from 01.10.2020 until now
NAWINIA RUS (Tamozhennogo oformleniya, Specialist po tamozhennomu oformleniyu)
from 01.01.2020 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.58 Воспроизводственная структура экономики. Накопление и потребление. Благосостояние
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
GRNTI 06.71 Отраслевая структура экономики
GRNTI 06.77 Экономика труда. Трудовые ресурсы
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 652 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов
BBK 6532 Экономика агропромышленного комплекса. Экономика сельского хозяйства
BISAC BUS069000 Economics / General
The complex administrative and territorial structure of Russia, the significant differentiation of regions according to the level of economic development, the heterogeneity of natural and climatic conditions, the historically established system of specialization and division of labor, the different demographic situation, the different distances of regions from the center of Russia and its state borders, and national traditions objectively determine the emergence of regional food markets that reflect the specifics of the development of individual regions. Food security is the dominant part of the socio-economic policy and the primary task of the leaders of any state, a necessary factor for improving the quality and increasing the comfort of life of the population [2]. The problems of the formation and development of the Russian food market in general and regional food markets in particular in the border regions remain not fully understood. In the conducted research, insufficient attention was paid to the assessment of the conditions and factors that determine the process of achieving the goal of regulating the food market in a market economy, the specifics of the methods, mechanism and consequences of regulating the food markets of the regions, the assessment and methods of ensuring food security of both the country as a whole and the Far East in particular. The revision of the policy of state influence on economic processes required the development of a concept of state support for various subjects of economic relations and the formation of mechanisms for regulating markets, including food markets. The smooth functioning of food markets, combined with a focus on the products of domestic producers, is an essential condition for ensuring the country's food security.
regional economy, Far East, China, food market, economy of the region, natural and climatic conditions, local market, food se curity, bo rder re gion, CO VID-19
Цель работы – определить роль теоретических аспектов, связанных с процессами становления, формирования и функционирования регионального продовольственного рынка, и разработка стратегии развития продовольственного рынка приграничных регионов ДФО (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край) в системе обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока России. Выявить роль продовольственных рынков Дальнего Востока в экономической системе Российской Федерации.
Материалы и методы исследования. В научную базу исследования положены традиционные методы, публикации отечественных ученых по проблеме теории и практики становления, развития и регулирования продовольственных рынков, законодательные документы, регулирующие отдельные вопросы статуса продовольственных рынков в системе обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Методологической основой исследований применены научные приемы познания, синтеза и анализа, логический и монографический подходы, патентный и сравнительный методы. Традиционные экономические методы использовались при оценке сложившейся ситуации в работе приграничных продовольственных рынков региона. Аналитическим методом спрогнозированы перспективы инновационного развития продовольственных рынков приграничных регионов Дальнего Востока.
Результат работы. Развитие продовольственного рынка требует формирования современной инфраструктуры, представляющей собой совокупность взаимодействующих между собой институтов, действующих в пределах рынка и реализующих через экономических агентов различного типа определенные функции (обеспечивающую, информационную, контролирующую, посредническую, консультационную и др.). Наряду с единым продовольственным рынком государства целесообразно выделять и региональные продовольственные рынки, поскольку существует значительная дифференциация регионов по уровню экономического развития, неоднородности природно-климатических условий, участию в национальной системе специализации и разделения труда и т.д. Процесс формирования и функционирования продовольственного рынка ДФО происходит как под воздействием макроэкономических условий, характерных для всех регионов Российской Федерации, так и под воздействием специфики региона, которая определяется:
- особенностями объективного характера (природно-климатические условия хозяйствования, месторасположение основных сухопутных, морских и воздушных путей сообщения, имеющих положительное влияние при установлении внешнеэкономических связей, но при этом недостаточно развитая система межрегионального и внутри регионального транспортного сообщения, необходимость производства скоропортящейся и малотранспортабельной продукции рядом с местами ее потребления, особенности рационов питания людей коренных национальностей и довольно высокий удельный вес в них таких видов продовольствия как морская рыба, морепродукты, оленина и т.д.);
- особенности субъективного характера (некомпетентная политика развития Дальнего Востока, относительно низкая предпринимательская активность сельского населения и низкая эффективность программ поддержки субъектов малого бизнеса, низкая конкурентоспособность местных продовольственных товаров) [4].
