CREATING A MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL AGE AND THE FEATURE OF AN INDIVIDUAL ROUTE IN THE CONDITIONS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses the problem of creating a system of socio-pedagogical support of children with disabilities in terms of continuity of the requirements of the fgos primary General education students with disabilities through pedagogical design. The initial stage is described-modeling of the process of social and pedagogical support of children with disabilities in the conditions of the Federal state educational standard, the result of which is a model. The model of the system of social and pedagogical support for children with disabilities of primary school age in the conditions of the Federal state educational standard is based on the integrity of the structural components (target, organizational and content, performance-criteria).

Keywords:
model; social and pedagogical support; children with disabilities; primary school age; Federal state educational standard
Text
Text (PDF): Read Download

Распространение в нашей стране процесса инклюзии (включения детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные учреждения вместе с их обычными сверстниками) является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инклюзия в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создания необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всем без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, языка, культуры, их психических и физических возможностей [1]. 

Н.Н. Суртаева выделяет следующие принципы педагогической поддержки: демократичность в оказании помощи (недерективный характер, представление выбора субъектам сопровождения собственного варианта взаимодействия); связь с социализацией ребенка, соответствие требованиям социальной среды при сохранении самостоятельности и противостоянии негативным влияниям (среды); выстраивание в логике возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; равноправный характер взаимодействия поддерживающего и поддерживаемого [2]. С.А. Расчетина прямо указывает, что социально-педагогическое сопровождение является частью процесса педагогической поддержки, связано с усилением внимания к тем сторонам жизни поддерживаемого, которые являются потенциально проблемными [3].

В настоящее время ученые схожи во мнении, что сопровождение – это форма реализации пролонгированной социально-психологической и педагогической помощи, которая не предполагает исправления недостатков, а направлена на активизацию скрытых ресурсов развития сопровождаемого, опору на его собственные возможности и создание на этой основе условий для адаптации и вхождения в социум. Е.И. Казакова в своей теории сопровождения детей дошкольного возраста сформулировала основные принципы процесса сопровождения: рекомендательный характер, приоритет интересов ребенка, непрерывность, мультидисциплинарность и др. [4].

Анализируя в исследованиях сущность социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, можно выделить такие характеристики: системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, взаимосвязанность всех структурных звеньев, преемственность содержания на всех уровнях образования. Целью социально-педагогического сопровождения на каждом возрастном этапе является активизация внутреннего потенциала организма ребенка с ОВЗ для вхождения его «в зону ближайшего развития», создание, по образному выражению А.А. Майера, «условий для перехода, сопровождаемого от помощи к самопомощи» [5].

Несмотря на большое количество исследований в области сопровождения детей с ОВЗ (социального, психологического, медицинского, педагогического), следует отметить, что в условиях модернизации системы отечественного образования на всех уровнях и нестабильной социально-экономической ситуации в стране достаточно сложно выстроить устойчивую и эффективную систему сопровождения лиц с ОВЗ, особенно в инклюзивном образовании. Решению данной задачи призвана содействовать стандартизация в системе отечественного образования. В условиях ФГОС система социально-педагогического сопровождения направлена на оказание каждому ребенку с ОВЗ индивидуальной комплексной помощи и поддержки в достижении им максимально возможных результатов освоения адаптированных основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Процесс социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста имеет специфику, обусловленную как возрастными закономерностями психического и социального развития детей с ОВЗ, так и содержанием требований ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Используемые в образовательной практике технологии социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются интегративными и включают комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических, социальных), содержание которых проектируется исходя из специфики нарушения в развитии ребенка с ОВЗ, его особых образовательных потребностей, анализа социальной ситуации развития и других факторов [6].

Первоначальным этапом проектирования системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС является этап педагогического моделирования, а результат – создание модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на основе преемственности требований ФГОС к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Анализ содержания и требований ФГОС ДО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ позволил выявить преемственность основных теоретических положений:

– основу обоих ФГОС составляет системно-деятельностный подход, предполагающий формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста в процессе активной деятельности (познавательной, исследовательской, учебной, игровой, художественной и др.);

– проектирование образовательного процесса на основе возрастных закономерностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка и с опорой на ведущую деятельность;

– проектирование образовательной коррекционно-развивающей работы в образовательных организациях на основе результатов комплексной диагностики, проводимой психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК);

– разработка для каждого ребенка с ОВЗ индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и выбор адаптированной образовательной программы (АООП) на основе рекомендаций специалистов ПМПК;

– преемственность требований ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ к структуре, условиям и результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования [7; 8].

