TRAINING OF ENGINEERS FOR AGRICULTURAL PRODUCTION IN THE USSR IN THE POSTWAR PERIOD (1945−1965)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the post-war stage of development of agricultural engineering education in the USSR, presents the legal framework, and analyzes the main indicators. The mechanism of solving the problem of providing Soviet agriculture with qualified personnel in the new economic and political conditions is shown. It is concluded that the development of agricultural engineering education after the great Patriotic war went the way of getting a quick effect at the lowest cost – instead of full-fledged universities for training engineers for agriculture, they began to create faculties of mechanization and electrification in existing agricultural institutes, where the teaching staff and material and technical base were already formed.

Keywords:
mechanization, electrification, agriculture, agricultural engineering education
Text
Publication text (PDF): Read Download

В послевоенные годы развитие экономики СССР происходило в соответствии с Законом о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946−1950 гг., принятого Верховным Советом СССР 18 марта 1946 г.

В годы Великой Отечественной войны пострадали все сферы народного хозяйства, но наиболее ощутимые удары были нанесены по аграрному сектору. Война привела к сокращению посевных площадей, ухудшению обработки полей, уменьшению численности трудоспособного населения. Техническое обеспечение сельского хозяйства ухудшилось, колхозы перешли на использование ручного инвентаря и конного тягла. В итоге в 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства составляла 60% от уровня довоенного 1940 г. Тяжелейшая засуха 1946 г. в Центральном Черноземье, на Украине, в Молдавии, а также частично на Среднем и Нижнем Поволжье и вывоз хлебных запасов в государства Восточной Европы привели к голоду населения в этих регионах СССР. Резко возросла смертность среди крестьян. Жертвами голода стало свыше 1 млн чел. [1].

В феврале 1947 г. состоялся Пленум ЦК ВКП(б), принявший по докладу А.А. Андреева (заместитель председателя Совета Министров Союза ССР, курировавший агропромышленный комплекс в 1946−1953 гг.) историческое постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В соответствии с этим документом предполагалось увеличить объёмы производства сельскохозяйственной техники, электрифицировать сельские районы, провести укрупнение колхозов и провести коллективизацию регионов, присоединённых к СССР накануне войны –  Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики. 

Все эти мероприятия требовали восстановления и дальнейшего развития сельскохозяйственной науки и образования.

В 1945 г. начался процесс реэвакуации в освобождённые районы. Эвакуированные вузы возвращались на свои постоянные места, оставляя в большинстве случаев часть учебного оборудования и многих преподавателей в новых местах, где возникали, таким образом, новые вузы или факультеты. Благодаря этому с 1944 по 1950 г. были открыты Благовещенский, Алтайский, Курганский, Костромской, Волгоградский, Ульяновский, Кубанский и Львовский сельскохозяйственные институты.

Еще в ходе войны проводилась работа по восстановлению (там, где они были разрушены) вузов механизации и электрификации и других специальностей сельского хозяйства. Продолжалось создание новых учебных заведений, факультетов и кафедр.  Так, в 1941 г. был организован факультет механизации в Туркменском сельскохозяйственном институте, в 1943 г. в Армянском (г. Ереван) сельскохозяйственном институте, в 1944 г. – в Новосибирском сельскохозяйственном институте. В 1946 г. – в Литовской сельскохозяйственной академии.

После 1945 г. в ряде вузов не хватало преподавателей, недоукомплектованы были студенческие группы и потоки, учебное оборудование было в плачевном состоянии. Например, в Ленинградском институте механизации сельского хозяйства (ЛИМСХ), возвратившемся из эвакуации в Ленинград, поток студентов 5-го курса в 1945 / 1946 учебном году состоял всего из трех человек, демобилизованных из армии. Как было положено в то время, один из них был назначен старостой группы, другой избран комсоргом, а третий − профоргом. Учебный год начался, и в 1946 г. был произведен выпуск 3-х инженеров [2].

Значительная часть студентов старших курсов комплектовалась из демобилизовавшихся солдат и офицеров прежних студентов. Возвращались из армии и многие преподаватели.

Некоторые из представителей, еще будучи в армии на Ленинградском фронте и не демобилизованные к началу учебного года, с разрешения командования Ленинградского военного округа по совместительству вели преподавание в вузе. Учебно-производственные мастерские института восстанавливали учебное оборудование и мебель лабораторий.

