from 01.01.2014 until now
Kazan', Kazan, Russian Federation
Kazan, Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 334.735 Потребительские кооперативы
UDK 334.732 Промысловые и сельскохозяйственные кооперативы содействия и взаимопомощи
Subject. Increasing the competitiveness of the agricultural cooperation system through the modernization of the material base based on the use of leasing relations. Purpose. To conduct a comprehensive multifactorial analysis of various aspects to create competitive advantages of agricultural enterprises based on the modernization of the technical base and the use of leasing transactions. The study of the factors of creating competitive advantages of agricultural cooperatives by determining the main priority areas of development. Possible ways to increase the competitiveness of consumer societies. Methodology. The presented article is based on the generalization of statistical and empirical data, analysis of materials provided by the Tatpotrebsoyuz of the Republic of Tatarstan and individual cooperative organizations. The authors critically processed the results of their own research, as well as the scientific research of authors dealing with the problems of the cooperative movement, including A.R. Nabieva[1], E. G. Zhulina and I. V. Kuznetsova [5]. A.I.Klimenko[6]. The peculiarities of the use of leasing instruments are reflected in the works of M.I. Zakharova [10], E.A.Fomina [11]. Results. The main results of the study are the identification of factors affecting the insufficient competitiveness of agricultural cooperation enterprises, as well as measures recommended for the technical modernization of the consumer cooperation system. In particular, by using the instruments of leasing operations. Scope of application. The results of the study can be used by enterprises, agricultural cooperatives, municipal authorities, leasing market participants, as well as research and educational organizations in the analysis of the directions of development of agricultural cooperation Conclusions and Relevance. In the proposed article, the issues of the development of the system of agricultural consumer cooperation were investigated through the prism of increasing competitiveness due to the technical re-equipment of enterprises. The authors conducted monitoring of the economic activity of the cooperative, analyzed the factors affecting the competitiveness of enterprises, and proposed recommendations for its improvement.
agricultural cooperation, modernization of agriculture, leasing, technical re-equipment
Направления деятельности потребительской кооперации в инфраструктуре национальной экономики имеет важное значение в решении как социальных, так и экономических вопросов страны [1]. В настоящее время осуществляется процесс реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан. Одним из ключевых факторов данной Стратегии является обеспечение продовольственной безопасности региона, что в свою очередь обусловлено ускоренным развитием и повышением конкурентоспособности предприятий сельскохозяйственной кооперации республики. Конкурентоспособность региональной системы сельхоз кооперации является интегральным показателем, зависящим от множества факторов, одним из которых является современная материально-техническая база предприятий данной сферы деятельности.
Развитие потребительской кооперации является одним из методов выживания небольших сельских производителей в условия конкурентной борьбы с большими аграрными предприятиями. Вступая в сельскохозяйственный кооператив мелкие формы хозяйствования, сохраняют свою индивидуальность и независимость, но ряд хозяйственных операций выполняют либо совместно, либо в рамках действующих нормативно-правовых и иных утвержденных кооперативов документов, что позволяет масштабировать деятельность таких предприятий, повышать конкурентоспособность, и снижать транзакционные затраты [2]. Система сельской потребительской кооперации является одним из важных инфраструктурных элементов региональных рынков. Она занимает определенную долю в региональном товарообороте, а также является многоотраслевым экономическим агентом в системе рыночных отношений, выполняющим различные социально-экономические функции. Анализ данных по развитию кооперативного движения в Татарстане позволяет говорить о том, что происходит тенденция повышения роли сельскохозяйственной кооперации в общем объеме сельхозпроизводителей. Так , только за 2021 год , на территории Татарстана было создано 20 новых потребительских кооперативов и за год ими произведено услуг на сумму более чем 254 млн. рублей. В том числе: производство - 270 млн. руб., заготовительная деятельность -219 млн. руб., торговля -175 млн. руб., общепит – 88 млн. руб. В целом, показатели деятельности основных отраслей Татпотребсоюза за 2017-2021 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 показатели деятельности основных отраслей Татпотребсоюза за 2017-2021
Виды деятельности |
Объём (млн.руб) |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Совокупный объём |
11096 |
12513 |
13884 |
15389 |
16613 |
в том числе |
|||||
розничная торговля |
3686 |
4055 |
4568 |
4798 |
5049 |
заготовка |
5614 |
6457 |
7101 |
8159 |
8975 |
производство |
1268 |
1420 |
1534 |
1693 |
1854 |
общепит |
448 |
493 |
562 |
612 |
602 |
Источник : https://tps.tatarstan.ru/rus
Однако, наряду с такими оптимистичными цифрами, в деятельности потребительской кооперации республики существуют и определенные проблемы. Основные предпосылки усиления роли потребительской кооперации, как основного заготовителя на селе, зависят от состояния и наличия материально-технической базы , вложений в ее развитие, цифровизации и автоматизации на единой информационной платформе, объединённой с налоговой и банковской системами. Проведенный анализ, показывает, что большое количество предприятий потребительской кооперации республики остро нуждается в модернизации своей материальной базы, обновлении основных фондов, в техническом вооружении и перевооружении производственных мощностей, внедрении конкурентоспособной техники, машин новых поколений, современных технологий, что, в свою очередь, возможно только благодаря новейшему оборудованию. Оказать содействие кооперативным организациям, в данной ситуации, способно развитие лизинга и лизингового бизнеса, как эффективного финансового инструмента предпринимательской деятельности, а также различные государственные программы по технической модернизации малого бизнеса (в том числе и предприятий потребкооперации).
