SOCIO-ECONOMIC SIGNIFICANCE OF QUANTITATIVE AND QUALITATIVE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The research was carried out to determine the essence, content and trends of social and economic development of rural areas in the Republic of Tatarstan. The work was carried out using general scientific methods of analysis and synthesis, abstract-logical, monographic and comparative. The proceedings for the study was the data of the Territorial Branch of Federal State Statistics Service for the Republic of Tatarstan. It is shown that the development of rural areas of Tatarstan is influenced by structural changes in the agricultural sector, the growth of the number of peasant (farm) farms, the modernization of large agricultural organizations, ongoing measures to support other industries and social infrastructure of the village, the level of employment and life of rural residents. In 2019 at the disposal of peasant (farm) farms and individual entrepreneurs there were 306.1 thousand hectares of arable land, or 9 % of the national volume. The dominant role in improving the quality of life in rural areas is played by the degree of economic development, the amount of financial investment in production, in preserving the natural environment and improving the social sphere. In 2018, investments in fixed assets aimed at environmental protection and rational use of natural resources amounted to 5820.9 million rubles. The criterion for assessing the development of rural areas is a comprehensive indicator that includes the level of agricultural development, the efficiency of other industries and enterprises in the area, and the quality of use of other resources. From 2014 to 2018, the production of agricultural products in all categories of farms in the Republic of Tatarstan (in actual prices) increased from 184,289 to 22,6034 million rubles, or by 22.7 %. the number of students in schools and extended-day groups in rural areas increased from 10,260 to 11,646 people, or by 1,386 schoolchildren. Rural areas of Tatarstan are provided with industrial and social facilities, and work is underway to improve soil fertility. From 2014 to 2018 the use of mineral fertilizers per 1 ha of seeding increased from 47 to 55 kg, or 17.0 %

Keywords:
rural territory, land, property, natural and economic resources, agriculture, social and industrial infrastructure of the village, rural area, consumer cooperation, schools, medical centers, cultural objects, peasant (farmer) and personal subsidiary farms, consumer cooperatives, sales, competition, agricultural products
Text
Publication text (PDF): Read Download

Качественный уровень развития сельских территорий играет важную роль при формировании имиджа государства на международной арене. На сельских территориях формируется продовольственная безопасность страны, которая выступает частью национальной безопасности государства. Земельные ресурсы России, в том числе Республики Татарстан, находятся на сельских территориях. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в мире существуют две концептуальные модели государственной поддержки развития сельских территорий. Согласно первой из них (Европейский союз, Россия, Канада, Турция) условия и механизмы государственной поддержки закреплены в рамках единого законодательного акта. Вторая модель (США, Мексика, Новая Зеландия) предусматривает реализацию различных программ развития сельских территорий независимо одна от другой. В целом обе они предназначены для повышения эффективности использования ресурсов аграрного сектора и модернизации производства. При этом механизмы и направления деятельности несколько различаются.

Развитие сельских территорий занимает одно из центральных мест в аграрной политике нашей страны, оно включает решение экономических, социальных, демографических и экологических вопросов при сохранении природно-ресурсного и культурного потенциала сельской местности. Успешно развивающиеся экономически устойчивые сельские территории служат надежными поставщиками продовольственных ресурсов и выступают гарантами продовольственной независимости и безопасности государства. В связи с этим органы власти страны придают особое значение количественному и качественному развитию сельских территорий. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области устойчивого развития сельских территорий, в том числе исследования кризисного состояния сельского хозяйства и сельских территорий России [1], стратегических подходов в развитии сельских территорий [2], обобщение зарубежного опыта [3], разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий [4], выявления роли кооперации в развитии сельских территорий [5, 6, 7], значимости малого предпринимательства для развития сельских территорий [8] и др. Однако необходимы дополнительные исследования в области организации здравоохранения и школьного образования сельского населения, сохранности природной экологической системы и др.

В Республике Татарстан социально-экономическая политика развития сельских территорий предусматривает создание высококачественного уровня жизни сельчан как критерия эффективного государственного регулирования – сфера взаимной ответственности государства, муниципалитетов и гражданского общества.

Цель исследований определить сущность, содержание и тенденции социально-экономического развития сельских территорий

в Республике Татарстан.

Условия, материалы и методы исследований. В процессе исследований использовали материалы Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Краткий статистический сборник, Казань, 2015, 2016, 2017, 2019, 2020 гг.).

Анализ и обсуждение результатов исследований. В Республике Татарстан сельские территории занимают значительную часть региона. Для их дальнейшего развития принимаются определенные меры государственной поддержки для обустройства сельской местности. В частности, озабоченность органов власти вызывает отток населения из сельской местности, которая сказывается на сохранности земель. Для решения этой проблемы в России принята «Государственная программа Российской Федерации комплексного развития сельских территорий на период 2020–2025 гг.». Проводимые в новейшей истории России социально-экономические преобразования и реформы коснулись и стратегического развития сельских территорий. Во многих регионах страны были внесены коррективы в распределение и использование земельных ресурсов, которые служат основой национального богатства, а ценность их определяется природными и экономическими качествами. Из-за появления в процессе экономических преобразований новых организационных форм в сельском хозяйстве возникла необходимость в налаживании новых связей и механизмов взаимоотношений.

Для повышения качества развития сельских территорий следует учитывать функции земли как объекта экономических отношений, в том числе ограничивающего пределы территориальных прав регионов. Кроме того, сельская территория служит местом расположения производственных и жилых зданий, дорожно-транспортной сети и других объектов.

Количественное и качественное развитие сельских территорий зависит от наличия необходимых для проживания человека и организации производства природных ресурсов, полезных ископаемых, воды, флоры и фауны. На качество их развития в значительной мере влияет экологическое состояние почвы, которая служит важным средством обеспечения жизнедеятельности живых организмов, основой выращивания сельскохозяйственных культур и других растений, местом для проживания человека. На качество развития сельских территорий определенное влияние оказывают конфигурация и компактность размещения земельных участков, климатические условия, почвы, рельеф, растительный покров, биоклиматический потенциал местности. Сочетание этих факторов создает природную среду, оказывающую прямое влияние на рост и развитие сельскохозяйственных культур и других растений, размещение жилых и производственных объектов.

Развитие сельской территории во многом зависит от вида собственности земель. Сельские жители, в собственности которых есть земельные участки, как правило, в большей степени настроены на проживание в местах их расположения и занятие сельскохозяйственным производством. Анализ структуры распределения пашни в Республике Татарстан показывает, что на 01.01.2019 г. в распоряжении сельскохозяйственных организаций находилось 1749,4 тыс. га, или 51,4 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальных предпринимателей – 306,1тыс. га, или
9,0 %, у граждан – 1347,6 тыс. га, или 39,6 % (табл. 1).

Важная функция органов власти – государственный контроль за тенденциями развития сельских территорий. Необходимость своевременного выявления и решения возможных проблем развития сельской местности – потребность национальной экономики. Результаты

анализа свидетельствуют, что большая часть мер по повышению материального положения населения приходится на городских жителей, что побуждает селян мигрировать в города и промышленные центры. Это ухудшает положение дел в сельской местности, возникают новые сложности, снижающие качество жизни. В целом можно выделить следующие проблемы:

недостаточная оснащенность современными техническими средствами растениеводства и животноводства, сокращение числа специалистов с высшим образованием, способных эффективно использовать инновационные методы;

слабое развитие дорожно-транспортной сети, социальной инфраструктуры и перерабатывающей промышленности, складского хозяйства и логистических связей при продвижении продукции от производителя к потребителю;

более выгодное положение монополистов-переработчиков сельскохозяйственного сырья в определении цен на продукцию, трудности преодоления конкуренции мелкого аграрного бизнеса с крупными производителями;

отсутствие свободного доступа малых форм хозяйствования (крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели) к кредитам и бюджетным средствам;

риски, связанные с погодными условиями, экономическими кризисами, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Для формирования научно обоснованной политики качественного развития сельских территорий необходим комплексный подход с учетом мнения сельских жителей о существующих проблемах в каждом конкретном регионе. При этом целесообразно предварительно выяснить проблемы, сдерживающие успешное развитие сельских территорий, разбив их на группы с учетом неотложности решения. Такой подход позволяет выявить наиболее вопросы первостепенной важности. Чаще всего к их числу относят удаленность от города, неустойчивость транспортных связей, низкое качество и доступность медицинской помощи. Например, на многих сельских территориях даже при наличии необходимых помещений, ощущается недостаток медицинского персонала, особенно врачей узкой специализации (неврологов, кардиологов, хирургов и др.). Низкая обеспеченность населения врачами имеет место в Вологодской, Костромской, Тамбовской, Псковской, Владимирской и др. областях, где отсутствуют высшие медицинские учебные заведения, готовящие врачей [13].

