а также Азии. В текстильной и кожевенно-обувной промышленности наблюдается минимальный торговый дефицит с 2013 г. Такой результат был достигнут в основном за счет увеличения экспорта изделий из кожи. 

Далее следует рассмотреть подробнее географию внешнеторговых связей Франции (см. табл. 2).

 

Таблица 2

 

Основные внешнеторговые партнеры Франции (млрд евро)

 

Страны и регионы

2018

2019

Экспорт

Импорт

Сальдо

Экспорт

Импорт

Сальдо

Страны − члены Европейского союза

286,6

321,7

-35,1

291,6

324,1

-32,5

в том числе Германия

70,8

86,7

-15,9

70,1

85,0

-14,9

Бельгия

34,2

37,1

-2,9

34,3

38,2

-3,9

Испания

37,6

36,7

0,9

37,3

37,1

0,2

Италия

36,3

42,9

-6,6

37,6

43,5

-5,9

Великобритания*1

32,7

20,6

12,1

33,7

21,2

12,5

Голландия

17,7

25,3

-7,5

17,6

25,4

-7,8

Страны Европы, не являющиеся членами Европейского союза

32,5

42,4

-9,9

34,8

41,8

-7,0

в том числе Швейцария

16,0

14,3

1,7

17,8

14,7

3,1

Россия

5,3

10,1

-4,8

5,6

8,7

-3,1

Турция

5,9

8,0

-2,1

5,9

8,8

-2,9

Африка

24,8

26,4

-1,6

25,9

26,2

-0,3

Северная Америка

45,0

42,1

2,9

49,5

45,0

4,5

в том числе США

38,4

36,6

1,8

42,1

39,4

2,7

Азия

66,4

98,4

-32,0

68,1

103,7

-35,6

в том числе Китай

20,8

49,2

-28,4

20,9

53,8

-32,9

Прочие страны

37,5

24,7

12,8

38,1

26,2

11,9

Итого

492,8

555,7

-62,9

508,0

567,0

-59,0

 

      * Великобритания покинула Европейский союз по завершению процедуры брекзита 31 января 2020 г.

 

Составлено соавторами по: [13].

 

Крупнейшим торговым партнером Франции является Германия, торговый оборот с которой превышает 155 млрд евро. Также Французская республика успешно торгует с остальными соседними странами: Бельгией, Швейцарией, Италией, Испанией и Великобританией. Около 59% экспорта приходится на страны − члены Европейского союза, при этом доля Франции во внутриевропейском рынке последовательно снижается с 12% в 2000 г. до 9% в 2018 г. Кроме того, важнейшим внешнеторговым партнером Французской республики являются США. Несмотря на развязанные американцами торговые войны, в 2019 г. торговый оборот между двумя странами вырос на 6,5 млрд евро. Одновременно Китай успешно завоевывает французский рынок. Только за прошлый год китайский импорт увеличился на 4,6 млрд евро, а торговый дефицит Франции перед Поднебесной достиг почти 33 млрд евро.

Пандемия коронавируса нанесла огромный ущерб мировой экономике и, соответственно, внешней торговле. По данным ОЭСР, только за 1 квартал 2020 г. ВВП стран G20 сократился на 3,4%, а Франция оказалась в тройке стран, наиболее пострадавших от эпидемии: падение ее валового внутреннего продукта составило 5,3% [15]. Одновременно Национальный институт статистики и экономических исследований оценивает снижение ВВП в 5,8%, рекордное падение со времен окончания Второй мировой войны [16]. По итогам 2020 г. Министерство экономики ожидает снижение валового внутреннего продукта на 11% [17]. По расчетам Всемирной торговой организации падение внешней торговли только за 2 квартал 2020 г. составило 18,5%. Согласно благоприятному прогнозу ВТО, по итогам текущего года внешнеторговый оборот сократится на 13% [18]. Вместе с тем по данным Главного таможенного управления Франции, за 1 квартал 2020 г. падение экспорта составило 7,3%, а импорта 6,2% [19]. При этом необходимо отметить, что, несмотря на катастрофические последствия эпидемии, торговые войны не прекращаются. Так, Франция вводит цифровой налог на ИТ-компании. В результате пострадают крупнейшие американские компании Amazon, Facebook, Apple и Google. В ответ США планирует с 2021 г. ввести дополнительные пошлины в размере 25% на французские товары объемом 1,3 млрд долл. США [20].