Введение. Обоснование концепции развития регионального продовольственного рынка в новых экономических условиях требует четкого представления о сущности, функциях, составных элементах и механизмах регулирования продовольственного рынка, его роли и месте в социальной рыночной экономике. Особое и значимое место в системе рынков России занимает аграрный рынок.
На долю сельского хозяйства приходится значительная доля ВВП. От качества и объема, производимых в данной отрасли товаров напрямую зависит продовольственная безопасность государства, сельскохозяйственные товары выступают как в форме готовых товаров, так и в виде сырья для их последующей переработки, непосредственно сельскохозяйственная продукция является сырьем около 30 различных отраслей народного хозяйства. Для изучения структуры продовольственного рынка рекомендуется использовать систему показателей, среди которых основными являются: общеэкономические, внутреннего и внешнего товарооборота, межрегионального товарооборота, кредитно-денежной сферы, показатели развития отраслей сельского хозяйства, объемов инвестиций, заказов, цен. Продовольственный рынок включает в себя рынок сельскохозяйственных продуктов (аграрный рынок) и рынок продуктов питания, получаемых в результате переработки сельскохозяйственного сырья [5].
Функционирование и развитие продовольственного рынка осуществляется через взаимодействие различных отраслей экономики, совокупность которых составляет агропромышленный комплекс. Развитие и функционирование агропромышленного комплекса, и в его составе сельского хозяйства, осуществляются в условиях меняющихся характеристик субъектов продовольственного рынка - состава и структуры производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) продовольствия. Наряду с крупными сельскохозяйственными предприятиями, многие из которых являются акционерными обществами, на продовольственном рынке в качестве производителей (продавцов) функционируют мелкие и средние сельскохозяйственные производители (фермерские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, семейные фермы и др.), а также хозяйства населения (личные подсобные хозяйства, коллективные и индивидуальные сады, огороды). Итоговое обобщение различных подходов к понятию продовольственного рынка позволило определить его как сложную систему организованных хозяйственных связей и социально–экономических отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, субъектами инфраструктуры, государством и населением, как конечным потребителем продукции по поводу производства, обмена, распределения и потребления продовольственных ресурсов и продуктов питания.
Дискуссия. Продовольственная безопасность государства выступает одним из основных векторов обеспечения национальной безопасности России как в настоящий, так и в перспективный периоды [6].
Вопрос обеспечения продовольственной безопасности России находится в центре внимания органов федеральной власти страны и субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации” [1]. Правительству РФ поручено разработать комплекс мероприятий по выполнению положений данной доктрины. В связи с этим на федеральном и региональном уровнях проводится оценка и планируется осуществление мер по обеспечению продовольственной безопасности России.
Изменения на продовольственном рынке могут свидетельствовать о благоприятных или неблагоприятных тенденциях, степени конкурентоспособности, снижении или увеличении на рынке доли и объемов отечественного продовольствия, уровня адаптации субъектов рынка к новым экономическим условиям и адекватности сложившихся связей и отношений принципам социальной рыночной экономики [11].
Таблица 1 – Система показателей, характеризующих состояние продовольственного рынка
Элементы продовольственного рынка |
Показатели |
Структура |
- объем и динамика валового внутреннего продукта, объемы сельскохозяйственного и промышленного производства, уровень доходов и динамика занятости населения - показатели внешнего, внутреннего и межрегионального товарооборота: объемы и динамика продаж розничной и оптовой торговли, внешних и внутренних перевозок, экспорта и импорта сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, движение товарных запасов - показатели кредитно-денежной сферы: курс валют, курс акций, величина учетной ставки, ставки по банковским депозитам; - объемы инвестиций; - объемы заказов; - уровень и динамика цен
|
Инфраструктура |
- объем торговых сделок на объектах рыночной инфраструктуры (биржах, оптовых рынках, магазинах оптовой торговли, торговые дома, городские и сельские рынки и ярмарки, магазины розничной торговли, закупочные организации, посредники-агенты); |
Субъекты |
- состав и структура покупателей: население, перерабатывающие предприятия, предприятия торговли, государственные учреждения |
Источник: данные министерств и ведомств ДФО [18].
