FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR RURAL SCHOOLCHILDREN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the factors that influence the organization of additional education (pre-school) for rural schoolchildren: territorial, economic, institutional, social, psychological, pedagogical, and pedagogical. Attention is paid to the features of scientific and methodological support of additional education, as the most important factor in the development of education IN rural areas, depending on the influence of all other factors. Presents the main ideas, approaches principles is important to guide the organizers and teachers of additional education in rural areas, offers the content, forms, technology TO that are appropriate and specific to use in rural schools and rural society. The possibilities of the social environment, resources of social partners in the organization of additional education are shown, options for interaction of the school with other subjects of the village, the content and forms of participation of organizations, local residents, and parents in additional education of children (DOD) are offered.

Keywords:
additional education; rural schoolchildren; educational organization; factors; rural society
Text
Publication text (PDF): Read Download

Наиболее благоприятной средой для самореализации и саморазвития детей и подростков является дополнительное образование (ДО), где у ребенка есть возможность выбирать виды и формы деятельности с учетом своих интересов и потребностей.

Организация дополнительного образования в условиях сельской местности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, отбирая и проектируя содержание, педагогические средства и способы организации дополнительного образования.

Анализ различных источников, многолетний опыт работы позволили установить, что в сельской местности организация дополнительного образования детей существенным образом зависит от влияния следующих факторов: территориальных, экономических, социальных, институциональных, педагогических, психолого-педагогических [9]. Указанные факторы взаимосвязаны, тем не менее попытаемся показать, как важно учитывать влияние каждого из этих факторов при организации и оценке качества дополнительного образования сельских школьников.

1. Территориальный фактор характеризуется расстоянием, которое выражается в соответствующих единицах. Сельская местность России отличается территориальной разобщенностью, низкой плотностью населения (в среднем 3 чел. на 1 кв. км). Соответственно, это отражается на состоянии транспортной сети, которое, чаще всего, ограничивает возможности сельских детей в получении ДО.

Условия проживания и, соответственно, получения сельскими школьниками дополнительного образования существенно различаются в зависимости от региона нашей страны: Север, Сибирь, или Юг страны, Якутия, Красноярский край, Карелия или Ярославская, Владимирская области и т.п. В то же время даже в одном регионе сельские территории очень разные по удаленности от областного или районного центра, поэтому дети, например, проживающие в пригородных селах, имеют благоприятные условия для получения дополнительного образования, могут посещать кроме школы организации ДО. Другие обучаются в малочисленных школах, удаленных от районных центров, где отсутствуют культурно-образовательные организации, и местом организации ДО является школа, которая не всегда может удовлетворить запросы детей.

Территориальный фактор отражается на всех аспектах организации дополнительного образования, в частности, на использовании транспорта: сколько времени ребенок затрачивает на посещение занятий, дорогу, какие расходы, связанные с ней. Проблема транспортного сообщения достаточно сложная для села, но она решается в ряде сельских территорий централизованно для района или нескольких школ. Создаются мобильные группы специалистов ДО в муниципальном районе, которые по графику выезжают в школы для проведения занятий по программам дополнительного образования. Либо при наличии школьного автобуса дети один-два раза в неделю выезжают в опорную школу, районный или городской центр, где в течение двух-трех часов посещают по своему выбору одно или два объединения учреждения дополнительного образования. Есть опыт, когда педагог работает по программе ДО в нескольких школах района, используя личный транспорт.

Из вышеизложенного очевидно, что территориальные условия влияют на доступность и качество ДО детей, отражаются на экономическом состоянии села, сельской школы, а место проживания сельских детей в значительной мере влияет на экономическое состояние семьи. В то же время решение проблем, связанных с влиянием территориального фактора, зависит от экономических ресурсов семей, школы и ее партнеров.