В заключение хотелось бы отметить, что правительство Франции разрабатывает план поддержки наиболее пострадавших секторов экономики, среди которых аэрокосмическая отрасль и автомобилестроение. Государство готово потратить 45 млрд евро на эти цели [21]. Поэтому с осторожным оптимизмом можно надеяться на то, что французская экономика сможет восстановиться в среднесрочной перспективе.

 

References

1. https://ria.ru/20190513/1553450182.html

2. https://www.bbc.com/russian/features-51053020

3. Gladkov I.S. Mezhdunarodnaya torgovlya na fone zamedleniya mirovoy ekonomiki// Mezhdunarodnaya ekonomika. − 2019. − № 12. − S. 44−50.

4. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo Soyuza 2018: presto s tyul'panami//Vlast'. − 2019. − T. 27. − № 3. − S. 161-166.

5. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo Soyuza v zerkale mezhdunarodnoy statistiki//Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. − 2019. − № 3 (23). − S. 22-29.

6. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2018 g.: pod'em prodolzhaetsya//Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. − 2019. − № 1 (17). − S. 60-71.

7. Gladkov I.S. Menedzhment (3-e izdanie pererabotannoe i dopolnennoe). − Moskva, 2016. − 216 s.

8. Elistratov A.S. Osnovnye pokazateli ekonomicheskogo razvitiya stran-chlenov Evropeyskogo Soyuza // Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. − 2020. − № 2. − S. 4−8.

9. Elistratov A.S., Suslova E.I. Sovremennaya mezhdunarodnaya torgovlya: dinamika poziciy Evropeyskogo Soyuza // Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. − 2019. − № 12. − S. 16−19.

10. Elistratov A.S. Obzor osnovnyh pokazateley gosudarstvennyh finansov stran - chlenov Evropeyskogo Soyuza (2018 g.) // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 6. − S. 78−80.

11. Komkova E.G. YuSMKA vmesto NAFTA // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. − 2019. - T. 63. − №4. − S. 50-58.

12. https://rg.ru/2019/10/07/torgovaia-vojna-mezhdu-ssha-i-es-vozobnovitsia-18-oktiabria.html

13. Ministère de l’Europe et des Affaires étrangères, Ministère de l’Economie et des Finances. Rapport annuel du commerce extérieur de la France. Février 2020.

14. https://ec.europa.eu/eurostat/cache/infographs/energy_trade/entrade.html?geo=FR&year=2018&language=EN&trade=imp&siec=E7000&filter=all&fuel=electricity&unit=GWH&defaultUnit=GWH&detail=1&chart=

15. http://www.oecd.org/sdd/na/g20-gdp-growth-first-quarter-2020-oecd.htm

16. https://www.offremedia.com/chute-historique-de-58-du-pib-au-1er-trimestre-2020.

17. https://www.latribune.fr/entreprises-finance/deconfinement-bruno-le-maire-souhaite-que-l-activite-economique-reprenne-plus-rapidement-849990.html.

18. https://fr.euronews.com/2020/06/23/chute-du-commerce-mondial-mais-le-scenario-du-pire-s-eloigne-omc.

19. http://lekiosque.finances.gouv.fr/fichiers/etudes/thematiques/1T2020.pdf

20. https://www.rbc.ru/economics/11/07/2020/5f08f8809a7947d9e14dc6c5

21. https://www.francetvinfo.fr/politique/jean-castex/gouvernement-de-jean-castex/un-plan-de-relance-economique-majeur-dirige-par-bruno-le-maire_4036977.html

Login or Create
* Forgot password?