Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 670 Общая теория права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article contains a study of the prospects of using block chain technologies in the system of state and legal policy. The entire document flow implemented within the framework of public administration related to the identification of identity transactions, payments and identification of subjects of legal relations, cadastre management, as well as law-making, law-making and law-protecting practices in general are able to qualitatively improve their level, become more effective and improved with the use of the latest achievements in the system of information security – block chain technologies.
law, system of law, bitcoin, block chain, cryptocurrencies, hash, mempool, manners, system, block chain technologies, state law, state and legal policy
Современное общество живет в эпоху прогрессивного качественного и количественного роста технологий и, в целом, значимости информационного ресурса. Распространение компьютерных информационных технологий неизбежно приводит к росту темпов креативной цифровой конвергенции – ситуации объединения различных технологических решений. Синтезу подвергаются явления, в силу своей природы, ранее не представляемые как части единого целого, но, при этом, вместе образующие феномен, обладающий принципиально инновационными, не присущими его отдельным элементам, качествами. Не является исключением и правовая сфера, вынужденная динамично и адекватно отвечать на вызовы четвертой технологической революции.
Одним из таких трендов общественной жизни выступают блокчейн-технологии. Ставшие известными на фоне возросшего интереса к крипто валютам и, в частности, биткоину, данные технологии постепенно, благодаря универсальным перспективам реализации, завоевывают иные сферы человеческой деятельности. Ассоциация блокчейна с крипто валютами (Ethereum, Bitcoin, Bitcoin Cash или Litecoin и др.), выступающими, не только как электронные средства взаиморасчетов, но и как инструмент мошеннических транзакций и иных преступных деяний, детерминировали отношение к нему в рамках правовой сферы исключительно как к объекту нормативного регулирования. Вопросы о сущности и свойствах таких технологий поднимаются только в аспекте установления объективных характеристик (объекта и объективной стороны) отдельных видов составов правонарушений[1]. Между тем, не следует связывать блокчейн только с крипто валютами. Несмотря на то, что в 2008 году Сатоши Накамото впервые разработал протокол для биткоина именно на базе блокчейна, данная технология имеет и иные сферы применения.
В этой связи актуальным представляется рассмотрение целесообразности имплементации опыта использования блокчейн-технологий в область системы государственно-правовой политики, для определения возможностей применения данных методик в отношении качественного повышения эффективности и продуктивности используемых государством правовых ресурсов управления.
Правовой основой такой политики государства выступает государственное право. Следует отметить, что государственное право представляет собой систему общеобязательных формально закрепленных и гарантируемых государством правил поведения, направленных на регулирование важнейших сфер жизни общества. Системность данного объединения обусловливает целесообразность поиска механизмов укрепления целостности и снижения уровня стохастичности государственного права, что реализуемо при помощи системологического инструментария и внешних процессов упорядочивания. Применение блокчейн технологий в государственном праве отвечает его искусственно созданной и извне управляемой сущности и способно еще более упорядочить процессы систематизации. Кроме того, основной функцией государственного права, как и государства в целом, выступает управление обществом, осуществляемое в формах регулирования, нормирования, правоприменения и т.д. Новейшие разработки в этой сфере все чаще заставляют обращаться к цифровизации современной жизни. Одним из инструментов такой цифровизации, способных повлиять на качество управленческого процесса в области государственного права, представляется блокчейн.
Под блокчейном (от англ. blockchain или block chain – «цепочка блоков») следует понимать выстроенную в цепь (непрерывную последовательность) в виртуальном пространстве по определенным правилам систему блоков, предназначенных для хранения информации.
Структурно такая цепь отличается, как от сети, так и от системы, но, тем, не менее, способна рассматриваться как их особая разновидность. В отличие от классической системы, данная технология не имеет, как таковых, отдельных, представляющихся базовыми системообразующих элементов и является децентрализованной. Все входящие в цепь блоки располагаются в определенной последовательности друг за другом, они равноценны и хранят всю информацию о предыдущих блоках, что отличает данное строение от сети, все части которой взаимодействуют одновременно и каждый блок отвечают лишь за свой информационный участок. Информация в блокчейне именуется «хеш», который выступает уникальным «отпечатком» всей предыдущей цепочки. Хеш переходит из одного блока в другой по мере информационного заполнения каждого. При заполнении блок «закрывается» и внести, изменить или удалить информацию, совершить иные транзакции в нем становится невозможно. Закрытию каждого блока также предшествует проверка всей ранее полученной из хеша информации, начиная с первого в последовательности блока, чем обеспечивается высокий уровень защищенности и безопасности хранящихся данных.
Mempool (мемпул) - информационная область, где хранятся сведения о всех новых транзакциях в блокчейне. В этой области действуют специальные программные коды, составляемые и управляемые майнерами, подтверждение большинства из которых необходимо для одобрения проводимой в цепочке операции. Майнеры – это еще один инструмент гарантирования надежности данной системы.