Теоретический анализ нормативно-правовой, медицинской, психолого-педагогической и методической литературы в области проблемы сопровождения лиц с ОВЗ позволил спроектировать модель социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

В сложившейся современной отечественной системе сопровождения лиц с ОВЗ основными структурными единицами системы являются ресурсные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центры), а также общеобразовательные организации дошкольного и начального общего образования, в которых обучается ребенок. В модели отражены основные содержательные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, реализуемого на базе региональных (муниципальных) ППМС центров и в образовательных организациях, где дети с ОВЗ учатся по адаптированным программам дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В соответствии с Федеральным законом «Об  образовании в РФ» (№  273-ФЗ  РФ)  социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, реализуемое на базе ресурсных ППМС центров, включает: психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их членов семьи, педагогических работников, проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с детьми; организацию логопедической помощи, комплекс реабилитационных и других мероприятий; определение порядка взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ [9].

В региональных и муниципальных ППМС центрах сосредоточены: программно-методические ресурсы (учебно-методические комплекты, адаптированные к потребностям различных групп детей с ОВЗ; наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения; материально-технические ресурсы (специальное оборудование и аппаратура, приспособления и др.); кадровые ресурсы (психологи, педагоги-дефектологи для работы с малочисленными категориями детей: сурдопедагоги, тифлопедагоги).

На базе окружных ресурсных центров функционируют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), специалисты которых проводят комплексное обследование детей с последующим составлением рекомендаций для разработки индивидуальных образовательных маршрутов и рекомендаций по созданию необходимых для каждого конкретного ребенка специальных образовательных условий для освоения основной образовательной программы [10].

Организация и содержание социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровне образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, имеют свои особенности, зависящие от реализуемого уровня образования и требований ФГОС.

Общими направлениями социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на уровнях дошкольного и начального общего образования являются:

– выявление специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк) детей с ОВЗ и коллегиальное решение о направлении ребенка в ресурсный центр для обследования специалистами психолого-медико-педагоги-ческой комиссии (ПМПК);

– разработка специалистами ПМПк ДОО или школы индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) ребенка на основе рекомендаций ПМПК; определение варианта адаптированной образовательной программы;

– мониторинг результатов освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы, диагностика его развития.

Предлагаемая модель спроектирована на основе интеграции системного и процессного подходов к управлению, она позволяет встроить содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в общую структуру управления образовательными организациями на региональном и муниципальном уровнях. Структура модели социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает компоненты: целевой, организационно-содержательный и результативно-критериальный.

Целевой компонент является системообразующим компонентом модели и обеспечивает направленность процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на планируемый результат: создание условий для оказания комплексной помощи и поддержки разным категориям детей с ОВЗ в освоении ими адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Целевой компонент определяет: цель (создание условий для оказания комплексной помощи детям с ОВЗ в условиях ФГОС); принципы (приоритет интересов ребенка с ОВЗ, мультидисциплинарность, системность, непрерывность, преемственность, рекомендательный характер); функции системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (диагностическая, прогностическая, консультационная, координационная, просветительская, коррекционно-педагогическая, рефлексивная).

Организационно-содержательный компонент модели раскрывает задачи и содержание основных направлений социально-педагогического сопровождения, осуществляемого на базе ресурсных психолого-медико-педагогических центров (ППМС центр) и в образовательных организациях, реализующих адаптивные программы начального общего образования в условиях ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Результативно-критериальный компонент позволяет соотнести результат с заданной целью и определяет критерии эффективности организации системы социально-педагогического сопровождения детей  младшего школьного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС.

При разработке критериев оценки качества системы социально-педагогического сопровождения в условиях ФГОС следует учитывать:

– требования каждого из ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

– требования ФГОС к условиям реализации адаптивных образовательных программ дошкольного и начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

– динамику развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения адаптированных образовательных программ;

– степень удовлетворенности организацией комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ со стороны всех участников процесса сопровождения (обучающихся, родителей, педагогов, специалистов ПМПк образовательной организации).