В таблице 2 представлены объемы капитальных вложений на развитие материально-технической базы потребительских обществ и кооперативов Татпотребсоюза за 2017-2020 гг. Данная статистика, свидетельствует о том, что имеющееся оборудование требует постоянных финансовых вложений на капитальный ремонт и реконструкцию. Так, например в Буинском РайПО из 54 млн руб. вложенных в развитие материально-технической базы - более половины (32,5 млн. руб.) пошло на капитальный ремонт оборудования. В Кукморском РайПК на капитальный ремонт затрачено 32 млн. руб.
Таблица 2 Капитальные вложения на развитие материально-технической базы потребительских обществ и кооперативов за 2017-2020 гг.
№ |
Наименование райпо |
всего, млн.руб |
В том числе |
|||
Строительно монтажные работы |
оборудование. |
спец транспорт |
кап. ремонт |
|||
1 |
ПО «Зелено-Рощинское» |
88,4 |
29,8 |
15,9 |
24,4 |
18,4 |
2 |
Кукморский райПК |
88,0 |
12,0 |
32,0 |
12,0 |
32,0 |
3 |
ПК «Заготовитель» Лаишевского м.р. |
73,2 |
45,8 |
26,2 |
1,2 |
- |
4 |
Буинское райпо |
54,8 |
7,3 |
7,7 |
7,3 |
32,5 |
5 |
ПК «Лаишевское райпо» |
50,5 |
34,5 |
9,7 |
6,2 |
0,1 |
6 |
Тетюшское райпо |
48,2 |
5,5 |
16,2 |
15,2 |
11,4 |
7 |
ПО «Зелено-Рощинское» |
88,4 |
29,8 |
15,9 |
24,4 |
18,4 |
8 |
Заинский коопторг |
7,4 |
4 |
0,3 |
3,1 |
- |
9 |
Черемшанское райпо |
12,1 |
2,1 |
3,8 |
4,7 |
1,5 |
10 |
Ютазинский райПК |
12,2 |
2,9 |
4,9 |
2,9 |
1,5 |
11 |
ПО Кама |
12,9 |
4,9 |
3,7 |
- |
4,3 |
12 |
Альметьевское райпо |
13,4 |
1,1 |
5,9 |
0,6 |
5,8 |
Источник : https://tps.tatarstan.ru/rus
Так же по официальным данным Татпотребсоюза, основными проблемами отрасли остается низкий уровень использования имеющихся производственных мощностей. В среднем, он составляет 45 процентов по системе потребительской кооперации. Однако есть общества, где производственные мощности используются всего на 10-25 процентов. Это говорит о том, что направляемых средств на развитие материальной базы было крайне недостаточно, и эти кооперативы в основном обеспечили только сохранение производственного цикла и не смогли решить вопросы коренной модернизации производства. В то же время в системе потребительской кооперации Татарстана есть и примеры эффективного использования финансовых средств, направляемых на техническое перевооружение, например Бугульминское и Бавлинское предприятия. Их товары в соответствие со стандартами упакованы, сертифицированы, ассортимент составляет более ста видов наименований, что позволяет им полностью обеспечивать всю розничную торговую сеть, бюджетные организации и другие структуры районов своей продукцией. Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании мощностей всеми предприятиями на уровне хотя бы 70-75 %, имеется возможность без дополнительных капитальных вложений увеличить объем производства потребительскими обществами почти в два раза, что наглядно представлено в таблице 3 .
