from 01.01.2013 until now
Actual problems of vocational education are considered as the foundation of competitiveness of an individual and society. The relevance of adapting educational programs and training methods to labour market conditions is emphasized. The emphasis is made on the continuity of education, as a leading principle in the context of structural transformations in all systems. The need for the formation of "soft skills" in the learning process is justified.
education, labour market, “soft skills”, information literacy, critical thinking, emotional intelligence, creativity
Сегодня мир стремительно меняется, все чаще говорят о его неопределённости и непредсказуемости развития. Существенные преобразования происходят и на рынке труда и профессий – это структурные изменения, изменения в системах коммуникаций или принятия решений, изменения в людях (в количестве, навыках, отношениях и деятельности). И, конечно, в основе этого лежат технологические изменения – все чаще действия человека перекладываются на технологии, теперь рутинную работу способны выполнять машины, а решать интеллектуальные задачи – нейронные сети. Актуальным становится вопрос о том, какими социальными и профессиональными навыками и компетенциями должен овладеть человек для успешной жизни и реализации себя на рынке труда.
Многие называют XXI век эпохой знаний, и управление знаниями является фактором изменений и развития в обществе; где его главная цель − создать среду, в которой знания и информация всегда доступны и используются для продвижения инноваций. В системе образования такая постановка проблемы вызывает необходимость адаптации образовательных программ и ресурсов к реалиям экономики, пересмотра принципов и методологического инструментария подготовки выпускников. Нет сомнений, что инновации должны внедряться и в образовательное поле, поскольку качественное образование – это фундамент, который позволяет личности и обществу оставаться конкурентоспособным.
Нужно отдавать себе отчет, что при всей технологичности экономики искусственный интеллект может заменить людей только при выполнении типовых методичных задач. Сегодня все профессии становятся не только наукоемкими, но интеллектуальными и творческими, от человека ждут умения мыслить критически, рисковать, экспериментировать. Такие способности будут ценными и всегда востребованы работодателями.
Опыт преподавательской деятельности показывает, что зачастую студенты, имеющие высокие оценки и баллы по отдельным дисциплинам, хорошо справляются с выполнением заданий по отработанному алгоритму, но решение нестандартных практических задач вызывает у них значительные трудности. Основными причинами являются отсутствие интеграции знаний и целостного, комплексного видения явления или решаемой задачи, разрыв между теоретическими знаниями и практическими компетенциями.
Аналогичная ситуация наблюдается и в профессиональной сфере, когда выпускники начинают трудовую деятельность – академические знания и обладание университетским дипломом сами по себе не гарантируют адекватную адаптацию к проблемам повседневной жизни и, следовательно, профессиональный успех.
Традиционная система образования в течение нескольких веков работала по принципу передачи знаний от учителя к ученику. В прошлом человек подвергался некоему шторму знаний – учил языки, много читал, запоминал формулы, самостоятельно проводил вычисления (без помощи гаджетов). Это делало его истинным обладателем полного видения мира, в котором он жил, и создавало условия для творчества и генерирования идей.
Сейчас мы на пороге четвертой промышленной революции, пользуемся машинными алгоритмами, но миллионы студентов и сегодня тратят свое время на запоминание информации для сдачи экзамена, информации, которую любой из них может найти в Интернете с помощью смартфона в «три клика». Одним из негативных эффектов развития информационных и коммуникационных технологий может быть информационная перегрузка обучающихся.
Было бы просто, если бы информация, которая генерирует знания, была статичной. Но нынешняя эпоха характеризуется ускоренными темпами развития знаний, объем информации растет с такой скоростью, что учебники не успевают актуализироваться, и необходимо все время проверять информацию на достоверность и соответствие сегодняшнему дню.