Трудности были и с набором студентов в новом учебном году – в то время приезд в Ленинград для учебы разрешен был только для лиц, имеющих ленинградскую прописку или удостоверение о зачислении студентом. Приходилось направлять преподавателей института в школы регионов, тяготеющих к ЛИМСХ, для приема экзаменов на месте, зачисления выдержавших экзамены студентами и выдачи им соответствующих удостоверений. Так был осуществлен полный набор студентов на первый курс в 1946 г.

В Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства возвратились на учебу 40 студентов, а на фронт уходило более 300 [3]. Сам вуз вернулся из эвакуации из г. Кустаная только в 1945 г. Набор 1946 г. составил 140 чел., из которых 55 были участниками Великой Отечественной войны [3]. 4 марта 1948 г. был издан приказ министра высшего образования СССР № 275 «Об открытии факультета электрификации в Азово-Черноморском институте механизации сельского хозяйства». В связи с этим общий набор в институт вырос. В 1948 г. на 1 курс было принято 225 чел., а общий контингент студентов составил 602 чел. [3].

Ненамного лучше обстояли дела с набором в вузах, которые в военные годы находились вдалеке от фронта, а соответственно не переживали процессы эвакуации и реэвакуации. В Челябинском институте механизации сельского хозяйства (с 1946 г.  – ЧИМЭСХ) в 1945 г. на факультет механизации поступили 159 чел., на факультет электрификации − 60. В следующие два года принимали по 300 чел. В течение четырех лет (1948−1951 гг.) зачисляли по 325−400 студентов. В связи с большими наборами в первые 5-7 послевоенных лет численность студентов многократно возросла. Если осенью 1945 г. на дневном и вечернем отделениях насчитывалось менее 400 чел., то осенью 1955 г. общее число обучающихся превышало 2400 чел., не считая курсантов [4].

В Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства в послевоенные годы также неуклонно рос контингент студентов, он увеличился с 680 в 1946 г. до 2715 в 1955 г. [5].

После Пленума 1947 г. работа по развитию сети учреждений агроинженерного образования была активизирована. В 1947 и 1948 г. факультеты механизации сельского хозяйства были организованы в Таджикском  и Белорусском сельскохозяйственных институтах.

10 июня 1950 г., когда сельское хозяйство СССР уже было оснащено достаточно большим количеством сельскохозяйственных машин, а также механическим и ремонтным оборудованием,  было принято судьбоносное Постановление Совета Министров СССР № 2526 «О мерах по подготовке инженеров и техников по механизации и электрификации сельского хозяйства».

Согласно этому Постановлению был утвержден план приема студентов в институты и на факультеты механизации и электрификации сельского хозяйства на 1950−1954 гг. в количестве 29 300 чел. [6]. В результате уже в 1950 г. были организованы факультеты механизации сельского хозяйства в 18 вузах: Киргизском, Горьковском, Свердловском, Омском, Благовещенском, Оренбургском, Рязанском, Пермском, Казанском, Башкирском, Крымском, Ульяновском, Алтайском, Ставропольском и Кишиневском сельскохозяйственных институтах, Таллинском политехническом институте, Вологодском молочном институте и Харьковском зоотехническом. В 1951 г.  такой факультет был открыт в Северо-Осетинском сельскохозяйственном институте.  В 1952 г. –  Кировском, Костромском, Пензенском и Кутаисском сельскохозяйственных институтах.  В 1953 г.  в только что основанном Красноярском сельскохозяйственном институте. В 1958 г. – в Целиноградском сельскохозяйственном институте. В 1959 г. – в Грузинском сельскохозяйственном институте. В 1961 г. – в Приморском (г. Уссурийск)  и Курском сельскохозяйственных институтах. В 1963 г. в Западно-Казахстанском (г. Уральск) сельскохозяйственном институте. В 1964 г. – в Андижанском институте хлопководства.

Таким образом, в этот период развитие агроинженерного образования пошло по пути получения быстрого эффекта при наименьших затратах – вместо полноценных вузов для подготовки инженеров для сельского хозяйства стали создавать факультеты механизации и электрификации в действующих сельскохозяйственных институтах, где уже был сформирован профессорско-преподавательский состав и материально-техническая база.

