To Russian education’s numerous innovations a one more — global — is added since 2011. This is the Federal State Educational Standard (hereinafter referred to as FSES) of primary general education, main general education, secondary (complete) general education. To that block of administrative problems which were solved already by the teacher, will be added ensuring of development of universal educational actions, i.e. ability to study, personality’s capability to self-development and self-improvement by conscious and active assignment of new social experience. It is an actual and new task will reflect onto all elements of educational system, its subsystems, as well as in processes, which are proceeding in the educational system. The teacher should look for new techniques, technologies, models of educational activity organization. All this will be discussed in the paper.
“ability to study”; universal educational actions, regulatory universal actions; diagnostic function of control; technique of pupils training to test writing and analysis.
Общеобразовательная школа призвана обеспечить ученика системой знаний и умений, необходимых для дальнейшего самообразования, развить его познавательные интересы и способности, воспитать самостоятельно мыслящую творческую личность. Школа не может дать молодому человеку знания на всю жизнь, но она в состоянии помочь ему овладеть опорными знаниями, развить его мышление, научить оценивать факты, явления, идеи, с которыми он встретится в общественной жизни, в труде, сделать его способным к отбору и использованию вновь полученных знаний.
Универсализация содержания общего образования в форме выделения инварианта фундаментального ядра общего образования позволяет реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательной системе.
Сегодня российская школа «осваивает» новое понятие универсальные учебные действия, обеспечивающие «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
«Осваивает» в том смысле, что стремится понять, чем современное содержание понятия «умение учиться» отличается от «старого», когда в каждом классе был стенд «Учись учиться» заполненный какими-то, порой весьма полезными, советами.
В связи с изменением содержания понятия «умение учиться», учителям предстоит большая аналитическая работа. Им придется пересмотреть весь свой педагогический инструментарий: методики, технологии, техники, приемы и т.д. Соответствуют ли они новой системе требований к результатам образования, формируют ли универсальные учебные действия? При этом знания, умения и навыки нужно рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Среди блока регулятивных универсальных действий, которые формируют умение ученика строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами рассматривается такое действие, как контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако главная функция контроля, конечно, диагностическая. При этом диагностика результатов обучения важна не только для учителя. Она важна и для ученика, если мы хотим, чтобы он сознательно относился к своей учебной деятельности, понимал, что деятельность должна быть результативна.
Дидактика, как мы знаем, различает следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый.