Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the frequency of the content of aggression in the media and its impact on the human psyche. The article presents the results of a study of the frequency of manifestation of aggression in the media, using the method of quantitative content analysis, which is based on the study of the content of any documents, media materials, literature, works of art, personal and official documents. As an object of research, we identified the frequency of manifestation of aggression, the material of the study is a random sample of 7 films ("The Great Gatsby", "Pompeii", "State Councilor", "The Third Extra", "The Diary of Memory", "Law Abiding Citizen" and "Bruce omnipotent"). The units under study are movie episodes, which we have divided into 7 categories: open manifestation of aggression (verbal and non-verbal); display of humor; unreal situations (fantasy); manifestation of sentimentality; neutral and positively oriented neutral plots; narration; manifestation of fear. Having considered all the units of study of a random sample of movies, we came to the following conclusion: aggression is one of the most common categories on television. According to the results of the study, it can be assumed that one of the reasons for the aggressiveness of modern society is the presence of a large amount of negative information in the media, this is due to the fact that a person tends to "absorb" and copy forms of behavior "from the screen", in particular, this applies to children aged up to 12 years old.

Keywords:
aggression, human psyche, media, movies, content analysis, open display of aggression, display of humor, unrealistic situations, manifestation of sentimentality, neutral and positively oriented neutral plots, narration, manifestation of fear
Text

Актуальность

Агрессия как психологический феномен является неотъемлемой частью личности и современного общества в целом. С этим явлением мы сталкиваемся ежедневно: в общественном транспорте, на улице, в магазине, в средствах массовой информации и т.д. В последние годы проблема агрессии становится всё более актуальной. Количество работ, направленных на изучение агрессии, её видов, форм и причин возникновения, ежегодно растёт. Причина научной заинтересованности – рост преступности и асоциального поведения людей.

В 1965 году Альберт Бандура в своей работе впервые рассмотрел проблему проявления агрессии на телевидении и её влияние на человека. Его известный эксперимент с куклой Бобо доказал, что люди склонны воспринимать из телевидения образцы поведения в различных ситуациях,  которые являются не всегда социально-приемлемыми. [2, с. 284].

В современном мире невозможно представить ни один выпуск новостей или газеты, в котором не сообщалось бы о каком-либо преступлении, насилии. Возникает вопрос: насколько часто мы сталкиваемся с агрессией в средствах массовой информации? Основная цель исследования – найти ответ на поставленный вопрос.

Проблема

Термин «агрессия» подразумевает множество разнообразных действий и проявлений, поэтому дать однозначную характеристику этому понятию невозможно, ведь каждый учёный трактует его по-своему. Большинство наук рассматривает агрессию как нечто отрицательное, наносящее урон, вред. В переводе с латинского «aggressio» означает нападение.

Психоаналитическая школа (К. Юнг, З. Фрейд, К. Лоренц, Ардри, Моррис) представляет агрессию врождённым и неотделимым свойством любого человека. К. Лоренц в своей работе «Агрессия» говорит о том, что «проявление агрессии у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных», более того он утверждает, что агрессивное поведение некоторых животных практически ничем не отличается от сексуального. [11, с. 68].

А. Басс в своих исследованиях отмечает несколько определений агрессии – первое: «агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы», второе: «агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим». [1, с. 112].

Х. Кауфма пишет: «агрессия - это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе».

Э. Фромм же называет агрессию «злокачественным инструментом доминирования, выражающегося в стремлении человека к абсолютному господству над другим живым существом».

Л. Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому». [4, с. 307].

Существует большое количество и других определений  данного феномена, но, тем не менее, ни одно из них не даёт полного и всеохватывающего определения агрессии, каждый учёный в своём понимании отражает лишь ту или иную грань данного явления. Однако споры учёных ведутся не только об определении агрессии, но и об истоках её происхождения. С одной стороны теории о врождённом факторе появления агрессии, которые имеют биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны теории приобретённой агрессии, которые имеют результаты исследований, говорящие о первостепенной роли социальных факторов. Каждый подход выдвигает свои аргументы в защиту того или иного положения, но их противоречивость никак не способствует пониманию интересующего нас феномена. [7, с. 19].

 

Методика исследования

В своей работе для исследования частоты проявления агрессии в СМИ мы  использовали метод количественного контент-анализа.