2. Экономический фактор мы рассматриваем как совокупность показателей финансово-экономического состояния исследуемого региона и семей учащихся (уровень доходов семей; уровень расходов семей учащихся на оплату образовательных услуг; занятий ДО, трудоустройство родителей и др.).

Сельские территории нашей страны существенно отличаются по экономическим условиям, что зависит от наличия природных ресурсов, состояния и перспектив развития местного производства, сельского хозяйства. Это отражается на материальном состоянии образовательных организаций, материальном благополучии населения, семей, на возможности удовлетворять потребности детей в дополнительном образовании.     

По данным ESS России на 2016 г. среди жителей села представителей верхнего слоя в 8 раз меньше, чем в городе, а численность представителей среднего слоя в селе составляет 1,4%, тогда как в городе этот показатель – 16,6%. Значительная часть сельского населения проживает за чертой бедности (73%), тогда как в городе аналогичный показатель составляет 55%. Материальное состояние значительной части сельских семей ограничивает возможности родителей дать полноценное дополнительное образование по ряду привлекательных для детей программ, тем более, если они требуют дополнительного финансирования. Реализация некоторых программ предусматривает наличие соответствующего оборудования, создания специальной учебно-методической базы и технического оснащения, чем не всегда располагает школа. Не каждая семья сможет предоставить и оплатить транспорт для подвоза своего ребенка к месту занятий.

В то же время имеются убедительные факты в ряде сельских школ, когда часть родителей оплачивает освоение детьми ряда программ, которые вызывают большой интерес у школьников, являются современными и перспективными, по мнению родителей, «принесут пользу детям».

В последние годы государством осуществляется целенаправленная финансовая поддержка сельских школ, в частности выделяются целевые средства на поддержку занятий физической культурой и спортом, ремонт спортивных залов, школьных спортивных клубов, оснащение открытых спортивных сооружений инвентарем и оборудованием [10], что позволяет развивать дополнительное образование в этом направлении.

Большое значение для решения проблемы подвоза детей к месту реализации привлекательных для них программ ДО имеет программа «Школьный автобус». Важно, что для сельских малокомплектных школ законодательно закреплено положение о том, что затраты на осуществление образовательной деятельности не зависят от количества обучающихся (финансирование по факту, а не по нормативам).

Безусловно, все эти меры решают часть экономических проблем и способствуют развитию дополнительного образования на селе. Однако, в ряде сельских поселений материально-экономические условия препятствуют реализации ряда программ дополнительного образования, ограничены возможности привлечения специалистов дополнительного образования из-за недоступности их подвоза и оплаты труда.

3. Социальный фактор характеризуется влиянием социальной среды на организацию дополнительного образования, включает тип населенного пункта, образовательный и культурный капитал организаций, исторический, национальный, культурный, природный ресурсы социума, образовательный и культурный уровень жителей села, семей, число членов семьи, состав семьи и др.

Семья является основным институтом социализации, формирующим личность. Культурный и образовательный уровень родителей влияет на их отношение к дополнительному образованию, на стремление выбрать программы, которые будут способствовать развитию детей, а это соответственно отражается на целевых ориентирах школьников, их желании осваивать программы ДО.

К сожалению, уровень образованности сельских жителей ниже, чем в городе. Так, например, среди сельского населения значительная доля лиц с образованием не выше начального: 13,3% против 4,6% в городских поселениях [8], что проявляется в поведении и образе жизни определенной части сельского населения. В ряде сельских территорий наблюдается падение духовности, рост числа жителей, совершающих асоциальные поступки и действия (пьянство, воровство, насилие, бродяжничество). Сложившаяся ситуация объясняется объективными причинами: отсутствием культурно-оздоровительных центров во многих поселениях, безработицей, оттоком наиболее образованной части населения и др.

В то же время на селе сегодня можно часто встретить яркие проявления любви к своей земле, стране, селу, увлеченных специалистов, мастеров своего дела, которые являются убедительным примером созидания и творчества. В ряде сельских поселений создан «дух» дружного сообщества взрослых и детей, в котором сформированы отношения заботы, взаимоподдержки и взаимоответственности, что отражается и на организации ДО сельских детей.

