MONGOL CAMPAIGN IN EASTERN AND CENTRAL EUROPE
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the era of the Mongol conquests, the Western campaign to Europe was the largest of those realized, both in terms of the number of soldiers and the number of Chingizids - the descendants of Genghis Khan. It is noteworthy that the third generation, the grandchildren of Genghis Khan, took part among the Chingizids. The purpose of the article is to consider and study the topic of the conquest of Russia and Eastern Europe. The author relies on historical sources written by medieval authors and modern research. As a result of the study, a description is given of the main points of the military campaign, as well as the results of the expansion of the Jochi Ulus and the seizure of new territories.

Keywords:
mongols, Batu, Europe, military campaign, Genghis Khan
Text
Publication text (PDF): Read Download

Западный поход монголов в Восточную Европу и на русские княжества в 1236−1242 гг. был запланирован еще во времени жизни основателя Монгольской империи – Чингисхана, но не успевшего реализовать свои планы по причине смерти, и оставив свой план по захвату земель на западе своим потомкам, в первую очередь, наследникам старшего сына Джучи – Бату и Орда-Ежена.

Свои планы по захвату всех земель, каких только может, Чингисхан планировал еще в 1223 г., сообщив даосскому монаху, что хочет создать единое, обширное государство, где признавали бы его власть [1]. Что подтверждает после и папский посланник – Плано Карпини [2].

Первоначально джучиды были одиноки в своих военных делах, пока Великий каган Угедей не решил на курултае в 1235 г. объявить о захвате новых земель для потомков Джучи. Во главе будущего похода встать поручено было Бату, поскольку новые земли по праву принадлежали ему и его братьям. Другие чингизиды, Гуюк и Мунке, также была объявлены военачальниками похода [3]. Но настоящим верховным командующим был опытный полководец – Субэдэй-багатур, который занимал высокое положение в военной иерархии еще во времени Чингисхана. Также, среди основных полководцев фигурировал Бучек, сын Толуя, которого упоминает Угедей как наиболее выдающегося в укор Гуюку.

Для обеспечения нового похода, где участвовали все улусы, были созданы дополнительные налоги – копчур, одна голова скота за каждую сотню и тагар зерна с каждого десятка (ок. 83,2 кг). Изначально, введенные временно, налоги остались и после похода, став основными для монгольских государств [4].

Также для обеспечения связи на большом расстоянии была создана почтовая система. Организацией почтовой сети занимались доверенные люди от всех четырех правителей улусов: от Угедея – битикчи Куридзай, Чагатая – Икмолчин Тайчутай, Бату – Суку-Мулчитай, от улуса Толуя его вдова отправила Илджидая.

После окончания организации начался сбор войск. По указу Угедея с каждой семьи отправлялся старший сын, либо один человек, независимо от статуса будь то сотник, тысячник или представитель «золотого рода». Монголы отнеслись к походу со всей серьезностью, учитывая факт задействования столь большого числа семей. К примеру, Мунке, в бытность каганом, отправил на захват Аббасидского халифата только двух людей из десяти каждого улуса [1].

Другой оценки численности монголов придерживается Л.Н. Гумилев, который считал, что на запад было отправлено 30-40 тыс. При этом Гумилев делал расчет от общей численности армии в 130 тыс., где 60 тыс. находилось в Китае, 40 тыс. в Персии и еще 10 тыс. при ставке кагана. Учитывая мобилизацию старших сыновей империи, нужно было также учитывать 3-4 лошади для перехода к зоне боевых действий, транспортировку осадных орудий и коня для самих боевых действий, поскольку для битвы нужен был свежий конь [5]. Его оценка совпадала с оценкой Н.И. Веселовского [6]. Но, нужно отметить, что Гумилев считал Евпатия Коловрата реальным персонажем и опирался в своих выводах, в том числе, и на столь высокую значимость в остановке войск монголов небольшим войском Коловрата.

Другие сведения о войске монголов на западе дает Юлиан, называя численность армии в 135 тыс. и 240 тыс. рабов [7]. Эту цифру признают многие исследователи [1]. Сам Юлиан написал свое письмо уже из захваченного монголами Булгара. Из других авторов нужно отметить Рашид ад-Дина, который называл число 129 тыс. солдат [4]. А Джувейни говорил, что армия монголов была настолько велика, что заставила разбежаться всех диких зверей на их пути [8].

