Kaluga, Kaluga, Russian Federation
This article examines the self-development of a person, its types and properties, and also describes the position of self-development in psychological science, how it affects the development of a personality at a certain age. The relevance of this topic is associated with determination, which studies the conditions in which a person acts as a factor in personal self-development.
self-development, personality
В психологической науке рассматриваются различные факторы и движущие силы психического развития личности. В настоящее время актуальна проблема самодетерминации. Изучение проблемы активности и самостоятельности индивида в планировании дальнейшего жизненного пути показало, что существенным является рассмотрение условий, в которых индивид выступает фактором саморазвития.
Проводя теоретический анализ литературы по данной проблеме, Э.В. Глажинский и И.Б. Дерманова подчеркивают значимость того, что личность является субъектом саморазвития, самосовершенствования. Такая позиция нуждается в саморефлексии и умении строить перспективу саморазвития. У саморазвития существуют два этапа – это самопознание и самоизменение. Саморазвитие подразумевает под собой выявление новых качеств, способностей и навыков. Саморазвитие формирующейся личности связано с поиском принципиально бытийных контекстов, а также это источник ответственности за самоизменение и планирование жизненной дороги [3, с. 187-190].
Б.С. Братусь отмечает варианты саморазвития личности, которые связаны с характеристикой (это деление в известной мере условно, как и прочие попытки типологизировать психологию в реальность). Можно говорить о саморазвитии корректирующего плана, когда осуществляется реакция на проблему нехватки какого-либо качества для достижения идеальной (в восприятии конкретного человека) цели и о саморазвитии перспективного плана, когда идёт речь об осуществлении в потенциальном плане формирования ресурсной базы для решения разносторонних проблем [1, с. 34]. Организация педагогического сопровождения саморазвития подростков, основывающаяся на методологии рефлексивно-ценностного подхода [6], адекватна именно ситуации стимулирования саморазвитии корректирующего плана, на что указывал Б.С. Братусь, классифицируя виды саморазвития.
По мнению И.Б. Дермановой, корректирующий план – это процесс задающего и активирующего саморазвития, который делится на два вида – это конформный и некомформный. Такие виды являются ложным саморазвитием, так как они не имеют ориентации, направленной на личностные ценности, и лишь направленные изнутри ориентации относятся к истинному саморазвитию [4, с. 56].
По непрерывности выделяется точечное саморазвитие, которое осуществляется личностью. В непрерывном саморазвитии приобретается характер потока.
Если рассмотрение идет с точки зрения результатов саморазвития личности, то саморазвитие делят на продуктивное и деструктивное. При разных обстоятельствах конструктивное саморазвитие имеет способность превращаться в деструктивное.
Выделяют также виды саморазвития с точки зрения главных мотивов деятельности, таких как достижение успеха, избегание неудач, приобретение власти, получение денег и т.д.
По характеру изменений выделяют революционное, постепенное и интенсивное саморазвитие. У человека в течение всей жизни происходят изменения внутреннего и духовного мира, иногда эти изменения незаметны, а иногда бывают в виде непредсказуемых откровений души, мыслей, возможны «нравственные падения» и просветления и т.д.
И.Б. Дерманова в своем исследовании отмечает, что личность постоянно функционирует в изменяющемся обществе, перестраивая себя таким образом, чтобы динамика саморазвития человека могла удержать свою целостность в растущем многообразии пространств жизни. Стабильный образ человека позволяет прерывать жизненный опыт для поиска новых решений задач и проблем. В итоге человек сам становится новым. Осознаваемое и целенаправленное саморазвитие может соответствовать прогрессивной стратегии самореализации, которая предполагает активное преобразование мира и деятельностно-продуктивное отношение к жизни каждого человека. Конформное саморазвитие относится к рецептивной стратегии самореализации, которая тесно связана с жизнепотреблением, репродуктивным подходом к планированию жизни. Осуществляя саморазвитие, личность сама принимает решение по его направлению, делает свой личностно значимый выбор [4, с. 52].
Саморазвитие также имеет тесную связь с оформлением сфер личности, с чем активно связана психологическая база саморазвития (особенно в подростковом периоде жизни).
Следует отметить, что именно в подростковом возрасте активно формируется способность к рефлексии, что создает предпосылки для самостоятельного выбора, для осознанного саморазвития, поэтому именно в подростковом возрасте необходимо организовать грамотное педагогическое сопровождение процесса саморазвития личности подростка, развития субъектной позиции, способности к выбору стратегии развития, ценностного самоопределения [5, с. 5].
В ранней юности саморазвитие и развитие опирается на личностные смыслы. Если же происходит утрата смысловой определённости для подростка, то это делает жизненную ситуацию многомерной и позволяет сделать свой собственный выбор пути собственного развития личности.
