Academician of the International Academy of Management (akademik)
The events of recent months allow us to assert that our country has already faced a similar situation. During the NEP period, the government of Soviet Russia placed emphasis on small and medium-sized businesses in economic recovery. Our task is to study the experience and use it to achieve positive changes in the Russian economy.
entrepreneurship, cooperation, NEP, handicraft industry
РФ с 2014 г. живет под перманентным прессингом санкций со стороны стран Западной Европы и США. В феврале 2022 г. на РФ обрушились беспрецедентное санкционное давление [10]. Однако, стоит помнить, что в истории наша страна уже оказывалась в подобном положении.
После Октябрьской революции 1917 г. Советская Россия оказалась в международной блокаде. В том числе и кредитной блокаде. Кризис углублялся разрухой после Первой мировой войны, интервенции стран Антанты и Гражданской войны. Политические противостояния не были закончены даже после окончания Гражданской войны.
Экономическая ситуация требовала решительных мер. Началом перехода к новой экономической политике считают X съезд РКП(б), который прошел в марте 1921 г. На съезде был заслушан доклад от В.И. Ленина о замене продразверстке продналогом. В последующем был приняты ряд декретов, которые явились фундаментом НЭП:
- Декрет от 7 сентября 1920 «О регулировании кустарных промыслов и ненационализированной промышленности»;
- Декрет от 21 марта 1921 «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»;
- Декрет от 28 марта 1921 «О свободном обмене, покупке и продаже сельскохозяйственных продуктов в губерниях, закончивших разверстку»;
- Декрет от 7 апреля 1921 «О потребительской кооперации»;
- Декрет от 24 мая 1921 «О порядке использования и распределения сельскохозяйственных машин и орудий»;
- Декрет от 17 мая 1921 «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации»;
- Декрет от 5 июля 1921 «О порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных Высшему Совету Народного Хозяйства»;
- Декрет от 7 июля 1921 «О кустарной и мелкой промышленности»;
- Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Гражданского кодекса Р.С.Ф.С.Р.».
Например, в декрете от 17 мая 1921 г. «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации» говорится о том, что надо принять все меры для развития кустарной промышленности в кооперативной и частной форме. Также там закреплен такой пункт, что необходимо избегать излишнего формализма и не мешать инициативе частных лиц.
В тот период времени экономика содержала в себе идеологическую составляющую. В целом, идея кооперативного движения строилась на основе идей В.И. Ленина. В статье «О кооперации» от 6 января 1923 г. В.И. Ленин писал «Мы перегнули палку, переходя к нэпу, не в том отношении, что слишком много места уделили принципу свободной промышленности и торговли, но мы перегнули палку, переходя к нэпу, в том отношении, что забыли думать о кооперации, что недооцениваем теперь кооперацию, что начали забывать уже гигантское значение кооперации в указанных выше двух сторонах этого значения» [9]. Иначе говоря, советское государство на начальном этапе не имело ничего против свободной промышленности и торговли. Однако упор больше делался на кооперативы.
НЭП был воспринят благоприятно, что отразилось на росте кустарной промышленности и промысловой кооперации. В РСФСР в 1921/22 г. насчитывалось 3 млн кустарей и ремесленников, из них 57% крестьяне.
Мелкие товаропроизводители стремились к концентрации производственных и сбытовых усилий, центральное место занимало кооперативное движение (табл. 1).
Таблица 1
Рост кооперативного движения
|
1 января 1914 г. |
1 января 1919 г. |
1 января 1920 г. |
1 января 1921 г. |
1 января 1922 г. |
Артели |
144 |
280 |
1722 |
4257 |
14815 |
Союзы |
1 |
15 |
25 |
26 |
254 |
Число кооперированных кустарей (в тыс.) |
19,5 |
52,4 |
107,7 |
340,5 |
667,1 |
Как видно из данных табл. 1, можно наблюдать колоссальные изменения, связанные с НЭП. После объявления НЭП в 1921 г. число артелей к 1 январю 1922 г. возросло на 348% по сравнению с аналогичным периодом 1921 г., число союзов возросло на 977%, число кооперированных кустарей – 196%. В 1922 г. рост кооперативного движения продолжился и по состоянию на 1 октября 1922 г. насчитывалось 19 132 артелей, 336 союзов и 1738,3 тыс. кооперированных кустарей. За 9 месяцев 1922 г. можно наблюдать рост числа кооперированных кустарей на 260,5%. По состоянию на 1 октября 1922 г. 59% действующих артелей были объединены в союзы, 56% мелких производителей состояли в кооперативах. Однако, не все так радужно, как можно увидеть на первый взгляд. Дело в том, что в тот период активно создавались «лжекооперативы», обмусленные ситуацией недостаточного контроля со стороны государства против злоупотреблений.
1 октября 1922 г. насчитывало 96 431 промышленных предприятий (без учета артелей и союзов). Из этого числа 94 799 мелкопромышленные предприятия или 98%. На 82 930 предприятий число рабочих не превышало 3 чел., 86% общего числа промышленных предприятий. В 1923/24 г. мелкопромышленные предприятия выпускали 89,9% продукции (табл. 2).