Количественный (содержательный) контент-анализ – это один из междисциплинарных методов, который основывается на изучении содержания каких-либо документов, например, материалов средств массовой информации, литературы, произведений искусства, личных и официальных документов и т.д. При использовании данного метода необходима систематическая фиксация единиц объекта изучения, а также обработка полученных данных. В настоящее время этот метод приобрёл широкое распространение во многих странах, в особенности большое внимание привлекают к себе СМИ.

На первом этапе производится разработка программы контент-аналитического исследования, ставятся цели и задачи. Помимо этого разрабатывается конкретная методика анализа, ориентированная, прежде всего, на объект исследования.

Вторым этапом при проведении контент-анализа является выбор объекта исследования, материалов исследования, а также составление классификации изучаемых единиц. В качестве объекта исследования мы выделили частоту проявления агрессии, материалом исследования выступает случайная выборка из 7 кинофильмов («Великий Гэтсби», «Помпеи», «Статский советник», «Третий лишний», «Дневник памяти», «Законопослушный гражданин» и «Брюс всемогущий»). Изучаемыми единицами выступают эпизоды кинофильмов, которые мы разделили на 7 категорий:

  1. Открытое проявление агрессии (вербальное и невербальное);
  2. Проявление юмора;
  3. Нереальные ситуации (фантастика);
  4. Проявление сентиментальности;
  5. Нейтральные и положительно ориентированные нейтральные сюжеты;
  6. Повествование;
  7. Проявление страха.

Третий этап – непосредственно процедура изучения источников информации, подсчёт исследуемых единиц. На этом этапе выполняется обработка полученных данных: их сбор, классификация, подсчёты. Как правило, применяется составление различных специальных таблиц, графиков, диаграмм, статистических расчётов их описание. В своей работе мы пользовались таблицами и гистограммами, которые наглядно отражают результаты исследовательского процесса.

На четвёртом завершающем этапе проводится интерпретация полученных данных, соответствующих цели и задачам исследовательской работы, а также оценка исследуемых категорий. Помимо этого, мы выявили процент распространённости явления агрессии на основе случайной выборки СМИ.

Результаты эксперимента и обсуждение результатов

В исследовании мы решили выявить частоту проявления агрессии в СМИ на основе случайной выборки, интерес вызван статистическими данными, которые говорят о том, что в настоящее время повысился уровень агрессивности в обществе, а также наблюдается рост преступности. Рассмотрим данные эмпирического исследования:

1) «Великий Гэтсби», 2013 г. Жанр: драма, мелодрама. Продолжительность фильма: 143 мин.

Великий Гэтсби — кинофильм, снятый по роману американского писателя Фрэнсиса Скотта Фитцжеральда. Действия происходят в Америке 20-х годов, в центре событий находится образ идеального мужчины, который вышел «из грязи в князи». Главный герой (Гэтсби) – человек высоконравственный, мечтательный, но по причине аморальности общества того времени, он окружён сплетнями и осуждаем людьми.

Сам по себе фильм яркий, запоминающийся, несмотря на большую продолжительность, смотрится на одном дыхании, довольно доступно отражает события, происходящие в то время. Проводя анализ, хотелось бы отметить, что агрессия проявляется в фильме достаточно часто в 16 эпизодах из 66, что составляет 24%, но, несмотря на это она не привлекает к себе большого внимания, по большей части, внимание обыденного зрителя привлекают сентиментальные и нейтральные эпизоды, несущие основную смысловую нагрузку.

 

Единицы анализа

Частота

упоминания абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

16

24

2

Проявление юмора

5

7

3

Нереальные ситуации

0

0

4

Проявление сентиментальности

20

30

5

Нейтральные сюжеты

10

15

6

Повествование

9

14

7

Проявление страха

6

10

 

ИТОГО:

66

100

 

 

 

 

 

 

2) «Статский советник», 2005 г. Жанр: драма, криминал, детектив. Продолжительность фильма: 125 мин.

Фильм снят по роману одного из самых известных русских писателей современности - Бориса Акунина. Центральный персонаж – гениальный детектив Эраст Петрович Фандорин, русский «Шерлок Холмс», воплощение чести и патриотизма.

Фильм интересный, незатянутый, но, несмотря на это, его сюжет довольно непростой и требует от зрителя определённого настроя и активного внимания. Агрессия встречается довольно часто в 24 эпизодах из 104, что составляет 23%, это объясняется жанром экранизации.

