THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RESTORATION OF THE ECONOMY OF THE USSR - LESSONS FOR MODERN RUSSIA
Rubrics: MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The events of recent months allow us to assert that our country has already faced a similar situation. During the NEP period, the government of Soviet Russia placed emphasis on small and medium-sized businesses in economic recovery. Our task is to study the experience and use it to achieve positive changes in the Russian economy.

Keywords:
entrepreneurship, cooperation, NEP, handicraft industry
Text
Text (PDF): Read Download

РФ с 2014 г. живет под перманентным прессингом санкций со стороны стран Западной Европы и США. В феврале 2022 г. на РФ обрушились беспрецедентное санкционное давление [10]. Однако, стоит помнить, что в истории наша страна уже оказывалась в подобном положении.

После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия оказалась в международной блокаде. В том числе и кредитной блокаде. Кризис углублялся разрухой после Первой мировой войны, интервенции стран Антанты и Гражданской войны. Политические противостояния не были закончены даже после окончания Гражданской войны.

Экономическая ситуация требовала решительных мер. Началом перехода к новой экономической политике считают X съезд РКП(б), который прошел в марте 1921 г. На съезде был заслушан доклад от В.И. Ленина о замене продразверстке продналогом. В последующем был приняты ряд декретов, которые явились фундаментом НЭП:

  • Декрет от 7 сентября 1920 «О регулировании кустарных промыслов и ненационализированной промышленности»;
  • Декрет от 21 марта 1921 «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»;
  • Декрет от 28 марта 1921 «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку»;
  • Декрет от 7 апреля 1921 «О потребительской кооперации»;
  • Декрет от 24 мая 1921 «О порядке использования и распределения сельскохозяйственных машин и орудий»;
  • Декрет от 17 мая 1921 «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации»;
  • Декрет от 5 июля 1921 «О порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства»;
  • Декрет от 7 июля 1921 «О кустарной и мелкой промышленности»;
  • Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.».

Например, в декрете от 17 мая 1921 г. «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации» говорится о том, что надо принять все меры для развития кустарной промышленности в кооперативной и частной форме. Также там закреплен такой пункт, что необходимо избегать излишнего формализма и не мешать инициативе частных лиц.

В тот период времени экономика содержала в себе идеологическую составляющую. В целом, идея кооперативного движения строилась на основе идей В.И. Ленина. В статье «О кооперации» от 6 января 1923 г. В.И. Ленин писал «Мы перегнули палку, переходя к нэпу, не в том отношении, что слишком много места уделили принципу свободной промышленности и торговли, но мы перегнули палку, переходя к нэпу, в том отношении, что забыли думать о кооперации, что недооцениваем теперь кооперацию, что начали забывать уже гигантское значение кооперации в указанных выше двух сторонах этого значения» [9]. Иначе говоря, советское государство на начальном этапе не имело ничего против свободной промышленности и торговли. Однако упор больше делался на кооперативы.

НЭП был воспринят благоприятно, что отразилось на росте кустарной промышленности и промысловой кооперации. В РСФСР в 1921/22 г. насчитывалось 3 млн кустарей и ремесленников, из них 57% крестьяне.

Мелкие товаропроизводители стремились к концентрации производственных и сбытовых усилий, центральное место занимало кооперативное движение (табл. 1).

 

 

 

 

Таблица 1

Рост кооперативного движения

 

1 января 1914 г.

1 января 1919 г.

1 января 1920 г.

1 января 1921 г.

1 января 1922 г.

Артели

144

280

1722

4257

14815

Союзы

1

15

25

26

254

Число кооперированных кустарей (в тыс.)