Вопрос о численности также усложняет отсутствие уточнения, кого авторы считали солдатами армии, только монголов, или вместе с принужденными сражаться за монголов покоренными народами, коих так любили использовать.

Первым противником монгольской армии в походе стали волжские булгары, которые смогли разбить Субэдэя и Джебе в 1223 г. Булгары имели хорошую, боеспособную армию и опыт в битвах, в том числе с монголами и Субудэем лично. А также армию, превосходящую численностью монгольскую, «40 туменов» (400 тыс.) [1]. Число, может быть, и преувеличенно, но, вероятно, булгары действительно имели армию значительно больше своих противников. Описывая одно из крупных сражений, Рашид ад-Дин упоминает, что монголов была в два раза меньше чем булгар, что больше укрепляет уверенность в большей численности булгар. Еще надо отметить, что во время похода монголов на Булгарию, часть армия во главе с Гуюком и Мунке воевала с кыпчаками.

Помимо хорошей армии, у булгар были и хорошо укрепленные города. Юлиан сообщает о городах с населением в 50-60 тыс. чел., способных держать оружие в руках. Но некоторые города монголам захватывать не пришлось, поскольку они смогли переманить на свою сторону некоторых из булгарских правителей [7].

За исключением одного сражения, мы не находим упоминание крупных битв, возможно, что монгольской армии получилось разбить булгар в первом генеральном сражении, после чего их армия не смогла организовать последующее сопротивление [4]. Лишь города пытались отбиваться. Среди захваченных городов упоминаются: Булгар, Биляр, Кернек и др. [9]; [4]. Столица Волжской Булгарии – город Булгар был захвачен, но не разорен, как это обычно было принято у монголов [10]. Если что и было разрушено полностью, так это стены булгарских городов, кои запрещалось строить в Улусе Джучи.

Одновременно с булгарами, монголы также вели военные действия с кыпчаками, коих, можно уверенно сказать, было больше. Монгольская армия во главе с Гуюком и Мунке, сумела использовать внутренние противоречия в среде кыпчаков и покорить всех, что неудивительно, ведь кыпчаки представляли собой множество племен, зачастую не связанных между собой ничем, и даже враждовавших друг с другом. Неудивительно, что монголы смогли взять полный контроль над Дешт и-Кыпчаком за короткое время и уже в 1237 г. присоединиться к основной армии Бату в походе на Русь. Но восстания против новых владык кыпчаки поднимали не раз, вплоть до 1243 г. [1].Особенно известно восстание кыпчакского вождя − Бачмана, против которого отправили Мунке и Бучека. Согласно Джувейни, Бачман был схвачен на острове и убит лично Бучеком [8].

Монгольская армия осуществляла вторжение на Русь в нескольких направлениях, объединяясь только для крупных сражений, первым из которых стало вторжение в Рязанское княжество. Главное сражение произошло недалеко от Рязани [5]. Рязанцы были разбиты и бежали, укрывшись за стенами города. Но город, уже успевший испытать на себе разорение в 1208 г. от суздальского князя Всеволода Большое Гнездо, не мог быть серьезным препятствием для монгольской армии. В результате осады город был разорен, а население полностью вырезано. Более примечательна битва у Коломны, в которой участвовали владимирские, новгородские и остатки рязанской дружины. Битва была проиграна русскими князьями, но сумевшими забрать жизнь одного чингизида – Кулкана, единственного чингизида, погибшего в ходе всего похода. 

После Рязани Бату повел армию во Владимирское княжество, где не имевший сил дать отпор князь Юрий оставил город с небольшим гарнизоном, а сам отправился на реку Сити – набирать людей. Там его обнаружил и разбил отряд под руководством Бурундая, двигающийся севернее основной армии. Князь Юрий был убит в битве, а его голову доставили Бату в качестве трофея.

К лету 1238 г. монголы отправились на Нижнюю Волгу для зимовки [5], перед этим захватив Переславль-Залесский, Тверь, Торжок, Козельск. Затем монголы пошли на юг. Первым значимым городом на пути стал Козельск, сумевший держаться под напором неприятеля целых 7 недель, уступая по продолжительности сопротивления только Киеву (13 недель) [11]. Среди других крупных захваченных городов значатся Чернигов и Волынь.