 

Единицы анализа

Частота

упоминания

абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

24

23

2

Проявление юмора

13

13

3

Нереальные ситуации

0

0

4

Проявление сентиментальности

13

13

5

Нейтральные сюжеты

35

33

6

Повествование

7

6

7

Проявление страха

12

12

 

ИТОГО:

104

100

 

3) «Помпеи», 2014 г. Жанр: драма, боевик, мелодрама, приключения. Продолжительность фильма: 110 мин.

В фильме отражена история древнеримского города Помпеи, который стёрло с лица земли из-за извержения вулкана Везувия. В центре внимания находятся сразу два персонажа: раб-гладиатор Майло и благородная Кассия, которые влюблены друг в друга. Сюжет фильма прямолинеен, концовка не осталась загадкой ни для одного зрителя. На протяжении всего времени мы видим и любовную линию, и драму. Трагедия изображена вполне реалистично, особенно хотелось бы отметить то, что автор акцентирует основное внимание не на самом бедствии, а на поведении, переживаниях и чувствах обычных людей. Основу фильма составляют эпизоды, в которых проявляется агрессия (29 эпизодов из 98 – 30%), страх (27 эпизодов из 98 – 28%) и сентиментальные эпизоды – 20%. Агрессия показана не только часто, но и очень ярко, поэтому для просмотра киноленты установлено строгое возрастное ограничение: 12+.

Единицы анализа

Частота

упоминания

абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

29

30

2

Проявление юмора

3

3

3

Нереальные ситуации

2

2

4

Проявление сентиментальности

20

20

5

Нейтральные сюжеты

15

15

6

Повествование

2

2

7

Проявление страха

27

28

 

ИТОГО:

98

100

 

 

4) «Третий лишний», 2014 г. Жанр: комедия, фэнтези. Продолжительность фильма: 106 мин.

Третий лишний – один из последних молодёжных комедий современности. Сюжет банален и прост, хотя весьма ярок. В центре событий плюшевый медведь, который изображён как живой человек. Основу фильма составляют комические эпизоды (27 эпизодов из 81 – 34 %), агрессия отражается редко, а если и отражается, то совершенно незначительная (11 эпизодов – 12%).

Единицы анализа

Частота

упоминания

абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

11

12

2

Проявление юмора

27

34

3

Нереальные ситуации

13

16

4

Проявление сентиментальности

4

5

5

Нейтральные сюжеты

22

27

6

Повествование

2

3

7

Проявление страха

2

3

 

ИТОГО:

81

100

 

 

5) «Дневник памяти», 2004 г. Жанр: драма, мелодрама. Продолжительность фильма: 124 мин.

Фильм снят по роману Николаса Спаркса. Сюжет банален: провинциальный молодой человек влюбляется в девушку из богатой семьи, но, несмотря на то, что эта ситуация была обыграна в кинематографе миллионы раз, эта история показалась мне одной из самых запоминающихся. Основными эпизодами стали сентиментальные (31%) и нейтральные (24%), агрессия же встречается реже (18 эпизодов из 94 – 19%).

 

 

 

Единицы анализа

Частота

упоминания

абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

18

19

2

Проявление юмора

14

15

3

Нереальные ситуации

0

0

4

Проявление сентиментальности

29

31

5

Нейтральные сюжеты

23

24

6

Повествование

2

2

7

Проявление страха

8

9

 

ИТОГО:

94

100

 

 

6) «Законопослушный гражданин», 2009 г. Жанр: драма, триллер, криминал. Продолжительность фильма: 108 мин.

Этот кинофильм об обычном гражданине - Клайде Шелтоне, на глазах у которого убивают всю семью. Убийцы были пойманы, позднее выясняется, что сам убийца получает небольшой срок в размере трёх лет, а его напарник, который семью Шелтона не убивал, подвергут смертной казни. Спустя 12 лет главный герой решается сам «восстановить справедливость».

Сюжет фильма необычен, смотрится в напряжении на протяжении всего времени. Результаты анализа данной киноленты не оказались удивительными: преобладающими эпизодами стали сцены, связанные с агрессией (34%).