Таблица 3 Уровень использования производственных мощностей ПО Татпотребсоюза
№ |
Наименование районов |
Уровень используемой мощности (%) |
Объем, млн. рублей |
|
фактически произведенная продукция |
при освоении мощности на уровне 70% |
|||
1 |
Бугульминский |
76 |
143,4 |
- |
2 |
Бавлинский |
73 |
130,8 |
- |
3 |
Буинский |
66 |
111,2 |
125 |
4 |
Алексеевский |
60 |
101,3 |
120 |
5 |
Новошешминский |
41 |
46,4 |
71 |
6 |
Тетюшский |
40 |
48,2 |
94 |
7 |
Камско-Устьинский |
26 |
32,8 |
46 |
8 |
Аксубаевский |
25 |
16,6 |
37 |
9 |
Мамадышский |
25 |
39,2 |
110 |
10 |
Альметьевский |
20 |
31,4 |
99 |
11 |
Апастовский |
20 |
21,8 |
59 |
12 |
Азнакаевский |
10 |
11,9 |
100 |
13 |
В среднем по Татпотребсоюзу |
45 |
1854 |
3268 |
Источник : https://tps.tatarstan.ru/rus
Процесс обновления основных средств финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли организаций и сдерживается отсутствием заемного капитала. Хотя за последние годы и произошло увеличение объемов банковского кредитования сельскохозяйственного сектора, банки по-прежнему не выполняют своей роли финансового посредника. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования модернизации сельскохозяйственного производства и ускорения трансформации капитала из ссудного в производственный, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед национальной экономикой, в переоснащении основных фондов сельскохозяйственных предприятий.
Модернизация производственных фондов сельскохозяйственными предприятиями в рыночной экономике обеспечивает их конкурентное преимущество, что предполагает инвестиции в финансирование капитальных вложений. Таким образом, на сегодняшний день одним из наиболее перспективных и эффективных инструментов повышения конкурентоспособности является лизинг[3]. С учетом того, что в России существует значительный неудовлетворенный спрос на кредиты бизнесу, особенно малому и среднему, данная услуга может оказаться достаточно востребованной, что будет способствовать развитию лизинговых отношений в кооперации.
В целях развития и повышения конкурентоспособности системы потребительской кооперации в Татарстане Кабинетом Министров Республики Татарстан утверждена Концепция развития потребительской кооперации на 2021-2025 годы. В данном документе наряду с другими, особо выделена задача по созданию условий для инвестиционной деятельности, совершенствованию и укреплению материально-технической базы, модернизация, специализация и концентрация производства, внедрение прогрессивных и энергосберегающих технологий, обеспечение максимальной загрузки производственных мощностей предприятий потребительской кооперации. компании (МТК), кооперативы, действующие и потенциальные члены кооперативов.
Решение данного вопроса становится возможным в ближайшее время, так как в Республике Татарстан уже внедряются региональные программы помощи приобретения машин и оборудования путем лизинга, в том числе для потребительской кооперации. Так, ООО «Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан» в рамках реализации программы «Лизинг-Грант» продолжает закупки оборудования для победителей программы, в том числе предприятиям системы «Татпотребсоюза». По данным Агентства инвестиционного развития РТ, интерес потребительской кооперации к программам господдержки возрос в суммарном выражении. Данная программа господдержки по лизинговым проектам дает системе потребительской кооперации большие возможности в обновлении устаревшей техники и оборудования и перехода на выпуск более качественной продукции в интересах успеха в конкурентной борьбе в данном сегменте рынка. Используя лизинг, как инструмент развития системы потребительской кооперации, можно решить проблему обновления основных средств и найти рычаг финансового оздоровления, что будет способствовать росту эффективности функционирования организаций потребкооперации
Кроме того, еще одной возможностью повысить конкурентоспособность сельскохозяйственных кооперативов за счет технического перевооружения и модернизации является участие данных хозяйствующих субъектов в инвестиционной программе проводимой компанией «Росагролизинг». Она реализует новый инвестиционный проект с бюджетом более 12,4 млрд. руб. целью которого является стимулирование развития сельхозкооперации за счет ускорения модернизации производственных фондов хозяйствующих субъектов АПК, работающих на кооперационных принципах.
Основными задачами данного проекта являются :
- рост числа хозяйствующих субъектов, вовлеченных в сельхозкооперацию;
- проведение полевых работ в оптимальные агросроки;
- рост элеваторных мощностей и сохранение убранного урожая; повышение товарности производимой продукции;
- стабилизация финансового состояния субъектов, вовлеченных в сельхозкооперацию;
- рост занятости сельского населения.
Участниками данной программы могут стать машинно-технологические компании, потребительские кооперативы, фермерские хозяйства.
В настоящее время, развитие потребительской кооперации является одним из методов выживания небольших сельских производителей в условия конкурентной борьбы с большими аграрными предприятиями. Вступая в сельскохозяйственный кооператив мелкие формы хозяйствования, сохраняют свою индивидуальность и независимость, но ряд хозяйственных операций выполняют либо совместно, либо в рамках действующих нормативно-правовых и иных утвержденных кооперативов документов, что позволяет масштабировать деятельность таких предприятий, повышать конкурентоспособность, и снижать транзакционные затраты. Система сельской потребительской кооперации является одним из важных инфраструктурных элементов региональных рынков. Она занимает определенную долю в региональном товарообороте, а также является многоотраслевым экономическим агентом в системе рыночных отношений, выполняющим различные социально-экономические функции.
