Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya (kafedra, prepodavatel')
Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya (kafedra, prepodavatel')
moskva, Moscow, Russian Federation
moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article discusses the features of information support for the disclosure and investigation of crimes committed with the use of various types of weapons. The possibilities of information search engines are analyzed on the example of firearm records. It is noted that, despite the increasing number of crimes involving the use of self-defense weapons, such records of traces of their use are not conducted. It is pointed out that it is necessary to use modern information databases to place in them criminally significant information about firearms of limited destruction and gas weapons that leave traces on spent cartridges by analogy with traces on cartridges fired in rifled firearms. Examples of the description of traces of the use of firearms of limited destruction and gas weapons for the purpose of their subsequent encoding and processing with the help of automated information search systems are given
self-defense weapons, firearms of limited destruction, spent cartridges, firearms, information search systems, information databases
Борьба с преступлениями всегда была и остается одной из прерогативных задач государства. Из всего объема совершающихся преступлений особое внимание заслуживают вооруженные преступления, так как посягают на самое дорогое – жизнь и здоровье. Указанные деяния характеризуются особой дерзостью, поскольку совершаются с применением оружия различных моделей, видов и целевого назначения. На каждый подобный преступный вызов обществу государство обязано отвечать применением адекватных мер противодействия, использованием современных методов расследования, не уступающих преступности. Однако, как показывает практика, сегодня правоохранительные органы играют роль догоняющего, не успевая адекватно реагировать на каждый факт вооружённого преступления .
Указанная ситуация складывается но только потому что преступность использует инновационные средства, но и потому, что имеющийся у органов расследования «инструментарий» используется не в полном объеме. Речь идет об информационном сопровождении раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с применением оружия самообороны. Сегодня порядка 6 млн. жителей нашего государства на законных основаниях владеют и используют одно или несколько видов оружия различных моделей и целевого применения. Каждый год в органы государственного контроля и лицензионно-разрешительной системы Росгвардии России обращаются свыше полумиллиона человек за правом приобретения оружия самообороны.
Оружие самообороны составляет группу гражданского оружия куда входит: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения (далее – травматическое оружие), газовое оружие, а также электрошоковые устройства и искровые разрядники . Из данного списка интерес представляют травматическое оружие и газовое оружие, поскольку внешне они схожи с известными образцами боевого огнестрельного оружия, имеют возможность поразить цель на расстоянии, могут быть портативными или пригодными для скрытого ношения, а также применяются для последующей переделки с целью стрельбы металлическим снарядом. По указанным причинам преступники используют их для совершения преступлений чаще всего. Анализ статистических данных Главного информационно-аналитического центра МВД России (далее – ГИАЦ МВД) показал, что число вооруженных преступлений, совершаемых ежегодно, в целом, не уменьшается. Это несмотря на то, что приискать для совершения преступления боевое огнестрельное оружие, которое можно носить скрытно, например, пистолет, весьма не просто. По экспертным оценкам более половины вооруженных преступлений сегодня свершаются именно с использованием оружия самообороны, которое используется как в промышленном, так и в переделанном виде. Говоря об информационном сопровождении раскрытия и расследования преступлений в первую очередь подразумевается обмен данными, содержащими важные сведения о преступлении. Правоохранительные органы государства зачастую применяют различные информационные системы для обмена информацией составляющей сведения для служебного пользования. Сегодня достижения научно-технического прогресса в сфере обмена информацией внедряются в целый спектр различных услуг государственных органов. Надо признать, что в целом внедрение различных информационных систем стало особенностью современного общества. Главное отличие современных информационно-поисковых систем от их предшественников – каталогизированных учетов, ведущихся в форме журналов и картотек, заключается в реальной возможности оперативного сопровождения раскрытия и расследования преступлений. Используя автоматизированные средства, почти вся криминалистически значимая информация находится в состоянии максимальной готовности, автоматически сравниваясь с новыми объектами, поступающими в систему.