19,5

52,4

107,7

340,5

667,1

 

Как видно из данных табл. 1, можно наблюдать колоссальные изменения, связанные с НЭП. После объявления НЭП в 1921 г. число артелей к 1 январю 1922 г. возросло на 348% по сравнению с аналогичным периодом 1921 г., число союзов возросло на 977%, число кооперированных кустарей – 196%. В 1922 г. рост кооперативного движения продолжился и по состоянию на 1 октября 1922 г. насчитывалось 19 132 артелей, 336 союзов и 1738,3 тыс. кооперированных кустарей. За 9 месяцев 1922 г. можно наблюдать рост числа кооперированных кустарей на 260,5%. По состоянию на 1 октября 1922 г. 59% действующих артелей были объединены в союзы, 56% мелких производителей состояли в кооперативах. Однако, не все так радужно, как можно увидеть на первый взгляд. Дело в том, что в тот период активно создавались «лжекооперативы», обмусленные ситуацией недостаточного контроля со стороны государства против злоупотреблений.

1 октября 1922 г. насчитывало 96 431 промышленных предприятий (без учета артелей и союзов). Из этого числа 94 799 мелкопромышленные предприятия или 98%. На 82 930 предприятий число рабочих не превышало 3 чел., 86% общего числа промышленных предприятий. В 1923/24 г. мелкопромышленные предприятия выпускали 89,9% продукции (табл. 2).

 

Таблица 2

Общая сумма продукции

Кем произведено

Млн руб. по ценам 1913 г.

% по всей продукции

Промысловая кооперация

280,8

54

Кустари одиночки

128,0

24

Частнопромышленные предприятия

115,0

22

Итого

523,8

100

 

Как видно из табл. 2, в 1921/22 г. в общем объеме выпуска продукции кустарной промышленности на долю кооперативов приходилось 54%. Однако, значительную долю занимали кустари одиночки (24%) и частнопромышленные предприятия (22%).

Кустарная промышленность в 20-х гг. XX в. занимала ключевую позицию в общем промышленном производстве СССР.

В 1926/27 г. в кустарной промышленности трудились 60% занятых в промышленности. При этом 30% продукции промышленности выпускалось кустарной промышленностью [4].

Основную долю кустарной промышленности занимал сельский сектор (76,3%).

Развитию кустарной промышленности в условиях НЭПа способствовали следующие социально-экономические факторы:

а) недостаточное развитие государственной промышленности для полноценного насыщения рынка вызвала необходимость мобилизации ресурсов кустарной промышленности;

б) избыточность рабочих рук в деревне и обусловленная этим безработица в городах;

в) неразвитость транспортной инфраструктуры и т.д.

Государство на начальном этапе реализации НЭПа ставило ряд задач, среди которых можно выделить:

  • ускоренное развитие отраслей, изготовляющих строительные материалы;
  • привлечение недостающего сырья из тех пунктов и теми методами, которые недоступны для государственных органов, и развитие определенных отраслей кустарно-ремесленной промышленности, использующих суррогатные виды сырья и отходы;
  • большой упор на импортозамещение;
  • развитие аутсортинга;
  • расширение рыночного ассортимента;
  • развитие и организация новых производств, особенно утилизирующих отходы производства;
  • снижение существующего уровня себестоимости и цен, и повышение качества изделий кустарно-ремесленной промышленности при условии повышения материального уровня жизни промыслового населения и т.д.

Валовая продукция кустарной промышленности и промысловой кооперации в 1926/27 г. приведена в табл. 3.

 

Таблица 3

Валовая продукция кустарной промышленности и промысловой кооперации (в млн руб.) [4]

Промыслы по группам

Продукция всех кустарей

В том числе продукция кооперированных кустарей

Продукция неорганизованных кустарей (частная)

Удельный вес продукции кооперированных кустарей (в %)

А. В неизменных ценах 1926/27 г.

