ONLINE SUMMER CAMP "FUN HOLIDAYS" AS A MEANS OF FURTHER SELF-EDUCATION OF CHILDREN AND PARENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problems of conducting a camp during a pandemic, and provides practical techniques for building subject-subject relations through a social network. The article discusses the distinctive features of children's health camp – online, as well as its possibilities in the formation of social experience of a teenager, summarizes the results of self-education of children. The article will be of interest to specialists in the field of organizing summer holidays for children, teachers and organizers.

Keywords:
summer camp, online camp, camp in a new format
Text
Publication text (PDF): Read Download

Летние каникулы – одни из самых любимых дней для развития интеллектуальных, творческих, духовных и физических способностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Такие возможности для каждого ребенка открывают летние загородные лагеря и лагеря с дневным пребыванием детей.

            Новая коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в традиционную форму организации летней каникулярной занятости детей. На уровне высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации приняты ограничительные меры по работе организаций детского отдыха всех типов.

Передовые педагогические ориентиры мирового опыта организации детского движения – гармоничное соединение оздоровительного отдыха с природой, романтика и практическая направленность скаутских лагерей, сочетание коллективистских начал и бережного отношения к личности каждого ребенка и особенно подростка.

Все эти тенденции отечественная педагогика каникул сохраняет, развивая свои традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России. Анализ понятия «загородный лагерь отдыха детей» показал, что это массовая форма организации летнего отдыха детей, которая позволяет весьма эффективно организовать работу в каникулярное время. Исследователи обращают внимание на наличие его типичных черт, оценивая существенные свойства и воспитательные возможности лагеря. В сущности, понятие «лагерь» интегрирует черты непрерывного воспитательного процесса, отражая преемственность между воспитательными системами школы и лагеря [2, 4].

Педагогическая система деятельности детских лагерей связана с системой воспитания школьников во внеурочное время, выполняет ряд существенных функций, направленных на достижение определенных государственных, педагогических, психологических целей [3].

В отечественной педагогической литературе главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе.

Роль детских лагерей и организаций, по мнению С.А. Шмакова, предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить социальные способности, умение жить среди людей, научиться гражданственности [1].

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности лагеря является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом.

Социальный опыт подроста как педагогическое явление – важная сфера жизнедеятельности растущего человека, требующая специального педагогического внимания, обеспечивающего создание гуманного пространства для взаимодополнения процессов социализации и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.

Современные исследователи дополнительного образования детей подчеркивают, что «важно так организовать работу с детьми в организациях дополнительного образования, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств, искали способы реализации своего проекта, и чтобы эта деятельность проходила в условиях организации такой образовательной среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию позитивных ценностных ориентаций личности» [4]. В этом контексте разработка проектов субъектного саморазвития детей в дополнительном образовании предполагает наличие специально организованного педагогического сопровождения, методологически опирающегося на законы, принципы и механизмы разрабатываемого рефлексивно-ценностного подхода. Рассматривается процесс формирования у детей ценностных смыслов, на основе которых строится видение проекта своей жизни [4].

 Проводился поиск интересных методик, технологий и авторских программ летних лагерей, при этом предпочтение уделялось онлайн-формату. В работе с детьми во время дистанционного образования при реализации подпрограммы возникли трудности, которые можно условно выделить в 5 групп [1]:

1. Научно-методические, исходящие из множества противоречивых теоретических подходов и методов, вариативности современного образования и обусловленные разнообразием видов работы с детьми и подростками.

2. Психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического обоснования всей системы работы с детьми технологического ее обеспечения, обоснованием возрастных и индивидуальных подходов в работе с категорией одаренных детей.

3. Организационные, связанные с формированием общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию детей и конкретной реализацией мероприятий Программы.

4. Кадровые, обусловленные необходимостью специальной подготовки педагогов, профессионально и личностно подготовленных к работе с детьми и подростками, в образовательных учреждениях различного типа и вида: в системе дополнительного образования, государственного и негосударственного образования.

5. Материально-технические, связанные с недостаточным материально-техническим обеспечением образовательных учреждений, отрабатывающих инновационные технологии и методики работы с детьми, с отсутствием необходимого современного компьютерного оборудования для онлайн-трансляций.

Вместе с тем, вопрос об обеспечении организованной летней занятости детей не снят с повестки дня. На уровне министерства образования Калужской области принято решение об организации работы загородных лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей в онлайн-формате, Центр «Созвездие» подхватил данную тенденцию и провел летний лагерь для детей в онлайн-формате.

Для этого была разработана Программа лагеря, которая была направлена на организацию каникулярного отдыха, привлечение детей и подростков в творческие объединения Центра «Созвездие».

Программа лагеря реализуется в формате онлайн, что способствует:

      • компактному и оптимизированному процессу реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
      • реализации потенциала каждого обучающегося посредством предоставления вариативного поля деятельности и создания ситуации успеха;
      • выстраиванию субъект-субъектных отношений;
      • апробации полученных знаний на практике в течение лагерной смены.