Сельский социум отличается рядом особенностей, которые могут положительно влиять на организацию дополнительного образования.

Прежде всего, это тесные связи школы и социума, организаций, предприятий, взрослых и детей, естественные личные контакты обучающихся, учителей, родителей, что способствует развитию партнерства, сотрудничества субъектов села, более мобильному решению проблем, в том числе при проектировании и организации дополнительного образования. Можно предусмотреть использование кадровых и материальных ресурсов партнеров, субъектов села (организаций, предприятий), привлекая к организации ДО жителей-умельцев, специалистов, родителей.

Обучающиеся естественным образом осваивают опыт практического сельскохозяйственного труда, приобщены к различным видам трудовой деятельности, решению многих проблем села. Это позволяет обеспечить практическую направленность дополнительного образования, реализовать деятельностный подход, организовать проектную деятельность с учетом запроса местных хозяйств, предприятий, семей. При определении тематики программ дополнительного образования, их проектировании необходимо учитывать условия проживания детей, их опыт трудовой деятельности, предусматривая формирование у школьников положительного отношения к сельскохозяйственному труду, развивая профессиональные интересы школьников, ориентируя их на получение профессий, востребованных на селе и обеспечивающих достойную жизнь.

Положительно влияет на определение тематики, разработку и реализацию программ ДО непосредственная близость детей к природе, возможность активного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет использовать ресурсы природы для разнообразия содержания и форм организации занятий, проектной деятельности. Формируются объединения детей, которые в рамках программ ДО занимаются охраной природы, восстанавливают природные памятники.

Многие села имеют богатое культурное и национальное наследие, местные традиции, обряды, исторические, природные и культурные памятники, что может составить основу содержания программ дополнительного образования, обогатить его ценностными, духовно-нравственными, патриотическими и гражданскими смыслами, приобщить детей к созидательной и творческой деятельности по сохранению и развитию культурного и исторического наследия.

Сельские поселения существенно отличаются друг от друга. Безусловно, села, где богатые история, традиции, культурные разносторонние связи между субъектами села, имеются значительные ресурсы для организации и развития дополнительного образования детей.

4. Институциональный фактор рассматривается как возможность выбора детьми программ ДО и завершения их освоения. В большинстве сельских поселений, особенно удаленных от районных центров, из-за отсутствия учреждений ДО, школа вынуждена взять на себя роль организатора дополнительного образования детей. Значительную часть составляют сельские малочисленные и малокомплектные школы, где кадровые и материальные ресурсы сельских школ весьма ограничены. Тем не менее сельские школы изыскивают различные возможности для удовлетворения запроса детей и родителей на дополнительное образование, используя ресурсы самой школы, ближнего и дальнего социального окружения, интернет-ресурсы.

Правильно действует руководство муниципальных районов, которое стремится создать сеть учреждений для дополнительного образования детей, включающую школы, организации ДО, управления культуры и спорта, профессиональные и общественные организации, частные организации. Это позволяет детям ряда малочисленных школ, не имеющих базы для реализации программ ДО, пользоваться услугами опорной школы, других организаций, где сосредоточены кадровые и материальные ресурсы для ДО детей всего района. Координатор ДО в районе централизованно приобщает предпринимателей, спонсоров, конкретных специалистов для реализации программ ДО, востребованных школьниками.

В ряде регионов получили распространение варианты интеграции ресурсов сельского МР, объединяющих средства общего и дополнительного образования, школы и социума. В результате создаются школа-комплекс, школа полного дня, образовательный центр, школа-ресурсный центр, опорный передвижной центр и др.

Сегодня успешно может решаться проблема удовлетворения запроса детей на отдельные программы, которые наиболее востребованы сельскими школьниками, с помощью передвижных ресурсных центров, мобильных групп специалистов, выезжающих в сельские школы. Все большее распространение получают дистанционные программы дополнительного образования, заочные интернет-школы и др.