Таблица 2
Общая сумма продукции
Кем произведено |
Млн руб. по ценам 1913 г. |
% по всей продукции |
Промысловая кооперация |
280,8 |
54 |
Кустари одиночки |
128,0 |
24 |
Частнопромышленные предприятия |
115,0 |
22 |
Итого |
523,8 |
100 |
Как видно из табл. 2, в 1921/22 г. в общем объеме выпуска продукции кустарной промышленности на долю кооперативов приходилось 54%. Однако, значительную долю занимали кустари одиночки (24%) и частнопромышленные предприятия (22%).
Кустарная промышленность в 20-х гг. XX в. занимала ключевую позицию в общем промышленном производстве СССР.
В 1926/27 г. в кустарной промышленности трудились 60% занятых в промышленности. При этом 30% продукции промышленности выпускалось кустарной промышленностью [4].
Основную долю кустарной промышленности занимал сельский сектор (76,3%).
Развитию кустарной промышленности в условиях НЭПа способствовали следующие социально-экономические факторы:
а) недостаточное развитие государственной промышленности для полноценного насыщения рынка вызвала необходимость мобилизации ресурсов кустарной промышленности;
б) избыточность рабочих рук в деревне и обусловленная этим безработица в городах;
в) неразвитость транспортной инфраструктуры и т.д.
Государство на начальном этапе реализации НЭПа ставило ряд задач, среди которых можно выделить:
- ускоренное развитие отраслей, изготовляющих строительные материалы;
- привлечение недостающего сырья из тех пунктов и теми методами, которые недоступны для государственных органов, и развитие определенных отраслей кустарно-ремесленной промышленности, использующих суррогатные виды сырья и отходы;
- большой упор на импортозамещение;
- развитие аутсортинга;
- расширение рыночного ассортимента;
- развитие и организация новых производств, особенно утилизирующих отходы производства;
- снижение существующего уровня себестоимости и цен, и повышение качества изделий кустарно-ремесленной промышленности при условии повышения материального уровня жизни промыслового населения и т.д.
Валовая продукция кустарной промышленности и промысловой кооперации в 1926/27 г. приведена в табл. 3.
Таблица 3
Валовая продукция кустарной промышленности и промысловой кооперации (в млн руб.) [4]
Промыслы по группам |
Продукция всех кустарей |
В том числе продукция кооперированных кустарей |
Продукция неорганизованных кустарей (частная) |
Удельный вес продукции кооперированных кустарей (в %) |
А. В неизменных ценах 1926/27 г. |
|
|
|
|
I. Промыслы, работающие на недефицитном сырье |
2604,5 |
534,4 |
2.070,1 |
20 |
II. Промыслы, работающие на дефицитном сырье |
2099.5 |
598,1 |
1.501,4 |
28,5 |
Всего I и II гр. включая мукомолье |
4704,0 |
1.132,5 |
3.571,5 |
24 |
Тоже без мукомолья |
3137,7 |
1.116,9 |
2.020,9 |
36 |
Б. Удельные веса групп промыслов во всей продукции |
||||
I группа |
||||
а) с мукомольем |
55,4 |
47,2 |
58,0 |
— |
б) без мукомолья |
33,1 |
46,4 |
25,7 |
— |
II группа |
||||
а) с мукомольем |
44,6 |
52,8 |
42,0 |
— |
б) без мукомолья |
66,9 |
53,6 |
73,4 |
— |
Как видно из данных табл. 3, на период 1926/27 г. «неорганизованные» кустари занимали значительную долю во многих секторах кустарной промышленности. К примеру, в мелкой промышленности удельный вес продукции кооперированных кустарей занимал лишь 24%. В пятилетнем плане народно-хозяйственного строительства СССР 1929-1933 гг. было заложено доведение этого показателя до уровня 61-67% [4].
В 1928 г. доля продукции частнопромышленных предприятий в общем объеме выпущенной продукции (табл. 4) составляла 17,6%. Для сравнения, в этот же период доля кооперативной промышленности в общем выпуске продукции составляла 13,0% [8].
Таблица 4
Валовая продукция народного хозяйства СССР (%) [4]
Годы |
Вся промышленность |
Все сельское хозяйство |
Всего |
1913 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
1914 |
100,0 |
97,8 |
98,8 |
1915 |
102,7 |
101,2 |
101,8 |
1916 |
109,4 |
99,0 |
103,4 |
1917 |
75,7 |
92,3 |
83,3 |
1918 |
43,4 |
91,5 |
71,3 |
1919 |
23,1 |
76,3 |
53,9 |
1920 |
20,4 |
68,9 |
48,5 |
1920/21 |
24,7 |
63,9 |
47,4 |
1921/22 |
30,1 |
51,4 |
44,2 |
1922/23 |
39,5 |
73,6 |
59,2 |
1923/24 |
48,0 |
79,9 |
66,5 |
1924/25 |
67,0 |
84,0 |
76,8 |
1925/26 |
89,9 |
101,3 |
96,5 |
1926/27 |
103,9 |
106,5 |
105,1 |
1927/28 |
119,6 |
105,6 |
115,5 |
Как видно из данных табл. 4, НЭП сыграл свою положительную роль, и страна восстановилась в течение 6 лет после провозглашения НЭП.