В современном мире знания и навыки имеют короткий «срок годности», и технологии в любой профессии сейчас меняются каждые 3 – 5 лет, происходит «сжатие инновационного цикла: существенно сократилось время между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок» [1]. Вчерашнее конкурентное преимущество работника становится минимальным требованием к тому, чтобы оставаться в профессии завтра. В XXI определяющая тенденция для работодателей – смещение с функционала работников на результат, который они могут достичь. Способность изменять свои профессиональные функции становится важнее специальности, т.е. профиль работника должен быть междисциплинарным. Так, специалист по управлению персоналом не может ограничивать свои знания только тем, что касается менеджмента, его решения, планы и стратегии влияют на компанию в таких областях, как финансы, бухгалтерский учет, маркетинг, продажи, производство, услуги, реклама. Поэтому он должен знать достаточно о каждой из этих дисциплин, чтобы иметь возможность принимать более точные и даже экстраординарные решения, которые приводят к значимым результатам и последствиям.
Как следствие, при сегодняшней интенсивности и ритме жизни ключевым элементом, позволяющим быть на шаг впереди и развиваться в соответствии с требованиями современного мира, является способность к постоянному обучению и развитию. Иметь диплом, полученный в прошлом веке, недостаточно для решения новых цифровых задач. Опыт больше не единственное, что имеет значение на рынке труда. Наиболее ценные навыки и компетенции − это сочетание приобретенных знаний и опыта, которые добавляются к личности каждого человека. Сегодня работодатели интересуются не только техническими знаниями или hardskilss, но и тем, что известно как softskills («мягкие навыки»), т.е. способностью решать проблемы и творческим подходом. По данным Стэнфордского научно-исследовательского института и Фонда Карнеги-Меллона в долгосрочной перспективе 75% успеха в работе достигается за счет softskills.
Мягкие навыки многочисленны, но некоторые особенно ценятся на рынке труда: информационная грамотность, критическое мышление, креативность, гибкость (адаптивность), кооперация, коммуникативность. Безусловно, важно развивать softskills у студентов в процессе учебы с учетом того, что ядро профессии составляют фундаментальные знания.
Обучение на протяжении всей жизни требует умения работать с информацией, которая нас окружает, и трансформировать ее в знания. Информация – это инструмент познания, но это не само знание. Поэтому одной из самых востребованных компетенций является информационная грамотность, включающая такие элементы, как умение вести поиск (найти, проанализировать, рассортировать и отобрать нужную информацию), интерпретацию (преобразовать данные и информацию в знание, предвидение и понимание) и генерацию идей (развитие новых гипотез). Информационная грамотность, как видим, имеет и различные когнитивные аспекты: концептуальный, аналитический, логический, стратегический, системный, перспективный и творческий.
Глобальная информатизация вносит коррективы в принципы организации научного, профессионального, культурного дискурса и коммуникации. Действующая система образования, безусловно, должна развивать критическое мышление. Это отнюдь не новая компетенция, но в информационном обществе и в его альтер-эго, так называемой экономике знаний и инноваций, она является надежным проводником. Информационный поток увеличивается и становится определяющим в развитии и личности, и общества в целом. Но информация может быть точной и четкой, уместной и ценной, всеобъемлющей и своевременной; но она также может содержать ошибки или неточности, служить ложным интересам, быть запутанной или непоследовательной. Чтобы учиться в течение всей жизни, принимать решения и действовать разумно, важно обладать критическим мышлением.
Сегодняшняя молодежь владеет общей цифровой грамотностью, но, как показывают исследования, не способна оценивать достоверность информации, которая наводняет смартфоны, планшеты и компьютеры, доверчиво относится к статистическим данным и не проверяет авторитетность первоисточника.
Развитию информационной грамотности и критического мышления у студентов способствует изучение учебного материала и приобретение знаний в ходе самостоятельного поиска и исследования. Учебно-исследовательская деятельность включает: постановку учебной проблемы, расстановку приоритетов, поиск надежных источников информации, формулировку гипотез, проверку гипотез, подготовку исследовательских проектов, выполнение исследовательских проектов, подготовку исследовательских отчетов, представление докладов или научных выступлений. Такой цикл деятельности студентов формирует критическое мышление – помогает организовать или упорядочить концепции, идеи и знания.
Роль преподавателя – направлять студентов и проводить полный анализ результатов, помочь им определить, что они сделали хорошо или не очень, развить уверенность в управлении собственными процессами обучения и вызвать у них желание учиться.