В 1240 г. монгольские войска под предводительством Мунке подошли к Киеву. Как принято у монголов, подходя к крупным городам, Мунке отправил в город посла с предложением открыть ворота и склонить головы. Правитель города, Великий князь Михаил Всеволодович казнил послов и вместе с сыном сразу бежал в Венгрию. Но Мунке не предпринимал каких-либо действий в ответ, а выжидал пока к городу не подойдет Бату с основными силами. Мунке также не имел право захватывать столь крупную добычу сам, поскольку прерогатива верховной славы должна была достаться Бату.

Со временем под Киевом собрались чуть ли не все силы монголов, участвующих в походе. Упоминаются Бату, Мунке, Субэдэй, Бури, Кадан, Бучек и Бурундай [12].

Осада города началась 6 сентября и завершилась только 19 ноября, при том в некоторых частях бои продолжались до 6 декабря. Руководившей обороной князь Дмитрий был взят в плен [13].

После чего поход монголов на Русь был закончен.

С окончанием похода на Русь некоторые чингизиды решили, что и право Бату на главенство также подошло к концу. Непризнание Бату лидером повлекло за собой конфликт в среде чингизидов, пик которого пришелся во время пира – Гуюк и Бури обрушились грозными речами на Бату, а после уехали. Сам Бату позже информировал Угедея о произошедшем [14]. Конфликт разгорелся так, Бату, будучи старшим, взялся за питье со стола раньше остальных, чем рассердил Гуюка и Бури [15]. Что неудивительно, поскольку право те не считали Бату главой похода и не ставили его выше себя, даже Бури, чья мать была всего лишь наложницей Мутугена, сына Чагатая, а в монгольском обществе занимаемое место за столом во время трапезы и право начинать прием пищи было строго регламентировано.

Именно данный случай дает возможность предположить, что официально Угедей не назначил Бату главным в походе, а его старшинство в силу возраста не давало ему право начинать трапезу первым [1]. По поводу конфликта Бату лично написал своему дяде Угедею письмо.

Разгневанный Угедей жестоко отчитал своего сына – Гуюка и направил его для наказания обратно к Бату. Вершить судьбу Бури отправили вначале к деду – Чагатаю, но он поступил также, как его брат – направил к Бату. Бату, разумеется, не смог наказать старшего сына Угедея и любимого внука Чагатая, и поэтому великодушно простил их.

В дальнейшем никто не оспаривал главенство Бату в походе.

Вторжение в Европу произошло, в первую очередь, с Польши, в которую монголы попали, обходя Карпаты с севера. Войска, действовавшие в Польше, возглавляли Байдар и Орда-Ежен. Польские города не могли единолично организовать сопротивление монгольской армии и легко оказывались под монгольским владычеством. Первым, относительно крупным сражением для поляков, стала битва под Турском, где поляки оказались полностью разбиты [11]. Все дело в том, что битва была замыслом монголов, которые нарочно отступили, заманив поляков в ловушку, дали бой и разгромили польское ополчение. Затем отошли к Сандомиру и путем нескольких крупных побед смогли овладеть Краковым.

Генеральное сражение на территории Польши произошло 9 апреля 1241 г. при Легнице, где монгольское войско легко разбило коалицию поляков и чехов, убив Князя Великой Польши – Генриха Набожного [11].

В это же время основная армия монголов во главе с Бату и Субэдэем вторгалась в Венгрию и приказали польским отрядам присоединиться к ним. Монгольская армия через Моравию шла на соединение с основными силами.

В Венгрии войска под предводительством Субэдэя захватывали города и вырезали гарнизоны, пока не подошли к Пешту, блокировав, разрезав коммуникации и разделив страну на две части. После чего смогли навязать венгерскому королю Беле IV генеральное сражение на реке Шайо, где разбили его основные силы, но части венграм удалось спастись, включая короля.

Захватив всю Венгрию, монголы обосновались здесь, назначая чиновников и выпуская свои монеты [13]. Не забывали монголы и своего врага, бежавшего короля – Белу IV, охотясь за ним по территории современной Хорватии, но так и сумев поймать.