5. Психолого-педагогический фактор. При организации дополнительного образования необходимо изучать и учитывать индивидуально-личностные особенности детей, в частности, мотивационные, физиологические и интеллектуальные ресурсы учащихся. Мотивационная составляющая определяет направленность ребенка на дополнительное образование. Получение ДО может актуализировать характерные для каждого конкретного человека индивидуальные мотивы, побуждающие его осуществлять деятельность. Важно, чтобы образовательная мотивация учащихся, получающих дополнительное образование, трансформировалась в профессиональную, способствуя формированию профессиональных интересов и потребностей школьников. Для этого необходимо развивать мотив достижения успеха, организуя доступную, привлекательную для ребенка деятельность, побуждающую его к саморазвитию.

Интеллектуальные ресурсы школьника также влияют на познание школьниками окружающей действительности, его стремление овладевать новой информацией, развивать свои способности, осваивать программы ДО.

Очевидно, что программы дополнительного образования должны удовлетворять индивидуальные интересы и запросы ребенка, которые нужно выявлять и развивать. Не менее важно определить дефициты в социализированности и воспитанности детей и целенаправленно формировать у сельских детей качества, компенсирующие эти дефициты. Освоение программ дополнительного образования должно помогать детям решать личностно-значимые проблемы, способствовать формированию у них качеств, необходимых для успешной и достойной жизни на селе, преодолению трудностей социализации, с которыми сталкиваются выпускники сельских школ в самостоятельной жизни, в новых для них жизненных ситуациях. Важно предусмотреть формирование таких качеств у сельских детей, как конкурентоспособность, инициативность, самостоятельность, стрессоустойчивость, готовность к переменам обстоятельств, целеустремленность, умения довести начатое дело до конца, принимать обоснованные решения, отстаивать свои интересы, предприимчивость, коммуникативность, уверенность в своих силах. Формирование этих качеств должно находить отражение в задачах, содержании и технологиях реализации программ дополнительного образования.

При проектировании и реализации программ ДО необходимо учитывать особенности, проблемы и трудности воспитания и образования сельских детей, среди которых есть общие для всех школьников, проживающих на селе, а также особенности и трудности, обусловленные влиянием факторов конкретного социума.

К психолого-педагогическим факторам организации ДО на селе относится также отношение местного населения, родителей к дополнительному образованию школьников, что обусловлено, как уже отмечалось, влиянием рассмотренных выше факторов. В ряде ситуаций позиция родителей в удовлетворении запроса детей на программы ДО, является определяющей, поскольку решения, связанные с занятостью детей в свободное от учебы время, финансовым и транспортным обеспечением, принимаются родителями. Также важна позиция, положительное отношение к ДО всего взрослого населения, поскольку ряд специалистов и умельцев могут оказывать поддержку, помощь в разработке и реализации программ ДО. В этой связи важно предусмотреть целенаправленную информационную, разъяснительную, мотивационную деятельность среди населения, родителей, направленную на формирование у взрослых положительного отношения к развитию дополнительного образования на селе, стимулирование активного участия родителей, а также специалистов, жителей села в организации ДО детей.

6. Педагогический фактор является определяющим в обеспечении доступности и качества дополнительного образования на селе, поскольку главная цель администрации школ, района, организаторов, педагогов дополнительного образования целенаправленно проектировать и организовывать дополнительное образование сельских детей. При этом необходимо учитывать влияние факторов, рассмотренных выше, оптимально использовать ресурсы школы, ее социума, района, региона для удовлетворения запроса детей и их родителей на программы дополнительного образования и повышения качества ДО.

