I DEDICATE MY LIFE TO CHILDREN TO THE 80TH ANNIVERSARY OF SVETLANA NIKOLAEVA
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, the authors introduce the readers to the creative work of Svetlana Nikolaeva, a teacher, a well-known scientist, a leading specialist in the field of preschool education, Doctor of Pedagogical Sciences.

Keywords:
preschool education, environmental education, Svetlana Nikolaeva
Text
Text (PDF): Read Download

12 мая 2020 г. свой юбилейный день рождения отметила Николаева Светлана Николаевна – д-р пед. наук, исследователь в области экологического образования, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Юбилей – важное событие в жизни каждого человека. Все мы − коллеги, друзья и ученики хотим выразить Светлане Николаевне искренние слова уважения, восхищения, любви, теплые пожелания и поздравления. Крепкого здоровья Вам, Светлана Николаевна, энергии, оптимизма, силы духа, дальнейших творческих достижений и значимых актуальных исследований, которые так необходимы педагогам в их практической деятельности!

Светлана Николаевна – выдающийся ученый-практик, педагог, опытный научный руководитель, очаровательная женщина, огромной души человек, «человек» – в самом глубоком понимании этого слова…

Николаева Светлана Николаевна – серьезный, вдумчивый исследователь в  области экологического образования детей дошкольного возраста, ученый, работы которого известны как в нашей стране, так и за рубежом. По методикам Светланы Николаевны занимаются педагоги системы дошкольного образования практически во всех регионах России. Имя С.Н. Николаевой знакомо практически каждому дошкольному педагогу. Она является автором зарекомендовавшей себя среди практиков дошкольного воспитания программы «Юный эколог» − первой программы экологического воспитания дошкольников, которая уже почти 30 лет успешно используется в детских садах нашей страны.

Окунемся немного в историю… Конец 50-х годов прошлого века. Молодая девушка  после окончания школы, планируя связать свою жизнь с дошкольной педагогикой,  устраивается на работу в один из московских детских садов воспитателем. Почти каждый день по окончании рабочего дня задерживается в саду: что-то мастерит, готовит для предстоящих занятий, придумывает, фантазирует, рисует. Дети в восторге от своей воспитательницы, а вот коллеги смотрят на все происходящее подозрительно: за внеурочные часы доплаты нет, да и молодой девушке надо бы ходить на свидания, думать о замужестве, а не сидеть вечерами на работе…  Сослуживцы, конечно, пока не знают, что с ними работает не обычный человек, а талантливый педагог, в будущем пытливый ученый,  автор не имеющей аналогов программы экологического воспитания детей, на многие десятилетия  вошедшей в практику работы детских садов по всей России… Конечно, Светлана Николаевна успешно поступает на дошкольное отделение педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина.

После нескольких лет работы в детском саду, Светлана Николаевна устраивается работать  экскурсоводом в «Уголок Дурова», где получает уникальный опыт для своей будущей научной работы: как рассказывать детям о животных интересно, уметь удерживать их внимание, акцентировать интерес детей на важных моментах жизни зверей и птиц.

После успешной защиты диплома в МГПИ им. В.И. Ленина ее приглашают стать сотрудником в Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания Академии педагогических наук. Она становится ученицей видной плеяды отечественных ученых: психологов (B.C. Мухина, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер) и педагогов (Э.И. Залкинд, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Т.А. Маркова, Н.А. Ветлугина). До конца 70-х занимается исследованием вопросов умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с природой, начиная с 1980 г. ее интересы расширяются до области экологического воспитания дошкольников, и с этого времени начинается ее интенсивная работа над разработкой теоретической и практической базы экологического воспитания в детском саду.