На сегодняшний день Дальний Восток зависит от внешних поставок продовольствия из других регионов России и из-за границы. Однако в ближайшем будущем ситуация в сельском хозяйстве региона будет меняться в лучшую сторону благодаря привлечению инвестиций, в том числе как на федеральном уровне, так и от зарубежных компаний в проекты территорий опережающего развития. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) был остановлен товарооборот с Китаем, который является одним из основных поставщиков овощей и фруктов в регионы Дальнего Востока России. Это способствовало появлению дефицита продуктов в приграничных регионах, такие как: Амурская область, Приморье и Хабаровский край [18].
В достаточном количестве на Дальнем Востоке производятся только картофель и кукуруза. Традиционной отраслью специализации является соя, валовой сбор которой обеспечил более половины российского производства в 2019 году. По иным направлениям, особенно мясным, уровень обеспеченности регионов является очень невысоким. В связи с этим в регионе снизился показатель объема инвестиций – в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил в ДФО 91,4% (РФ – 96,0%).
Снижение объема инвестиций наблюдается в шести регионах ДФО. Причина снижения этого показателя также связана преимущественно с пандемией коронавирусной инфекции, которая привела к замедлению инвестиционной активности, обусловленной действием рисков неопределенности дальнейшего развития экономической ситуации.
Источник: официальный сайт Федеральной таможенной службы России [14]
Рисунок 1 – Импорт продовольственных товаров на Дальний Восток, 2017 – январь 2021 года, млрд. долл.
В 2020 году импорт продовольственных товаров увеличился на 12,2% и составил 8.06 млрд. долл., или 15,2% от общей стоимости импорта региона (см. рисунок – 1) Физический объем импорта продовольственных товаров в 2020 году увеличился на 8% в сравнении с предыдущим годом. В результате возрастающей зависимости России от стран-экспортеров и их политики под угрозой оказалась продовольственная безопасность страны [12]. Преодоление зависимости от импорта в РФ достаточно часто осуществляется только во время экономического кризиса. Причина – снижение покупательной способности рубля,невозможность ввоза в прежних объемах необходимых товаров. Исходя из этого, следует вопрос «Что должно обеспечивать государство, регулируя продовольственный рынок в приграничных регионах ДФО?» (см. рисунок - 2).
Источник: ВЦИОМ [16]
Рисунок 2 – Поддержка государства при регулировании продовольственного рынка приграничных регионов ДФО
Ситуация в сельском хозяйстве ДФО в 2020 и начале 2021 года остается непростой, по-прежнему имеет место низкая самообеспеченность ДФО продовольственными товарами. Собственная продукция региона не обеспечивает потребности по мясу, молоку и овощам, рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока остается неудовлетворительным, следовательно, необходимо усиливать контроль за ценообразованием в данной сфере.
Способствовать развитию сельского хозяйства в регионе призваны территории опережающего развития, которые позволяют каждому региону сфокусироваться на своих конкурентных преимуществах в сельскохозяйственной отрасли. На данный момент из 305 проектов, заявленных и реализуемых в рамках ТОР, 52 составляют предприятия по производству продуктов питания суммарной мощностью выпуска до 1 млн. тонн. На данный момент три территории опережающего развития из учрежденных 13 имеют сельскохозяйственную специализацию. При этом две из них расположены в приграничных регионах Дальнего Востока - в Приморском крае и Амурской области: это ТОР «Михайловский» и ТОР «Белогорск» [8].