Таким образом, равномерное распределение и децентрализация блокчейна, его линейная информационная «память» делают его более надежным системным хранилищем данных, в отличие от классических систем, имеющих центр (сервер), хранящий всю базу данных. Взлом такого центра обеспечивает злоумышленникам доступ ко всей системе сразу, в то время как для блокчейна необходимо взломать все информационные блоки, которые хранятся одновременно на множестве компьютеров. Чем большее число компьютеров управляется майнерами, тем неприступнее информационная цепочка.
Нарастающие темпы внедрения информационных технологий в сферу государственной политики в целом, и государственного права, в частности, требуют поиска новых методов обеспечения защиты процессов хранения и передачи данных. В связи с этим перспективным представляется внедрение блокчейн технологий в правовую сферу. Особенно это касается областей хранения больших объемов информации, использующих системные механизмы и функционирующих за счет обращения данной информации.
Так, во-первых, линейно-последовательная архитектура позволит повысить надежность, а, значит, и демократичность избирательной процедуры, осуществляемой путем дистанционной подачи голосов. Практически невозможным станет «вброс» фиктивных голосов или иное несанкционированное воздействие на систему их хранения и подсчета. Вся работа таких сайтов, как «Госуслуги», федеральный портал проектов нормативных правовых актов и иных официальных страниц в Интернете в настоящее время не представляется в полной степени надежной без использования основ блокчейн технологий.
Во-вторых, при использовании рассматриваемых технологий, гражданское право приобретет важный и надежный способ консервации информации, что необходимо для повышения эффективности функционирования кредитной сферы и многих иных денежно-расчетных областей, страхования, нотариата, авторского права, системы наследования имущества. Сведения в блоках цепочки представлены как демократично и прозрачно хранящиеся данные, доступ акторов к которым возможен напрямую, без посредников, что обеспечивает их безопасность и надежность.
В-третьих, блокчейн технологии смогут оказаться эффективными в процессе подготовки и заключения различных смарт контрактов, использующих ресурсы больших баз данных и совершающихся преимущественно дистанционно. Криптографическое подтверждение транзакций майнерами выступит одной из предпосылок безопасности таких соглашений и практически любых проводимых денежных расчетов и операций, упростит преодоление пространственных и временных границ, защитит информационные данные субъектов правоотношений.
В-четвертых, продуктивным представляется использование данных технологий в сфере миграционного права, оперирующего сведениями о правовых статусах граждан государства, иностранных граждан и лиц без гражданства. Проверка легальности нахождения на территории государства, предоставление гражданства, сопровождение экстрадиции, привлечение к иным видам ответственности за правонарушения в сфере миграции – объекты применения технологий распределённого реестра. Эти же информационные ресурсы выступят средством повышения качества работы Интерпола и иных международных правоохранительных инстанций, позволят быстро и безопасно обмениваться информацией о международных правонарушениях и субъектов, их совершивших, перемещениях между границами государств лиц, попавших в поле зрения правоприменительных органов власти.
В-пятых, блокчейн способен стать основой формирования нового способа систематизации законодательства – особого реестрового учета, при котором информация об изменении одного нормативного правового акта неизбежно повлияет на содержание и адекватно обновит все связанные с ним предыдущие акты, что позволит предупреждать появление правовых коллизий и пробелов в праве; содержащаяся в нормативных правовых актах информация будет надежно защищена от несанкционированного изменения; минимизируются ошибки в текстах документов.
Таким образом, весь реализуемый в рамках государственного управления документооборот, связанный с удостоверением транзакций личности, проведением платежей и идентификацией субъектов правоотношений, ведением кадастров, а также правореализационная, правотворческая и правоохранительная практики в целом способны качественно повысить свой уровень, стать более эффективными и усовершенствованными при использовании новейших достижений в системе средств защиты информации – блокчейн технологий. Кроме того, на базе блокчейна возможно создание системы подлинно межгосударственного права, что вызвано объективно складывающимися процессами глобализации и всеобщей интеграции современных государств, упростит их внешнеполитическое и внешнеэкономическое взаимодействие, будет способствовать становлению международного правопорядка.
[1] Следует отметить, что урегулирование правового статуса криптовалют, существующих и обращающихся в ракурсе блокчейн-технологий, реализовано не во всех государствах, что затрудняет правоохранительным органам осуществление своих функций в данной сфере. Отсутствует такое регулирование и на международном уровне. Между тем, обращение электронных валют не подвластно государственным границам и лимитировано лишь возможностями информационно-телекоммуникационных сетей, что обусловливает высокую значимость связанных с такой валютой явлений для правовой сферы.