ON THE COMPLEX SUBSTANTIATION OF THE TYPOLOGY OF JUVENILE DELINQUENTS: CRIMINOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the problem of juvenile delinquency, which is relevant in the context of discussing interdisciplinary issues of its prevention based on the analysis of the characteristics of the state of crime in the Russian Federation from 2018 to 2020. The article presents the content of psychological and legal categories that characterize the personality of a minor criminal and the mechanisms of the formation of criminal behavior. Special attention is paid to the description of the factors and conditions that contribute to the commission of crimes by minors, including repeated ones. On the example of specific classifications and typologies, the state of knowledge of the problem of studying the personality of a minor offender and a convicted person, as well as their psychological characteristics, is analyzed. The article describes the contribution of individual domestic and foreign scientists who proposed variants of classifications and typologies of juvenile delinquents. The study found that a significant number of classifications and typologies of juvenile offenders often take as the basis of its system of one or more characteristics, research which largely depends on the scientific interests of the authors. Based on the generalized scientific and empirical data on the psychological, criminological, socio-demographic characteristics of minors who have committed crimes, an attempt is made to typologize the designated group. As a result of the conducted research, priority areas of psychological and pedagogical work with minors in order to prevent crime were identified.

Keywords:
juvenile delinquents, convicted persons, punishment, typology, delinquent behavior, prevention
Text

Актуальность. Вопросы обоснования типологии несовершеннолетних преступников, являются одной из актуальных проблем российского общества. Объяснение видится в опасности криминализации подрастающего поколения, что в глобальном масштабе воспринимается угрозой национальной безопасности [6, с. 50]. Однако даже в локальном масштабе жизни подростка  правонарушающее поведение ухудшает его благополучие, ограничивает перспективы будущей жизни. Комплексный анализ типологии несовершеннолетних преступников, с одной стороны, способствует комплексному и качественному изучению их личности, а с другой – является основой для профилактики преступности среди несовершеннолетних.

Проблема. Представляется целесообразным начать рассмотрение проблемы типологизации несовершеннолетних преступников с обозначения официальных данных статистики, отражающих различные аспекты проблемы преступности в среде несовершеннолетних в целом.

Согласно официальным данным МВД России, в 2020 году несовершеннолетними или при их соучастии совершено 37771 преступление (аналогичные периоды в 2019 году – 41548, в 2018 году – 43553) [10].

Снижение отмечается и в количестве несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях. Так, согласно официальным статистическим данным ФСИН России в 2020 году в воспитательных колониях содержалось 949 несовершеннолетних осужденных (аналогичные периоды в 2019 году – 1155, в 2018 –1310) [11].

Но, не смотря на положительную с социально-криминалогической точки зрения динамику, проблема преступности среди несовершеннолетних продолжает оставаться актуальной. Важными направлениями работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением являются профилактика вовлечения несовершеннолетних в правонарушения, а также их исправление [7]. Безусловно, что эффективно осуществить данные направления деятельности невозможно без всестороннего знания о личности несовершеннолетних преступников. Также необходим тщательный анализ условий и обстоятельств, в которых несовершеннолетние жили, которые их формировали и которые, отчасти, обусловили совершение ими подобных противоправных действий.

Дать ответы на эти вопросы возможно лишь при сочетании объективных эмпирических данных и их непротиворечивом научном осмыслении.

Необходимо понять несовершеннолетние с какими характеристиками в наибольшей степени подвержены вовлечению в криминальную деятельность [8]. Следовательно, возникает необходимость выделения групп среди них, отличающихся общностью определенных качеств, свидетельствующих об уровне криминального риска и т.д. Таким образом, актуализируется запрос на создание научно-обоснованной типологии несовершеннолетних преступников на основе междисциплинарного подхода.

Описание  противоречий. Необходимо отметить, что изучением личности преступников, составлению их определённых классификаций уделяли большое внимание ученые из разных научных сфер (юриспруденция, психология, педагогика, медицина, социология и др.), что подчеркивает междисциплинарный характер проблемы. Среди ученых, занимающихся этой проблематикой, следует отметить таких, как Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Г.Г. Бочкарева, П.П. Вельский,  М.Н. Гернет, Е.Г. Дозорцева, А.И. Долгова, М.И. Еникеев, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, И.И. Купцов, И.С. Ной, С.В. Познышев, Н.А. Стручков,  А.И. Ушатиков,  В.Д. Филимонов, В.Е. Эминов и др.

Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов, отмечают, что «личность преступника определяется ими как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата» [3, с.11].

Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов в своей монографии «Психология преступника и расследования преступлений» разделяют преступников на 5 типов: «случайный», «ситуационный», «неустойчивый», «злостный», «особо опасный» [1]. Обозначенные типы расположены в порядке возрастания криминальной угрозы социуму, а также ориентированности на преступное поведение в целом. Основу данной типологии составила идея отношения личности к различным общественным ценностям. Такие отношения, по мнению авторов, могут выражаться в следующих формах [1]:

– негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам;

– корыстно-частнособственнические тенденции;

– индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям;

– легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним.

Выводы данных авторов основаны на криминолого-психологическом изучении личности и поведения преступников [2,12].

С психологической точки зрения в различные временные периоды подходы к типологии несовершеннолетних преступников изменялись. Так, в 1924 году    П.Г. Бельский, В.Н. Никольский предложили классификацию подростков-правонарушителей, в основу которой была положена их мотивация. Исходя из этого показателя он выделил [4]:

– активно стремящиеся удовлетворить элементарные и низменные потребности;

– поддающиеся в силу слабоволия и внушаемости подстрекательству;

– мечтатели;

– морально и умственно дефективные;

– действующие под влиянием истерии или психопатии.

В 1967 году Г.Г. Бочкарева выделяет три группы несовершеннолетних правонарушителей [5]:

– тип «раскаивающиеся»;

– тип «бесконфликтных». Анализ асоциальных и аморальных мотивов «бесконфликтных» правонарушителей показывает наличие у них сильных примитивных потребностей;

– тип «циники» в отличие от других типов характеризуется не только слабостью нравственных мотивов, но и наличием аморальных убеждений.

С иных позиций классифицирует подростков-право­нарушителей Г.М. Миньковский. Он выделяет четыре ти­па правонарушителей, в зависимости от общей направленности личности несовершеннолетнего для которых общественно опас­ное деяние является [14]:

а) случайным (коллизионным), противоречащим общей направленности личности;

б) возможным с учетом общей неустойчивости личностной направленности, но ситуативным с точки зрения повода и ситуации;

в) результатом общей отрицательной ориентации личности, обусловливающей выбор среды, вре­мяпрепровождения и непосредственного варианта дейст­вий при наличии подстрекательства, примера преступного поведения и т.п.;

г) результатом преступной уста­новки личности, соот­ветственно устойчивой системы антисоциальных оценок и   отношений.

Необходимо отметить, что предложенная типология не только фиксирует ос­новные варианты направленности личности несовершеннолетнего, но и является довольно удачной попыткой отразить процесс фор­мирования ее криминализации.

В.Д. Ермаков, Н.И. Крюкова разработали авторскую типологию поведения подростков-правонарушителей, а именно: 1) социально образцовое поведение; 2) социально приемлемое поведение; 3) поведение, деформированное только в социальном отношении; 4) поведение, деформированное в социальном и нравственном отношении; 5) поведение, деформированное в социальном, нравственном и правовом отношении; 6) поведение с устойчивой преступной деформацией [9]. По мнению авторов, для типов поведения 3–6, характерны деформации социальных, нравственных и правовых отношений правонарушителей, которые необходимо рассматривать в связи с нарушениями в коммуникативных процессах [9].

В.Г. Рудь, анализируя разнообразные системы классификаций несовершеннолетних преступников, сформулировал свою систему дифференциации. Основными ее критериями являлись мотивация совершения насильственных преступлений, особенности личности субъектов их совершивших, наличие криминального опыта. В результате он выделил 4 группы несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления: ситуационный, неустойчивый, устойчивый, агрессивно-сексуальный и злостный. Автор предлагает учитывать совокупность трех факторов, обусловливающих преступление. Внешние факторы – особенности социальной среды, в которой развивается будущий преступник; внутренние факторы – особенности психики и личности несовершеннолетнего преступника; фактор ситуативности [16].