Таблица 2 - Обеспеченность населения регионов ДФО продуктами сельского хозяйства собственного производства, кг/человека
Территория |
Зерно |
Картофель |
Овощи |
||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Якутия |
10,4 |
13,3 |
14,1 |
77,3 |
79,6 |
79,7 |
34,8 |
38,3 |
38,2 |
Камчатский край |
0,7 |
0,8 |
0,87 |
141,9 |
130,6 |
150,2 |
47,3 |
41,5 |
56,5 |
Приморский край |
172,2 |
184,5 |
192,6 |
206,1 |
188,5 |
218,1 |
91,2 |
96,3 |
99,5 |
Хабаровский край |
16,5 |
17,3 |
25,9 |
208,6 |
200,1 |
209,8 |
48,4 |
46,3 |
47,4 |
Амурская обл. |
623,7 |
784,3 |
791,7 |
362,3 |
145,5 |
368,0 |
85,3 |
44,2 |
82,8 |
Магаданская обл. |
- |
- |
- |
93,4 |
74,7 |
68,9 |
43,2 |
26,0 |
27,5 |
Сахалинская обл. |
- |
- |
- |
197,8 |
198,2 |
191,3 |
75,4 |
83,2 |
88,4 |
Еврейская авт. обл. |
111,4 |
113,3 |
115,4 |
638,8 |
333,9 |
456,8 |
188,4 |
114,3 |
154,3 |
Чукотский авт. окр. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
|
Мясо |
Молоко |
Яйца, штуки |
||||||
Якутия |
25,6 |
25,8 |
23,3 |
185,8 |
176,5 |
138,5 |
136,7 |
142,8 |
142,7 |
Камчатский край |
7,2 |
10,3 |
10,4 |
53,1 |
55,2 |
141,56 |
140,5 |
126,3 |
143,8 |
Приморский край |
20,4 |
18,7 |
19,1 |
61,7 |
61,4 |
169,2 |
169,2 |
145,6 |
156,5 |
Хабаровский край |
16,4 |
16,2 |
15,8 |
34,6 |
32,5 |
217,6 |
217,6 |
227,78 |
235,1 |
Амурская обл. |
39,3 |
51,0 |
53,2 |
202,5 |
177,4 |
282,7 |
282,7 |
295,2 |
296,4 |
Магаданская обл. |
2,6 |
2,7 |
2,8 |
38,6 |
39,5 |
138,8 |
138,8 |
153,3 |
164,9 |
Сахалинская обл. |
6,1 |
5,9 |
6,01 |
54,5 |
56,5 |
220,2 |
220,4 |
223,6 |
235,0 |
Еврейская авт. обл. |
16,8 |
15,2 |
11,6 |
84,2 |
68,4 |
145,4 |
145,6 |
67,8 |
63,3 |
Чукотский авт. окр. |
23,5 |
13,7 |
24,7 |
- |
- |
- |
47,3 |
23,6 |
34,7 |
Источник: данные Росстата, министерств и ведомств ДФО [18]
В настоящее время в приграничных регионах построили шесть современных животноводческих комплексов. В последние годы наивысшие показатели на душу населения имеют: по самообеспечению зерном – Амурская область и Приморский край, по потреблению хлебных продуктов – Амурская область; по самообеспечению мясом – Амурская область и Якутия, по потреблению мяса и мясопродуктов – Сахалинская область; по самообеспечению молоком – Амурская область и Якутия.
Амурская область, как один из крупнейших приграничных регионов Дальнего Востока, занимает пограничное расположение с КНР. Структурные элементы экономики Амурской области представляют собой многоотраслевое хозяйство. Главной задачей совокупности хозяйствующих субъектов аграрной сферы Амурской области является производство сельскохозяйственной продукции, необходимой, в первую очередь, для продовольственного обеспечения населения региона через развитие ресурсной базы регионального продовольственного рынка. По данным Росстата в 2019 г. валовой сбор зерна по области составил 297,8 тыс. т. при урожайности 12,6 ц/га (в том числе 110 пшеницы -143,7 тыс. т. при урожайности 13,3 ц/га), сои - 777,6 тыс. т. при урожайности 11,4 ц/га. Производство картофеля составило 296,1 тыс. т (урожайность 142,0 ц/га), а овощей - 63,5 тыс. т. (урожайность 162,5 ц/га) (см. таблица - 3) [10].
