INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE UNITS IN THE PLANNING AND ORGANIZATION OF THE INVESTIGATION OF OFFICIAL CRIMES RELATED TO BRIBERY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of problematic issues related to the organization of interaction between operational and investigative units in the process of investigating crimes related to bribery. The concepts of «interaction» and «coordination» are defined, the content of these concepts is noted, forms and methods are indicated. It is emphasized that only well-coordinated work, with a clear understanding and differentiation of functions and powers, will allow achieving maximum efficiency, which is designed to facilitate the detection and investigation of crimes.

Keywords:
investigation of crimes, interaction of operational and investigative units, investigation of bribery, official crimes related to bribery
Text
Text (PDF): Read Download

Раскрытие и расследование преступлений представляет собой крайне сложный и длительный процесс, с привлечением значительных человеческих ресурсов, результативность которого зависит от множества факторов, среди которых одним из главных стоит отметить согласованность и координированность действий всех участников.

Зачастую получение следователем доказательств, формирование доказательственной базы и установление непосредственно источников получения доказательственной информации с целью фиксации ограничено, поэтому задействование сил оперативных подразделений влияет на решение указанной проблематики путем оказания содействия с применением форм и методов оперативно-розыскной деятельности.

В таком случае речь идет о взаимодействии как о совместной деятельности нескольких субъектов, направленной на объединение усилий в целях повышения разрешения совместных задач и достижения общих целей в раскрытии и расследовании преступлений.

Поэтому взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов и подразделений приобретает все более важное практическое значение, влияющее на скорость, качество и эффективность расследования.

Формы и методы взаимодействия достаточно разнообразны, и в криминалистической литературе можно встретить различные позиции по данному вопросу, при этом авторы сходятся во мнении, что «…одним из наиболее общих видов взаимодействия является координация деятельности правоохранительных органов», представляющая собой, по сути, процесс взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов и подразделений, результатом которой является борьба с преступностью [3].

В рамках управленческой деятельности координация (от лат. con – совместно и лат. ordinatio – упорядочение) представляет собой управленческое воздействие, базирующееся на правовых основаниях, при котором вышестоящий орган направляет работу нижестоящих органов, целью которой является выполнение и решение общих задач при самостоятельном их выполнении последними [5].

В основе координационной деятельности лежит согласование действий всех заинтересантов в борьбе с преступностью: правоохранительных структур, органов власти на всех уровнях, общественных организаций.

Если говорить о процессуальном взаимодействии, то оно основано на нормах процессуального законодательства и точно определяет методы и формы такого взаимодействия. Так, например, согласно ст. 131 УПК ДНР «Отдельные поручения» следователь вправе поручить производство следственных действий соответствующему следователю или органу дознания, которые обязаны это поручение выполнить в десятидневный срок.

Выполнение таких поручений и указаний следователя для органов дознания являются обязательными. Закон закрепляет, с одной стороны, права следователя, с другой – обязанности органов дознания, регулируя, таким образом, характер их взаимодействия и отношений в процессе расследования преступлений.

Таким образом, процессуальное взаимодействие охватывается нормами УПК и включает выполнение оперативными подразделениями отдельных поручений следователей, а также оказание иного содействия в досудебной стадии уголовного судопроизводства, в том числе при производстве следственных и иных процессуальных действий.

Организационное взаимодействие следователей с оперативными подразделениями связывают с порядком осуществления совместной деятельности при осмотре места происшествия, планировании расследования (следственных и оперативно-розыскных мероприятий), работе в составе оперативно-следственной группы и т.д. [4].

Понятие «взаимодействие» также можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В более широком смысле взаимодействие представляет собой деятельность следственных и оперативных подразделений по выполнению совместных задач и достижению общих целей при выявлении, раскрытии расследовании преступлений путем проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленную на обеспечение документированиях преступных деяний и фиксацию доказательственной базы.

В более узком смысле взаимодействие решает проблему совместной работы оперативных и следственных подразделений по конкретным уголовным делам, каждое из которых имеет свою специфику и требует слаженный индивидуальный подход. В частности, речь идет о выявлении, раскрытии и расследовании конкретных преступлений; поиске и задержании лиц, скрывающихся от органов дознания и следствия, пропавших без вести, установление личности неопознанных трупов, а также лиц, которые в силу различных причин не могут сообщить о себе сведения (состояние здоровья, возраст и т.п.); направленная на поиск имущества виновного, которое подлежит конфискации в рамках возмещения материального ущерба [3].

Как видим, взаимодействие осуществляется в достаточно широком спектре действий и мероприятий.