Вместе с тем, следует отметить, что значительное количество классификаций лиц, совершивших преступления зачастую берут в основу своей системы один или несколько признаков, научная принадлежность которых в большей степени зависит от сферы научного интереса самих авторов. Таким образом, мы получаем «юридическую» классификацию преступников, «социальную», «медицинскую» или «психологическую». Ни в коей мере не умаляя научного и практического значения уже имеющихся классификаций по данной проблематике, все же представляется необходимым в дальнейшем создания классификации, объединяющей в себе достижения предыдущих, и позволяющей более «объемно» раскрыть различные типы несовершеннолетних преступников. Безусловно, что создание типологии не самоцель. Научно-обоснованная классификация позволит более точно выявлять лиц, склонных к преступному поведению, раскрывать преступления, определяя психологический портрет преступника, а также способствовать исправлению осужденных. Кроме этого, нужно обратить внимание на то, что понимание истоков преступного поведения напрямую влияет на социально-правовую организацию системы отношений в обществе. Исходя из определенных представлений о природе преступности, разрабатывались и разрабатываются, а также активно применяются различные теории наказания, концептуально определяющие уголовную политику государства. Так, например, «идея» о приоритетности аффективной составляющей психики человека над когнитивной является, по сути, основой одной из самых древних теорий наказания – теория устрашения. Согласно логике данной теории чувство страха, вызванного грозящим наказанием, должно остановить человека от совершения преступления [19]. Солидаризируясь с идей оградительной возможности страха от совершения преступления, нельзя не отметить и ограничения данного чувства. Имеющийся опыт изучения личности преступников наглядно свидетельствует, что зачастую в момент совершения преступления и даже в период предшествующий ему значительная часть преступников «не думает» о последующем наказании. Это может быть связано с особым психоэмоциональным состоянием в момент совершения преступления, когда сознание преступника изменено и он не может адекватно оценивать актуальную ситуацию и тем более задумываться о будущих последствиях. Либо преступник рассчитывает, что он сможет избежать наказания, если, например, качественно спланирует свое преступление. 

Для понимания преступного поведения необходимо понимать механизм его формирования. На этот счет имеется ряд теорий и предположений. Одно из предположений происхождения преступного поведения среди несовершеннолетних указывает, что группу риска совершения преступлений составляют те, кто сам подвергался насилию (физическому, психологическому, либо был свидетелем подобных ситуаций) [21, 23]. Наиболее часто люди подвергаются насилию и негативному травматичному воздействию в детстве, когда еще не обладают определёнными ресурсами противостоять различным факторам (нет ни физических сил, ни опыта поведения в подобных ситуациях и т.д.). Кроме личных возможностей формирование личности зависит от того окружения, в котором она находится. Является ли то окружение и та среда, в которой живет несовершеннолетний, безопасными для него и ориентирует ли на правопослушный образ жизни.

Проведенное исследование несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, показало, что 86,6% из них воспитывались в социально сложных условиях. Например, часть несовершеннолетних воспитывалось в неполных семьях, у некоторых из них родители были лишены родительских прав. Часть опрошенных являлись сиротами. Кроме этого, 28% не посещали общеобразовательную школу [18]. Т.е. у большинства осужденных нарушены, деформированы или отсутствуют важные социальные связи. Система социальных связей, потенциально оказывающих позитивное влияние на подростка, была нарушена. У них отсутствовал вектор позитивного развития, предполагающий правопослушное поведение.

О.В. Старикова, изучая факторы, способствующие совершению подростками повторных преступлений, определяет фактор «семьи», как один из основных. Она отмечает наличие нахождение современной семьи в состоянии кризиса. По мнению автора, кризис выражается в снижении культурного уровня родителей, падении их авторитета в глазах детей, увеличении числа разводов, неумении воспитывать детей и т.д. [17].

Важным условием правопослушного поведения является состояние психического здоровья подростков. Как показывают исследования более  48,3 % несовершеннолетних осужденных страдали различными расстройствами личности, а также имели различные виды зависимостей [15, 18]. Наличие психических отклонений в анамнезе несовершеннолетних дополнительно отягощает проводимую с ними работу, т.к. сам подростковый возраст является «трудным» в связи с возрастными анатомо-физиологическими изменениями. Кроме этого, описывая особенности психологии подростков, автор общей теории напряжения Р. Aгню считает, «что несовершеннолетние находятся в состоянии перманентной относительной депривации. И это состояние не зависит от объективных условий окружающей среды или имеющихся внутренних убеждениях» [22].

С.А. Тарарухин справедливо отмечает, что «любая типология подростков-правонарушителей, весьма относительна из-за слишком большого разнообразия их личностных особенностей, на­личия переходных (промежуточных) ступеней. Она дает лишь первоначальные наметки для избрания соответству­ющих мер уголовного наказания или принудительного воспитания с учетом индивидуальных особенностей пра­вонарушителей [20, c. 216].

