The balanced system of indicators used in strategic planning is considered in this paper. Private and generalizing indicators of basic and functional strategies, as well as strategic plan’s indicators are given. The structure and criteria of efficiency assessment related to enterprise’s responsibility centers are given, and also the matrix information model of plant’s planning section is examplified.
indicator, system, balanced system, strategic planning.
В современных условиях фирма может успешно адаптироваться к рыночной конъюнктуре и превосходить конкурентов по качеству продукции, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или доступным ценам продукции, если будет получать информацию о всех аспектах хозяйственной деятельности компании и внешний среде для своевременного и обоснованного принятия управленческих решений. Поэтому на первый план выходит стратегическое планирование, центральной задачей которого выступает разработка целей развития предприятия на перспективу и формирование стратегического плана на 10-15 лет.
Процесс разработки стратегического плана включает пять основных этапов:
I этап — стратегический анализ положения предприятия в отрасли (регионе), его ресурсного потенциала;
II этап — целеполагание, разработка миссии предприятия и иерархического графа типа «дерево целей»;
III этап — стратегический выбор, разработка базовых, функциональных стратегий, определение стратегических альтернатив;
IV этап — контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии;
V этап — формирование структуры и показателей стратегического плана и его уточнение в сводном текущем тактическом плане (бизнес-плане).
Наряду с разработкой стратегического плана развития корпорации очень важна его успешная реализация на основе использования соответствующих инструментов. Назовем важнейшие из них.
Методы стратегического планирования. В последние годы в арсенале стратегического планирования и управления разработаны и используются на практике специальные методы: разработка сценариев, моделирование, прогностические гипотезы, построение матриц, экспертные оценки.
Система сбалансированных показателей (ССП) стратегического плана позволяет количественно оценить как цели развития фирмы, так и характер принимаемых долгосрочных стратегий. ССП была разработана Р. Капланом и Д. Нортоном в 1992 г. с целью повышения результативности работы руководимой ими компании. По мнению авторов, ССП дает возможность руководителям компании связать стратегию, принятую в плане, с набором показателей, определяющих деятельность подразделений всех уровней управления, и довести содержание стратегического плана до каждого сотрудника на основе его мониторинга и организации обратной связи. ССП позволяет учитывать инициативы работников низших звеньев управления по успешной реализации принятой стратегии. По данным журнала «Fortune», уже через десять лет ССП превратилась в инструмент успешной реализации стратегий в 402 компаниях, входящих в рейтинг Fortune-500. Среди них корпорации Coca-Сola, General Electric, Boeing, Samsung Electronic и др. Американская компания Mobil Marketing & Refining после внедрения ССП переместилась с последнего места в отрасли на первое, а компания Cigna Property превратилась из убыточной в высокодоходную с оборотом 3 млрд долл.
1. Kaplan R.S., Norton D P. Sbalansirovannaya sistema pokazateley. Ot strategii k deystviyu. - M.: Olimp-biznes, 2010.
2. Mark B. Sbalansirovannaya sistema pokazateley. - M.: Al'pina Biznes Buks, 2005.
3. Nil's O. Sbalansirovannaya sistema pokazateley. - M.: Dialektika, 2006.
4. Fedorenko E. Sbalansirovannaya sistema pokazateley effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya // Risk. - 2010. - № 2.
5. URL://http://www.interpace.ru/home asparted