Перечисленные некоторые формы взаимодействия следственных и оперативно-розыскных органов приобретают особую важность при осуществлении  отдельных следственных действий по делам о некоторых преступлениях, в частности по делам о должностных преступлениях, связанных со взяточничеством, поскольку необходимость совместных действий определяется как видом преступления, так и следственной ситуацией, которая складывается на определенном этапе расследования, а также теми характеристиками (в том числе и уголовно-правовой, криминологической и криминалистической), которые присущи тому или иному виду преступления, в частности взяточничеству.

В таких случаях отсутствие слаженной работы и промедление могут оказать крайне негативное влияние на изобличение виновных и фиксацию доказательственной базы.

Специфика возбуждения уголовного дела по результатам оперативно-розыскных наработок заключается в необходимости правильного выбора времени реализации материалов оперативного учета.

Очевидна необходимость согласования и координации деятельности следователя и оперативных подразделений, в частности, по составлению плана оперативно-розыскных мероприятий по проверке поступивших материалов [4].

Рассмотрим некоторые направления взаимодействия оперативных и следственных подразделений при расследовании получения взятки как должностного преступления.

Зачастую одним из первых следственных действий проводится обыск с целью обнаружения и изъятия предмета взятки, а также иных предметов и установления фактов, имеющих доказательственное значение.

Взаимодействие следователя с оперативными сотрудниками является достаточно важным фактором, поскольку грамотно спланированное следственное действие, особенно с предварительным оперативно-розыскным сопровождением, позволит повысить результативность и эффективность мероприятия.

Как уже было отмечено, этап предварительной перед обыском процедуры установления данных имеет значение, в частности, данных о месте / местности, жилище, возможных путях отхода, о личности обыскиваемого и его связях, возможности оказать сопротивление, в том числе вооруженное, о необходимости или отсутствии таковой привлечения силовых подразделений для обеспечения безопасности проведения следственного мероприятия и т.п.

Все указанные действия возлагаются на оперативные подразделения, и их невыполнение может оказать негативное воздействие на исход, вплоть до угроз личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, не говоря уже о возможности виновных скрыться или сокрыть предмет преступления.

В стрессовых ситуациях сложно предугадать поведение обыскиваемого или близких ему лиц, поэтому необходимо также устанавливать информацию о возможности хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, животных, которых можно использовать для причинения вреда жизни и здоровью обыскивающих.

Негласным путем целесообразно также получать данные о наилучшем времени проведения обыска для соблюдения требований внезапности мероприятия в целях повышения его эффективности и результативности.

Оперативные сотрудники в рамках взаимодействия на месте обыска также играют важную роль, которым отводится непосредственно охрана места проведения мероприятия, задержание виновных в случае их обнаружения, пресечение посягательств со стороны обыскиваемых, установление личности внезапно прибывших неизвестных лиц в место проведения обыска и иные действия, призванные обеспечить достижение целей обыска.

Важность взаимодействия усиливается при необходимости проведения обысков в разных местах, у разных фигурантов, с привлечением значительных сил, когда имеется информация о наличии у подозреваемого во взяточничестве пособников, или если преступление имеет групповой характер или иные случаи, когда имеется несколько мест, обыск которых может дать информацию, имеющую доказательственное значение для расследования преступления.

Проведение обыска единовременно по всем предполагаемым местам предусматривает предварительную координацию действий, согласованность и обмен данными.

Практика показывает, что тщательная подготовка и широкое взаимодействие имеют высокую результативность, экономят силы и средства с высоким коэффициентом полезного действия.

В то же время рассогласованность действий, непривлечение оперативных сотрудников для проведения обыска, отсутствие у следователя детальной информации крайне негативно сказываются как на процессе проведения мероприятия, так и на его результатах, когда осуществляется сокрытие предмета взяточничества, рассредоточиваются силы и средства, информация, имеющая доказательственное значение, утрачивается, цели и задачи обыска не достигаются, а в наиболее критичных случаях речь идет о посягательствах на жизнь и здоровье самого следователя.

Несколько похожая ситуация наблюдается и при проведении выемки предметов и документов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу. Наиболее острым вопросом стоит уничтожение и их сокрытие, поэтому роль оперативных сотрудников сложно переоценить в таких ситуациях, на которых возлагается обеспечение физической защиты описанных предметов в целях получения возможности их изъятия.   

Случаются при расследовании должностных преступлений, связанных со взяточничеством, ситуации, требующие проведения проверки показаний на месте или следственного эксперимента, при которых роль и значение взаимодействия с оперативными подразделениями также имеют большую роль, и по поручению следователя последние выполняют действия, призванные добиться повышения эффективности и результативности мероприятия.

