Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Based on the analysis of world practice, it is shown that one of the possible financial instruments in conditions of limited credit resources used as instruments for settlements can be the securization and issuance of derivatives fully backed by liquid underlying assets. It has been demonstrated that in modern conditions, the use of blockchain technology and relevant legislation, including Federal Law 259 "On Digital Financial Assets", makes it possible to create such instruments - stablecoins. A mechanism is described that could become one of the elements of the digital securization of liquid assets in the domestic economy. An assessment is given according to which this mechanism will make it possible in practice to use the existing factors of production - fixed assets (the potential for output growth - 40%), labor resources (20%), natural resources (80%). It is concluded that, as a result, the use of scientific, technical and intellectual potential will allow the Russian economy to grow at a rate of 8% of annual GDP growth and 15% of investment growth and help to solve the problem of artificially created deficit and high cost of credit resources in Russia.
opportunities for digital transformation, improving management efficiency, cash settlements, Russian Federation
Введение
В соответствии с требованиями Указа Президента России о национальных целях развития России до 2030 г. [19] Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности, реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г., достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г., а также достижение целого ряда других целей.
Достижение данных целевых показателей возможно лишь при условии внедрения инноваций как главной движущей силы роста экономики [13]. Особенную актуальность приобретает внедрение инноваций в финансовой области, так как практика последних нескольких лет (как отечественная, так и мировая) показала, что экономическая модель, основанная на использовании кредита как основного катализатора развития экономики, работает плохо. Причем не просто недостаточно эффективно, а в целом ряде случаев – просто неудовлетворительно.
В этой связи представляет интерес поиск путей повышения эффективности управления денежными расчетами в масштабах страны.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является поиск путей трансформации системы управления денежными расчетами в России, обеспечивающих повышение ее эффективности.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили известные научные работы, посвященные проблеме повышения эффективности управления денежными потоками таких авторов, как Гребенников А.А. [4], Зайко А.Г. [5], Кабанов А.А. [7], Коновалова А.В. [9], Муравьева Н.Н. [11], Сарибжанова М.Е. [12] и др., а также авторские наработки по теме, получившие отражение в работах [14−18].
Основное содержание исследований
Проведенные исследования показали, что в современных условиях основная часть кредитных ресурсов в мировой экономике (неотъемлемой составной частью которой является российская экономика) уходит на спекулятивные рынки.
Так, например, по данным сайта investing.com [2] в Соединенных Штатах Америки, являющихся ведущей экономикой мира, индекс широкого рынка Standard & Poor’s (S&P 500) с января 2019 по апрель 2021 г. вырос с 2500 до 4000 пунктов или, иначе говоря, на 60%, в то время как среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) остаются низкими и в последний предковидный 2019 г. оставался на уровне 2,2%. В текущем году, даже учитывая эффект низкой базы за счет падения ВВП США в 2021 г. на 3,5%, ожидаемый рост в 2021 г. не позволит выйти на среднегодовые темпы за 3 года выше 2,2%.
Таким образом, если сравнивать усредненные темпы роста ВВП США и рынка S&P 500 с января 2019 по апрель 2021 г., то необходимо отметить, что на фоне 60% роста фондового рынка прирост экономики страны оказался близок к нулю. И это при том, что за последний год в США приняты и реализуются программы господдержки на сумму порядка 4 трлн долл. [10].
Данные события в США, обладающей крупнейшей экономикой мира, и превышающей по номинальному ВВП экономику Российской Федерации в 13,25 раза (по данным Международного валютного фонда (МВФ) [3])) происходят на фоне беспрецедентного финансового давления на Россию. Принятые против Российской Федерации санкции не позволяют рассчитывать нашей стране на внешний приток западных инвестиций, с одной стороны, а, с другой стороны, сопровождают процесс бегства капитала из России за рубеж, суммарный отток которого в период с 2008 по 2020 г. превысил $ 800 млрд (рис. 1).
Следовательно, единственным способом исполнения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [19] в части его финансового обеспечения является необходимость форсированного увеличения внутренних инвестиций.
