The article examines the creative self-realization of a teenager as a type of activity in the process of obtaining education, notes the essential characteristics of a teenager that contribute to the successful development of creative abilities. Particular attention is paid to the need to take into account the age characteristics of adolescents, which are largely the basis for the development of the studied abilities. The main methods of developing creative abilities are given. It is concluded that the Torrance test battery is the leading method for diagnosing creativity for teachers and psychologists currently working at school and who consider it important to develop students' creativity in the learning process.
creative self-realization, development, age characteristics, abilities, activities, adolescence
Изучение творческого потенциала личности является одним из перспективных направлений современных исследований в области педагогики и психологии [1; 3; 6].
Ученые давно пытались понять механизм самореализации. Предполагалось, обучая детей, сделать каждого из них творцом, а сам процесс творческой реализации должен быть управляемым и контролироваться сознанием.
Развитие творческих способностей происходит по большей части стихийно: возможно, подросток ходит в художественную школу, творческую студию и т.д., а возможно – предоставлен «сам себе» и реализует свои способности, занимаясь различными хобби. Также стоит отметить, что многие современные подростки не занимаются развитием своих способностей самостоятельно.
В настоящее время в России существует множество учреждений среднего образования (школы, лицеи, школы-интернаты, гимназии и др.), а также образовательных программ, ориентированных на детей с различными индивидуально-психологическими особенностями: от одаренных детей до детей с отклонениями в психическом развитии. В обычной средней школе большинство детей учатся со средними данными и особенностями психики. Однако это вовсе не означает, что к ним нужен «средний» подход.
Решение этой проблемы − поиск и раскрытие творческого потенциала личности − лежит на плечах учителей и психологов, деятельность которых связана с диагностикой особенностей, приобретением и развитием образовательного, познавательного и художественного опыта, а также творческой деятельности, формированием в целом творческих способностей учащихся [9]. Важное внимание в контексте рассматриваемой проблемы отведено поиску разнообразных инновационных форм и методов творческого развития и саморазвития личности обучающихся, вовлечению детей и молодежи в творческие объединения, детские объединения и движения [5; 7], которые выступают в качестве пространства творческой самореализации и развития подрастающего поколения [10; 11].
Сегодня особое внимание уделяется изучению самореализации и саморазвития в подростковом возрасте с точки зрения экзистенциальных подходов (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Т.В. Машарова, Т.В. Лушникова, И.В. Иванова и др.) [14]. Учеными делается акцент на том, что именно подростковый возраст является сензитивным для формирования субъектности личности, понимания смысла жизни, личностной и творческой самореализации, разработки и реализации проектов саморазвития как проектов собственной жизни [13].
Достаточно полно разработаны психологические аспекты творчества (Л.С. Выготский, П. Торренс, С.Л. Рубинштейн, Д. Гилфорд, Б.М. Теплов А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков, К. Роджерс, В. Франкл и др.); созданы теоретические предпосылки для изучения природы творческого потенциала личности, ее диагностики и развития в школьном возрасте (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин И.П. Волков, О.К. Тихомиров, Е.Л. Яковлева, A.M. Матюшкин, Е.Л. Мельникова А.И. Савенков, Э.Д. Телегина, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, и др.) и в дошкольном детстве (Е.С. Белова, К.В. Тарасова, О.М. Дъяченко, М.В. Ермолаева и др.) [2].
Детство − сенситивный период для творчества. Воспитание творческого начала в ребенке состоит не во внедрении этого принципа в него, а в предотвращении его гибели в ходе неизбежного процесса социализации. Одной из проверенных и признанных основ формирования и развития творческих способностей молодежи являются такие элементы национальной культуры, как народные промыслы, трудовая деятельность и игры. Неслучайно одним из основных принципов реформы образования в России является национальность и национальный характер образования. Еще в свое время К. Ушинский очень ценил воспитательный потенциал народного образования. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, – писал он, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» [3].