Монгольская армия смогла достигнуть Адриатического моря в 1242 г., преследовав Белу IV, что стало крайней точкой монгольских завоеваний на западе империи. Этого удалось достигнуть корпусу Кадана, который захватывал и уничтожал все на своем пути ради захвата добычи. Этот корпус впоследствии захватил на обратном пути еще и Болгарию, сделав ее последней жертвой похода.

Доподлинно не известно, что послужило главной причиной отхода войск монголов из Центральной Европы. Выдвигаются различные причины, среди которых доминируют две: 1. Смерть великого кагана Угедея и страх Бату перед Гуюком за свои владения на востоке. 2. Монголы не хотели покидать степной регион, думая, что не смогут обеспечить достаточным кормом лошадей, основной силы армии.

Как бы то ни было, монголы навряд ли смогли бы удерживать большие территории в будущем, поскольку их малочисленность, разбросанная на обширной территории, не позволила бы осуществлять полный контроль. Наверно, именно это послужило причиной отхода Бату из Центральной Европы в Поволжье, откуда он мог осуществлять контроль над всем улусом Джучи.

Западный поход монголов был завершением планов Чингисхана по расширению улуса Джучи, но, самое главное, монголы смогли разбить всех, кто в будущем смог бы вторгнуться в их владения, а также уничтожили своего заклятого врага – Котяна. Обезопасив свои владения, монголы также создали образ непобедимого врага, внушающего ужас в умы людей в средневековой Европе. На завоеванных землях монголы не оставляли своих солдат, постоянной власти также не устанавливали, фактически поход был типичным набегом кочевников, только грандиозным по своему масштабу.

References

1. Pochekaev R.Yu. BATYY Han, kotoryy ne byl hanom. − Moskva: AST, AST Moskva, Evraziya, 2006. S. 352

2. Ioann de Plano Karpini. Istoriya mongalov / Per. A. I. Maleina, vstupit, st., komment. M. B, Gornunga // Puteshestviya v vostochnye strany. − Moskva, 1997. S. 28-85.

3. Kychanov E.I. Svedeniya «Yuan' shi» o zavoevanii Rusi mongolami // Istoriografiya i istochnikovedenie istorii stran Azii i Afriki. Vyp. 18. − 1999. − S. 160-169.

4. Rashid ad-Din. Sbornik letopisey. T. III / M.: Per. s pers. A. K. Arendsa. Red. A. A. Romaskevicha, E. E. Bertel'sa, A. Yu.Yakubovskogo. − Moskva; L., 1946.

5. Gumilev L.N. Ot Rusi do Rossii. − Moskva, Ayris Press. 2016. − S. 115-121.

6. Veselovskiy N.I. Han iz temnikov Zolotoy Ordy Nogay i ego vremya. Petrograd, 1922. S. 64.

7. Anninskiy S.A. Izvestiya vengerskih missionerov XIII-XIV vv. o tatarah i vostochnoy Evrope // Istoricheskiy arhiv. - 1940. - T. 3. - S. 71-76.

8. Ata-MelikDzhuveyni. Chingishan. Istoriya Zavoevatelya mira, zapisannaya Ala ad-DinomAta-MelikomDzhuveyni / Per. s angl. E. E. Haritonovoy. M., 2004.

9. Tatischev V.N. Istoriya rossiyskaya v 5 chastyah// Elektronnoe izdanie: Kompakt-disk. − Moskva, 2003.

10. Edige: Nogayskaya epicheskaya poema. − Moskva: Nauka, 2016. − 512 s.

11. Hrapachevskiy R.P. Voennaya derzhava Chingishana. − Moskva, 2004.

12. Gorskiy A.A. Rus'. Ot slavyanskogo rasseleniya do Moskovskogo carstva. − Moskva, 2004.

13. Fillips E.D. Mongoly. Osnovateli imperii Velikih hanov. − Moskva: Centrpoligraf, 2004 g.

14. Sultanov T.I. Chingiz-han i Chingizidy. Sud'ba i vlast'. − Moskva: AST, 2021 g.

15. Shastina N.P. Vstup. st. i prim. k knige: Puteshestviya v vostochnye strany PlanoKarpini i Rubruka. − Moskva, 1957. S. 232.

16. Egorov V.L. Istoricheskaya geografiya Zolotoy Ordy. − Moskva, 1985.

17. Knyaz'kiy I.O. Rus' i Step'. − Moskva, 1996.

Login or Create
* Forgot password?