Основным источником финансирования экономического подъема России должно стать преобразование рубля в инвестиционную валюту [14], расширение доступности рублевого кредита, организуемое государством как путем контролируемой денежной эмиссии под обязательства государства и предприятий в целях финансирования инвестиций в модернизацию, развитие и расширение перспективных производств, так создание условий для секьютеризации имеющихся активов, обладающих подтвержденной валютной и рублевой стоимостной оценкой.
К сожалению, интеграция России в международные финансовые институты и ее обязательства перед МВФ не позволяют решать эту задачу так же просто, как это делают страны, валюты которых являются мировыми резервными валютами (USD, EUR, GBP, JPY, FRF, CHF). Поэтому в России необходима разработка и принятие программы опережающего развития, в которой необходимо предусмотреть инновационные финансовые решения, обеспечивающие существенный рост скорости оборота товаров и услуг в экономике без существенного роста инфляции.
Как показывает мировая практика, одним из возможных финансовых инструментов, в условиях ограниченности кредитных ресурсов, используемых в качестве инструментов для расчетов, может быть секьютеризация и выпуск деривативов [6], полностью обеспеченных ликвидными базовыми активами.
В современных условиях использование технологии блокчейн и соответствующего законодательства, в том числе Федерального закона № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [20] позволяет создать такие инструменты [15]. В международной практике они получили название стейблкойнов, т.е. цифровых производных инструментов, стоимость которых строго привязана к цене на ликвидные активы: валюта, золото и иные высоколиквидные активы. Благодаря этому риск использования стейблкойнов вполне приемлем.
Безусловно, нельзя допустить, чтобы эти инструменты стали денежными суррогатами и использовались вместо законного платежного средства − российского рубля. Однако, благодаря возможности учета их в блокчейн-системах, они вполне могут использоваться для взаиморасчетов в замкнутых (локальных) финансовых системах. Использование современных цифровых решений с использованием смартконтрактов, позволяют максимально снизить риски практического использования стейблкойнов за счет возможности онлайн-контроля правильности исполнения транзакций с ними и контроля их фактического обеспечения.
В результате такого решения Россия смогла бы получить высокотехнологичные инвестиционные финансовые ресурсы, не связанные с прямой эмиссией рубля и повышающие скорость и объем оборота товаров и услуг в экономике, обеспечивая тем самым интенсификацию ее развития. Такое решение наряду с другими шагами по созданию программы опережающего развития может существенно поддержать экономическое развитие страны вне зависимости от внешних инвестиций. По сути, этот механизм мог бы стать одним из элементов цифровой секьютеризации ликвидных активов в российской экономике.
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, предложенный подход позволит на практике использовать имеющиеся факторы производства − основные фонды (потенциал роста выпуска − 40%), трудовые ресурсы (20%), природные ресурсы (80%) путем решения следующих проблем.
Во-первых, это сокращение объемов кредитования оборотного капитала из-за повышения процентных ставок сверх уровня рентабельности большинства, вследствие политики, проводимой российским финансовым регулятором.
Во-вторых, локализовать волатильность рубля, которую сегодня можно охарактеризовать как очень высокую.
В-третьих, использование стейблкойнов позволит если не остановить полностью чистый отток капитала из России за рубеж, непрерывно продолжающийся уже 14-й год подряд, то по крайней мере снизить его.
В-четвертых, предложенные меры, на наш взгляд, позволят вернуть доверие к России как к лидеру евроазиатской интеграции среди большинства стран бывших республик СССР, а также других стран региона.
В-пятых, это позволит снизить потери финансовых ресурсов гражданами (физическими лицами), предприятиями и бюджетами разных уровней, возникшие в результате банкротства коммерческих банков после отзыва Центробанком лицензий, в результате чего количество кредитных организаций в России на 1 января 2021 г. сократилось по сравнению с 1 января 2004 г. в 3,27 раза [8].
В-шестых, предлагаемые меры позволят существенно снизить объем фондовых и валютных спекулятивных операций, благодаря повышению контроля за целевым использованием средств в блокчейн-системах.
