INSTITUTION OF CONCILIATION ACCORDING TO LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyses issues of formation and development of the institution of exemption from criminal liability due to conciliation in the Republic of Uzbekistan, its current state, the place and importance of such ancient values as tolerance and pardons in the reform of the judicial system, the works in recent years which is carried out in the field of developing the institution of conciliation and the experience of foreign countries in this area. However, the author of this article outlined the nature of obligatory conditions conciliation, compensate damages for victims and forgiveness by the victim, according to which a person can release from criminal liability.

Keywords:
Institute of conciliation, justice, rule of law, tolerance, pardons, rights and freedoms of a person, compensation for damages, forgiveness of the victim, the principle of humanism, exemption from criminal liability
Text
Publication text (PDF): Read Download

Современный Узбекистан стремительными шагами идет по пути построения демократического, правового государства и гражданского общества. Проводимые реформы в стране во всех сферах социальной, экономической и политической жизни, либерализации судебно-правовой системы, укрепление верховенства закона в обществе, требует надлежащего правового обеспечения, создания более эффективной системы законодательства, в том числе и уголовного. За годы независимости в стране были восстановлены многие национальные традиции и обычаи, основанные на принципах гуманизма, которые широко отражены в национальном законодательстве. Одним из институтов, выражающих эти  ценности, является институт примирения. Именно этот институт воплощает в себе такие ценности,  присущие нашему народу, как толерантность, прощение,  гуманизм.

Институт примирения в нашей стране был введен в действующее уголовное законодательство Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы Республики Узбекистан в связи с либерализацией уголовных наказаний» 29 августа 2001 г.

На сегодняшний день институт примирения нашел свое отражение во многих законодательствах развитых зарубежных стран и полностью испытан  судебной практикой, который соответствует принципам гуманизма правового демократического государства и гражданского общества. Как уже отмечалось, институт примирения воплощает в себе такие ценности, как толерантность, прощение, гуманизм. На основании этих ценностей взаимное согласие между правонарушителем и потерпевшим широко использовались в истории нашего государства. Например, в мусульманском праве лицо, совершившее преступление, при уплате соответствующей суммы (товон тўлаш) жертве, потерпевшая сторона имела право требовать от истца (суда) освобождения виновного от наказания [1, с. 74-78] и, таким образом, решались примирительные вопросы.

Следует отметить, что институт примирения играет важную и особую роль в сохранении места и положения лица в обществе, не оказывает негативного влияния на семейную среду, а также предотвращает правовые последствия уголовной ответственности. В обратном случае не трудно представить, что это несколько негативно может повлиять на семью, на будущее детей и близких.  Институт примирения в уголовном законе  служит важным инструментом для согласительного урегулирования негативных отношений между людьми, особенно родственниками, близкими и знакомыми. Институт примирения, являясь одним из форм и методом  достижения правосудия, становится позитивным фактором укрепления правопорядка в обществе. Это яркий пример верховенства закона и принципов гуманизма в наших законодательствах.

Институт примирения, основанный на древних обычаях и традициях народа, представлен в законодательстве как один из наиболее эффективных на сегодняшний день институтов. Эффективность этого института привела к его постепенному, поэтапному расширению статей в законодательствах, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности.

В этом отношении анализ национального законодательства показывает, что законом Республики Узбекистан от 29 августа 2001 г. в Уголовный Кодекс был введен институт примирения (ст.661. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением), согласно которому по 26 статьям возможно освобождение от ответственности. Дальнейшее развитие данного института связано с расширением статей Уголовного кодекса, по которым возможно применение данной нормы. В частности, законом от 27 августа 2004 г. количество возможности примирения  достигло 30 статей. Согласно закону от 31 декабря 2005 г. 31 статья, законом от 3 апреля 2009 г. их количество составляет 40 статей, законом от  29 декабря 2012 г. 44 статьи,  законом от 23 сентября 2016 г. 45 статей и законом от 9 июля 2019 г. круг уголовно-правовых норм, допускающих примирение, составил  46 статей Уголовного Кодекса Республики Узбекистан.

На сегодняшний день, согласно ст. 661 (Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением)  Уголовного кодекса применение института примирения сторон возможно по  46 статьям и 61 составу преступлений. По нашему мнению, количество составов преступлений,  предусматривающих возможность примирения, будет расширяться. В результате применения института примирения, число людей, освобожденных от уголовной ответственности, год за годом увеличивается. В результате проведённых работ институт примирения не только сократит число осужденных в обществе, но и предотвратит последствия, которые негативно могут отразиться на жизни людей и судьбе поколений. Это эффективный юридический институт, который защищает добровольные признания сторон от обширных судебных процессов, открывает широкие возможности для ускорения и упрощения этого процесса, устраняя издержки.

