The article discloses author›s position on the problem of the possibility of realization of freedom of speech in the provincial Russian city.
free expression, province, policy.
Тут все могло быть делом привычки, или лучше сказать, беспрерывной, и благородной склонности, с детских лет, к приятной мечте о красивой гражданской своей постановке. Он, например, чрезвычайно любил свое положение «гонимого» и, так сказать, «ссыльного».
Ф. Достоевский, «Бесы»
Склонность к публичному выражению гражданского несогласия либо существует, либо отсутствует напрочь. В большей степени необходимость выражения несогласия есть прерогатива и удел людей изначально творческих и ярких, людей свободных профессий, противопоставленных прилизанному офисному планктону, сливающих накапливающийся в кабинетах негатив в корпоративы и выездные турбазные пикники.
Именно у интеллектуала могут существовать изначально более мощные стартовые условия объективации своего несогласия. Разве покушение на правду, происходящее на глазах интеллектуала, не понимается им моментально как тревожный и катастрофический тренд, отражающий деградацию журналистики, отбрасывающий ее в состояние жуткой информационной несвободы? Кто как не интеллектуал, окрыляемый находящимся в его распоряжении творческим и креативным ресурсом, и не лишенный странной «привычки, или, лучше сказать, беспрерывной, и благородной склонности» [1], как когда-то охарактеризовал в «Бесах» одного из своих героев Ф. Достоевский, способен реконструировать происходящие события в более или менее объективном плане, развенчивая ангажированный журналистский дискурс российской провинции. К счастью, в распоряжении интеллектуала имеются ресурсы Глобальной сети и налаженные структуры коммуникации с себе подобными, позволяющими объективировать принципиально иную реальность.
Таким образом, в фокусе наших интересов оказывается интеллектуал, втиснутый в политический пейзаж современной российской провинции. Действительно, современная политическая конъюнктура делает все, чтобы «схватить» нашего героя в тиски дисциплинаризации и ограничений, сделать его голос неразличимым и робким. Мы постараемся опровергнуть существующий тренд, предположив, что, наоборот, в ряде случаев интеллектуал готов превозмогать существующие ограничения. Своеобразным периодом манифестации права на речь интеллектуала стали зимние протесты 2012 г., в которых интеллектуалы принимали активное участие. Это происходило не только в Москве, но и в российской провинции.
1. Dostoevskiy F. Besy. Kiev: BMP Borisfen, 1994. S. 7.
2. Goff Zh. Intellektualy v Srednie veka / Per. s fr. A.M. Rutkevicha. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburg. un-ta, 2003. S. 8.
3. Glukhova A.V. Iskusheniya nesvobody (intellektualy vo vremena ispytaniy). Vestnik VGU. Ser. Filosofiya. № 1. 2009. S. 8.
4. Oreshkin D. Ostervenenie i solidarnost'.. Novaya gazeta 13.06.2012. № 64 (1912). S. 6.
5. Lenin V.I. Zadachi revolyutsionnoy molodezhi. Polnoe sobranie sochineniy.- 5-e izd.: v 55 t. M.: Izd-vo politicheskoy literatury, 1967. T. 7. S. 343.
6. Bodriyyar Zh. V teni molchalivogo bol'shinstva, ili konets sotsial'nogo. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2000. S. 11.
7. Darendorf R. Grazhdanskaya otvetstvennost' intellektualov: protiv novogo strakha pered prosveshcheniem. Politicheskie issledovaniya. 1997. № 6. S. 5.
8. Skiperskikh A.V. Vyzovy provintsial'nogo protesta. Svobodnaya mysl' - XXI. 2011. № 12. S. 50.
9. Fuko M. Intellektualy i vlast'. Ch. 2 / Per. s fr. I. Okunevoy. M.: Praksis, 2005. S. 33.
10. Il'in A.N. Sub''ekt v massovoy kul'ture sovremennogo obshchestva potrebleniya (na materiale kitch-kul'tury). Omsk, Amfora, 2010. S. 61.
11. Brodskiy I. Uraniya. SPb.: Pushkinskiy fond, 2000. S. 75.