Теоретический анализ и опыт экспериментальной деятельности позволили сделать вывод, что развитие творческой активности и активности подростка наиболее продуктивны в процессе педагогического взаимодействия.
Выделим определение, данное Г.С. Альтшулером, согласно которому творчество определяется обозначением авторских задач, оценкой ситуации, выбором разных способов выполнения действий, возможность не выполнять установленную ранее последовательность, возможность изменять форму и характер полученных в ходе работы результатов и само задание [16].
Чернецкая Н.И. отмечает, что творческое мышление в онтогенезе возникает в результате применения его природных биологических свойств. Основы в контексте социальной ситуации, которая, в свою очередь, имеет обратный эффект − развитие социальной ситуации социальной активности человека в контексте индивидуальных, биологических элементов творческого мышления. Внутренние факторы динамики творческого мышления представляют собой психологические и педагогические предпосылки, механизмы интрапсихического развития вследствие образования подростка, а внешние – влияние среды и психолого-педагогические эффекты воспитания и обучения [17].
О творческом развитии способностей писали в своих трудах И.Я. Лернер, В.А. Сухомлинский, А.Н. Окунев. Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения, используемого специалистами:
1. Способности − это индивидуальные психологические характеристики, которые отличают одного человека от другого.
2. Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей.
3. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и способностям, уже развитым в человеке, хотя они определяют легкость и скорость их приобретения [15].
А.Г. Ковалев выделяет следующие возрастные характеристики младших подростков:
− потребность в достойном положении в группе сверстников, в семье;
− повышенная утомляемость;
− желание обрести верного друга;
− стремление избежать изоляции, как в классе, так и в небольшом коллективе;
− повышенный интерес к вопросу «баланса сил» в классе;
− стремление отрезать себя от всего детского;
− отсутствие авторитета возраста;
− неприятие необоснованных запретов;
− восприимчивость к ошибкам учителей;
− переоценка своих возможностей, реализация которых ожидается в далеком будущем;
− отсутствие адаптации к неудачам;
− отсутствие адаптации к «худшему» положению;
− склонность к мечтаниям;
− боязнь осквернить мечты;
− ярко выраженная эмоциональность;
− требовательность к соответствию слова делу;
− повышенный интерес к спорту;
− увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством [8].
Каждая из перечисленных особенностей возраста младших подростков в той или иной степени влияет на дальнейшее развитие ребенка. Степень и важность этого влияния определяется индивидуально для каждого подростка, а также зависит от других факторов [4].
Творческая деятельность подростка рассматривается как интегральная черта личности, характеризующаяся высоким уровнем активности, вовлеченности в творческий процесс.
В контексте новых требований ФГОС в этом качестве он включает в себя комплекс личностных образований, таких как независимость, настойчивость, мотивационные новообразования, а также наличие общеобразовательных навыков и знаний, универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют успеху цели творческой деятельности.
Мы рассматриваем творческую самореализацию подростка в образовательном процессе как вид деятельности подростка, который включает:
− самореализацию личности подростка, под которой мы понимаем реализацию личностного потенциала, связанного с деятельностью личности, с ее целеполаганием и уровнем притязаний, с развитием субъективности в создании продукта самостоятельной деятельности. Существенными характеристиками творческой самореализации как деятельности являются единство внутренней и внешней деятельности, интериоризация и экстериоризация, субъективность и результативность;
− совместную управленческую деятельность, как вид социальной деятельности, обеспечивающий целенаправленность, организацию управленческого функционирования сопутствующих процессов (методологических, психологических).
Характер взаимодействия сопровождает сотрудничество, открытость и доверие в процессе формирования творческой самореализации в образовательном процессе. Творческая самореализация подростка, как деятельность, заключается в определении целей, задач, предметов, деятельности, выборе методов и средств, способов деятельности, создании условий для творческой самореализации и выявлении результата [19].
