VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 340.1 Виды и формы права. Направления в теории права
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 670 Общая теория права
BBK 60 Общественные науки в целом
In the modern domestic theory of state and law, there are relatively few works devoted separately to such a legal phenomenon as shadow law. The authors investigate the conditionality and origin of shadow law as a form of non-state law. The analysis of various definitions of the designated phenomenon is carried out. The impact of shadow law on social and legal reality is considered. The authors determined that there is currently no single approach to the study of shadow law, and there is no specific definition, structure.
Shadow law, legal pluralism, form of law, informal law
Развитие современного права противоречиво. Мы знаем, что право нельзя связывать только с деятельностью государства. С одной стороны, существует официальное право (система формальных официально закреплённых общеобязательных правил поведения создаваемых в основном органами государственной власти для регуляции общественных отношений, право, которое действует при поддержке государства). Активная роль государства в таких вопросах показывает, что государство стремится к императивному и правовому решению абсолютно любых общественных отношений и закреплению определенных правил поведения даже в личной жизни индивида. В идеале это должно привести к тому, что любые проблемы должны будут подлежать разрешению исключительно с помощью государственной власти. Но это лишь идеализированные условия, которые несопоставимы с правовой реальностью. При этом официальное право не всегда способно вовремя урегулировать развивающиеся общественные отношения, к тому же не всегда данные отношения могут регулироваться исключительно с помощью государственного права. А.Ю. Гарашко подчеркивает, что именно поэтому «невозможно отрицать полиморфизм современного социума, появление все большего числа различных негосударственных объединений, клубов, групп, союзов и т.д., стремящихся обособиться и существовать на основе правил, дифференцированных от юридических норм, а, иногда, в определенной степени противоречащих им»[1].
В социальных группах функционируют различные корпоративные нормы, которые регулируют поведение ее членов. Эти устоявшиеся в определенной группе правила поведения, которые подобно государственному праву выполняют регулятивную функцию. Такое, право, не санкционированное государством, является формой неофициального права. Его главное отличие состоит в том, что оно создано и признано членами данной социальной группы. То есть его происхождение заключается в том, что появляется правило, регулирующее поведение людей, субъекты этих отношений их признают, и они становятся правом и возникают правоотношения.
Как мы понимаем, официальное и неофициальное право действуют и существуют параллельно и вместе имеют влияние на правовое сознание и поведение индивида. В своей жизни он руководствуется нормами обеих систем права. Так наряду с нормами официального права, существуют нормы неофициального права, которые более широко распространены, меньше склонны к изменениям и гораздо более понятны.
В современной правовой действительности насчитывается большое число таких форм права, которые обусловлены постоянным развитием общества. В.М. Баранов отмечает, что «в любом государстве внутри самых разных общественных образований существуют нормы и соответствующие им правовые порядки, не принадлежащие к единой системе официального права»[2]. Одной из таких форм права является теневое право.
Теневое право носит компенсационный характер, который заполняет пробелы государственного права. Ведь создавая правопорядок в целом, государство не может обращать внимание на интересы каждого индивида. Так теневое право является отражением социальной действительности. Нормы теневого права постоянно развиваются в направлении развития всего общества.
Государство не обладает монополией на право, и теневое право является подтверждением правового плюрализма. Ведь как отмечается в юридической литературе «право имеет социальное, человеческое, а не государственное происхождение, которое является объективной иллюзией, связанной с появлением, государственно-правового регулирования»[3]. На этот счет Ю.Н. Оборотов пишет следующее: «Представления о праве как явлении, существующем только в связи с государственной властью (монистическая концепция права), должны быть преодолены представлениями о праве как явлении, существующем в связи с социальной властью (плюралистическая концепция права). Это изменение в понимании права позволяет от черно-белого изображения права выйти к его многоцветию»[4]. С учетом данного замечания в качестве права могут рассматриваться и другие нормативные порядки.
Можно утверждать, что с помощью теневого права реализуется гражданская позиция и собственная точка зрения на право представителей различных групп общества. Теневое право - совокупность прав и обязанностей, устанавливаемых самими участниками общественных отношений в обход нормам официального права.
Стоит отметить, что не существует единой методологии для определения теневого права. В современном праве до сих пор не разработано унифицированное понятие содержания, объема и терминологического обозначения теневого права.
Для понимания права в целом и его роли в обществе нужно понимать разницу между правовыми отношениями и общественными отношениями, которые есть фактически. Как мы уже поняли, развитие обусловлено целями, потребностям и интересами различных субъектов (социальных групп, организаций, индивидов). Так вместе с юридическим правом существует и фактическое. Теневое же право можно определить как совокупность фактической неправовой действительности. Е.Н. Трикоз определяет теневое право, как «особую разновидность социальных норм, регулирующих специфическую область общественных отношений, которые не исходят от государства, не защищаются силой государственного принуждения и не обладают формальной определенностью»[5].
Право называется теневым, потому что этого явления нет в различных статистиках и отчетах государства, а, значит, официально его и не существует. Несмотря на это, теневое право является властным руководством для определенных людей, организаций, групп общества. Теневое право выступает противоположностью государственного правового регулирования и так же существует во всех сферах жизни общества. Более того, как отметила Е.Н. Трикоз, оно борется с правовой жизнью общества и пытается разрушить ее. Это связано с антиобщественной природой данного права.