            Актуальность данной программы обусловлена большим общественным и государственным вниманием к проведению детской оздоровительной кампании в период самоизоляции в нашей стране.

Новизна данной программы заключается в том, что программа смены впервые проводится в формате онлайн.

Цель смены: формирование активной творческой личности ребенка.

Задачи:

− обучить теории, умениям и навыкам по различным направлениям деятельности;

− создать условия для воспитания социальных качеств личности (патриотизма, активности, неравнодушия, доброты, ответственности и т.д.);

− формировать активную гражданскую позицию;

− способствовать социализации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

− выявить и развить творческие и креативные способности, фантазию, воображение.

Программа летнего онлайн-лагеря содержала как познавательный, так и развлекательный контент. Ежедневно программа лагеря включала в себя зарядку, четыре мастер-класса, экскурсию и развлекательный контент в виде: викторины, квеста, головоломки, игры, мультипликации и т.д.

Зарядка проводилась с опытными педагогами-хореографами с учетом особенностей домашней обстановки и условий самоизоляции.  Утренняя зарядка является основным компонентом для успешного дня ребенка, ведь впоследствии ребенок начнет заниматься образованием, которое включает работу с компьютером.

Основная образовательная программа лагеря была выстроена по типу нашего центра очной формы обучения. На информационном ресурсе детям предоставлялось свободное посещение мастер-классов различной направленности от педагогов центра. Здесь ребенок мог себя попробовать как в творческой, так и в технической средах.  Временной отрезок мастер-классов варьировался от 15 до 40 мин., в зависимости от рода деятельности. Часть занятий включали в себя домашние задания и самостоятельную работу с материалом, для лучшего усвоения данной предметной области.

Ключевое место в лагерной программе отводилось экскурсионному блоку.  В течение всей смены детям были предоставлены виртуальные экскурсии по достопримечательностям родного города, также включены были музеи других городов (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Петергоф и т.д.). Также в этот блок были включены экскурсии по школьным музеям города в рамках городского проекта, посвященного 75-летию ВОВ.

Креативная программа включала в себя творческие задания для разных возрастных групп. Помимо заданий, детям предоставлялись мультипликационные работы и документальные фильмы. Нашими педагогами были включены несколько рубрик для популяризации конкурсов городского уровня, организованные центром.

Программа онлайн-лагеря состояла, в основном, из видеоматериалов, отснятых педагогами.

В связи с эпидемиологической обстановкой в стране, онлайн-площадка была открыта в кратчайшие сроки. Наш центр один из первых открыл лагерь в онлайн дистанционном формате в своем городе.

По результату личного опроса участников, состоящих в группе, более 70% остались довольны деятельностью лагеря.

Из основных минусов выделяли нехватку прямого общения с педагогами (live stream).

Исходя из вышеизложенного, можно поставить следующие задачи для развития онлайн-площадки на будущее:

  1. Создание мест для прямого включения педагогов.
  2. Разнообразить рубрики за счет вовлечения педагогов в образовательный процесс онлайн-площадки.
  3. Обновление и насыщение видео базы материалов.
  4. Включить непосредственно обратную связь от участников смены (комментарии, заметки, ответы, видеоотчеты и т.д.).

Из минусов можно отметить невозможность предварительной подготовки перед сменой, из-за этого большая часть проектов осталось на уровне разработок, которые так и не были реализованы. Малая вовлеченность педагогов в процесс, по большей части от незнания.

Основные плюсы: привлечение нового контингента за счет новой площадки.

Знакомство детей с направлениями и студиями центра. Возможность детально познакомиться со всеми направлениями центра. Освоение «нового» интернет-пространства. Качественный и количественный рост педагогов в области цифровой грамотности. Мобильность и адаптация.

 

References

1. Buylova L.N. Suschnost' i specifika dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v sovremennoy sisteme obrazovaniya rossiyskoy Federacii [Tekst]/Buylov L.N.// - MNKO. − 2011. − №6-2. - S. 130-134.

2. Volgunov V.V. Organizaciya detskogo otdyha v ozdorovitel'nom lagere: social'no-pedagogicheskiy aspekt [Tekst]/Volgunov V.V.// - Vestnik VyatGU. − 2009. − №4. − S. 148-152.

3. Nikul'nikov A.N. Detskie ozdorovitel'nye lagerya v strukture dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Tekst]/Nikul'nikov A.N.// - MNKO. − 2012. − №5. - S. 192-194.

4. Tihomirova E.I. Sub'ektnoe samorazvitie lichnosti v dopolnitel'nom obrazovanii [Tekst]/Tihomirova E. I.//- Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy . − 2020. − №. 5. − S. 17-22.

5. Shigaeva E.P. Ozdorovitel'nyy lager' otdyha kak sreda socializacii podrostka [Tekst]/ Volgunov V.V.// - ChiO. − 2010. − №1. - S. 19−25.

Login or Create
* Forgot password?