Чтобы школа и другие организации в условиях сельской местности могли предоставить детям ДО, удовлетворяющее их интересы и потребности, необходимо, прежде всего, изучить запрос учащихся и родителей на услуги дополнительного образования, удовлетворенность уже предоставленными услугами ДО; определить эффективность реализации дополнительных общеобразовательных программ на основе анализа результатов диагностики. Полученная информация учитывается при целеполагании, планировании и отборе средств организации ДО, определении перспектив, выявлении ресурсов развития и разработки педагогического обеспечения дополнительного образования детей.

Для достижения целей и решения задач дополнительного образования необходимо использовать соответствующее, учитывающее условия села, научно-методическое обеспечение, которое включает идеи, подходы, принципы, содержание, формы, методы, технологии, обеспечивающие детям выбор программ по их запросу и равные возможности на качественное дополнительное образование. Изучение и анализ влияния комплекса вышеизложенных факторов позволили выявить главные идеи, реализация которых обеспечит повышение качества организации ДО на селе:

интеграция, обусловленная необходимостью объединения имеющихся материальных, информационных и кадровых ресурсов организаций, общего и дополнительного образования, различных структур села, района, расширяя возможности ДО для удовлетворения потребностей обучающихся [1];

индивидуализация, реализация которой связана с удовлетворением интересов и запросов каждого ребенка, проектированием индивидуальной образовательной деятельности детей, разработкой индивидуальных маршрутов и планов, что обусловлено малочисленностью сельских школ, когда сложно составить однородные группы детей со схожими образовательными потребностями и уровнями для реализации дополнительных общеобразовательных программ, тем более чаще всего программы реализуются в разновозрастных объединениях, а также расслоением сельских детей по их потребностям, уровню притязаний и доходов родителей,

При проектировании и организации дополнительного образования необходимо обеспечить реализацию подходов [3; 10], особенно важных для сельской местности:

социокультурного, предусматривающего учет территориально-географических, культурных, этнических особенностей сельских поселений, отражение в содержании программ ценностно-смысловых основ культурного, национального, исторического наследия, природного богатства сельского социума, перспектив развития села;

 − интегративно-вариативного, означающего создание самых разных вариантов и способов получения дополнительного образования на основе различных вариантов интеграции, поскольку каждое сельское поселение, сельская школа и ее социальное окружение неповторимы;

субъектно-ориентированного, обеспечивающего формирование активной, субъектной, ответственной позиции школьников, стимулирование их саморазвития и препятствующего формированию конформизма и зависимости детей от общественного мнения.

Для реализации названных идей и подходов важно руководствоваться рядом принципов организации ДО, учитывающих актуальные проблемы, условия воспитания и образования сельских школьников:

профессиональной направленности, означающего оказание помощи детям в профессиональном самоопределении и проектировании своих профессиональных планов, поскольку сельские дети испытывают особые трудности при выборе профессии и получении профессионального образования, трудоустройстве; формирование целевых ориентиров на получение профессий, востребованных на селе:

создания здоровой духовно-нравственной среды, подчеркивающего роль дополнительного образования детей в духовном возрождении, укреплении села и требующего создания здоровой духовно-нравственной среды в самой школе и ее социальном окружении, развития детско-родительских отношений, использования ресурсов социума и участия детей в преобразовании окружающей жизни, развитии культуры села, делах своей школы;

регулирования взаимодействия детей разного возраста, обусловленного малочисленностью сельских школ, требующего создания разновозрастных объединений, в которых взаимодействие детей разного возраста способствует расширению и обогащению социального опыта детей, развитию многих социально значимых качеств, и предусматривающего регулирование взаимодействия школьников, чтобы не допустить подавления одних детей другими, младших старшими, обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе;

развития и обогащения социальных связей сельских детей, направленного на расширение сферы социального взаимодействия детей, что необходимо в условиях дефицита общения, ограниченных контактов в школе и социуме, повышение культурного и образовательного уровня школьников, расширение связей учащихся с окружающим миром, и предусматривающего использование возможностей для этого самой школы, ресурсы социума, различных информационных средств, интернет;

социального партнерства и сотрудничества, обеспечивающего реализацию предыдущего принципа и предполагающего взаимодействие школы со своими социальными партнерами ближнего и дальнего социума на основе взаимовыгодных условий, разработки программ дополнительного образования школы совместно с другими организациями, в реализации которых участвуют дети и взрослые, создание общественных управляющих советов сельской территории по развитию дополнительного образования детей и взрослых.