Сегодня толкование криминалистической регистрации устарело. Данная отрасль криминалистики уже не представляется как совокупность отдельных видов и групп учетов, ограниченных по функциональным возможностям, действующим в режиме «запрос – ответ» . В настоящий момент криминалистическая регистрация есть – это автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС). Потенциал данной системы относительно велик, но в практике раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с применением оружия самообороны, не используется в полном объеме. АИПС – есть еще одна форма работы hi-tech технологий, которая сегодня противоречит современному состоянию ее методического и организационного обеспечения, так как она практически не применяется в раскрытии и расследовании указанных видов преступлений. Фактически отсутствует связь со следами применения оружия самообороны, обнаруживаемыми в ходе ОМП и иных следственных действиях, с информационными банками данных, ведущимися на федеральном, региональном и местном уровнях. Раскрытие и расследование преступлений, совершаемых с применением оружия самообороны, в некоторой мере зависит от уровня информационного сопровождения, что подразумевает использование специальной электронно-вычислительной техники, баз данных и т.д. Лица, расследующие преступления исследуемой категории все чаще обращаются к учетам, ведущимся в органах внутренних дел, для получения данных криминалистического и оперативно-розыскного значения. Речь идет об учетах (дактилоскопических, трасологических и иных), не связанных со следами выстрела из газового и травматического оружия, которые, по-нашему мнению, очень важны для расследования уголовного дела указанным преступлениям. Сегодня нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов внутренних дел, обязывает их вести криминалистические, оперативно-справочные и розыскные учеты. Указанные учеты содержат данные об объектах, являющихся частью события преступления или имеющих с ним связь. Они играют большое значение в раскрытии и расследовании преступлений, представляя собой ведущую роль информационного сопровождения. Вместе с этим они не содержат всей информации об обороте оружия самообороны, патронов к нему и следах их применения. Для того чтобы разобраться со сведениями, содержащимися в указанных учетах относительного травматического оружия, рассмотрим весь путь с момента покупки его лицом для собственных нужд. Согласно действующему законодательству, приобретение оружия и патронов на территории Российской Федерации подлежит лицензированию .
Таким правом наделены граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет . Лицензия на приобретение травматического оружия и патронов к нему выдается подразделениями Росгвардии России. Срок рассмотрения ведомством заявления на право приобретения составляет до одного месяца. Затем с момента получения лицензии и в течение последующих шести месяцев лицо может купить в специализированном магазине оружие самообороны и патроны к нему на законных основаниях. Приобретенное оружие необходимо зарегистрировать в соответствующих ведомствах с включением в электронную базу данных сведений о собственнике и оружии: марка и модель, серийный номер и калибр, ФИО владельца, адрес регистрации и фактического пребывания и т.д. Указанные сведения помещается в информационную базу данных (ИБД).
В случаях, когда собственник оружия самообороны меняет место проживания или совершает действия по отчуждению оружия (дарение, продажа), то новая информация помещается в ИБД. Информация о собственнике оружия самообороны, содержащаяся базе, при обнаружении последнего на месте происшествия, может быть получена лицом, расследующим преступление, и применена для оперативного установления лиц, причастных к совершению преступления, о чем свидетельствуют многочисленные примеры. По экспертным оценкам количество осмотров мест происшествий с изъятием оружия исследуемого вида не более 10 – 12% от общего числа осмотров по преступлениям, совершаемым с его применением. Надо полагать, что в ходе ОМП по данным преступлениям чаще изымаются основные следы выстрела (стреляные гильзы, выстрелянные пули и пр.), однако определить конкретную модель оружия самообороны и, соответственно, его владельца, в настоящий момент, не представляется возможным. Указанная ситуация складывается потому, что информация об оружии самообороны содержится в базе не в полном объеме. Например, при регистрации данного оружия не производится его контрольные отстрел, так как при регистрации огнестрельного нарезного оружия. В связи с этим сегодня переде практикой раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с применением оружия самообороны, стоит весьма непростая проблема. В настоящее время в правоохранительных органах нашей страны отсутствует нормативно-правовое регулирование контрольного отстрела травматического оружия при его регистрации и постановки на учет. Согласно авторской позиции указанное положение является упущением со стороны правоохранительных структур, потому как большинство моделей травматического оружия, также как и образцы огнестрельного нарезного оружия, при стрельбе оставляют на гильзах следы пригодные для идентификации. Исключение составляют образцы травматического оружия, где воспламенение заряда осуществляется за счет тока (например, бесствольный травматический пистолет "Оса"), однако, надо понимать, что такие образцы редко используются при совершении преступлений, поскольку преступники отдают предпочтение образцам внешне схожим с боевыми аналогами оружия, выбрасывающими при стрельбе гильзу со следами оружия. Необходимость ведения учета гильз стреляных в травматическом оружии, в первую очередь, вытекает из потребностей практики.
