ON THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN EDUCATION TO ENSURE THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE
Abstract and keywords
Abstract (English):
This study is devoted to the current issues of ensuring the implementation of the social function of the state in the field of education. The author analyzes the possibility of using information and telecommunications distance education technologies as a way to implement the right of citizens to education in conditions of internal (disability, age) and external (distance from the place of study, work in a special situation and emergency) restrictions; considers the stages of implementing distance learning technologies in the educational process; makes proposals to improve the quality and accessibility of training in the format of distance education technologies.

Keywords:
the social function of the state, the right to education, distance education technologies, equal access to education
Text
Text (PDF): Read Download

Основой деятельности современного российского государства является социальная направленность внутренней политики. Деятельность Президента и Правительства Российской Федерации основана на стратегическом обеспечении системной реализации целого ряда федеральных и региональных целевых программ, конечной целью которых является безусловное выполнение социальных обязательств, что свидетельствует о признании особой роли социальной функции государства на всех уровнях управления.

Существуют различные научные подходы к определению современного видения понятия социальной функции государства.

Так, О.В. Родионова рассматривает социальную функцию государства как осуществление деятельности, имеющую цель минимизировать различия в доступе к общественным благам широких слоев населения, следовательно, направленную на системное обеспечение стабильности и самосохранения национального социума [1, с. 98].

В данном исследовании автор придерживается точки зрения, высказанной Н.В. Антоновой и О.Ю. Ереминой, которые рассматривают социальную функцию государства как принимаемую органами государственного управления систему мер, направленную на воспроизводство населения и поддержание определенного уровня его жизни с целью сохранения единства и целостности государства [2, с. 89].

Социальная направленность государственной политики закреплена в законодательстве Российской Федерации, в частности, в ст. 43 Конституции РФ, содержание которой предусматривает право каждого гражданина на получение доступного и бесплатного основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. 

Право на образование относится к базовым правам человека, общепризнанным на уровне международного сообщества.

Отметим, что европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с содержанием ст. 2 Протокола № 1, говорит о недопустимости отказа в праве на образование. Также подчеркивается обязанность государства при исполнении функций в сфере образования и обучения уважать право родителей обучающегося на получение образовательных услуг, не противоречащих их вероисповеданию и философским взглядам.

В Российской Федерации каждому обеспечен равноправный доступ к получению образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, что подтверждается содержанием п. 2.1 постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П. Таким образом, государство, вне зависимости от социального происхождения и территории проживания, гарантирует гражданам России равные возможности для обучения, следовательно, для развития личности. Гарантированные государством равные права граждан на получение образования служат важным фактором, влияющим на улучшение качества жизни населения. Образование дает человеку широкие возможности для полноценного осознания своих гражданских прав и обязанностей, что, несомненно, играет значительную  роль  в  достижении декларируемых социальным государством целей всеобщего равенства перед законом  и  социальной справедливости. 

В таком контексте, отсутствие государственной поддержки для реализации обеспечения равного права на образование, в первую  очередь, отражается на соблюдении прав представителей малообеспеченных и незащищенных слоев населения.

Основное содержание понятия права гражданина на получение образования можно охарактеризовать, как свободную от любого вида дискриминации возможность реализовать гарантированный законодательством доступ к образовательным услугам:

а) нормативного уровня и качества;

б) в конкретное время;

в) в пределах разумного расположения места получения образования относительно места проживания обучающегося;

г) вне зависимости от половой принадлежности человека, его возраста и состояния физического здоровья.

В условиях стремительного развития новых технических средств коммуникации применение дистанционных образовательных технологий позволяет обеспечить реальную возможность получения качественного образования широкому кругу обучающихся.

Подчеркнем, что, обобщенно, содержание дистанционной формы образования можно раскрыть как функционирование нормативных регуляторов, в задачу которых входит создание технологического алгоритма, регулирующего работу информационно-телекоммуникационных систем с целью реализации права граждан на образование.

Зарождение электронной (цифровой) формы образования непосредственно связано с массовым распространением в конце двадцатого века цифровых технологий и сетевого интернет-пространства.

С некоторыми допущениями, можно выделить пять этапов внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс [3, с. 9]:

– на первом, полностью централизованном этапе (1990-е гг.), появляются  учебники в электронном виде;

– второй, частично централизованный этап (2000–2004 гг.), характеризуется созданием первых систем для дистанционного обучения;

– на третьем этапе (2004–2009 гг.) начинается процесс децентрализации электронного обучения, связанный с приходом облачных технологий;

– четвертый этап (2008–2017 гг.) становится стадией окончательной децентрализации и повсеместного внедрения дистанта в образовательный процесс;

– пятый этап (2018–2019 гг.) отмечен массовым распространением открытых обучающих курсов, функционирующих на различных технологических платформах в режиме онлайн.