Как правило, в подавляющем большинстве

сельских поселений работают фельдшерско-акушерские пункты, в которых трудятся врачи общей практики, выполняющие минимальное количество медицинских услуг. При этом действующие в муниципальных центрах больницы и амбулатории не в состоянии решать проблемы качественного медицинского обслуживания сельского населения отдаленных деревень и сел. Кроме того, следует отметить, что больницы сельских поселений отличаются слабой материально-технической оснащенностью современным медицинским оборудованием. На качественное развитие сельских территорий влияет состояние социальной инфраструктуры – детских садов, школ, домов культуры, библиотек, спортивных залов. Многие объекты социальной сферы изношены, недостаточно досуговых объектов, на низком уровне спортивная база для детей, мало детских оздоровительных лагерей[13].

В последние годы повышенное внимание уделяют проблемам экологического состояния сельских территорий. В связи с этим возрастает роль и значимость мероприятий по улучшению качества земель, повышению плодородия почвы, борьбе с загрязнением водных ресурсов, сохранности лесного фонда, очистке воздуха, сбору сохранности и утилизации отходов. Так, в Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. затраты на природоохранные мероприятия на сельских территориях увеличились на 6,0 %, в том числе инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, – на 43,4 %, затраты на содержание всех особо охраняемых природных территорий (ООПТ), охрану и воспроизводство дикой фауны – на 9,6 %, на охрану и рациональное использование водных ресурсов – на 8,7 %, на охрану атмосферного воздуха – в 3,6 раза. Одновременно текущие расходы на охрану окружающей среды сократились на 2,3 %, на капитальный ремонт производственных основных фондов по охране окружающей среды – на 10,9 %, на охрану и рациональное использование земель – на 78,1 % (табл. 2).

Использование органических и минеральных удобрений способствует повышению плодородия почвы, что также положительно влияет на состояние сельских территорий. В Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. общее внесение минеральных удобрений увеличилось на 6,5 %, в расчете на 1 га посева сельскохозяйственных культур – на 17,0 %. Доля пашни, на которой их применяли, возросла на 2 % общей посевной площади. Использование органических удобрений в расчете на 1 га посева за рассматриваемый период увеличилось на 6,3 %. Доля пашни, на которой их применяли, возросла на 0,8 % общей посевной площади (табл. 3).

Повышение качества и плодородия почвы обеспечивает улучшение экономического развития сельских территорий, которое выражается в увеличении урожайности и валовых сборов растениеводческой продукции, наращивании производства продукции животноводства, повышении качества продукции. В Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства увеличилось на 22,7 %, в том числе растениеводства – на 27,0 %, животноводства – на 18,7 %. В сельскохозяйственных организациях произошел устойчивый рост производства продукции более чем на четверть, как в растениеводстве, так и в животноводстве.

В хозяйствах населения производство аграрной продукции в целом увеличилось на 16,2 %, в том числе растениеводства – на 26,8 %, животноводства – на 6,7 %. Особенно заметный рост наблюдали в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Он составил соответственно 44,3 %, 36,0 % и 56,9 %. Следует отметить, что в хозяйствах населения больше увеличилось производство продукции растениеводства, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах – животноводства (табл. 4).

Результаты анализа тенденций производства сельскохозяйственной продукции свидетельствуют, что в хозяйствах всех категорий оно возрастало в сопоставимых ценах, по отношению к предыдущему году, вплоть до 2018 г., в котором произошел спад, по отношению к
2017 г., на 3,0 %. Аналогичная ситуация была характерна для сельскохозяйственных организаций, которые в 2018 г. снизили производство сельскохозяйственной продукции, по отношению к предыдущему году, на 7,4 % и крестьянских (фермерских) хозяйств – спад составил
8,9 %. Только хозяйства населения в 2018 г. увеличили производство, по сравнению с
2017 г., на 3,1 % (табл. 5).

К числу качественных показателей развития сельской территории можно отнести деятельность дошкольных и образовательных учреждений. В Республике Татарстан с 2014 по 2018 гг. число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось на 3,7 %, численность их воспитанников – на 0,3 %. Охват детей в возрасте 1…6 лет дошкольными организациями в течение указанного периода в сельской местности составлял 50,4 %, против 73,1 % в городах и посёлках городского типа (табл. 6).

На начало 2018/2019 учебного года в сельской местности в государственных и муниципальных организациях обучались 78272 человека, или 18,8 % от всего числа школьников республики, в том числе по программам общего начального образования – 33225 человек, или 17,8 %, общего основного образования – 37912 человека, или 20,1 %, общего среднего образования – 5986 человек, или 17,2 %, обучающихся с умственной отсталостью – 1149 человек, или 18,6 %. Из общего числа школьников в сельской местности на долю обучающихся по программам начального общего образования приходится 42,4 %, основного общего образования – 48,4 %, среднего общего образования – 7,6 %, обучающихся с умственной отсталостью – 1,5 % (табл. 7).