Таблица 3 - Валовое производство продукции растениеводства в Амурской области и урожайность основных сельскохозяйственных культур, 2017-2019 год
Сельскохозяйственные культуры |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Валовое производство продукции растениеводства, тыс.т |
|||
Зерновые (в весе после доработки) |
140,5 |
338,6 |
297,8 |
Соя (в весе после доработки) |
578,6 |
765,7 |
789,4 |
Картофель |
303,9 |
295,8 |
296,1 |
Овощи |
58,8 |
61,4 |
63,5 |
Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц/га |
|||
Зерновые (в весе после доработки) |
10,3 |
18,2 |
14,6 |
Соя (в весе после доработки) |
12,6 |
13,7 |
11,7 |
Картофель |
142,6 |
138,4 |
139,6 |
Овощи |
135,6 |
139,4 |
162,4 |
Источник: данные Росстата, министерств и ведомств [10]
Следует отметить, что в Амурской области основная часть сельскохозяйственного производства продолжает быть сосредоточена в хозяйствах населения (45,2%), доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет 40,5%, а крестьянских (фермерских) хозяйств - 14,3% (см. рисунок 3).
Источник: Основные показатели социально-экономической деятельности, официальный сайт ДФО [14]
Рисунок 3 – Доля сельскохозяйственного производства в Амурской области, %
Наглядным примером интеграции Амурской области в единое экономическое пространство Дальневосточного федерального округа и продовольственный рынок региона является объем поставок продовольственных товаров. Так, например, только в Хабаровский край производителями продовольствия Амурской области в 2020 г. было поставлено 4 320,0 т мяса птицы, 11402,3 т молока и молочной продукции 3 072,7 т соевого масла, 1000,2 т комбикорма и соевого шрота, 1108,2 т различных круп, 217,2 т овощей закрытого грунта, 1124,1,1 т. кондитерских изделий. В общей сложности амурские производители поставили в 2020 г. в Хабаровский край продукции на 1,6 млрд. руб. (см. рисунок – 4) [11].
На Дальнем Востоке емкость рынка продовольствия составляет около 280 млрд. руб. (меньше чем в Московской области). Отмечается существенная дифференциация регионов ДФО по данному показателю. Так, если емкость продовольственного рынка Республика Саха (Якутия) оценивается в 79,7 млрд. руб. Приморского и Хабаровского краев - 72 и 66 млрд. руб. соответственно. Амурской области - 43,9 млрд. руб., то на остальных территориях - от 1,7 до 5,1 млрд. руб. [17].
Источник: данные Росстата, министерств и ведомств [14]
Рисунок 4 – Объем поставки продовольственных товаров из Амурской области в Хабаровский край, 2019 год, тыс. тонн
Проблема повышения собственного сельскохозяйственного производства в приграничных регионах ДФО и его регионах может и должна рассматриваться, но это должна быть задача социально-экономической эффективности, а не достижения полной продовольственной самообеспеченности и безопасности. Достижения последней возможно и необходимо добиваться только для государства в целом, иногда даже за счет убыточного производства продукции, что наблюдается в ряде иностранных государств.