Путь к творчеству − это путь к развитию изобретательского и исследовательского таланта. Один из основных принципов обучения − принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Существует несколько методов развития творческих способностей: практический, наглядный, словесный.
К практическим методам относятся моделирование, игры, упражнения. Упражнения – многократное повторение ребенком заданных практических и умственных заданий. Упражнения делятся на конструктивные, имитационные и творческие.
Метод игры предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими техниками / приемами.
Моделирование − процесс создания и использования моделей. К словесным методам относятся: чтение, рассказ, пересказ, беседа. При работе с детьми все эти методы следует сочетать друг с другом. У каждого человека также есть универсальные творческие способности. Универсальные творческие способности − индивидуальные качества человека, определяющие успешность выполнения творческой деятельности различного рода [12].
Понимание творчества характеризуется необычно широким диапазоном точек зрения. Можно выделить основные направления изучения творчества в зарубежной психологии.
Во-первых, творчество может изучаться по его продукту, так считал Ж. Тейлор.
Во-вторых, по мнению ведущих экспертов в этой области Дж. Гилфорда и Е. Торренса, творчество рассматривается как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления. Именно они определили параметры творческих способностей, разработали серию тестов для изучения творческих способностей, а также программу их развития.
В настоящее время тесты Toрренса предназначены для:
− исследования развития одаренных детей;
− разработки коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей с проблемами обучения;
− оценки эффективности программ и методов обучения, учебных материалов и пособий.
E.П. Торренс внес новый оттенок в понимание креативности как способности к усилению восприятия недостатков, пробелов в знаниях, чувствительности к дисгармонии. Именно поэтому он использовал следующие показатели для измерения уровня креативности:
− легкость − скорость выполнения задачи;
− гибкость − количество шагов от одного класса объекта к другому классу объектов во время ответов;
− оригинальность − оценивается как минимальная частота данного ответа среди ответов однородной группы испытуемых [1].
Батарея тестов Торренса является основным методом диагностики творческих способностей для учителей и психологов, которые в настоящее время работают в школе и считают развитие творческих способностей учащихся важным в процессе обучения. Способность учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения заключается в умении сделать содержание своего предмета насыщенным, глубоким, привлекательным, а методы познавательной деятельности учащихся − разнообразными, творческими и продуктивными.
По мнению многих специалистов современной системы образования, проектный метод обучения способствует обогащению школьной программы, а изучаемый предмет делает более интересным и доступным для детей.
Проектирование и раньше было обозначено в проблемном обучении, но после того, как этот метод был выделен в качестве отдельного ведущего педагогического метода, учителя, использующие его в своей работе, отметили высокие результаты как в учебной деятельности ученика, так и в способности детей в результате проектной деятельности проявлять ценные личные качества: самостоятельность и инициативность. Но успех его реализации во многом зависит от мастерства учителя, его знаний, навыков и умений в области проектирования.
В заключение можно сделать вывод, что поиск и раскрытие творческого потенциала подростков – одна из диагностических задач педагогов и психологов, сопровождающих процесс образования. Развитие творческих способностей в процессе обучения должно проходить путь от простого к сложному, давая подпитку способностям, которые уже обнаружились у подростка, и развивая новые. Каждая из описанных возрастных особенностей подросткового возраста имеет влияние на дальнейшее развитие ребенка, именно поэтому их следует учитывать при изучении вопроса творческой самореализации личности.