Б.С. Батрусь выделил качественно своеобразные уровни смысловой и душевной сферы личности человека, где идёт формирование специфики саморазвития на каждом уровне [1, с. 36].
Нулевой уровень смысловой и душевной сферы человека – это прагматичный, операционный смысл, который определяет достижения цели в конкретной ситуации.
Эгоцентрический уровень относится к ложному саморазвитию, поскольку на этом уровне личность замкнута в пространстве собственных интересов и для их удовлетворения необходимо присутствие элементов саморазвития.
Группоцентрический уровень построен на идентификации с референтной группой. Группу индивид может отожествлять с собой или ставить выше себя в своих устремлениях и интересах. Отношение к другому человеку зависит от того, является ли он своим или чужим. Главное закладывать идею ценности саморазвития, так как происходит рождение личности и формируется основа нравственного сознания. Взрослый человек, который уже зафиксирован на данном уровне, характеризуется комформным и извне направленным саморазвитием.
Д.А. Леонтьев в своей работе отмечает, что подростковый жизненный период является критическим для определения индивидуального соотношения комформности личности [2, с. 388-391].
Просоциальный (гуманистический) уровень саморазвития включает в себя общечеловеческую ориентацию. Б.С. Братусь отмечает, что именно на данном уровне личности свойственно истинное, свободное бытие, развитый субъективный мир и рефлексия. На этом уровне личность может осуществлять настоящее продуктивное и непрерывное саморазвитие [1, с. 43].
Духовный уровень саморазвития личности включает в себя религию и осмысление жизни. Б.С. Братусь определяет субъективные отношения. Вопрос о саморазвитии в такой ситуации не закрыт, он характеризуется высшей степенью духовности, а с другой стороны − вера, которая имеет тесную связь с принятием. Он отмечает, что определённое замыкание личности находится внутри самой идеи, которая снижает критичность [1, с. 45].
Выделяя виды саморазвития, Б.С. Братусь называет вертикальный вид саморазвития целенаправленным, упорядоченным, где формируется значимость для личности, которые берут ориентир не только на личные интересы, но и на общее благо [1, с. 46].
Саморазвитие тесно связано с рефлексивным ресурсом и с личностной автономией. Д.А. Леонтьев в своей работе по саморазвитию указывает на то, что человек является автономным, когда он выступает в роли субъекта, который должен из глубины ощущать себя. Автономность тесно связана с самоинициируемостью и самодетеринированностью в жизни, где поступки самопреобразования могут вытекать из того глубинного «Я». Саморазвитие требует внешних и внутренних ресурсов [2, с. 254-256].
Подводя итог, следует отметить, что в литературе рассматриваются несколько различных видов саморазвития. Саморазвитие не обязательно должно быть заметно внешне, поскольку этот процесс, глубоко внутренний, может протекать плавно на протяжении всей жизни человека.
1. Bratus' B.S. Lichnostnye smysly po A. N. Leont'evu i problema vertikali soznaniya / B. S. Bratus'// Tradicii i perspektivy deyatel'nostnogo podhoda v psihologii. Shkola A. N. Leont'eva - Moskva: Smysl, 1999. - S. 34-49.
2. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla. Priroda, struktura i dinamika smyslovoy real'nosti / D. A. Leont'ev. - Moskva: Smysl, 2013. - 487 s.
3. Galazhinskiy, E.V. Sistemno-antropologicheskiy podhod v psihologii: kul'turno-istoricheskiy bazis i prikladnye vozmozhnosti [Elektronnyy resurs] / E. V. Galazhinskiy // V s'ezd Obscherossiyskoy obschestvennoy organizacii «Rossiyskoe psihologicheskoe obschestvo». Mater, i raboty uchastnikov s'ezda: v 3 t. Moskva: Rossiyskoe psihologicheskoe obschestvo, 2012. - T.I. - 285 s. - [Rezhim dostupa]:https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnaya-antropologicheskaya-psihologiya-ponyatiynyy-apparat (Data obrascheniya: 15.05.20)
4. Dermanova I.B. Otnoshenie k sebe v svyazi s harakteristikami lichnostnoy zrelosti podrostka [Elektronnyy resurs]/ I. B. Dermanova// Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2012. - №4. - S. 50-60. - [Rezhim dostupa]: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnaya-zrelost-k-opredeleniyu-psihologicheskogo-soderzhaniya (Data obrascheniya: 15.05.20)
5. Ivanova I.V. Professional'nyy vybor i ego znachenie dlya zhiznennogo samoopredeleniya lichnosti / I.V. Ivanova // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − №2. − S. 3−9.
6. Rozhkov M.I. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov / M.I. Rozhkov, I.V. Ivanova // Pedagogika. − 2020. − T. 84. − № 8. − S. 63−72.