Как показал опрос практических работников следствия и дознания ОВД, 91% из них ответили, что считают необходимым ведение централизованного учета гильз, стрелянных в травматическом оружии. В данном случае речь идет именно о стреляных гильзах, поскольку на выстрелянных пулях, ввиду пластичности материала, из которого они изготавливаются, следов от канала ствола травматического оружия не остается. Необходимо отметить, что в некоторых субъектах нашей страны данный учет ведется на добровольных началах. Так, к концу 2015 года в региональной пулегильзотеке ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю насчитывалось чуть более 1,5 тыс. гильз со следами, полученными в ходе контрольного отстрела травматического оружия. Данное количество сформировано благодаря владельцам травматического оружия, согласившимся добровольно предоставить по три патрона травматического действия для контрольного отстрела. Однако указанное не является нормой, в связи с чем большинство моделей приобретаемого травматического оружия не отстреливается и стрелянные в них гильзы на учет не ставятся.
Согласно положениям приказа МВД России № 70 от 10.02.2006 «Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации» (п.6), на каждый объект со следами заводится информационная карта с описанием основных свойств объекта и криминалистически значимых признаков (следов). Затем информационная карта помещается в электронную базу данных (картотека), а объект в натурную коллекцию, откуда он может быть изъят при наличии соответствующих оснований. Если рассматривать возможность ведения учета травматического оружия по аналогии с учетом нарезного огнестрельного оружия, а также стреляных гильз и выстрелянных из него пуль, то можно выделить следующие виды: учет самодельного и переделанного травматического оружия, учет экспериментальных гильз выявленного травматического оружия, учет контрольных гильз регистрируемого травматического оружия, а также учет гильз и патронов со следами травматического оружия, изъятые с мест происшествий. Для более детального анализа рассмотрим каждый из возможных учетов на примере информационных карт с описанием основных свойств и признаков травматического оружия и стреляных гильз. Учет самодельного и переделанного травматического оружия необходимо вести из-за следов, остающихся на оружии в результате внесения в его конструкцию изменений. Давно известно, что указанные изменения, в определенной мере, характеризуют лицо их осуществляющих, помимо этого переделка оружия носит индивидуальный характер. Если следы самодельного изготовления и переделки травматического оружия регистрировать, то при поступлении нового объекта можно будет получать информацию о ранее поступавших объектах с аналогичными следами.
1. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federacii ot 13.12.1996 g. № 150-FZ «Ob oruzhii».
2. Prikaz MVD Rossii ot 29 iyunya 2012g. № 646 «Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta ispolneniya ministerstvom vnutrennih del Rossiyskoy Federacii gosudarstvennoy funkcii po kontrolyu za oborotom grazhdanskogo, sluzhebnogo i nagradnogo oruzhiya, boepripasov, patronov k oruzhiyu, sohrannost'yu i tehnicheskim sostoyaniem boevogo ruchnogo strelkovogo i sluzhebnogo oruzhiya, nahodyaschegosya vo vremennom pol'zovanii u grazhdan i organizaciy, a takzhe za soblyudeniem grazhdanami i organizaciyami zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii v oblasti oborota oruzhiya».
3. Tehniko-kriminalisticheskoe soprovozhdenie rassledovaniya prestupleniy. Uchebnoe posobie. Pod red. A.M. Bagmeta. Izd-vo "Yurlitinform". M., 2016.
4. Isaeva L. Obysk: rol' specialista // Zakonnost'. - M.:2001. № 6.
5. Shmopin A.V. Obysk i vyemka v kreditnoy organizacii: problemy i puti ih resheniya // Bankovskoe pravo. 2005. № 5.
6. Chulahov V.N. Kriminalistichekoe znachenie i osobennosti issledovaniya navykov izgotovitelya samodel'nogo ognestrel'nogo oruzhiya // Vestnik kriminalistiki. Vyp. 1. - M.: Spark, 2000. - S. 68-71.