Самой важной характеристикой теневого права является то, что оно неофициальное и неюридическое. Оно является непризнанным в государстве и социуме в целом. В.М. Баранов определяет теневое право, как «искаженный, непланируемый ни одним демократическим государством и истинным гражданским обществом вариант права отличиться, а точнее выделиться из государственной сферы жизни». По мнению Е.Н. Трикоз теневое право «представляет собой опасную разновидность негативного неофициального права, находящегося в состоянии борьбы с официальным правом».
К теневым проявлениям правовой жизни следует относить не только противоправные деяния и правонарушения. К теневому праву также можно отнести и иные явления, которые отрицают официальное право и функционируют «в тени», но при этом не имеют сугубо отрицательной окраски, и обладают характерными для привычного нам права элементами.
Е.Н. Трикоз считает, что такими элементами могут быть теневое правосознание и образы права, неправильно сформировавшееся правовое чувство, юридическая демагогия, правовой нигилизм, дилетантизм, цинизм, ложные приоритеты в сфере нормотворчества и реализации права, субъективные мотивы принятия решений в узковедомственных, корпоративных и частных интересах, разрушающих ценность публичных интересов, асоциальные предписания, ритуалы, жесты и пр., установленные самими участниками общественных отношений.[6] Также именно данный автор допускает возможность позитивного влияния теневого права на правовую систему в целом.
Теневое право является неотъемлемым элементом в правовом регулировании общественных отношений и формировании правопорядка, ведь если бы только закон признавался как главный фактор порядка, это привело бы к установлению только «законопорядка».
В условиях длительного и последовательного следования данными лицами выработанным в их социуме нормам появляются условия для становления теневого порядка и даже теневого правопорядка. Л. Тимофеев определяет теневой порядок как сложную многоинституциональную систему частных правовых решений, неизбежно возникающую за пределами действия официального права[7]. Данный теневой правопорядок охраняется специальными морально-психическими, материальными и физическими санкциями.
Таким образом, общественный порядок включает в себя и теневой правопорядок, нормы которого действуют неофициально и одновременно с официальным государственным правом. Теневое право является неотъемлемым компонентом становления правопорядка, ведь действие норм теневого права, будучи не всегда отрицательным явлением, нельзя исключить из жизни общества, а значит и нельзя умалять его вклад в обеспечение правопорядка.
Также нельзя не отметить то, что в теневой правовой среде существуют специфические санкции за нарушения установленных норм. Естественно, они не носят государственный характер. Меры могут быть моральными, физическими и даже материальными. Особо негативным проявлением данного признака является то, что в преступной среде за некоторые действия может быть предусмотрено даже убийство.
По нашему мнению, нельзя не обращать внимание на социальную опасность и отрицательное воздействие теневого права. Можно сказать, что функционирование теневого права является предпосылкой образования отношений в преступной сфере и основой для развития и функционирования преступного мира.
Ярким примером действия теневого права выступает криминальная субкультура, которая содержит законы преступного мира. Существуют различные обозначения совокупности обрядов, ритуалов, правил поведения, жаргонов, выработанных преступной средой, создающих образ жизни, ценностную ориентацию и поведение ее носителей. В литературе встречаются такие термины, как «тюремная субкультура», «законы преступного мира», «криминальная субкультура», «криминальная контркультура» и т.д. «Под криминальной субкультурой в современном обществе следует понимать особый вид культуры, возникающий в местах лишения свободы и поддерживаемый профессиональными преступниками и на протяжении веков; он объединяет лиц, постоянно совершающих преступления, в том числе находящихся в тюремных учреждениях, противопоставляя их культуре общества».
Опасность заключается в том, что посредством различных механизмов воздействия, криминальная субкультура может объединять преступные группировки, поддерживать преступников и их деяния, развивать у несовершеннолетних качества, которые подталкивают их к преступному поведению.
Криминальное право, которому в основном присущ динамизм и развитие, в формальном смысле достаточно эффективное, получает преимущества, когда в обществе и государстве обнаруживается недостаток власти и законности, или власть трансформируется таким образом, что выработанные принципы и формы, традиции ломаются, а за основу берутся стандарты, завоевавшие доверия и показавшие свою эффективность.
Необходимо точное выявление механизмов реализации данного права, его специфических свойств, определение причин возникновения, источников формирования пространства теневого права, а также отличительные свойства этого пространства.
1. Baranov V. M. Shadow law. N. Novgorod, 2002. 165 p.
2. Vereshchagina A.D. The mechanism of interaction of law and politics in modern Russia (theoretical and legal aspect): abstract. dis... cand. jurid. M., 2000 / Yurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Moscow, 2000. 24 p .
3. Garashko A.Yu. Dynamics of shadow law as a socio-cultural trend of dialectics of the system of modern law // Trends in the development of law in the socio-cultural space. Zhidkov readings. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor M.V. Nemytina. 2018. pp. 209-215.
4. Turnovers Yu.N. Traditions and innovations in legal development. Odessa, 2001. 160 p.
5. Timofeev L.N. Institutional corruption. Moscow: Publishing house of the RSUH Center, 2000. 363 p.
6. Tricoz E. N.Shadow law: Myth or reality // Legislation and Economics. 2005. No. 1. pp. 56-60.