В результате изучения и сопоставления зарубежного опыта показывает, что в соответствии с законодательствами таких стран, как Российская Федерация [2], Азербайджан [3], Украина [4], Беларусь [5], Туркменистан [6] институт примирения может применяться только к лицам, совершившим преступление впервые. На основании законодательств Республики Казахстан [7], Киргизии [8] и Армении [9] при применении института примирения совершения преступления впервые уголовно-правового значения не имеет.

В соответствии со ст. 661 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусмотрено, что лица, совершившие преступление не только впервые, но и осужденные ранее за совершение преступлений, не представляющие большой общественной опасности и за менее тяжкие преступления без погашения и снятия судимости, можно применить лицу институт освобождения от уголовной  ответственности в связи примирением.

Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день в уголовном законодательстве Республики Узбекистан предусмотрено правило, которое гласит, что тот, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления и в  установленном порядке погашена и снята судимость, может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с примирением, если они примирились с потерпевшей стороной. Это свидетельствует о том, насколько усовершенствуются наши законы в отношении либерализации.

Согласно Уголовному кодексу Республики Узбекистан, для освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением должны быть соблюдены следующие условия:

  • совершенное преступление предусмотрено ст. 661 Уголовного кодекса;
  • признание вины подозреваемого, виновного или подсудимого в совершении преступления;
  • возмещение причиненного ущерба потерпевшему;
  • примирение потерпевшего и обвиняемого, т.е. прощение потерпевшего.

Невыполнение одного из этих условий исключает применение института примирения по уголовному делу.

Исходя из законодательства, в случае примирения с подозреваемым, обвиняемым по преступлениям, предусмотренным ст. 661 Уголовного кодекса,  уголовное дело может быть прекращено без урегулирования вопроса об обвинении судом в порядке, установленном гл. 62 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан. Поэтому необходимо учесть, что институт примирения − это не только прощение потерпевшего, но и отклонение первоначальных требований и претензий потерпевшего к преступнику.

Как выше указано, что в настоящее время в Республике Узбекистан проводятся широкомасштабные реформы, направленные на либерализацию судебно-правовой системы, укреплению верховенства закона в обществе.

В этом направлении в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан,  дальнейшему реформированию  судебно-правовой системы» за    № 4850 от  21 октября 2016 г. определено, что обеспечение настоящей независимости судебной власти, прав и свобод граждан, а также повышение степени достижения правосудия станут основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, в частности путём расширения статей применения института примирения [10].

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что вопрос расширения статей института примирения в законодательствах имеет важное значение в отношении системы уголовного правосудия в Республике Узбекистан. Стремление к добру, тратить каждый момент нашей жизни наилучшим образом, проявляя любовь и уважение  друг к другу, также является проявлением большой смелости, терпимости и благородства.

References

1. Abdurasulova K.R. Yarashilganligi munosabati bilan zhinoiy zhavobgarlikdan ozod қilish instituti: kechirimlilik va baғrikenglikning erқin ifodasi //Hususiy ayblov va yarashuv institutlarini takomillashtirish choralari (Materialy Respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferencii) - T.: Akademiya MVD RUz, 2015. S. 74−78.

2. Oficial'nyy pravovoy-informacionnyy internet portal Rossiyskoy Federacii.[Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.pravo.gov.ru (data obrascheniya. 27.08.2020).

3. Edinaya elektronnaya baza Normativno-pravovyh aktov ministerstva Yusticii Respubliki Azerbayzhan. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.e-qanun.az/ (data obrascheniya: 27.08.2020).

4. Oficial'nyy veb-portal Verhovnyy Rady Ukrainy. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa:www.zakon0.rada.gov.ua (data obrascheniya: 27.08.2019).

5. Nacional'nyy pravovoy intenet portal Respubliki Belarus'.[Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.pravo.by/pravovaya-informatsiya. (data obrascheniya: 27.08.2020).

6. Sayt pravovogo informacionnogo centra Turkmenistana. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa:www.minjust.gov.tm/ru (data obrascheniya: 27.08.2019).

7. Pravovoy-informacionnyy (zakonodatel'nyy) kompleks Respubliki Kazahstan. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: www.online.zakon.kz. (data obrascheniya: 27.08.2020).

8. Centralizovannyy pravovoy-informacionnyy bank dannyh pri ministerstve Yusticii Respubliki Kirgizii. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg (data obrascheniya: 27.08.2020).

9. Ugolovnyy kodeks Respubliki Armeniya. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.parliament.am/(data obrascheniya: 27.08.2020).

10. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «O merah po dal'neyshemu reformirovaniyu sudebno-pravovoy sistemy, usileniyu garantiy nadezhnoy zaschity prav i svobod grazhdan » ot 21 oktyabrya 2016 goda // Sbornik zakonodatel'nyh aktov Respubliki Uzbekistan. - 2016. - № 43. - St. 497. - S. 5-8.

Login or Create
* Forgot password?