По нашим оценкам использование возможностей цифровой трансформации для повышения эффективности управления денежными расчетами в России позволит обеспечить рост эффективности использования научно-технического и интеллектуального потенциала страны, выражающегося в темпе роста ВВП страны с темпом 8% в год при росте инвестиций в 15% в год. Кроме того, применение стейблкойнов позволит решить давнишнюю проблему искусственно созданного дефицита и дороговизны кредитных ресурсов в России.
1. http://fincan.ru/articles/28_ottok-kapitala-iz-rossii-ctatistika-po-godam/
3. International Monetary Fund https://www.imf.org/en/Home
4. Grebennikov A.A. Effektivnoe upravlenie denezhnymi sredstvami i kontrol' platezhey. // Planovo-ekonomicheskiy otdel. − №4. − 2018.
5. Zayko A.G. Koefficientnyy analiz denezhnyh potokov predpriyatiya energeticheskogo mashinostroeniya. // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» Tom9, No2 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/04EVN217.pdf
6. Ivanchenko I.S. Proizvodnye finansovye instrumenty. Ocenka stoimosti derivativov. − Moskva: Yurayt, 2019. − 261 s.
7. Kabanov A.A. Metodika ocenki effektivnosti upravleniya denezhnymi potokami v holdingovyh kompaniyah. // Audit i finansovyy analiz. − №6. - 2014. − S. 89-96.
8. Kolichestvo kreditnyh organizaciy v Rossii po godam (2001 - 2021 gody). https://bankirsha.com/kolichestvo-kreditnyh-organizaciy-v-rossii-po-godam-2001-2021-gody.html
9. Konovalova A.V. Analiz denezhnyh potokov: uchebnoe posobie / A. V. Konovalova; Yarosl. gos. un-t im. P. G. Demidova. − Yaroslavl': YarGU, 2015. - 108 s.
10. Kuznecov D. V SShA planiruyut napravit' na spasenie ekonomiki chetyre trilliona dollarov. https://dailystorm.ru/news/v-ssha-planiruyut-napravit-na-spasenie-ekonomiki-chetyre-trilliona-dollarov
11. Murav'eva N.N. Kriterii effektivnosti upravleniya denezhnymi potokami v kommercheskih organizaciyah. // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2015.
12. Saribzhanova M.E. Sposoby povysheniya effektivnosti upravleniya denezhnymi potokami predpriyatiya // Ekonomika i menedzhment innovacionnyh tehnologiy. − 2014. − № 12 [Elektronnyy resurs]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6281 (data obrascheniya: 12.04.2021).
13. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2020. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).
14. Tebekin A.V., Petrov V.S. Analiz putey ozdorovleniya finansovoy sistemy rossii cherez prizmu posledstviy izmeneniy v gosudarstvennoy dolgovoy sisteme na fondovom rynke. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 3. − S. 38−46.
15. Tebekin A.V., Petrov V.S. Puti sovershenstvovaniya upravleniya ekonomikoy za schet ispol'zovaniya cifrovyh finansovyh aktivov. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 4. − S. 55-63.
16. Tebekin A.V., Petrov V.S. Ekonomicheskie poteri i poteryannaya ekonomika. // Innovacii i investicii. − 2019. − № 12. − S. 276−281.
17. Tebekin A.V., Taburchak A.P., Petrov V.S. Vliyanie global'nogo ekonomicheskogo krizisa na parametry ekonomicheskogo prognoza i planirovanie byudzheta Rossiyskoy Federacii // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 5. − S. 40-49.
18. Tebekin A.V., Taburchak A.P., Petrov V.S. Puti povysheniya effektivnosti upravleniya rossiyskoy ekonomikoy v 2021 g. v usloviyah pandemii covid-19. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 6. − S. 3-13.
19. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 21 iyulya 2020 g. N 474 "O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda"
20. Federal'nyy zakon "O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoy valyute i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii" ot 31.07.2020 N 259-FZ (poslednyaya redakciya)