Однако, не смотря на это, по региональной плотности и количеству кооперативов на душу населения кооперативная форма хозяйствования в России развивается не достаточно интенсивно и уступает Европейским странам. И хотя на государственном уровне предпринимаются различные законодательные инициативы по поддержке данной формы деятельности в виде предоставления субсидий и грантов, льготного кредитования, образовательных программ, которые приводят к совершенствованию производственных сил и способствуют усилению глобализации экономики и мировых конкурентных отношений [4], но этого явно не достаточно. Основными проблемами, которые сдерживают развитие сельскохозяйственного предпринимательства в России, являются низкая конкурентоспособность данных предприятий; недостаточные знания и слабая мотивация населения в создании кооперативного движения; политика, проводимая крупными торговыми ритейлерами которая направлена в основном на увеличение импорта сельскохозяйственной продукции или на взаимодействие исключительно с крупными аграрными предприятиями; отсутствие действенной государственной поддержки сельхозпроизводителей со стороны региональных и федеральных властей. Авторы предлагают подходить к решению данных проблем комплексно, выделив несколько основных приоритетных направлений. При этом, первоочередной задачей, ставится повышение конкурентоспособности самих предприятий и выпускаемой ими продукции
Таким образом, достижение сбалансированности и устойчивости развития территорий большой вклад вносит система потребительской кооперации, конкурентные преимущества и устойчивость развития которой способствуют решению как государственных, так и социально-экономических задач [5]. На основании проведенного анализа авторами выявлены и проанализированы основные факторы и конкурентные преимущества кооперативов [6], основные проблемы предприятий Татарстанского потребительского союза, а также предложены мероприятия, которые могут позволить предприятиям выйти на новые формы сотрудничества, повысить эффективность своей деятельности, что в конечном итоге стимулирует развитие кооперативных связей всего региона. Однако, деятельность потребительской кооперации в республике Татарстан многопрофильна и многофункциональна. В связи с этим, представляется, что для каждого из предприятий системы потребительской кооперации Татарстана необходимо провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и на основе его результатов разработать рекомендации и мероприятия повышения конкурентоспособности для конкретного потребительского общества.
1. Nabieva, A. R. Socio-economic mission of consumer cooperation in the infrastructure of the national economy / A. R. Nabieva, V. A. Brodsky // Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. - 2021. - No. 3. - PP. 3-10- - DOIhttps://doi.org/10.37984/2076-9288-2021-3-3-10.
2. The role of transnational corporations in the processes of economic globalization / O. A. Shipshova, I. I. Nurtdinov, N. N. Zhilina, A. I. Nurtdinova // Ekonomika I menedgment: problem, resheniya = Economics and management: problems, solutions. - 2019. - Vol. 5. - No. 1. - pp. 8-15.
3. The influence of consumer cooperation on the territorial development of the country / E. G. Zhulina, I. V. Kuznetsova, A. P. Vitkalova, O. V. Dolmatova // Samoypravlenie=Self-government. - 2021. - № 4(126). - Pp. 338-344.
4. Nabieva, A. R. Theory and practice of reforming cooperative entrepreneurship in the development of rural territories of the Republic of Tatarstan / A. R. Nabieva. - Moscow : RIOR Publishing Center, 2021. - 288 p. - ISBN 978-5-369-02073-9. - DOIhttps://doi.org/10.29039/02073-9.
5. Kosov, P. N. Leasing in solving issues of expanded reproduction of the MTP of the domestic agricultural sector / P. N. Kosov, Yu. V. Chutcheva // APK: ekonomika, menedgment = Agro-industrial complex: Economics, Management. - 2022. - No. 1. - pp. 36-40. - DOIhttps://doi.org/10.33305/221-36.
6. Zakharova, M. I. Leasing as a type of investment activity and its application / M. I. Zakharova, V. I. Vedernikova // Theory and practice of modern agricultural science : Collection of the IV National (All-Russian) Scientific Conference with international participation, Novosibirsk, February 26, 2021 / Novosibirsk State Agrarian University. - Novosibirsk: Publishing Center of Novosibirsk State Agrarian University "Golden Ear", 2021. - pp. 1169-1172
7. Fomina, E. A. Directions of leasing development within the framework of Eurasian cooperation / E. A. Fomina, A.V. Kulakova // Economy and society, integration and patriotism : A collection of materials of scientific conferences of the Bryansk branch of Plekhanov Russian University of Economics, Bryansk, May 18-20, 2021 / Editorial Board G.I. Avdeenko, S.G. Dmitriev, N.N. Obidovskaya. - Moscow: Rusains Limited Liability Company, 2022. - pp. 128-134.