В послевоенное время был создан только один специализированный агроинженерный вуз – Белорусский  институт механизации сельского хозяйства (г. Минск). Советское правительство сразу после освобождения Белоруссии в июле 1944 г. приняло чрезвычайные меры по возрождению колхозов, совхозов и МТС. Уже в 1945 г. были организационно восстановлены 9761 колхоз, 90 совхозов, 326 МТС [7]. Однако сельскохозяйственные предприятия и МТС практически не имели специалистов с высшим образованием. На должностях директоров, главных инженеров МТС и заведующих ремонтными мастерскими работали практики, не имеющие специального образования. В 1951 г. в сельском хозяйстве БССР было всего 135 инженеров-механиков с высшим образованием, в том числе в МТС лишь 17 чел. [7].

Возникла острая необходимость подготовки специалистов сельского хозяйства. Особенно ощущался недостаток инженеров-механиков. Поэтому в 1947 г. в Белорусской сельскохозяйственной академии был открыт факультет механизации сельского хозяйства, на который было принято 50 студентов.

Вскоре после окончания войны в Минске было начато строительство автомобильного и тракторного заводов, для которых необходимы были инженеры по автотракторному машиностроению. В 1951 г. в Белорусском политехническом институте был открыт автотракторный факультет, где была введена специализация − «механизация сельского хозяйства», на который ежегодно в 1951−1953 гг. принимали 25−50 чел. Однако для развивающегося сельского хозяйства республики такого количества специалистов было слишком мало.

29 июля 1952 г. ЦК КП (б) Белоруссии и Совет Министров БССР издали Постановление об организации в Минске института механизации сельского хозяйства Министерства высшего образования СССР. Этим же Постановлением проектные и строительные организации обязали обеспечить строительство двух учебных корпусов и двух общежитий по 400 мест в 1953−1954 гг. Решением горисполкома была отведена площадь в 14 гектаров для застройки института на восточной окраине Минска.

Был установлен контингент приема – 200 чел., из них по специальности «механизация процессов сельскохозяйственного производства» – 150 и по «электрификации» – 50. В феврале 1955 г. было закончено строительство 1-го общежития института. Нижние этажи общежития были оборудованы для занятий, а верхние (3-й и 4-й) для проживания студентов. В 1956 г. был сдан в эксплуатацию лабораторный корпус, в 1957 г. –  2-е общежитие, в 1961 г. –  главный корпус. Это позволило увеличить прием на очное отделение до 300 чел. и на заочное − до 400.  В 1958 г. в институте был создан факультет электрификации.

С 3 по 7 сентября 1953 г. проходил сентябрьский Пленум ЦК КПСС, где обсуждался  вопрос «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». С докладом по  этой теме выступил первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев. В числе причин отставания ряда отраслей сельскохозяйственного производства было названо плохое использование техники. Отмечалось, что Советское правительство оснащает сельское хозяйство всей страны техникой в огромных объемах, но используется эта техника неудовлетворительно.

Максимальное внедрение техники называлось важнейшим средством экономии и повышения производительности труда. Была поставлена задача на базе широкой механизации в сжатые сроки поднять производительность сельскохозяйственного производства и в ближайшие 2-3 года обеспечить население страны продуктами питания в размерах, соответствующих научно-обоснованным нормам потребления, т.е. в 2-3 раза увеличить производство молока и молочных продуктов, яиц, сахара, овощей и фруктов.

По итогам Пленума, промышленные министерства получили поручение дать сельскому хозяйству новые виды машин: землеройных, пропашных, посадочных и т.д.

В целях оказания помощи в повышении квалификации руководящего состава МТС и совхозов, имеющим среднее специальное образование и опыт работы в МТС и совхозах, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 21 сентября 1953 г. приняли постановление об организации специальных факультетов по подготовке инженеров-механиков сельского хозяйства с двухгодичным сроком обучения. Такие факультеты были организованы в 7 вузах: Московском, Харьковском, Челябинском, Саратовском, Мелитопольском институтах механизации сельского хозяйства и Воронежском сельскохозяйственном институте. Прием на эти факультеты был прекращен в 1960 г. Всего по ускоренной программе было выпущено 2500 инженеров-механиков сельского хозяйства [8].

Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятым в декабре 1958 г. на сессии Верховного Совета СССР, была предусмотрена подготовка специалистов высшей квалификации на основе сочетания теоретического обучения с общественно полезным трудом, с производственным обучением. В соответствии с этим законом в сельскохозяйственных вузах были пересмотрены учебные планы. На производственную практику было выделено до 40% времени обучения. Студенты младших курсов факультетов механизации получали производственные квалификации слесаря, токаря, тракториста, шофера и комбайнера, а студенты старших курсов работали в качестве трактористов, комбайнеров, а также на ремонте посевных и уборочных агрегатов.