На наш взгляд, в 2020 г. произошли события, которые позволяют говорить о наступлении шестого этапа, начало которого связано с массовым внедрением формата дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс школьного образования и появлением таких специализированных цифровых платформ, как Российская электронная школа, Учи.ру, Якласс и т.д.

Отметим, что в связи с общегосударственными мероприятиями по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, ускоренный переход образовательного процесса на дистанционное обучение в общеобразовательных организациях можно считать вынужденным шагом.

Потенциал технологии дистанционного обучения позволяет гарантировать реализацию права граждан на образование вне зависимости от изменяющихся условий внешней среды.

Обратим внимание на ряд обстоятельств, которые без внедрения на государственном уровне дистанционных образовательных технологий могут стать препятствием для реализации конституционного права на образование:

  1. Территориальный фактор, выраженный в отдаленности проживания обучающегося от учреждений образования, что делает недоступным полноценное освоение образовательных программ. Использование сетевых информационных технологий позволяет преодолевать фактор территориального неравенства. Дистанционное обучение, в том числе, дает возможность получать качественное, многопрофильное образование без отрыва от трудовой деятельности.
  2. Возможности дистанционной формы обучения могут быть задействованы с целью решения комплекса проблем, связанных с профессиональной ориентацией и выбором будущей профессии для выпускников детских домов и интернатов. В данном случае исключительное значение приобретает передача информации детям от представителей различных профессий, поскольку в окружении воспитанников детских учреждений отсутствуют в необходимом для осознанного выбора той или иной профессиональной принадлежности.
  3. Дистанционное обучение делает доступным получение образовательных услуг маломобильным группам населения и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В силу особенностей своего физического и психического состояния такие люди нуждаются в помощи государства, которое в порядке реализации своих социальных функций обеспечивает организацию свободного доступа к информационно-телекоммуникационным технологиям, что, в свою очередь, способствует повышению уровня социальной адаптации граждан данной категории и расширению их возможностей по трудоустройству.
  4. Возраст не является критерием, ограничивающим право гражданина на получение образования. По целому ряду направлений социальная деятельность государства может быть направлена на системную поддержку получения образования в среднем и пожилом возрасте. Освоение соответствующих образовательных программ позволяет гражданам данной возрастной категории:
    • приобрести востребованные на современном рынке труда профессиональные навыки и умения;
    • проходить курсы усовершенствования в рамках основной профессии пенсионера;
    • полностью сменить род профессиональной деятельности с подробным и глубоким изучением новой предметной области.

Государственная поддержка образования для людей пенсионного возраста позволяет направить созидательную энергию пожилой группы населения на благо общества, повышая, тем самым, его стабильность. Несомненно, первостепенная роль в решении данной проблемы принадлежит дистанционным образовательным технологиям.

  1. Переход на дистанционный формат обучения является единственным средством функционирования образовательного процесса в периоды действия режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации федерального или регионального масштаба, т.е. в случаях, когда в связи с появлением неблагоприятных внешних факторов традиционное обучение в учебном заведении не представляется возможным.

Рассмотрим некоторые особенности использования дистанционных образовательных технологий в  условиях школьного образования в период действия режима ограничений в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.

Стремительный переход на дистанционную форму обучения стал причиной ряда проблем в части реализации права на образование. Процесс адаптации учреждений образования, школьных учителей, учеников и родителей к обучению в сетевой среде породил широкий круг вопросов: от недостаточно разработанной методической базы обеспечения дистанционного обучения, в том числе нормативного механизма проверки домашних заданий и оценки полученных знаний, до банального отсутствия у школьников компьютерного оборудования и широкополосного доступа в интернет. К недостаткам дистанционной формы обучения следует отнести существенные ограничения возможностей для межличностного общения педагога и учеников в процессе обсуждения учебного материала; также, нивелируется эффект практических занятий по некоторым дисциплинам, в частности – занятиям физической культурой. Отметим, что результаты исследований в области охраны здоровья детей выявили ряд негативных психологических факторов, обусловленных длительным пребыванием школьников в условиях цифровой среды – вследствие вынужденного перехода образовательного процесса на дистанционное обучение в период противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 [4, с. 11].

Использование дистанционных образовательных технологий имеет ряд существенных преимуществ, но их функционирование должно происходить с учетом результатов анализа ошибок, имевших место на первых этапах внедрения дистанта:

–  переход на дистанционный формат не должен сопровождаться увеличением учебной нагрузки участников образовательного процесса;

– необходимо предусмотреть меры по недопущению неравенства обучающихся вследствие причин технического либо любого другого свойства и связанного с этим фактором снижения качества образовательных услуг;

– органам государственного управления необходимо проводить планомерную работу в части внедрения дистанционных технологий, поскольку учреждения образования должны быть методически и материально подготовлены к новым условиям образовательного процесса.