Сегодня на рынке труда работника отличают не только профессиональные навыки. В растущем напряженном профессиональном мире, сфокусированном на командной работе и пропаганде безупречного обслуживания клиентов, навыки построения хороших межличностных отношений с другими людьми и сохранения стабильной ориентации на цели имеют решающее значение. Эмоциональный интеллект является общим знаменателем этих навыков. Именно благодаря пониманию своих и чужих эмоций мы можем создать культуру сотрудничества и здоровый рабочий климат. Считается, что работник, обладающий эмоциональным интеллектом, в три раза меньше подвержен истощению, способен рисковать, принимать лучшие решения в сложных ситуациях, обладает очень высокими качествами социальных отношений.
В образовательной среде важно создавать учебные форматы и ситуации, в которых студенты должны применять, развивать, практиковать и раскрывать эмоциональный интеллект. Одним из эффективных интерактивных форматов является проектная командная работа. Успешные проекты меняют студентов. Первое, что происходит во время проекта – студент начинает понимать свою роль в команде. Он осознает, что нужно другим, в чем он силен, что может делать с удовольствием и успешно. Командная работа над определенной, и лучше нестандартной, задачей способствует формированию важных навыков: умению быстро договариваться при решении проблемных вопросов, ставить задачи, системно мыслить, генерировать оригинальные идеи, презентовать идеи.
В командной проектной работе вырабатываются лидерские качества и гибкость, креативность и новаторство, возможность раскрыть потенциал и выйти на субъектную позицию по отношению к действительности – студент перестает приспосабливаться к жизни, а действует, осознавая свое предназначение, профессиональные и личные качества. Высокая вовлеченность и постоянное взаимодействие в проекте обеспечивают развитие эмоционального интеллекта, как одного из факторов профессиональной успешности в современном мире.
При внедрении различных проектов в образовательный процесс преподаватель должен четко определять, как учебные цели, так и учебный контент, который необходимо использовать в поисках эффективных и креативных решений. Не менее важна поддержка студентов в их собственных идеях и умение развивать и углублять их личные интересы.
Важность креативности в профессиональной сфере возрастает по мере автоматизации и постоянно меняющихся задач. Когда машины выполняют рутинную работу, нужно сосредоточиться на креативном мышлении и развитии творческих практик. Способность (и желание) мыслить по-новому, т.е. «творчески», ценится в бизнесе, так как с креативных идей и решений начинается инновационный процесс. Тем не менее наша образовательная система фокусируется на обучении студентов «конвергентному мышлению» – как решать проблемы, у которых есть один известный правильный ответ, вместо того, чтобы учить студентов «дивергентному мышлению» – как найти несколько решений для открытых, нестандартных проблем. Именно с подобными проблемами они столкнутся в будущей профессиональной карьере, креативность в образовательном пространстве надо формировать как набор навыков, которые включают способность взглянуть на проблему с разных точек зрения, генерировать несколько идей и возможных решений, импровизировать. Обычно преподаватели используют периодическое встраивание в учебный процесс элементов мозгового штурма, ментальных карт, но этого недостаточно. Следует подбирать хороший образовательный контент с правильным форматом, направленным на синтез конвергентного и дивергентного мышления, выходящий за пределы учебника и ориентированный на практическое применение. В этом аспекте помимо исследовательской и проектной деятельности хорошо работает метод кейсов с учетом междисциплинарности.
Прогрессивные образовательные технологии должны способствовать развитию у студентов таких качеств как самостоятельность, независимость, решительность, адаптивность и гибкость. Это важно, потому что в нестабильном мире константой являются перемены. Роль преподавателя сегодня выходит далеко за рамки роли простых носителей информации или знаний, и образование не может ограничиваться формированием профессиональных навыков. Необходимо оторваться от тех устаревших методик, которые не дают результатов и не готовят выпускников к реальной жизни.
1. Strategiya nauchno-tehnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii: utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 1 dekabrya 2016g. № 642// Garant: informacionno-pravovoe obespechenie [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998/(data obrascheniya: 19.03.2020).