 

 

 

 

I. Промыслы, работающие на недефицитном сырье

2604,5

534,4

2.070,1

20

II. Промыслы, работающие на дефицитном сырье

2099.5

598,1

1.501,4

28,5

Всего I и II гр. включая мукомолье

4704,0

1.132,5

3.571,5

24

Тоже без мукомолья

3137,7

1.116,9

2.020,9

36

Б. Удельные веса групп промыслов во всей продукции

       

I группа

       

а) с мукомольем

55,4

47,2

58,0

б) без мукомолья

33,1

46,4

25,7

II группа

       

а) с мукомольем

44,6

52,8

42,0

б) без мукомолья

66,9

53,6

73,4

 

Как видно из данных табл. 3, на период 1926/27 г. «неорганизованные» кустари занимали значительную долю во многих секторах кустарной промышленности. К примеру, в мелкой промышленности удельный вес продукции кооперированных кустарей занимал лишь 24%. В пятилетнем плане народно-хозяйственного строительства СССР 1929-1933 гг. было заложено доведение этого показателя до уровня 61-67% [4].

В 1928 г. доля продукции частнопромышленных предприятий в общем объеме выпущенной продукции (табл. 4) составляла 17,6%. Для сравнения, в этот же период доля кооперативной промышленности в общем выпуске продукции составляла 13,0% [8].

 

Таблица 4

Валовая продукция народного хозяйства СССР (%) [4]

Годы

Вся промышленность

Все сельское хозяйство

Всего

1913

100,0

100,0

100,0

1914

100,0

97,8

98,8

1915

102,7

101,2

101,8

1916

109,4

99,0

103,4

1917

75,7

92,3

83,3

1918

43,4

91,5

71,3

1919

23,1

76,3

53,9

1920

20,4

68,9

48,5

1920/21

24,7

63,9

47,4

1921/22

30,1

51,4

44,2

1922/23

39,5

73,6

59,2

1923/24

48,0

79,9

66,5

1924/25

67,0

84,0

76,8

1925/26

89,9

101,3

96,5

1926/27

103,9

106,5

105,1

1927/28

119,6

105,6

115,5

 

Как видно из данных табл. 4, НЭП сыграл свою положительную роль, и страна восстановилась в течение 6 лет после провозглашения НЭП.

Уход от принципов НЭПа не означал повсеместное установление на территории СССР повсеместной государственной собственности. В Конституции СССР 1936 г. в статье 5 выделили 2 вида собственности:

− государственная собственность;

− кооперативно-колхозная собственность.

Также допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда (ст. 9 Конституции СССР 1936 г.) [1]. Однако их доля в общем объеме выпуска промышленной продукции в 1937 г. составляла 0,2%. Для сравнения, доля государственной промышленности в общем объеме выпуска промышленной продукции за аналогичный период составила 90,3%, на долю кооперативов приходилось – 9,5% [8].

В 30-е гг. XX в. предпринимательство реализовывалось в форме кооперативов. В этот период был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих работу кооперативов. Среди которых:

  • Постановление СНК СССР от 18 июля 1930 г. № 169 «О развитии общественного питания».
  • Постановление СНК СССР от 4 марта 1933 г. № 358 «О порядке реализации продукции ширпотреба, изготовляемой утильцехами».
  • Постановление СНК СССР от 25 февраля 1934 г. № 341 «О кредитовании районных магазинов системы Центросоюза по товарообороту».
  • Постановление СНК СССР от 27 января 1936 г. № 1123 «О расширении производства предметов широкого потребления промысловой кооперацией и кооперацией инвалидов».
  • Постановление СНК СССР от 4 мая 1936 г. № 801 «О государственных конторах по торговому посредничеству»
  • и т.д.

С приходом к власти Н.С. Хрущева, государственная политика в отношении артелей и кооперативов несколько изменилась. В частности, ЦК КПСС и Совет министров СССР совместно приняли постановление «О реорганизации промысловой кооперации» от 14 апреля 1956 г. N 474. Данное постановление ликвидировало кустарную промышленность и артели. Согласно данному постановлению, все имущество артелей было передано в государственную собственность на безвозмездной основе. В 1955 г., согласно статистическому сборнику «Промышленность СССР» (1957 г.) в СССР насчитывалось 206 тыс. государственных промышленных предприятий, около 350 тыс. кузниц, мельниц и других мелких предприятий колхозов, около 28 тыс. промышленных предприятий потребительской кооперации, свыше 107 тыс. мастерских и других предприятий промысловой кооперации. В общем объеме промышленной продукции в 1955 г. объем кооперативной промышленности составлял 8% [8].