Рассмотренные подходы и принципы важно учитывать при определении содержания ДО. Назовем направления, которые наиболее важны и актуальны для сельских детей, компенсируют дефициты их образования и социализации: индивидуально-личностное направление, ориентированное на оказание помощи детям в профессиональном и личностном самоопределении; информационное направление, предусматривающее знакомство детей с миром профессий, проблемами и трудностями трудоустройства, способами решения жизненных проблем в новых ситуациях; социальное направление, позволяющее детям освоить окружающий социум, научиться быть полезными и успешными, проживая в селе; подготовка детей к решению экономических проблем в условиях села, к созданию, ведению личного и фермерского хозяйства, к тем видам деятельности, которые могут быть прибыльными и полезными для села в условиях данной сельской территории.

При организации дополнительного образования сельских школьников используются самые разные педагогические средства, выбор которых обусловлен решением конкретных задач и зависит от влияния всех рассмотренных выше факторов на разных этапах организации ДО.

На этапах диагностики интересов и склонностей детей, изучения запроса школьников и родителей, их удовлетворенности ДО используются анкетирование, беседы с родителями и детьми, фокус-группы, наблюдение за организацией деятельности детей и педагогов, анализ посещаемости по образовательным программам дополнительного образования и реальные результаты ДО. В сельских школах, где детей немного, изучение интересов и способностей школьников, их развития происходит постоянно во многих видах и формах деятельности детей.

Для ознакомления с программами, формирования положительного отношения у детей, сельского населения к ДО используются рекламные средства: газеты, печатная продукция (плакаты, буклеты, объявления), организуются презентация достижений учащихся, творческие отчеты детских и детско-взрослых объединений, реализующих программы ДО, проведение открытых мастер-классов для детей и родителей, населения.

Реализация программ ДО предусматривает использование средств, которые формируют субъектную позицию детей, включают их в активную и созидательную деятельность, преобразующую окружающую среду, предусматривают диалоговый, партнерский характер отношений взрослых и детей, старших и младших. Полезными и привлекательными для школьников являются экскурсии, социальные и профессиональные пробы, мастер-классы местных умельцев, встречи с успешными специалистами, выпускниками школы, исследовательская и поисковая деятельность, различные виды игр, олимпиады и конкурсы, очные и заочные путешествия.

Наиболее эффективной для стимулирования саморазвития детей является субъектно-ориентированная технология [2], суть которой обеспечить успешное формирование и развитие субъектности, индивидуальности и личности ребенка, условия для его самореализации и саморазвития. Данная субъектно-ориентированная технология является основой, стержнем других технологий: проектирование индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) [5], портфолио, проектная деятельность [7], проблемно-тематический день [4; 11], погружение, творческие мастерские, коллективные творческие дела (КТД), дистанционные технологии.

Большое значение имеет систематическая деятельность администрации образовательных организаций, педагогов, направленная на пополнение, сохранение и обновление материально-технической базы для обеспечения ДО; подготовку и совершенствование нормативных документов по организации дополнительного образования. Особое внимание важно обратить на развитие имиджа и привлекательности образовательной организации для окружающего социума, в том числе за счет достижений дополнительного образования.

