MODERN PROBLEMS OF RESTORATION OF MONUMENTS OF RUSSIAN WOODEN ARCHITECTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues related to the problems of restoration of monuments of Russian wooden architecture. Russian wooden architecture is of great interest to researchers. It has absorbed the complicated history of our people's past. Wood as a building material was actively used at that time. Today the main problem in the restoration lies in the misunderstanding that the Russian wooden architecture is the ancestor of the whole of Russian architecture. Also, very often there are problems with the allocation of the necessary amount of money for restoration. Often, many monu-ments of wooden architecture can not wait for the necessary funding and are destroyed completely, which raises the question of the need to recreate them, which is not always solved positively.

Keywords:
restoration, recreation, monument, construction, building, structure, wooden architecture
Text
Publication text (PDF): Read Download

Деревянное зодчество Древней Руси является началом всей русской архитектуры, так как оно оказало огромное влияние на развитие каменной архитектуры, а также и по сей день вызывает огромный интерес у исследователей.

Дерево, являясь самым доступным строительным материалом, который хорошо подвергается обработке, в те древние времена активным образом использовался для возведения не только жилых зданий, но также различных хозяйственных построек, инженерных сооружений, а также культовых строений [1−3].

Это позволяло из года в год повышать опыт и мастерство зодчих того времени, что помогло разработать большое количество различных приемов по возведению построек, а также создать разнообразные строительные инструменты для обработки деревянного сруба.

Исследователей русского деревянного зодчества всегда было намного меньше, чем тех, кто исследовали каменную архитектуру. Прежде всего, потому что в городах в определенные века деревянные постройки заменялись по той или иной причине каменными, и образцы деревянной архитектуры, по большей части, сохранились в более отдаленных и труднодоступных местах нашей необъятной Родины. Часто построенные здания и сооружения разрушались по причине пожаров и из-за гниения древесины. Таким образом, памятники не всегда дожидались своих исследователей, многие были утрачены еще до того, как о них узнавали.

Однако, благодаря различным экспедициям в районы Русского Севера, где сохранилось множество памятников деревянного зодчества, и созданию таких музеев под открытым небом, как Кижи и Малые Карелы, удается возродить интерес к данному феномену русской архитектуры не только у архитекторов, исследователей и реставраторов, но и у туристов.

Древние времена для всего русского народа всегда были тесно связаны с деревом [4−5]. Оно применялось не только для строительства различных зданий и сооружений, но также и во внутреннем убранстве домов того времени. Например, вся посуда, а также приборы быта выполнялись из дерева. В некоторых городах существовали даже деревянные мостовые (например, такая мостовая XV в. была обнаружена во время археологических раскопок в городе Вологда), что позволяет нам говорить о полной зависимости жизни людей того времени от этого материала, который и по сей день является самым экологически чистым и востребованным в строительстве загородных домов.

По нашему мнению, приведенное выше утверждение позволяет нам говорить о том, что все деревянные постройки, возведенные зодчими того времени, должны быть исследованы, систематизированы и взяты под охрану государства как объекты, впитавшие в себя не только кропотливую работу строителей, но также и дух того времени, возвращая нас к истокам развития всего русского народа.

Находясь внутри или снаружи памятника деревянного зодчества ощущаешь единение с природой, его внутреннюю гармонию, красоту, а также стремление к совершенству. Особенно остро это чувствуешь рядом с культовыми сооружениями, о чем писал архитектор и реставратор А.В. Ополовников в своей книге «Русское деревянное зодчество»: «…которые впитали внутри себя суть мироощущения русского человека, образного видения им окружающего мира, восприятия и понимания красоты – словом, всего того, что в конечном итоге определяет характер нации, являясь объективным отражением многовековой истории ее развития» [6].

Сегодня современные проблемы реставрации памятников деревянного зодчества активно пересекаются с проблемой их сохранения, так как очень много построек не доживают до того момента, когда решается вопрос о проведении на них реставрации. Зачастую памятник поставлен на охрану государства, но не является приоритетным, так как находится в отдаленных местах, в деревнях, где население стремительно уменьшается и пока он ждет своей очереди. Он ветшает и со временем погибает по той или иной причине. С нашей точки зрения, в таких случаях необходимо, в первую очередь, выполнять натурные исследования и стремиться к его транспортировке в музеи-заповедники под открытым небом или же в места, где продолжится эксплуатация памятника, и где он будет востребованным. Со временем про такие памятники, находящиеся в далеких труднодоступных местах, просто забывают и память о них остается лишь в архивах и историях местных жителей. Конечно, возможно воссоздание утраченных сооружений, но только при условии, что существуют качественные, подробные исследования и, если органы охраны признают их значимыми для истории и архитектурного наследия. Но это встречается не так часто.

Современные проблемы реставрации памятников деревянного зодчества также упираются и в финансовую составляющую. Часто выделяется недостаточно денежных средств даже на исследования и проектные работы, а что уж говорить про производство, стоимость которого для региональных бюджетов оказывается высока и сметы урезают, что может привести либо к неполной реставрации, либо к некачественной. В некоторых случаях приходится выполнять дополнительные исследования. Для проведения реставрационных работ на памятнике архитектуры необходимо привлекать опытных аттестованных специалистов и организации, имеющие лицензию и разрешение на ведение тех или иных работ, чтобы реставрировать памятник с учетом всех необходимых норм и правил.

