Tyumen region teachers’ experience related to formation of junior schoolchildren culture of relationship with people around when learning in multinational educational collective are revealed in this paper. The authors give examples of actions for children familiarization with various nations’ traditions, customs, art, and show possibilities for active interaction of school and a family.
multinational educational collective, educational process, tolerance, family and school constructive interaction, out-of-class action.
Сегодня все более актуальным становится поиск эффективных механизмов воспитания у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, считаться с чужим мнением, оказывать помощь и быть готовым ее принимать, создание и сохранение традиций классного коллектива. В детской среде сейчас, к сожалению, широко распространены нетерпимость, склонность к агрессии, а порой и озлобленность. Причин для этого много: дети становятся свидетелями нетерпимости, эгоизма и агрессии, которую щедро демонстрируют средства массовой информации, развивают компьютерные игры. Многие психологи, педагоги, общественные деятели уделяют особое внимание усилению воспитательной работы в учреждениях образования и культуры. Генеральный директор ЮНЕСКО (1987–1999) Федерико Майор призывает к толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе.
Школа обязана взять на себя воспитание у подрастающего поколения потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения. Таким образом, сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития.
Что же такое толерантность? Толерантность (от лат. tolerantia — «терпение», «переносимость», «снисходительность») рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание. Признание — это способность видеть в Другом носителя иных ценностей, иной логики мышления, иных форм поведения. Принятие — это положительное отношение к таким отличиям. Понимание — это способность взглянуть на мир Другого одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
1. Asmolov A.G. My obrecheny na tolerantnost´ [We are doomed to tolerance]. Sem´ya i shkola [Family and School]. 2001, I. 11.
2. Astashova N.A. Problema vospitaniya tolerantnosti v obrazovatel´nykh uchrezhdeniyakh [The problem of tolerance education in educational institutions]. Tolerantnoe soznanie i sozdanie tolerantnykh otnosheniy [Tolerance and creating tolerant attitudes]. Moscow, MPSI Publ., 2003.
3. Bayborodova L.V. Vospitanie tolerantnosti v protsesse organizatsii deyatel´nosti i obshcheniya shkol´nikov [Teaching tolerance in the organization of activities and communication students]. Moscow, Progress Publ., 2003.
4. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti General´noy konferentsii YuNESKO ot 16.11.1995 [Declaration of Principles on Tolerance UNESCO´s General Conference on 16.11.1995]. Zashchiti menya! [Protect me!]. 2004, I. 4.
5. Lizinskiy V. Printsipy, normy i pravila uspeshnogo vospitaniya [principles, norms and rules of successful education]. Narodnoe obrazovanie [Education]. 2002, I. 4.