В 1992 г. Николаева С.Н. публикует теоретическую монографию «Общение с природой начинается с детства», в которой анализирует и обобщает исследования, позволившие определить новый – экологический – подход в ознакомлении дошкольников с природой. В 1993 г. выходит «Программа экологического воспитания дошкольников», которая в дальнейшем легла в основу программы «Юный эколог» и первой «Концепции экологического воспитания дошкольников». Начиная с этого периода, под ее авторством выходит множество статей, книг, учебных и наглядных пособий, посвященных проблеме экологического воспитания детей в детском саду, дома, обучения студентов в колледже и вузе, повышения квалификации воспитателей в данной области. В 2005 г. Светланой Николаевной подготовлена монография «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», в которой представлено теоретическое обоснование методики экологического воспитания дошкольников. В 2006 г. С.Н. Николаева защищает диссертацию на соискание учёной степени д-ра пед. наук. Ученый ведет успешное руководство целого ряда научных исследований аспирантов, проводит курсы, семинары, лекции, участвует в международных конференциях, успешно продолжая свою научную деятельность и по сей день.

Светлана Николаевна − автор пособия «Методика экологического воспитания в детском саду», неоднократно переизданного издательством «Просвещение». Автор убежден, что главная цель экологического воспитания в дошкольном детстве − формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. В пособии представлены практические рекомендации, конспекты занятий, разнообразные формы работы с детьми, среди которых автор подчеркивает важность игры, развития сенсорного опыта у детей, творческой деятельности. Для детей ученым разработаны Рабочие тетради, в которых содержатся увлекательные и интересные методики по воспитанию начал экологической культуры, задания, необходимая информация.

В 2016 г. Светланой Николаевной опубликована монография «Становление экологической культуры и развитие ребёнка старшего дошкольного возраста». Данная монография явилась результатом теоретического и экспериментального исследования становления системы экологического воспитания в условиях детского сада и определения её влияния на развитие детей в предшкольный период. Кроме того, Светланой Николаевной создан комплект методического обеспечения, учебные пособия для студентов колледжа и вуза.

Светлана Николаевна Николаева − удивительно творческий человек, тонко чувствующий красоту природы. Недаром предметом настоящих исследований явилась эстетическая составляющая экологического воспитания детей. В программе эколого-эстетического содержания «Красоту природы замечаем с детства» Светлана Николаевна предлагает пути приобщения детей дошкольного возраста к красоте окружающего мира, развития чуткого восприятия прекрасного в природе, быту и искусстве, становления на этой основе начал экологической культуры. В своих недавних работах, научных статьях (например,  «Приобщение дошкольников к красоте природы на основе парциальной программы эколого-эстетического воспитания в ДОО» /Дошкольное воспитание,  2019 №№ 2, 3) автор размышляет об универсальности понятия красоты природы, представляет способы реализации эколого-эстетического подхода в практике воспитания детей дошкольного возраста.

Светлана Николаевна считает очень важным развивать у детей чувство прекрасного при восприятии природы − способность всматриваться, радостно замирать и восторгаться. Именно «прочувствование» красоты, наблюдение как очень тонкий вид восприятия дают  ребенку возможность увидеть, заметить, обнаружить прекрасное вокруг, слиться с ним в одно целое. Ученый ставит перед воспитателем цель − научить детей всматриваться в зеленое царство растений, замечать птиц и насекомых, летающих над участком, рыб, плавающих в аквариуме;  замечать особенности формы, колорит окраски, череду оттенков, неповторимость внешнего облика и проявлений любых живых существ.

Очень важно, по мнению ученого, побуждать детей к творчеству, ведь воодушевление, эмоциональное переживание воображаемой ситуации можно наблюдать, когда дети заняты отобразительной деятельностью (рисование, лепка, игра), содержанием которой являются впечатления о природе. Воспитателю следует найти нужные слова, интонации, вызывающие в детях душевный отклик, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношения живых существ с окружающей средой.

В настоящее время Светлана Николаевна подготовила ряд научных статей на темы эколого-духовного, эколого-эстетического и эколого-художественного направления в воспитании детей.

В своей статье «Природа как основа возрождения духовности с детства: эколого-духовное воспитание» ученый обосновывает важность духовного воспитания детей в современном образовательном процессе. Утверждая, что потребность в духовности, ее осмыслении, развитии являются неотъемлемой чертой нашего времени, автор представляет пути решения проблемы развития духовной сферы детей-дошкольников в процессе общения с природой − предлагает методы и приемы эколого-духовного развития детей, выделяет качества характера, поведения ребенка, несущие в себе потенциал духовности.