Многие реставраторы памятников деревянного зодчества неоднократно заявляли об отсутствии необходимого количества специалистов, которых, по их мнению, должны готовить высшие учебные заведения по направлению архитектуры. Действительно, получается, что для спасения памятников деревянного зодчества нужны специалисты и именно с профилем по русскому деревянному зодчеству, поэтому и данный вопрос остается животрепещущим, открытым для предложений, чтобы не потерять опыт и приемы, которые использовались при строительстве данных памятников, и по которым они будут реставрироваться зодчими.

Большую роль выполняют и искусствоведы, которые изучают феномены русской архитектуры. Велика их роль в выделении сил, чтобы на все памятники деревянного зодчества обращали внимание и их включали в реестр памятников, которые должны охраняться государством. Ведь для кого-то простой деревянный дом представляет собой набор бревен и досок, который, по их мнению, не представляет какого-либо интереса. Для других – это памятник архитектуры, срубленный опытными мастерами своего дела в далекие времена, каждый элемент которого был вырублен вручную, каждая декоративная деталь которого имеет не только эстетическую составляющую, но и конструктивную, и символическую. Дом, который впитал в свои стены дух того времени, видел различные исторические события, переживал потрясения, всегда оставался душой с русским народом. Именно последнее утверждение должно активно пропагандироваться на различных конференциях, симпозиумах, круглых столах. Вызывать интерес у молодого поколения о своем прошлом, через которое проходили их предки.

Также очень важно создавать заповедники и музеи под открытым небом, чтобы знакомить с русской деревянной архитектурой, памятники которой собраны в одном месте, легкодоступны и могут дать комплексное и разностороннее представление о деревянном зодчестве. Важно привлечение внимания к этим памятникам не только архитектурного сообщества, но и простого обывателя, жителей нашей страны, а также и иностранцев, которые всегда восхищались нашей культурой, такой интересной, и не имеющей аналогов во всем мире. Это позволит создавать различные фонды и собирать необходимые пожертвования для сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества – колыбели всей русской архитектуры.

Несомненно, что деревянное зодчество не забудется никогда русским народом. Но, чтобы интерес не оставался на бумаге, имеет смысл подключать различные фонды, которые смогут выделять пожертвования для решения проблем с сохранением и реставрацией памятников деревянного зодчества. А для привлечения большего внимания общественности следует привлекать и зарубежных инвесторов.

В строительство и реставрацию на помощь пришли и компьютерные технологии, которые позволяют проводить лазерное сканирование здания для создания облака точек и для выполнения более точных обмерных чертежей при проведении исследования объекта. Однако, главенство всегда должно оставаться за человеком, так как его опыт и знания – основной фактор, позволяющий в полной мере правильно участвовать в процессе реставрации и воссоздании памятников деревянного зодчества.

Основная сложность еще состоит в том, что не всегда уделяют внимание истории, прошлому, любят концентрироваться на своем, настоящем, не глядя в будущее. Это, естественно, является ошибкой, так как, понимая историю деревянной архитектуры, сложности, с которыми она сталкивалась и сталкивается по сей день, начинаешь ценить и уважать труд тех специалистов, которые, используя свой опыт и силы, возводили постройки из дерева, чтобы они дошли до наших времён, и мы ощутили всю мощь строительной мысли русского человека и полноту единения с природой и пространством.

Все вышеперечисленное будет бессмысленным, если мы не поймем главного, что история русского народа тесным образом переплетается с историей развития деревянного зодчества. Ведь интерес к деревянным постройкам у нас в стране не угасает и по сей день, а в отдаленных районах и небольших населенных пунктах дух русского деревянного зодчества чувствуется и поныне. Поэтому близкое по духу деревянное зодчество требует решения современных проблем, а при интересе со стороны простого народа всегда возможен положительный вариант развития событий в сторону улучшения состояния с сохранением памятников русского деревянного зодчества.

References

1. Pilyavskiy V.I., Tic A.A., Ushakov Yu.S. Istoriya russkoy arhitektury. - Moskva: Arhitektura-S, 2007. - 512 s.

2. Raninskiy Yu.V. Osnovy sohraneniya pamyatnikov arhitektury v preemstvennom razvitii ansamblya. − Moskva: MarhI. 1980. - 89 s.

3. Levinson N.R. Remont i restavraciya pamyatnikov arhitektury // Moskovskiy kraeved. - Moskva, 1929. - Vyp. 7-8. - S. 85-102.

4. Voronin N.N. Arhitekturnyy pamyatnik kak istoricheskiy istochnik // Sovetskaya arheologiya. - Moskva: 1954. − № 19. - S. 41-76.

5. Ushakov Yu.S. Pamyatniki derevyannogo zodchestva: Principy organizacii muzeev-zapovednikov // Stroitel'stvo i arhitektura Leningrada. − 1973. −№ 6. - S. 24−26.

6. Opolovnikov A.V. Russkoe derevyannoe zodchestvo. Izdatel'stvo «Iskusstvo». − Moskva, 1986. - 288 s.

Login or Create
* Forgot password?