The article is devoted to the study of the features of the organization and conduct of subject Olympiads using modern interactive technologies. In the content of the research, the main forms of conducting subject Olympiads are highlighted and characterized.
olympiad, heuristic and distance olympiad, methods and forms ofconducting olympiads
Введение
На протяжении многих лет одними из эффективных форм работы с учениками были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады, как один из видов неформального образования, являются открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний. Они позволяют выявить ещё в школьный период обучения наиболее одарённых учащихся, правильно и своевременно сориентировать их в выборе будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодёжи.
Олимпиада как форма учебного процесса способствует подъёму интеллектуального уровня всех участников: школьников и учителей. Это особенно важно в настоящее время, когда так возрастает спрос на творчески развитых, всесторонне образованных специалистов. Однако методика проведения предметных олимпиад сформировалась в условиях единой общеобразовательной школы, когда задачи формирования знаний и умений были приоритетными по сравнению с задачами развития личности учащегося.
Обсуждение
В последние годы внимание образовательных учреждений стало уделяться разным интеллектуальным конкурсам, марафонам и конференциям. Но с развитием техники и науки в годы цифровизации в стране эти методы проведения предметных олимпиад начали устаревать. Если обратиться к новым современным формам проведения предметных олимпиад, мы смогли выделить две формы, которые наиболее актуальны и эффективны в современном мире технологий: эвристическая и дистанционная олимпиада.
Эвристическая олимпиада − новая форма обучения, которая появилась в системе эвристического типа образования, разработанного А.В. Хуторским, – директором центра образования «Эйдос» [1, с.75-78]; [2, с. 217].
Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения [3]. Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.
Задачи эвристического метода обучения:
- Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего. Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения. Этот метод проведения олимпиады А.В. Хуторской описал в своей монографии «Дидактическая эвристика», в которой в 1996 г. ввел понятие «эвристическая олимпиада» [2]. О новой разработанной технологии и опыте проведения эвристических олимпиад 3 сентября 1996 г. написала «Учительская газета».
Второй тип из наиболее эффективных и современных методов современной формы проведения предметных олимпиад − дистанционная эвристическая. Оба метода были разработаны в образовательном центре А.В. Хуторского. Учитывая современное состояние страны, связанное с глобальной эпидемией коронавируса, для безопасности и удобства участники, ученики 1−11-х классов, студенты сузов и вузов, взрослые,а также организаторы могут участвовать на олимпиадах,находясь дома. Для выполнения они используют электронные аккаунты, различные формы и форумы, другие интернет-ресурсы, которые доступны и понятны всем.
Суть этой новой формы отличается от традиционной олимпиады, где участники выполняют не только решение, закрытый продукт, а создает свой продукт, находя новое направление при выполнении задания. Такой метод помогает организаторам олимпиад оценить одаренность участника, выявить склонность, раскрыть творческий потенциал, развитие интереса, дальнейшее его привлечение к различным видам кружков и конкурсов.
В ходе нашего исследования, мы обратились к исследованиям, рассматривающим вопросы применения современных методов и технологий при проведении олимпиад [4, с. 34-37]; [5, с. 176-179]; [6, с. 50-54]; [7, с. 174].
На эвристической олимпиаде, в отличие от традиционных предметных олимпиад, могут участвовать школьники с любым уровнем теоретической подготовки по предмету. Это обусловлено целью эвристической олимпиады, которая состоит не столько в выполнении серии мыслительных операций по решению трудной задачи, сколько в создании своих собственных знаний, в самостоятельном открытии субъективно и объективно новых знаний об исследуемом объекте.
Выделяют 3 основных направления подготовки к участию в дистанционных, эвристических олимпиадах:
− информационно-методическое – организация и проведение подготовки по актуальным проблемам образовательного процесса (поиск, обобщения, классификация, систематизация материала);
− деятельностное – выполнение различного рода задач с целью усвоения учениками эвристических методов (факультативные занятия, интеллектуальные марафоны, брейнг-ринги, творческие конкурсы и т.п.);
− общетехническое (работа с большим количеством информации, вычитка, оформление и каталогизация, получение и передача знаний).