О востребованности работ Николаевой Светланы Николаевны, о важности и актуальности ее научных идей, сложившейся научной школы свидетельствуют многочисленные отклики педагогов-практиков, воспитателей, родителей, учеников и коллег этого замечательного ученого:

Ученица С.Н. Николаевой Ольга Головина: «Мне выпала честь быть ученицей Светланы Николаевны, писать диссертацию под ее научным руководством. Многолетнее знакомство, сотрудничество и дружба с ней помогают понять, в чем же секрет такого потрясающего успеха. В первую очередь, конечно, в качествах ее характера: жизнерадостность и добросердечность, любовь к природе и людям, правдивость и чистота помыслов, трудолюбие и усердие, практичность и рассудительность, открытость всему новому и честность, уверенность в том,  что в руках человека очень многое,  умение новые знания  пропустить через себя, свою жизнь. Во-вторых, Светлана Николаевна - это ученый-практик, который, все теоретические знания, гипотезы проверяет и примеряет на практике:  "Никогда не отрывалась от детского сада, от обычного воспитателя, обычного ребеночка", - так утверждает она. За это ее ценят, любят и глубоко уважают педагоги-практики. Именно это позволяет ее технологии работы с детьми быть близкой и понятной воспитателю.

Статьи и пособия Николаевой С.Н. никогда не залеживаются в издательстве, редакция всегда с удовольствием принимает их к печати.  Проходя по страницам статей, пособий, технологий, написанных Николаевой С.Н., становится очевидным, что даже материал со сложным содержанием  изложен настолько доступно, что его легко перенести на конкретную ситуацию в детский сад, применить с конкретными детьми. С.Н. так описывает свою работу над публикациями: "Очень долго работаю над текстом, вновь и вновь возвращаюсь к написанному через определенное время, чтобы свежим взглядом посмотреть на изложенное. Делаю это до тех пор, пока текст не станет доступным, понятным, изложение связным и логичным".

Как научный руководитель Светлана Николаевна несомненно обладает синтезом удивительных качеств: умением видеть направленность человека и следовать ей в научной проблематике, умением направлять и вдохновлять, пояснять и помогать, содержательно критиковать, вести и требовать научной точности и честности, нацеливать на высшие идеалы, и одновременно поддерживать, понимать жизненные трудности, оказывать помощь в самых разнообразных ситуациях. Такое руководство не только помогает устояться научным взглядам, но и меняет всю жизнь…

"Мыслить глобально, действовать локально", это утверждение стало девизом всей научной деятельности С.Н. и ее жизни в целом. Светлана Николаевна сама и является тем самым образцом, которого должна воспитать ее программа для детей – человеком, всей душой любящим природу и людей, сознательным, деятельным, развитым интеллектуально и творчески.

Чему посвящает свою жизнь Светлана Николаевна? Очень многие могли бы позавидовать этому… Свою жизнь она отдает тому, чтобы люди стали чуть ближе к природе, стали  чище, добрее, а, значит, немного счастливее».

   Татьяна Бурлакова, аспирантка С.Н. Николаевой: «Когда я была студенткой дошкольного отделения и изучала труды Светланы Николаевны, то и представить не могла, что мне представится возможность поработать под ее руководством на протяжении многих лет. Это огромная честь и уникальный опыт!

Меня всегда поражали ее кропотливое скрупулезное изучение всех статей, бережное отношение к каждой научной идее и находке, ненавязчивое руководство в построении исследования, настойчивость в достижении качественного результата. И, что, наверное, важнее всего, это проявление внимательности и понимания в любой жизненной ситуации.

Каждое напутствие, каждый совет в процессе работы до сих сопровождают меня по жизни. Невозможно выразить бесконечную благодарность и признательность педагогу, ученому и прекрасному человеку! С юбилеем!».