Важное значение имеет обеспечение сопровождения подозреваемых / обвиняемых, охрана места проведения следственного действия, недопущение посторонних и т.п.

Однако на процесс взаимодействия могут оказывать негативное влияние ряд проблемных вопросов, вызванный коллективной деятельностью и многосубъектностью процесса.

К наиболее распространенным нарушениям при взаимодействии оперативных и следственных подразделений, в частности, а также при межведомственном взаимодействии, в целом, могут быть отнесены такие, как некачественный и несвоевременный обмен данными и информацией между подразделениями, отсутствие понимания о совместных целях и задачах мероприятия, а также методах и способах их достижения, вопросы к качеству выполнения поручений оперативным составом, которые дает следователь согласно УПК при проверке сообщений о преступлении.

Отдельной выделяют проблему «..подмены следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями, направленными на сбор доказательной информации». В литературе высказывается мнение о том, что «…эффективность собирания уголовно-процессуальных доказательств напрямую связана с важностью обеспечения доступа следователя, в производстве которого находится уголовное дело, либо руководителя следственного органа, реализующего функцию процессуального контроля к результатам оперативных мероприятий» [6].

Акцентируется также внимание на том, что в силу того, что процессуальный закон «не дает следователю реализовывать контрольные полномочия за деятельностью оперативных органов при производстве оперативно-розыскных мероприятий, данные полномочия, но уже в виде надзора возлагаются на прокурора, который может выполнять не только надзорные функции, но и координационные, таким образом, способствуя взаимодействию в части обмена информацией между оперативными сотрудниками и следователем» [6].

Подводя итоги, отметим, что взаимодействие оперативных и следственных подразделений при производстве расследования преступлений имеет без всякого преувеличения крайне важное значение и способствует своевременному, эффективному и результативному принятию решения на различных стадиях. Наиболее эффективное использование результатов ОРД в процессе доказывания по уголовному делу достигается путем организационного и процессуального взаимодействия следователей с оперативными подразделениями.

Взаимодействие – это основанная на законе и подзаконных актах совместная деятельность сотрудников следственных и оперативных подразделений, согласованная по целям, времени, месту и направленная на решение задач по обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью в пределах их компетенции.

Значение согласованного выполнения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий возрастает при выявлении и расследовании трудных, многоэпизодных, замаскированных преступлений, поскольку имеется необходимость обеспечения следователей соответствующей оперативной информацией и последующего ее рационального использования в уголовном судопроизводстве.

При расследовании уголовных дел, связанных с совершением должностных преступлений, со взяточничеством, указанные позиции не теряют своего значения, а, наоборот, приобретают особую важность в силу характера и способа совершаемого преступления, промедление влечет потерю доказательственной базы и облегчает задачу виновным сокрыть следы преступления.

References

1. Ugolovno-processual'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii» ot 18.12.2001 N 174-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 30.01.2020) // «Rossiyskaya gazeta», N 249, 22.12.2001.

2. Ugolovno-processual'nyy kodeks Doneckoy Narodnoy Respubliki. - [Elektronnyy resurs]. URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ prinyatye/zakony/ugolovno-protsessualnyj-kodeks-donetskoj-narodnoj-respubliki/

3. Artyuhov A.V. Problemy vzaimodeystviya sotrudnikov operativnyh i sledstvennyh podrazdeleniy [Tekst] / A.V. Artyuhov, A.V. Avstriyskov, S.A. Gornyh // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. - 2019. - №. 1 (66).

4. Guschin A.N. Ispol'zovanie rezul'tatov operativno-rozysknoy deyatel'nosti na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela i v dokazyvanii po ugolovnym delam [Tekst] / A.N. Guschin // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - №. 4.

5. Lapunova Yu.A. Problemnye voprosy koordinacii i vzaimodeystviya operativnyh podrazdeleniy OVD s inymi pravoohranitel'nymi organami, organami gosudarstvennoy vlasti i obschestvennymi organizaciyami po bor'be s ekstremistskimi soobschestvami religioznoy napravlennosti [Tekst] / Yu.A. Lapunova // Vestnik SevKavGTI. - 2016. - №. 2. - S. 102-106.

6. Nikitin E.L., Dytchenko G.V. Organizacionno-pravovye voprosy razvitiya form koordinacii deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov po bor'be s prestupnost'yu [Tekst] / E.L. Nikitin, G.V. Dytchenko // Kriminalist'. - 2020. - №. 3. - S. 37-45.

Login or Create
* Forgot password?