В ст. 16 Конституции СССР 1977 г. закреплено, что экономика СССР строится на сочетании центрального управления с хозяйственной самостоятельностью предприятий и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. В ст. 17 Конституции СССР в соответствии с законом допускается индивидуальная трудовая деятельность. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества [2].

Нынешняя ситуация с санкционным давлением для нашей страны является повторением ситуации 100-летней давности. Но как можно увидеть из представленных данных, а также из опыта осуществления первых пятилеток в целом [11], Советская Россия смогла найти внутренние ресурсы для разворота в свою пользу.

На наш взгляд, современной России следует сделать ставку на развитие малого и среднего предпринимательства, которые обеспечат структурную перестройку народного хозяйства, разворот от сырьевой направленности экономики с низкой добавленной стоимостью в сторону инновационной с высокой добавленной стоимостью. Неслучайно в странах Запада, кратно превышающих по производительности труда большинство российских компаний, на долю малого и среднего предпринимательства приходится 80 и более процентов в ВВП их стран, в то время как в современной России их доля в ВВП не превышает 21%. При этом решаются проблемы ухода от налогообложения через офшорные схемы и вывоза капитала из страны, который, как показала практика, в основном идет на приобретение предметов потребления за рубежом. Так, только в Великобритании в результате санкций оказались замороженными активы крупного российского бизнеса, приобретенные через офшорные компании, на 800 млн фунтов стерлингов, которые были вложены в основном в средства потребления. Малый и средний бизнес даже в силу определенного порога вхождения в экономику зарубежных стран не будет осуществлять вывоз капитала из России и уход от налогообложения через оффшорные схемы, а основное внимание уделит вложению полученной прибыли в развитие собственного бизнеса в стране, чем обеспечит рост ВВП на душу населения, а отсюда рост, как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Таким образом, в результате поддержки и развития малого и среднего бизнеса и создания соответствующей инфраструктуры, как показывает история нашего государства, мы можем добиться существенного роста экономики страны и благосостояния населения России.

References

1. Konstituciya SSSR 5 dekabrya 1936 goda

2. Konstituciya SSSR 7 oktyabrya 1977 goda

3. Statisticheskiy ezhegodnik 1921 god, Moskva 1922 g

4. Pyatiletniy plan narodno-hozyaystvennogo stroitel'stva SSSR, Tret'e izdanie. Izdatel'stvo “Planovoe hozyaystvo” Moskva 1930.

5. Promyshlennost' SSSR v 1924 godu. Ezhegodnik VSNH. Central'noe Upravlenie Pechati VSNH SSSR. Moskva, 1925 g.

6. Promyshlennost' SSSR v 1925 godu. Ezhegodnik VSNH. VSNH. Central'noe Upravlenie Pechati SSSR. Moskva-Leningrad, 1926 g.

7. Promyshlennost' SSSR v 1925/26 godu. Ezhegodnik VSNH. Akcionernoe Obschestvo "PROMIZDAT". Moskva-Leningrad, 1927.

8. Promyshlennost' SSSR (Statisticheskiy sbornik) (1957). Gosudarstvennoe statisticheskoe izdatel'stvo. Moskva. 1957.

9. V.I. Lenin «O kooperacii». V.I. Lenin, PSS, izdanie 5-e, t. 45, str. 369-377, Izdatel'stvo politicheskoy literatury, M., 1970 g.

10. Tebekin A.V. Perspektivy razvitiya nacional'noy ekonomiki v ramkah shestogo tehnologicheskogo uklada s uchetom uzhestocheniya zapadnyh sankciy. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2022. − T. 8. − № 1. − S. 17-37.

11. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta [Tekst]: uchebnik / A. V. Tebekin. − Moskva: KNORUS, 2016. − 695 s.

Login or Create
* Forgot password?