Ярослава Кабалевская, мама дошкольника: «В условиях самоизоляции большим подспорьем в домашнем обучении стала развивающая тетрадь "Я познаю мир природы" С.Н. Николаевой. Пособие включает в себя 47 заданий, формирующих у дошкольников основы экологической культуры. Для сына 5 лет я определила систематичность занятий: 2 раза в неделю - вторник и пятницу. Таким образом, после пятничного занятия можно было "закрепить навыки", выезжая на выходных за город на дачу. Между вторником и пятницей мы старались повторять пройденное дома, играя с интерактивной картой мира, проводя эксперименты с замораживанием и размораживанием воды, выращивая семена растений. Особым успехом стала пользоваться игра в карточки "Кто кого съест", придуманная после изучения темы "Болота". Выяснилось, что многие понятия были неизвестны современному ребёнку, растущему в городской среде — так, с помощью картинок в интернете мы узнали, как выглядит мох, осока, камыш, росянка...

Одним из первых результатов в процессе освоения материала стало развитие речевого аппарата и введение в оборот новых понятий. Определённую сложность для 5-летнего ребёнка вызвало выполнения заданий – "Солнечная система" и "Земля" – самая интересная планета солнечной системы». Обилие новых незнакомых терминов - орбита, полюс, экватор – заставило возвращаться к этим упражнениям еще 3 занятия до полного закрепления материала. Тем не менее, это вызвало большой интерес у нашего «ученика», который теперь на прогулках зачастую обращает внимание на растущую или убывающую Луну. Отмечу также развитие мышления и внимания к живой природе - сын стал бережнее относиться к растениям, внимательно следить за насекомыми в их естественной среде обитания. Границы мира ребенка, определённо, расширились!».

Светлана Николаевна — настоящий подвижник, в наше нелегкое время отстаивающая важность, актуальность и необходимость решения проблем экологического воспитания населения, начиная с самого детства. Ученым разработан проект «Территориальный подход к развитию экологической культуры детей и взрослых», суть которого выражена в следующей идее: для человека Дом — это место, где он живет (квартира, подъезд, двор, улица, окружающая территория), работает (рабочее место, цех или кабинет, здание в целом,  природное окружение). Поэтому необходимо, чтобы этот Дом был уютным, чистым и красивым, так как правильное содержание своего Дома создает благоприятную среду для жизни каждого из нас. Реализация этого проекта, безусловно, требует поддержки администрации района, округа, города, а также руководства предприятий, действующих на этой территории.  Образовательная составляющая этого проекта адресована учреждениям образования, расположенным на этой территории − администрации и педагогам детских садов, школ, колледжей, Вузов и реализуется через специальные программы по развитию экологической культуры детей и взрослых, систему мероприятий, акций и т.п.

Сама Светлана Николаевна делает все возможное, чтобы окружающая природная среда была здоровой, чистой и красивой. Совершает рейды по сбору мусора в Березовой роще, близ которой она живет, ведет активную работу в Совете дома, в Совете ветеранов, с населением района по пропаганде неравнодушного отношения жителей к своей территории.

На своем садовом участке Светлана Николаевна воплотила свою мечту о создании экологически целесообразной зоны жизни — на маленьком участке разместился ряд «экологических ниш», связанных между собой и сочетающихся друг с другом — маленький прудик с плакучей ивой, сливовый «лес» (своеобразная зона отдыха), сосновый бор, где даже растут маслята, спортивная зона, цветник…

Светлана Николаевна любима своими коллегами, учениками. Она — искренний, преданный друг, человек широкой души, готовый всегда помочь — советом, делом, добрым словом.

Еще раз, с Юбилеем, дорогая наша Светлана Николаевна! Долгих лет жизни и плодотворной научной деятельности!                                                                                

                                                    

References

1. Nikolaeva S.N. Ekologicheskoe vospitanie detey ot rozhdeniya do dvuh let. ID Cvetnoy mir, 2020.

2. Nikolaeva S.N. Ekologicheskoe vospitanie detey. Tretiy god zhizni: Moskva, ID Cvetnoy mir, 2019.

3. Nikolaeva S.N. Sistema ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Uchebnoe posobie: Moskva, IRFRA-M, 2019.

4. Nikolaeva S.N. Ya poznayu mir prirody! 47 razvivayuschih zanyatiy dlya detey 5-8 let: Moskva, Bilingva, 2018.

Login or Create
* Forgot password?