Russian Federation
The life of every person is connected with administrative norms that protect and protect rights and freedoms, provide a favorable living environment. This article discusses the rules of administrative law.
administrative law, the subject of administrative law, legal regulation
Современные условия в начале ХХI в. предполагают наличие в юридической науке административного права, которое представляет собой совокупные правовые нормы. Данные нормы регулируют все сферы жизнедеятельности в обществе, а соответственно, общественно значимы. Те изменения, происходящие в России в начале ХХI в., дают возможность осознать и оценить роль исполнительной власти как одной из трех ветвей, которые составляют государственную власть [1, с. 37].
Решение задач, которые возникают в процессе реализуемой концепции реформы административной власти, предполагают, что будет создан эффективный механизм организации, права, кадров, информации, позволяющий управлять государством, реализовывать в жизни политику и законы.
Жизнь каждого человека связана с административными нормами, которые охраняют и защищают права и свободы, обеспечивают благоприятную среду существования.
Предмет административного права предполагает изучение целенаправленности воздействия на то, как предприятия, учреждения, организации осуществляют собственную деятельность. Такое воздействие имеет свои пределы и методы. Важнейшими факторами, которые помогают строить правовое государство, являются рыночные экономические регуляторы. Именно они помогают организовывать деятельность хозяйствующих субъектов [3, с.66].
Эффективное правовое регулирование, которое налаживает общественные отношения, зависимо адекватности правового содержания, которое развивает общественные отношения. Изменяются эти потребности, соответственно, происходит изменение ролей, объемов и соотношений между основными правовыми составляющими − его институты и отрасли.
1 июля 2002 г. был введен новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2]. В вузах страны стали изучать учебную дисциплину «Административная ответственность», включающую в себя знания, умения и навыки, соединенные в целый комплекс. Данная дисциплина необходима будущим юристам для того, чтобы вести профессиональную деятельность в различных отраслях и сферах. Это обеспечивает законность и правопорядок в общественных отношениях, которые предусмотрены в действующих законодательствах. Речь идет о действующем конституционном, административном, налоговом, таможенном, финансовом, экологическом, природоохранном законодательстве [1, с. 42].
Анализируя административную ответственность, нужно иметь в виду вид юридической ответственности, выражающийся в том, что органы или должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, назначают административное наказание лицам, которые совершили различного рода правонарушения.
Характерные черты административной ответственности:
а) это составная часть государственного принуждения, которая осуществляется органами государственной власти;
б) административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности;
в) административная ответственность регулируется нормами административного права, детально регулирующими этот процесс и составляющими нормативную основу административной ответственности;
г) физические и юридические лица являются субъектами административной ответственности [3, с. 49].
Простота, оперативность и экономичность процедуры привлечения к административной ответственности содержит при этом все необходимые гарантии законности его проведения и осуществления права на защиту.
Реализация на практике административной ответственности существенно отличает её от уголовной ответственности, так как за ней не следует судимости.
Фактическое основание для того чтобы наступила административная ответственность − это административное правонарушение.
Ст. 2.1 КоАП РФ определила противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица как административное правонарушение. Его основными юридическими признаками являются общественно опасные, противоправные деяния, которые определяются виновностью и наказуемостью [2].
Административное правонарушение предполагает деяние как действие или бездействие. У них есть цели, средства, результаты, мотивация и психологическое отношение к тому, что было содеяно.
Юридическое выражение, которое определяет признаки общественной опасности административных правонарушений, анализируется в противоправности, когда лицом совершены действия, запрещенные нормами права, либо не совершены действия, которые предписываются ему нормами права. Здесь можно говорить о бездействии. Анализируя виновность, можно установить, что является обязательным признаком административного правонарушения, а вот вина является психическим отношением, которое испытывает правонарушитель к тому, что он совершил общественно опасные противоправные действия (бездействия) и его последствия [4, с.127].
Последним обязательным признаком административного правонарушения является наказуемость, так как за данные деяния предусматривается административная ответственность.