За исследуемые 5 лет численность обучающихся в школах и группах продленного дня в сельской местности в республике увеличилась на 1386 человек, то есть на 13,5 %. При этом Удельный вес обучающихся в школах и группах продленного дня в общей численности учащихся 1-9 классов увеличился с 14,0 до 16,4 %, или на 2,4 процентных пункта (табл. 8).

Выводы. В социально-экономическом развитии сельских территорий Татарстана за 2014–2018 гг. выросли инвестиции на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (на 43,4 %), затраты на содержание окружающих охранных природных территорий, охрану и воспроизводство диких животных (на 9,6 %), охрану и рациональное использование водных ресурсов (на 8,7 %), на охрану атмосферного воздуха (в 3,6 раза), повысилось внесение минеральных удобрений в расчете на 1 га посевной площади (на 17 %). Производство продукции сельского в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах) возросло на 22,7 %, в том числе в сельскохозяйственных организациях – на
25,6 %, в хозяйствах населения – на 16,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей – на 44,3 %. Улучшились
показатели деятельности организаций, осуществляющих дошкольное образование, присмотр и уход за детьми на сельских территориях. Это говорит о положительной динамике в социально-экономическом развитии сельских территорий региона.

 

References

1. Petrikov A.V. Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy v Rossii: napravleniya i problem. // Ustoychivoe razvitie selskogo khozyaystva i selskikh territoriy: zarubezhnyy opyt i problemy. Rossii. [Sustainable development of rural areas in Russia: trends and problems. // Sustainable development of agriculture and rural areas: foreign experience and problems of Russia]. M.: T-vo nauchnykh izdaniy KMK, 2005. P. 240-242

2. Bautin V. M., Kozlov V. V., Merzlov A.V. and others. Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy: voprosy strategii i taktiki. [Sustainable rural development: issues of strategy and tactics]. - Moscow: FGNU “Rosinformagrotech”. - 2004. - P. 312.

3. Glazovsky N.F. Ustoychivoe razvitie selskogo khozyaystva i selskikh territoriy: zarubezhnyy opyt i problemy Rossii. [Sustainable development of agriculture and rural areas: Foreign experience and problems of Russia]. / N. F. Glazovsky / M.: T-vo scientific publications KMK. - 2005. - P. 2.

4. Kozlov V.V., Merzlov A.V. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke planov i programm ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy. [Methodological recommendations for developing plans and programs for sustainable rural development]. - Moscow: FGNU “Rosinformagrotech”, 2005. - 148 p.

5. Selskokhozyaystvennaya potrebitelskaya kooperatsiya kak osnova razvitiya selskikh territoriy i grazhdanskogo obshchestva: monografiya. [Agricultural consumer cooperation as a basis for the development of rural territories and civil society: monograph]. / edited by I.V. Palatkin, A.A. Kudryavtseva - Penza: PDZ, 2012. - P. 150.

6. Nabieva A.R., TkachA.V., Repushevskaya O.A. Kooperativnoe predprinimatelstvo v prodovolstvennom obespechenii Rossii: Monografiya. [Cooperative entrepreneurship in food supply in Russia: Monograph]. M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya “Dashkov i K”, 2019. P. 244.

7. Tkach A.V., Nabieva A.R. Consumer cooperation in the implementation of programs of social and economic development of the constituent entities of the Russian Federation. [Potrebitelskaya kooperatsiya v realizatsii programm sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii]. // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii. - The Herald of Russian University of Cooperation. 2019. № 2 (36). P. 84-90.

8. Suglobov A.E., Boboshko V.I. The main trends in the development of small business in Russia. [Osnovnye tendentsii razvitiya malogo predprinimatelstva v Rossii]. // Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika. - Regional economy: theory and practice. 2008. № 19. P. 2-11.

9. Otchet o rabote v 2018 godu i osnovnye zadachi na 2019 god v sfere zemelnykh i imuschestvennykh otnosheniy. [Report on work in 2018 and the main tasks for 2019 in the field of land and property relations]. URL: https://mzio.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1816157.pdf

10. Respublika Tatarstan, Statisticheskiy sbornik 2018. (Republic of Tatarstan, Statistical collection 2018). Kazan 2019. https://tatstat.gks.ru/storage/mediabank_2018.pdf

11. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. (Concept of sustainable sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2073544/

12. Kalashnikov K.N., Likhacheva T.N Problemy defitsita meditsinskikh kadrov v sel'skikh territoriyakh // Voprosy territorial'nogo razvitiya. (The problem of shortage of medical personnel in rural areas). https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-defitsita-meditsinskih-kadrov-v-selskih-territoriyah

Login or Create
* Forgot password?