Заведующая кафедрой математики ЦДО «Эйдос» Завьялова считает, что: «дистанционные эвристические олимпиады содержат в себе большой потенциал дляформирования, ключевых и предметных компетентностей у школьников» [8]. И отмечает положительное влияние участия школьников в эвристических олимпиадах на их успешное развитие: 1) у ребенка сформированы установки личностного роста; 2) ученик ясно представляет цели своего участия в олимпиаде, которые преобразуются в процессе работы; 3) преобладает позитивный эмоциональный настрой, радость от творчества; 4) наличие подготовки к олимпиаде; 5) составление учеником плана на день, определение времени для выполнения заданий; 6) связь с событиями в жизни семьи, класса, установление его значимости.
После выполнения эвристических заданий, деятельность ребенка характеризуется следующими моментами:
− наличие личностных организационно-деятельностных открытий;
− эмоциональная оценка предложенных заданий и проделанной работы;
− подробное описание хода выполнения заданий, фиксирование последовательности действий;
− философские выводы;
− планирование дальнейшей деятельности, формулирование намерений;
− установление личностных «отношений» с наукой / предметом;
− предоставление возможности всем желающим учащимся проверить свои знания в определенной научной области в условиях соревнования;
− выявление наиболее способных учащихся для участия в предметных олимпиадах [8].
Мотив, связанный с возможностью высказать свои идеи, очень часто появляется у тех ребят, которые уже вкусили радость творчества в ранее проводившихся дистанционных эвристических олимпиадах. Интерес к дистанционной форме творческого соревнования остаётся, но уступает место именно эвристической направленности олимпиад. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.
Дистанционные эвристические олимпиады в совокупности образуют образовательную систему. В ней осуществляется вся учебно-творческая работа. И лучший результат этой работы достигается при участии во всех олимпиадах. Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных эвристических олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал. Таким образом, дистанционные эвристические олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у школьников мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ. Количественный рост учащихся и педагогов, принявших участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное улучшение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы творческого обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Таковы общие черты организации и проведения дистанционных эвристических олимпиад.
Выводы
Используемые нами формы проведения предметных олимпиад нацелены на подготовку одаренных учащихся к предметным олимпиадам в комплексе с развитием их способностей, призваны формировать у них устойчивый интерес к предмету, с помощью обогащенных программ обучения развивать логические, комбинаторные, алгоритмические схемы мышления, формировать понимание стратегии работы с нестандартными задачами, поощрять индивидуализацию развития одаренности. Раннее развитие предметных способностей позволяет одаренным ученикам решать олимпиадные задания разного уровня сложности, именно в решении сложной задачи может состоять достижение подростка, ведь он оказывается в равном положении со взрослым, даже превосходит его. На практике решения олимпиадных задач вырабатывается интеллектуальная техника, соответствующие волевые качества, стрессоустойчивость, мотивация, критическое мышление.
1. Hutorskoy A.V. Evristicheskie olimpiady v Internet // Liceyskoe i gimnazicheskoe obrazovanie. - 1998. - №6. - S. 75-78.
2. Hutorskoy A.V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tehnologiya kreativnogo obucheniya. − Moskva: Izd-vo MGU, 2003. − 416 s.
3. Evristicheskiy metod obucheniya.[URL]: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/evristicheskiy_mtod_obucheniya
4. Keldibekova A.O., Avazova E.T. Distancionnye i evristicheskie olimpiady - sovremennye formy provedeniya predmetnyh olimpiad // Voprosy pedagogiki. - Moskva, 2018. - S. 34-37.
5. Keldibekova A.O. Rol' informacionnyh tehnologiy v upravlenii processom organizacii matematicheskih olimpiad shkol'nikov// Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. − 2018. − № 5 (71). − S. 176-179.
6. Keldibekova A.O., Zolotareva T.A. Primenenie informacionnyh tehnologiy na urokah//Nauka. Obrazovanie. Tehnika. − № 3-4 (60). - Osh, 2017. − S. 50-54.
7. Keldibekova A.O., Omaraliev A.Ch. Matematicheskaya olimpiada kak odin iz faktorov vliyaniya na povyshenie urovnya informacionnoy kompetentnosti shkol'nikov Kyrgyzstana//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. − 2018. − № 5. − S. 174.
8. Zav'yalova O.A. Uchastie mladshih shkol'nikov v serii predmetnyh distancionnyh evristicheskih olimpiad: sekrety uspeha [URL]: http://www.eidos.ru/journal/2011/1130