Административная ответственность опосредовано через превентивные, репрессивные и сигнализационные функции. Превентивная функция предусматривает побуждение, которое испытывают субъекты права для того, что соблюдать уважительное отношение к закону. Она призвана нравственно перестроить личность, предотвратить его противоправное поведение. Репрессивная функция выражается в том, что нужно претерпевать правонарушителю после в силу деяния, которое совершил правонарушитель. Сигнализационная функция информирует о том, что необходимо применить наиболее строгие меры к лицу, которое виновно [4, с.237].
Рассматривая юридическую, в том числе и административную ответственность как некое материальное охранительное отношение, можно сделать вывод о том, что это правоотношение, являясь по своей природе длящимся, имеет определенные стадии своего развития. Причем за основу выделения определенных стадий юридической ответственности следует брать соотношение степени познания совершенного правонарушения уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами и изменений, происходящих в правовом статусе правонарушителя (т.е. в объекте правоотношения ответственности) [3, с.78].
Теория права предусматривает различные основания, которые исключают юридическую ответственность и освобождают от несения юридической ответственности. К этим условиям относятся либо невменяемость физического лица, либо наличие обстоятельств, которые исключают общественную опасность деяния, либо отсутствие в деянии признаков юридического состава административного правонарушения.
Законодателем выделены два критерия невменяемости, речь идет о медицинском и юридическом критерии. Медицинский критерий невменяемости предусматривает хроническое психическое расстройство, временное (т.е. краткосрочное) психическое расстройство, слабоумие, иное болезненное состояние психики. При юридическом критерии невменяемости у лица отсутствует способность осознавать фактический характер и противоправность своих действий или бездействия, руководить ими [1, с. 101].
Необходимо учитывать, что правонарушение является всегда виновным, т.е. умышленным или неосторожным. Неосторожная вина отличается от невинного причинения вреда, при этом административная ответственность не наступает.
Таким образом, можно определить административную ответственность как вид юридической ответственности. Она бывает выражена в том, что уполномоченные органы или должностные лица применяют разного вида административные наказания к лицам, которые совершили административные правонарушения.
Признаки административной ответственности заключаются в том, что это составная часть административного принуждения, вид государственного принуждения, наличие всех его качеств. Административное правонарушение есть фактическое основание административной ответственности. В таких случаях наступает урегулирование административной ответственности нормами административного права. Субъекты административной ответственности − как физические, так и юридические лица.
Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов и др. Основаниями административной ответственности служат наличие права, устанавливающих административную ответственность и регулирующих ее (нормативное основание); деяние конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями – это фактическое основание; и процессуальное основание − правоприменительный акт компетентного субъекта о назначении административного наказания на конкретное лицо за конкретное административное правонарушение [4, с. 188].
Цель административной ответственности опосредуется через функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной или штрафной) и сигнализационную.
В своем развитии административная ответственность проходит следующие основные стадии:
− стадия возникновения юридической ответственности (начинается с момента совершения правонарушения и длится до момента обнаружения его должностными лицами компетентных государственных органов);
− стадия конкретизации юридической ответственности (начинается с момента обнаружения правонарушения должностными лицами компетентных органов государства и заканчивается вступлением в законную силу акта применения права, признающего факт правонарушения, совершенного конкретным лицом);
− стадия реализации юридической ответственности (начинается с момента вступления в законную силу правоприменительного акта государственного органа, признающего факт совершения правонарушения конкретным лицом, и заканчивается моментом окончания исполнения наказания (взыскания)).
1. Agapov A.B. «Administrativnaya otvetstvennost'», Uchebnik. - Moskva: Izd -vo «Yurayt» (2012). - 435 s.
2. "Kodeks Rossiyskoy Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah" ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 31.07.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 11.08.2020).
3. Bocharov S.N. «Administrativnaya otvetstvennost'» - Moskva, (2010). - 224 s.
4. Osincev D.V. «Administrativnaya otvetstvennost'. 3-e izdanie», Uchebnik - (2020). - 467 s.