1. Artyushkina N.V., Rudenko S.V., Zagitov A.R., Ak'yulova M.Z. Retrospektivnyy analiz izucheniya psihologicheskoy prirody kreativnosti [Elektronnyy resurs]// Vestnik RUDN.-Psihologiya i pedagogika. − 2013. − №2. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-izucheniya-psihologicheskoy-prirody-kreativnosti
2. Barabash O.Yu. Osobennosti proyavleniya tvorcheskih sposobnostey podrostkov v obogaschennoy obrazovatel'noy srede [Elektronnyy resurs] // Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoy Sibiri. − 2013. − №4. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-tvorcheskih-sposobnostey-podrostkov-v-obogaschennoy-obrazovatelnoy-srede
3. Bogatyreva M.H. O nekotoryh psihologo-pedagogicheskih osnovah razvitiya tvorcheskih sposobnostey podrostkov [Elektronnyy resurs] //MNKO.-2013.-№6(43). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-psihologo-pedago-gicheskih-osnovah-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-podrostkov
4. Grigor'eva Yu.I. Harakteristika mladshih podrostkov v kontekste razvitiya tvorcheskih sposobnostey [Elektronnyy resurs]// Gaudeamus. − 2016. − №3. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-mladshih-podrostkov-v-kontekste-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey
5. Ivanova I.V., Makarova V.A. Detskie ob'edineniya i dvizheniya kak prostranstvo socializacii i tvorcheskogo samorazvitiya podrastayuschego pokoleniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. − №1 (166). - S. 33-37.
6. Ivanova I.V. Perspektivy razvitiya nauchnyh issledovaniy v oblasti psihologii tvorcheskogo potenciala lichnosti // Aktual'nye problemy nauchnyh issledovaniy: Materialy konferencii molodyh uchenyh CFO RF, 25-27 noyabrya 2009 g., Kaluga. - Kaluga, 2009. - 706 s.
7. Ivanova I.V. Tvorcheskoe samorazvitie lichnosti v detskih ob'edineniyah [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov napravleniya podgotovki 39.03.03 (040700.62) Organizaciya raboty s molodezh'yu. - Kaluga: KGU im. K.E. Ciolkovskogo, 2015.- 176c.
8. Kovalev A.G. Psihologiya lichnosti. - Moskva, 1970.
9. Korsunova V.A. Osobennosti razvitiya tvorcheskih sposobnostey u podrostkov [Elektronnyy resurs] //Razvitie obschestvennyh nauk rossiyskimi studentami. − 2017. − №1.
10. Larisova I.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tvorcheskoy samorealizacii podrostkov v obrazovatel'nom processe [Elektronnyy resurs]// Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. − 2011. − №129. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tvorcheskoy-samorealizatsii-podrostkov-v-obrazovatelnom-protsesse
11. Makarova V.A., Ivanova I.V. Kouch-tehnologii v razvitii tvorcheskogo potenciala lichnosti detey i molodezhi // V sbornike: Kul'turnoe prostranstvo molodezhi: smyslya i praktiki: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Pod obschey redakciey T.K. Rostovskoy. − 2019. - S. 53-56.
12. Pavlova S.A. Razvitie tvorcheskih sposobnostey [Elektronnyy resurs]// Europeanresearch. − 2016. − №4 (15). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-podrostkov.
13. Rozhkov M.I., Ivanova I.V. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov // Pedagogika. - 2020. - T. 84. − №8. − S. 63-72.
14. Teoreticheskie osnovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya podrostkov: monografiya / I.V. Ivanova, M.I. Rozhkov, T.V. Masharova, L.V. Bayborodova, T.V. Lushnikova; pod red. I.V. Ivanovoy. − Moskva: RUSAYNS, 2020. − 132 s.
15. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichiy. − Moskva.- Izd. Akademii nauk RSFSR. − 1961. − S. 9-20.
16. Cheremisina M.I., Pulina V.V. Razvitie tvorcheskoy aktivnosti podrostkov v usloviyah pedagogicheskogo vzaimodeystviya [Elektronnyy resurs] // Vestn. Sam. gos. tehn. un-ta.- Ser. Psihologo-pedagogich. nauki. - 2018. − №4 (40). Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorchesko..
17. Cherneckaya N.I. Psihologicheskie faktory i osobennosti razvitiya tvorcheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov i podrostkov [Elektronnyy resurs] // Vestnik SVFU.- 2009.- №3. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-i-osobennosti-razvitiya-tvorcheskogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-i-podrostkov