Подробный анализ различных типологий несовершеннолетних с делинквентным поведением позволяет определить приоритетные направления коррекции личности на основе психологических методов работы с данной группой осужденных. Опишем наиболее приоритетные направления психолого-педагогической работы с несовершеннолетними в целях профилактики преступности.

Первое направление профилактики составляют мотивационные факторы. Основное внимание психолога должно быть нацелено на выявление причин, побудивших несовершеннолетнего совершить преступное деяние. В последующем работа с ним должна быть направлена на коррекцию мотивационной сферы личности, а также на формирование перспективного плана личностного развития. Инструментом в этой работе могут стать индивидуальные беседы, тренинговые занятия, нацеленные на замену десоциализирующей мотивации социально-адаптивной, формирующей социально-одобряемое поведение личности.

Второе направление профилактики составляют факторы социального окружения несовершеннолетнего. В данном случае важно выявить десоциализирующие факторы, сформировать необходимые социально-поведенческие навыки личности, направленные на установление благоприятных социальных контактов. Инструментом в этой работе могут выступать первоначально индивидуальные беседы, а после того как будет проработано негативное влияние среды, в которой происходило формирование личности, важно перейти к тренинговым занятиям, нацеленным на приобретение и закрепление коммуникативных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию личности.

Выводы. В целом, необходимо отметить, что работа с несовершеннолетними преступниками должна носить системный характер и основываться на выявлении личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в их поведении. Только на основе психологически обоснованного типологизированного подхода должна реализовываться воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними с делинквентным поведением.

References

1. Antonyan Yu.M., Enikeev M.I., Eminov V.E. Psihologiya prestupnika i rassledovaniya prestupleniy.[Psychology of the criminal and crime investigation] M.: Yurist' Publ., 1996. 336 p. (in Russia)

2. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Portrety prestupnikov: kriminologo-psihologicheskiy analiz: monografiya [Portraits of criminals: criminal psychological analysis: monograph]. M.: Norma Publ., , 2014. 240 p. (in Russia)

3. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Prestupnik: osnovnye ponyatiya i cherty lichnosti: monografiya. [The offender: basic concepts and personality traits: monograph]. M.: Norma: INFRA-M Publ., 2020. 364 p. (in Russia)

4. Bel'skiy P.G. Issledovanie emocional'noy sfery nesovershennoletnih, otklonyayuschihsya ot normy v svoem povedenii [Study of the emotional sphere of minors deviating from the norm in their behavior] / Prof. P.G. Bel'skiy v sotrudnichestve s V.N. Nikol'skim. M.: Yurid. izd-vo Narkomyusta RSFSR Publ., 1924. 89 p. (in Russia)

5. Bochkareva G.G. Psihologiya podrostkov-pravonaru¬shiteley [ Psychology of juvenile offenders] // Sovetskaya yusticiya. 1967. № 22. pp .15-16. (in Russia)

6. Grigor'eva A.A. Kriminalizaciya nesovershennoletnih kak problema sovremennogo obschestva (psihologicheskie, social'no-psihologicheskie i kliniko-psihopatologicheskie faktory) [Criminalization of minors as a problem of modern society (psychological, social-psychological and clinical-psychopathological factors)] / A.A. Grigor'eva, Yu.S. Afonina, T.N. Kabanova // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2018. № 4 (45). pp. 49-59. (in Russia)

7. Dushkin A.S. Psihologicheskoe soprovozhdenie profilakticheskoy deyatel'nosti sotrudnikov podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del: monografiya. [Psychological support of preventive activities of employees of departments for minors of internal affairs bodies: monograph] SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2014. 136 p. (in Russia)

8. Evlanova O.A., Krasnikova E.V., Pavlovskaya N.V. Nekotorye osobennosti lichnosti nesovershennoletnego prestupnika [Some features of the personality of a juvenile offender] // Vestnik Universiteta prokuratury Rossiyskoy Federacii. 2020. № 6 (80). pp. 25-30. (in Russia)

9. Ermakov V.D. Nesovershennoletnie prestupniki v Rossii [Juvenile criminals in Russia] / V.D. Ermakov, N.I. Kryukova. M.: IMPE Publ., 1999.  255 p. (in Russia)

10. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossiyskoy Federacii za yanvar'-dekabr' 2020. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: https://mvd.rf/reports/item/22678184/ (data obrascheniya: 01.02.2021). [Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-December 2020. [Electronic resource]. URL access mode: https: //mvd.rf/reports/item/22678184/ (date of access: 01.02.2021)]

11. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (data obrascheniya: 01.02.2021). [Brief description of the penal system [Electronic resource]. URL access mode: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (date of access: 01.02.2021)]

12. Lichnost' prestupnika: kriminologo-psihologicheskoe issledovanie: monografiya. [Personality of the criminal: criminal psychological research: monograph] M.: Norma : INFRA-M Publ., 2014. 368 p. (in Russia)

13. Malyushina Yu.A. Osobennosti tipologii nesovershennoletnih pravonarushiteley, otlichayuschihsya psihologicheskim soderzhaniem komponentov struktury kriminal'noy motivacii [Features of the typology of juvenile offenders, differing in the psychological content of the components of the structure of criminal motivation] // Vestnik KGU. 2012. № 1. pp. 67-70. (in Russia)

14. Min'kovskiy G.M. K voprosu o tipologii neso¬vershennoletnih pravonarushiteley [On the question of the typology of juvenile offenders] // Voprosy sudebnoy psihologii: (Tezisy dokl. i soobsch. na Vsesoyuz. konf. po sudebnoy psihologii). M., 1971. pp. 44-45. (in Russia)

15. Mordovskiy E.A., Solov'ev A.G., Sannikov A.L., Spasennikov B.A. Otyagoschennyy alkogol'nyy anamnez kak associirovannyy faktor riska narusheniya poryadka otbyvaniya nakazaniya osuzhdennymi-recidivistami [Burdened alcohol history as an associated risk factor for violation of the order of serving punishment by convicted repeat offenders] // Ekologiya cheloveka. 2018. № 10. pp. 52-57. (in Russia)

16. Rud' V.G. Tipy lichnosti nesovershennoletnego nasil'stvennogo prestupnika [Types of personality of a minor violent criminal] // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 1 (15). pp. 58-63. (in Russia)

17. Starikova O.V. Analiz naibolee rasprostranennyh problem, vyzyvayuschih povtornye pravonarusheniya sredi nesovershennoletnih, s perechnem mer po ih profilaktike [Analysis of the most common problems causing repeated offenses among minors, with a list of measures for their prevention] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. 2010. № 3. pp. 70-78. (in Russia)

18. Suslov Yu.E., Kulakova S.V., Makarenko T.D., Spasennikova M.G. Kriminologicheskaya harakteristika nesovershennoletnih osuzhdennyh, soderzhaschihsya v penitenciarnyh uchrezhdeniyah, po rezul'tatam perepisi 2019 goda [Criminological characteristics of juvenile convicts held in penitentiary institutions, according to the results of the 2019 census] // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 2020. T. 14. № 2. pp. 290-297. (in Russia)

19. Sych K.A. Otnositel'nye teorii nakazaniya klassicheskoy shkoly ugolovnogo prava i ih vostrebovannost' sovremennoy doktrinoy [Relative theories of punishment of the classical school of criminal law and their relevance to modern doctrine] // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2016. № 4 (95). pp. 7-11. (in Russia)

20. Tararuhin S.A. Prestupnoe povedenie. Social'nye i psihologicheskie cherty [Criminal behavior. Social and psychological traits.]. M.: Yurid. lit. Publ., 1974. 224 p. (in Russia)

21. Tigunceva G.N. Genezis nauchnogo znaniya o lichnosti podrostka-delinkventa v otechestvennoy psihologii [The genesis of scientific knowledge about the personality of a delinquent adolescent in domestic psychology] // Kriminologicheskiy zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2015. T.9. № 1. pp. 47-56.(in Russia)

22. Chervinskaya-Yakimyuk E.F. Obschaya teoriya napryazheniya Roberta Agnyu i ee interpretacionnye vozmozhnosti po otnosheniyu k prestupnosti sredi molodezhi [Robert Agnew's General Theory of Tension and Its Interpretive Possibilities in Relation to Crime Among Young People] // Psihologiya i psihotehnika. 2013. 5 (56). pp. 466-472. (in Russia)

23. Yu L., Chan K.L. Moderating effects of personal strengths in the relationship between juvenile victimization and delinquent behaviors // Child Abuse & Neglect. 2019. V. 93. pp. 79-90.

Reviews
1. On the complex substantiation of the typology of juvenile delinquents: criminological and psychological aspect Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?