ELEMENTS OF THE SPECIAL-PURPOSE MECHANISM FOR SOCIAL MANAGEMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Elements of the special-purpose mechanism for social management at the level of higher educational institution are profiled in the context of competence-driven approach. Interconnection between the educational process and students’ motivation to involve in research activities is actualized. Analytical review and diagnostics of higher institutions’ corporate culture are provided, challenges of its nurturing and developing are highlighted, along with basic and supplementary social techniques of management.

Keywords:
social management, special-purpose mechanism, educational institution, higher school, educational process, motivation for research activities, corporate culture, social techniques of management, social partnership.
Text

Статья подготовлена на основании текста монографии «Социальное управление в системе высшего образования: теория и методология» — лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2013 года, проведенного Фондом развития отечественного образования при поддержке Международного инновационного университета (Сочи) и Университета Российской академии образования (Москва).

Высокие темпы перемен, характеризующие современную общественно-экономическую и культурную жизнь России, находят свое отражение в системе и практике социального управления образовательными организациями высшей школы. Например, Л.С. Гребнев подчеркивает: «В последние годы мы видим, как на наших глазах кардинально меняется парадигма европейского высшего образования. От обучения в формате teaching мы переходим к формату learning. Теперь уже не человека учат, а человек учится. В рамках этой парадигмы человек учится всю жизнь, а мы ему помогаем, но лишь частично, в границах целесообразности и его личной заинтересованности» [1, с. 42].

Изменение формата знаниевой парадигмы образования на компетентностную предопределило необходимость осмысления и пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик социального управления в их неразрывном единстве. В связи с этим остро встал вопрос об оценке эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей качественные аспекты результатов образовательного процесса с позиций компетентностного подхода. Анализ сущности и специфики компетентностного подхода, а также собственные наблюдения и научно-педагогический опыт автора позволили выделить следующие условия социального управления образовательной организацией (учреждением) высшей школы в контексте компетентностного подхода: организационно-педагогические — разработка и внедрение целевого механизма координации управления образовательной организацией путем прямого контроля, взаимного согласования, стандартизации условий, процесса, квалификации и результатов; психолого-педагогические — разработка и внедрение целевых механизмов мотивации преподавателей и корпоративной культуры; социально-экономические — разработка и внедрение целевых механизмов образовательного маркетинга и социального партнерства. Автор разделяет точку зрения С.В. Кирдянкиной, согласно которой «управление образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода есть целенаправленная, комплексная, скоординированная деятельность по формированию комплекса компетенций команды управленцев, обеспечивающая единую систему определения целей, отбора содержания, организационного и технологического обеспечения процесса подготовки выпускника на основе выделения специальных, общих и ключевых компетенций, гарантирующих высокий уровень и результативность, а также развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих доступное и качественное образование» [2, с. 20].

References

1. Grebnev L.S. Higher education in the Bologna dimension: Russian features and limitations. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2004, I. 1 (in Russian)

2. Kirdyankina S.V. Updating the control mechanisms in the context of the educational institution the competence approach. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2009, I. 2 (in Russian).

3. Kozlov M.Yu. Sotsial´nye tekhnologii upravleniya korporativnoy kul´turoy vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoref. dis. kand. [Social control technology corporate culture of higher education institution. Autoabstract Diss. Cand.]. Belgorod, 2009.

4. Len´kov R.V. The educational process and formation of motivation research activities of students. Upravlenie nauchnoy deyatel´nost´yu studentov v vuze: Materialy nauch.-praktich. sem. [Managing research activities of students in high school: Materials scientific-Practical. Sem.] Moscow, 2011.

5. Len´kov R.V., Borovleva E.I. Korporativnaya kul´tura kak faktor effektivnosti vuza [Corporate culture as a factor in the effectiveness of the university]. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/04evn513.pdf

6. Mintsberg G. Struktura v kulake: sozdanie effektivnoy organizatsii [Structure of the fist: the creation of an effective organization]. St. Petersburg, 2004.

7. Toshchenko Zh.T. Sotsiologiya upravleniya [Management Sociology]. Moscow, 2011.

Login or Create
* Forgot password?