По мнению генерального директора Всемирной организации здравоохранения, исторические факты говорят о том, что пандемия COVID-19 не будет последней, поскольку эпидемии являются жизненной реальностью на протяжении всей истории человечества [5]. Следовательно, на социальную деятельность государства, в том числе в области обеспечения реализации права граждан на образование, могут оказывать влияние различные неблагоприятные внешние факторы. В современных условиях учреждениям образования необходимо располагать соответствующей нормативно-правовой документацией и техническими средствами для обеспечения качества образовательного процесса в условиях дистанционного обучения.

Создание оптимальных условий для полноценного внедрения дистанционных образовательных технологий включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:

  1. Подготовка нормативно-правового обеспечения, в том числе, разработка локальных нормативных документов. В целях снижения угрозы неконтролируемого распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в учреждениях образования Министерство просвещения Российской Федерации ввело в действие методические рекомендации, содержание которых разъясняло специфику реализации образовательных программ в условиях перехода на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Например, содержание письма Минпросвещения РФ от 19 марта 2020 г. ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» было направлено на обеспечение качества образовательного процесса посредством внесения учреждениями образования соответствующих корректировок в рабочие программы и учебные планы в части: форм обучения (лекция, онлайн-консультация); использования технических средств. Формирование нормативно-правовой базы функционирования дистанционных образовательных технологий входит в задачи федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [6], предусматривающего формирование до 2024 г. безопасного цифрового пространства, представленного совокупностью информационных систем, объединяющих участников образовательного процесса с целью достижения высокого качества и доступности образования.
  2. Оптимизация материального обеспечения учреждений образования для решения вопроса комплектования техническим оборудованием. Проектирование и создание соответствующей инфраструктуры: организация доступа к сети Интернет с высокой скоростью передачи данных как для педагогов, так и для обучающихся; регистрация пользователей на  электронных сервисах, предоставляющих услуги по обмену данными.
  3. Утверждение регламента средств и способов коммуникации для всех участников образовательного процесса данного учреждения образования с целью использования: общей  образовательной платформы; единой сетевой структуры обмена данными по круговому алгоритму ученик-учитель-школа.
  4. Повышение квалификации педагогических работников в части обучения: использованию сетевых телекоммуникационных средств передачи информации; образовательным технологиям, включающим сочетание традиционного и дистанционного обучения; основам педагогического дизайна для онлайн-курсов;  методике оценивания полученных знаний в процессе дистанционного обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в периоды ограничений, когда традиционные формы обучения недоступны, использование дистанционных образовательных технологий становится преобладающим инструментом реализации права граждан на образование. При этом, несмотря на ряд несомненных преимуществ, дистанционные образовательные технологии не могут и не должны рассматриваться в качестве полноценной альтернативы традиционной формы обучения. Электронное образование является современным способом обучения, основанного на умении обучающегося: использовать сетевые технологии мгновенного получения информации; обрабатывать полученную информацию с помощью технических средств и программного обеспечения, что позволяет в удаленном режиме осуществлять непрерывное совершенствование навыков и умений.

Одним из основных условий эффективного функционирования дистанционного формата обучения является  разработка отвечающего современным требованиям учебно-методического обеспечения, затрагивающего вопросы совершенствования квалификационных навыков преподавательского состава и создания соответствующей материально-технической базы. Главными задачами, которые призвана решать современная система образования, являются расширение возможностей образовательного пространства и обеспечение непрерывности обучения, что требует постоянной адаптации обучающих материалов к информационным, техническим и инфраструктурным реалиям быстро меняющейся окружающей действительности. В условиях противодействия глобальным вызовам необходимо формирование доступного всеобщего образования в интересах устойчивого развития государства на основе реформирования правовых норм и усиления их регулирующего воздействия на функционирование существующих образовательных систем.

References

1. Rodionova, O.V. Social'naya funkciya gosudarstva: pravovaya suschnost' i problemy sub'ektov ee osuschestvleniya na sovremennom etape / O.V. Rodionova // Gosudarstvo i pravo. - 2006. - № 8. - S. 98-101.

2. Antonova, N.V. Social'nye funkcii gosudarstva: novye vektory razvitiya / N.V. Antonova, O.Yu. Eremina // Zhurnal rossiyskogo prava. - 2020. - № 12. - S. 89-93.

3. Krasnova, G.A. Elektronnoe obrazovanie v epohu cifrovoy transformacii / G.A. Krasnova. - Tomsk: Izdatel'skiy Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019. - 278 s.

4. Sedova, N.N. Voprosy ohrany zdorov'ya v normativnyh dokumentah: izderzhki cifrovizacii / N.N. Sedova // Medicinskoe pravo. - 2020. - № 5. - S. 11-14.

5. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10360981(data obrascheniya: 20.02.2021 g.)

6. Pasport nacional'nogo proekta Obrazovanie: (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 g. № 16 [Elektronnyy resurs] // URL: consultant.ru.

Login or Create
* Forgot password?