Выводы. На данном этапе в условиях мирового кризиса в условиях пандемии COVID-19, чтобы значительно улучшить положение в сельском хозяйстве и повысить самообеспечение населения сельскохозяйственными продуктами, необходимо от деклараций государственных мер по приоритетному развитию отрасли перейти к реальным изменениям в аграрной политике, направленным на обеспечение действительного приоритета в развитии сельского хозяйства, комплексного технико-технологического преобразования агропромышленного производства и модернизации социальных условий жизнедеятельности в сельской местности. Необходимо инновационное развитие аграрного сектора в округе [7]. Кроме резкого увеличения прямой бюджетной поддержки отечественного АПК, необходимо совершенствование кредитно-финансовых отношений. Процесс формирования и функционирования продовольственного рынка приграничных регионов Дальневосточного федерального округа происходит как под воздействием макроэкономических условий, характерных для всех регионов Российской Федерации, так и под воздействием специфики непосредственного региона. Разработка и обоснование положений по развитию региональных продовольственных рынков должны базироваться на совокупности принципов, отражающих разносторонние аспекты рациональной организации этих рынков и управления процессами их функционирования.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 21.01.2020 № 20 «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii»
2. Averyanova V. F. The concept of food market in frastructure development at the present stage / V. F. Averyanova // Proceedings of the St. Pe tersburg State Agrarian University. - No. 13. - 2017. - pp. 125-128.
3. Altukhov A. I. Food security - an important factor of Russia's stability / A. I. Altukhov // The economy of agriculture in Russia. - 2016. - No. 12. - p. 13-19.
4. Antyukhina M. Quality of food products and food security of the Far East (aspects of the Ru ssian-Chinese food trade) / M. Antyukhina, K. Antyukhin // The economy of agricultural and processing enterprises. - 2018. - No. 3. - p. 62-65.
5. Bannikova N. V. Methodological approaches to the development of programs for the development of agricultural production/ N. V. Ba nnikova, T. N. Ko styuchenko, N. Yu. Er makova// The economy of agricultural and processing enterprises.- 2019. - No. 8. - p. 2023.
6. Vasilyeva E. V. Methodological approaches to the study of infrastructural support of the food market. Vasilyeva // Economic sciences. - 2018. - No. 12. - pp. 247-252
7. Vinokurov D. E. Regional features of the market of food products / D. E. Vinokurov / / State regulation of agriculture: concepts, mechanisms, efficiency. - M.: VIAPI named after A. A. Nikonov, 2016. - pp. 111-113
8. Pashina L. L. Features of functioning of the food market of the Far East/ L. L. Pashina / / European science and Technology: materials of the III International Scientific and practical conference. I, Munich, October 2012 / Vela Verlag Waldkraiburg-Munich-Germany, 2018. - pp. 563-567.
9. Bely N. P. Amur region / N. P. Bely, V. V. Rylsky. - Khabarovsk: 2019 - - 157 s
10. Suglobov A., Matskevich D. The mechanism of interaction of subjects of the national innovation system of Russia. 2011. No. 3. pp. 48-53.
11. Entrepreneurship in food supply Balalova E. I., Maksaev A. A., Ovcharenko N. A., Tkach A.V. Monograph. Moscow, 2019
12. Nabieva A. R. Features of the mechanism of procurement of agricultural products by consumer cooperation and methods of its regulation // The economy of agricultural and processing enterprises. 2019. No. 8. pp. 76-81
13. Nabieva A. R. State support for the development of rural territories / / Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2020. No. 1. pp. 43-52.
14. Oficial'nyy sayt Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki (Rosstat) [Elektronnyy resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/
15. Oficial'nyy sayt Dal'nevostochnogo tamozhennogo upravleniya [Elektronnyy resurs]. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/
16. Oficial'nyy sayt Vserossiyskogo centra izucheniya obschestvennogo mneniya [Elektronnyy resurs]. URL: https://wciom.ru/
17. Informaciya o gosudarstvennoy podderzhke [Elektronnyy resurs] / Portal Ministerstva sel'skogo hozyaystva Amurskoy oblasti. - Rezhim dostupa: http://www. agroamur.ru /12/12.html
18. Oficial'nyy sayt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossiyskoy Federacii v Dal'nevostochnom federal'nom okruge [Elektronnyy resurs]. UR L: http://www.dfo.gov.ru/district/