Прирост выпуска инженеров для сельского хозяйства происходил при одновременном сравнительно малом количестве выпускавшихся специалистов среднего звена (техников). В результате инженеры-механики сельского хозяйства направлялись для работы на машинном дворе, в автогараж и на другие аналогичные работы, которые с успехом могли выполняться специалистами среднего звена.

В годы хрущевской оттепели было принято решение о направлении из городов большой группы инженеров для работы в МТС и других специалистов для работы в различных звеньях сельскохозяйственного производства, не менее 100 тыс. чел. Это было огромной проблемой, так как в среднем от 30 до 89% руководящего состава МТС не имели высшего и среднего образования. Поэтому для обучения механизаторов были созданы 250 ремесленных училищ и школ ФЗО на базе имевшихся и 300 совершенно новых училищ [8].

Значительное развитие в послевоенный период получили заочная и очно-заочная (вечерняя) формы высшего образования. Это позволяло получить высшее  образование «практикам» сельскохозяйственного производства.

Таблица 1

Распределение агроинженерных вузов и факультетов по территории СССР в 1965 г. [8]

 

Республика

Вузов

Факультетов

РСФСР

4

29

Украинская ССР

2

3

Белорусская ССР

1

1

Казахская ССР

-

3

Узбекская ССР

1

1

Грузинская ССР

-

1

Азербайджанская ССР

-

1

Литовская ССР

-

1

Молдавская ССР

-

1

Латвийская ССР

-

1

Киргизская ССР

-

1

Таджикская ССР

-

1

Армянская ССР

-

1

Туркменская ССР

-

1

Эстонская ССР

-

1

Всего

8

47

 

Как видно из табл. 1, как минимум 1 факультет механизации в годы послевоенных пятилеток и хрущевской «оттепели» был создан в каждой республике Союза. Наибольшее количество агроинженерных вузов и факультетов было сосредоточено на территории России. Это объяснялось, помимо большей, чем у других республик, численности населения, наличием развитой промышленности, в том числе заводов сельскохозяйственного машиностроения, и большим количеством природно-климатических зон. И если число специализированных агроинженерных вузов после войны не изменилось по сравнению с довоенным временем, то количество факультетов механизации сельского хозяйства выросло почти в 8 раз. Принятый руководством страны курс на комплексную механизацию сельского хозяйства требовал резкого увеличения количества специалистов, которых и так не хватало. Создание факультетов механизации  стало решением проблемы нехватки кадров, так как позволило в более короткие сроки на базе уже работавших сельскохозяйственных вузов организовать подготовку инженеров для сельскохозяйственного производства. 

Благодаря принимаемым мерам в  1965 г. в целом по СССР выпуск  инженеров-механиков сельского хозяйства составил 7268 чел., а инженеров-электриков – 988 чел. [8].

References

1. Zima V.F. Golod v SSSR 1946-1947 gg.: proishozhdenie i posledstviya. − Moskva: In-t ross. istorii RAN,1996. − 265 s.

2. Iofinov S.A., Enikeev V.G., Skrobach V.F., Shkrabak V.S. Stanovlenie agroinzhenernoy nauki i obrazovaniya v Rossii (XIX-XX vv.). - Sankt-Peterburg: Himizdat, 1999. − 352 s.

3. Zaydiner V.I., Kovyneva S.A. Zernograd i zernogradcy. − Rostov n/D: OOO «Terra», 2012. − 363 c.

4. ChIMESH. Chelyabinskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet. Chelyabinsk: Guberniya, 2008. − 145 s.

5. Tashkentskiy ordena Trudovogo Krasnogo Znameni institut inzhenerov irrigacii i mehanizacii sel'skogo hozyaystva. 50 let. Tashkent: Ukituvchi, 1984. − 214 s.

6. Gosudarstvennyy arhiv Rossiyskoy Federacii, Fond R-5446, Opis' 1, Delo 419, List 160.

7. Belorusskiy institut mehanizacii sel'skogo hozyaystva. K 30-letiyu so dnya osnovaniya. − Minsk: Belarus', 1984. − 86 s.

8. Gatlih G.A., Kornev A.I., Litvinenko A.N. Sel'skohozyaystvennye vuzy SSSR. − Moskva: Vysshaya shkola, 1965. − 367 s.

Login or Create
* Forgot password?