В систему критериев оценки качества системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как неотъемлемой части общей системы образования детей с ОВЗ входит оценка создания условий для реализации АООП, включающая оценку системы специального сопровождения (системы специальной поддержки). Структура системы специального сопровождения создается дифференцированно для каждой группы детей с ОВЗ с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. Содержание и формы организации сопровождения оцениваются с учетом типологических и индивидуальных потребностей определенных групп детей с ОВЗ и могут быть различными в работе с детьми с нарушением речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.

Таким образом, система социально-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с ОВЗ направлена на оказание комплексной помощи и поддержки разным категориям обучающихся с ОВЗ в освоении ими адаптированной образовательной программы дошкольного и начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Основными характеристиками социально-педагогического сопровождения являются системность, процессуальность, интегративность, непрерывность, комплексность, недерективность, личностно-ориентированный характер, поэтапное решение задач, преемственность содержания на всех уровнях образования, доверительный характер отношений между сопровождаемым и сопровождающим.

Одним из ключевых направлений процесса социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста является сотрудничество с родителями (членами семей) в форме педагогического партнерства.

Разработанная модель системы социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ младшего школьного возраста основана на целостности составляющих ее компонентов (целевого, организационно-содержательного, результативно-критериального).

В модели отражены основные направления социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС, показана взаимосвязь в содержании деятельности сопровождения на уровнях дошкольного и начального общего образования.

Основными условиями реализации модели являются:

проектирование содержания направлений социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;

организация межведомственного взаимодействия специалистов образовательных организаций специального (коррекционного) образования, дошкольного и основного общего образования, ресурсных ППМС центров и других, участвующих в формировании системы комплексного социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапах дошкольного и начального общего образования;

разработка системы мониторинга и мониторинговых программ с целью выявления качества образования детей с ОВЗ в условиях ФГОС.

References

1. Sazhina N.M., Cherenkova A.V., Stupenko T.N. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya podrostka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovatel'nogo prostranstva // nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «koncept». - 2015. - T. 37. - S. 141-145.

2. Surtaeva N.N. Filosofiya social'no-pedagogicheskoy podderzhki // Social'no-pedagogicheskaya podderzhka i soprovozhdenie. Sankt-Peterburg. - Tyumen', 2002. - S. 8-16.

3. Raschetina S.A. Fenomen social'no-pedagogicheskoy podderzhki: istoricheskie korni i sovremennoe sostoyanie // Social'no-pedagogicheskaya podderzhka i soprovozhdenie. Sankt-Peterburg; - Tyumen', 2002. - S. 61-73.

4. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka: ot koncepcii k praktike // Psihologo-pedagogicheskoe, mediko-social'noe soprovozhdenie razvitiya rebenka. - Sankt-Peterburg, 1998.

5. Mayer A.A. Sistema soprovozhdeniya socializacii rebenka v obrazovanii // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie processa socializacii lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. - Petropavlovsk, 2011. - S. 235-240.

6. Obrazovatel'nye innovacii i psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obucheniya, vospitaniya i socializacii detey s OVZ / pod red. A.Yu. Belogurova, O.E. Bulanovoy, N.V. Polikashevoy. - Moskva, 2013.

7. Federal'nyy gosudarstvennyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (data obrascheniya: 11.11.2020).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obschego obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: prilozhenie k Prikazu Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii ot 19.12.2014 g. № 1598. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (data obrascheniya: 11.11.2020).

9. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii: federal'nyy zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ. Gl. 4. st 42. Psihologo-pedagogicheskaya, medicinskaya i social'naya pomosch' obuchayuschimsya, ispytyvayuschim trudnosti v osvoenii osnovnyh obscheobrazovatel'nyh programm, razvitii i social'noy adaptacii. URL: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/42/(data obrascheniya: 09.11.2020).

10. Inklyuzivnaya praktika v doshkol'nom obrazovanii. Sovremennyy obrazovatel'nyy standart / pod red. T.V. Volosovec, E.N. Kutepovoy. Moskva, 2014.

Login or Create
* Forgot password?