Безусловно, решение проблем дополнительного образования на селе, обеспечение его качества, удовлетворение запросов детей и родителей на программы ДО в значительной мере зависит от уровня профессиональной деятельности педагогов, от слаженности и заинтересованности действий руководителей образовательных организаций на селе, органов управления образования. Как показывает практика, влияние педагогического фактора на организацию и качество дополнительного образования в большинстве случаев является определяющим. Однако, результативность педагогических усилий обеспечивается, если учитываются ресурсы сельского социума, особенности влияния территориальных, экономических, социальных, психолого-педагогических факторов при проектировании дополнительного образования на селе.

Дополнительное образование на селе – это широкое поле для самореализации и саморазвития взрослых и детей, мощное средство, объединяющее всех жителей села, позволяющее решать не только образовательные проблемы молодого поколения, но и способствовать укреплению, сохранению села, существенно влиять на развитие сельской территории.

 

 

References

1. Bayborodova, L.V. Integraciya kak sredstvo obespecheniya dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya sel'skih shkol'nikov [Tekst] / L.V. Bayborodova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2018. - № 4. - S. 36-46.

2. Bayborodova, L.V. Ispol'zovanie sub'ektno-orientirovannoy tehnologii vospitaniya v proektnoy deyatel'nosti [Tekst] / L.V. Bayborodova // Vospitanie shkol'nikov. - 2017. - № 4. - S. 3-10.

3. Bayborodova, L.V. Koncepciya obespecheniya dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya sel'skih shkol'nikov [Tekst] / L.V. Bayborodova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2018. - № 5. - S. 99-109.

4. Bayborodova, L.V. Organizaciya dopolnitel'nogo obrazovaniya shkol'nikov na sele [Tekst] / L.V. Bayborodova // Vospitanie shkol'nikov. - 2019. - № 7. - S. 3-12.

5. Bayborodova, L.V. Proektirovanie individual'noy obrazovatel'noy deyatel'nosti rebenka [Tekst] / L.V. Bayborodova // Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya sovremennogo shkol'nika: kollektivnaya monografiya. - Ul'yanovsk: «Zebra», 2016. - S. 44-58.

6. Bayborodova, L.V., Bol'shakova, E.V., Golovanova, I.S. Problemno-tematicheskiy den' kak sredstvo organizacii vneurochnoy deyatel'nosti sel'skih shkol'nikov: metodicheskie rekomendacii. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2013. - 106 s.

7. Bayborodova, L.V., Serebrennikov, L.N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh gruppah [Tekst] / L.V. Bayborodova, L.N. Serebryannikov. -Moskva: Prosveschenie, 2014. - 175 s.

8. Belkina, V.V. Rezul'taty issledovaniya urovnya sformirovannosti demokraticheskoy kul'tury obuchayuschihsya sel'skih i gorodskih shkol [Tekst] / V.V. Belkina // Aktual'nye voprosy razvitiya sel'skih obrazovatel'nyh organizaciy: problemy i effektivnye praktiki: materialy nauchno-prakticheskoy konferencii / pod red. L.V. Bayborodovoy. - Yaroslavl', 2017. - S. 13-19.

9. Zolotareva, A.V., Sinicyn, I.S. Povyshenie dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detey - novyy vektor realizacii gosudarstvennoy obrazovatel'noy politiki. [Tekst] / A.V. Zolotoreva, I.S. Sinicyn // Obrazovatel'naya panorama. - 2018. - № 1 (9). - S. 8-18.

10. Iz vystupleniya zam. ministra obrazovaniya i nauki RF T.Yu. Senyudinoy «O sostoyanii i perspektivah razvitiya sel'skoy shkoly v Rossiyskoy federacii» na parlamentskih chteniyah v Sovete Federacii, 5 aprelya 2018 g. / URL: http://science.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/117971/

11. Koncepciya i modeli povysheniya dostupnosti realizacii dopolnitel'nyh obscheobrazovatel'nyh programm: kollektivnaya monografiya / pod nauch. red. A.V. Zolotarevoy, L.V. Bayborodovoy, N.P. Ansimovoy. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2018. - 516 s.

Login or Create
* Forgot password?