Единицы анализа

Частота

упоминания

абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

27

34

2

Проявление юмора

6

7

3

Нереальные ситуации

4

5

4

Проявление сентиментальности

2

3

5

Нейтральные сюжеты

22

27

6

Повествование

0

0

7

Проявление страха

20

24

 

ИТОГО:

81

100

 

 

7) «Брюс Всемогущий», 2003 г. Жанр: драма, комедия, фэнтези. Продолжительность фильма: 97 мин.

Брюс Всемогущий - один из самых ярких комедийных фильмов. В центре внимания образ неудачника Брюса, которому выпадает возможность обладать силой Господа.

Фильм очень запоминающийся, зрелищный и поучительный, так как он не только смешит зрителя, но и показывает ценности жизни человека. Присутствие агрессии в фильме незначительно: лишь в 9 случаях из 79 (11%).

Единицы анализа

Частота

упоминания

абсолютная, раз

Частота

упоминания

относительная, %

1

Открытое проявление агрессии

9

11

2

Проявление юмора

28

35

3

Нереальные ситуации

15

19

4

Проявление сентиментальности

11

14

5

Нейтральные сюжеты

14

17

6

Повествование

0

0

7

Проявление страха

2

4

 

ИТОГО:

79

100

 

 

Часто ли проявление агрессии встречается в кинематографе? Анализируя случайную выборку (7 фильмов), мы получили следующие результаты, представленные в таблице.

Результаты эмпирического исследования

Единицы анализа

Частота упоминания

 абсолютная, раз

Частота упоминания

 относительная, %

Открытое проявление

 агрессии

134

22

Проявление юмора

96

17

Нереальные ситуации

34

5

Проявление

сентиментальности

99

16

Нейтральные сюжеты

141

23

Повествование

22

3

Проявление страха

77

14

 

 

 

ИТОГО:

603

100

 

В результате, ясно видно, что преобладающими в кинопродукции являются нейтральные и положительно ориентированные нейтральные сюжеты, которые составляют 23% от общего количества эпизодов. Вторыми по частоте встречаемости стали эпизоды, отражающие открытое проявление агрессии -22%, третьими – комические эпизоды – 17%, а наименее встречаемыми оказались эпизоды с элементами повествования – 3%.

 

 

 

 

 

Рассмотрев все единицы изучения случайной выборки кинофильмов, можно прийти к следующему выводу: агрессия - одна из наиболее встречаемых категорий на телевидении.

Таким образом,  можно предположить, что одной из причин агрессивности современного общества является присутствие большого количества негативной информации в СМИ, это обусловлено тем, что человеку свойственно «впитывать» и копировать формы поведения «с экрана», в частности, это касается детей в возрасте до 12 лет.

 

Вывод

Проблему агрессии рассматривали многие исследователи, каждый из которых определял это понятие по-своему. Авторы современных психологических словарей определяют этот термин,  обобщая все взгляды на данный психологический феномен. Также спорным вопросом считается источник происхождения этого явления. Большинство современных исследований сходятся во мнении о том, что источник биосоциален. Агрессия как психологический феномен имеет не только отрицательные стороны, но и положительные. Зачастую агрессивное поведение объясняется механизмом психологической защиты. В результате исследования нами выявлено, что агрессия в кинематографе встречается довольно часто, и считаем, что это составляет большую проблему современного общества. Так как постоянный показ агрессии и насилия по телевидению ведёт к снижению эмоциональной чувствительности, это значит, что человек воспринимает агрессивное поведение как норму, более того он начинает копировать такой тип поведения и переносить его в ситуации реальной жизни.

References

1. Bass A., A Darki. Koncepciya agressii / vrazhdebnosti [Concept of aggression / hostility]. Ekaterinburg 2010. 180 s. (in Russia)

2. Bandura, A., Uolters R. Podrostkovaya agressiya [Teenage aggression]. M.: Fimita Publ, 2009. 512 s. (in Russia)

3. Berkovic, L. Agressiya. Prichiny, posledstviya, kontrol' [Aggression. Causes, consequences, control]. M., 2006. 512 s. (in Russia)

4. Bol'shoy psihologicheskiy slovar' [A large psychological dictionary] / Mescheryakov B.G., Zinchenko V.P. Novosibirsk, 2010.232 s. (in Russia)

5. Lorenc K. Agressiya [Aggression]. M., 1994. 118 s. (in Russia)

6. Mal'ceva T.V. Psihologiya: uchebnoe posobie [Psychology: textbook]. M., 2020. 275 s. (in Russia)


Login or Create
* Forgot password?