Уход от принципов НЭПа не означал повсеместное установление на территории СССР повсеместной государственной собственности. В Конституции СССР 1936 г. в статье 5 выделили 2 вида собственности:
− государственная собственность;
− кооперативно-колхозная собственность.
Также допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда (ст. 9 Конституции СССР 1936 г.) [1]. Однако их доля в общем объеме выпуска промышленной продукции в 1937 г. составляла 0,2%. Для сравнения, доля государственной промышленности в общем объеме выпуска промышленной продукции за аналогичный период составила 90,3%, на долю кооперативов приходилось – 9,5% [8].
В 30-е гг. XX в. предпринимательство реализовывалось в форме кооперативов. В этот период был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих работу кооперативов. Среди которых:
- Постановление СНК СССР от 18 июля 1930 г. № 169 «О развитии общественного питания».
- Постановление СНК СССР от 4 марта 1933 г. № 358 «О порядке реализации продукции ширпотреба, изготовляемой утильцехами».
- Постановление СНК СССР от 25 февраля 1934 г. № 341 «О кредитовании районных магазинов системы Центросоюза по товарообороту».
- Постановление СНК СССР от 27 января 1936 г. № 1123 «О расширении производства предметов широкого потребления промысловой кооперацией и кооперацией инвалидов».
- Постановление СНК СССР от 4 мая 1936 г. № 801 «О государственных конторах по торговому посредничеству»
- и т.д.
С приходом к власти Н.С. Хрущева, государственная политика в отношении артелей и кооперативов несколько изменилась. В частности, ЦК КПСС и Совет министров СССР совместно приняли постановление «О реорганизации промысловой кооперации» от 14 апреля 1956 г. N 474. Данное постановление ликвидировало кустарную промышленность и артели. Согласно данному постановлению, все имущество артелей было передано в государственную собственность на безвозмездной основе. В 1955 г., согласно статистическому сборнику «Промышленность СССР» (1957 г.) в СССР насчитывалось 206 тыс. государственных промышленных предприятий, около 350 тыс. кузниц, мельниц и других мелких предприятий колхозов, около 28 тыс. промышленных предприятий потребительской кооперации, свыше 107 тыс. мастерских и других предприятий промысловой кооперации. В общем объеме промышленной продукции в 1955 г. объем кооперативной промышленности составлял 8% [8].
В ст. 16 Конституции СССР 1977 г. закреплено, что экономика СССР строится на сочетании центрального управления с хозяйственной самостоятельностью предприятий и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы. В ст. 17 Конституции СССР в соответствии с законом допускается индивидуальная трудовая деятельность. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества [2].
Нынешняя ситуация с санкционным давлением для нашей страны является повторением ситуации 100-летней давности. Но как можно увидеть из представленных данных, а также из опыта осуществления первых пятилеток в целом [11], Советская Россия смогла найти внутренние ресурсы для разворота в свою пользу.
На наш взгляд, современной России следует сделать ставку на развитие малого и среднего предпринимательства, которые обеспечат структурную перестройку народного хозяйства, разворот от сырьевой направленности экономики с низкой добавленной стоимостью в сторону инновационной с высокой добавленной стоимостью. Неслучайно в странах Запада, кратно превышающих по производительности труда большинство российских компаний, на долю малого и среднего предпринимательства приходится 80 и более процентов в ВВП их стран, в то время как в современной России их доля в ВВП не превышает 21%. При этом решаются проблемы ухода от налогообложения через офшорные схемы и вывоза капитала из страны, который, как показала практика, в основном идет на приобретение предметов потребления за рубежом. Так, только в Великобритании в результате санкций оказались замороженными активы крупного российского бизнеса, приобретенные через офшорные компании, на 800 млн фунтов стерлингов, которые были вложены в основном в средства потребления. Малый и средний бизнес даже в силу определенного порога вхождения в экономику зарубежных стран не будет осуществлять вывоз капитала из России и уход от налогообложения через оффшорные схемы, а основное внимание уделит вложению полученной прибыли в развитие собственного бизнеса в стране, чем обеспечит рост ВВП на душу населения, а отсюда рост, как совокупного спроса, так и совокупного предложения.
Таким образом, в результате поддержки и развития малого и среднего бизнеса и создания соответствующей инфраструктуры, как показывает история нашего государства, мы можем добиться существенного роста экономики страны и благосостояния населения России.
1. Konstituciya SSSR 5 dekabrya 1936 goda
2. Konstituciya SSSR 7 oktyabrya 1977 goda
3. Statisticheskiy ezhegodnik 1921 god, Moskva 1922 g
4. Pyatiletniy plan narodno-hozyaystvennogo stroitel'stva SSSR, Tret'e izdanie. Izdatel'stvo “Planovoe hozyaystvo” Moskva 1930.
5. Promyshlennost' SSSR v 1924 godu. Ezhegodnik VSNH. Central'noe Upravlenie Pechati VSNH SSSR. Moskva, 1925 g.
6. Promyshlennost' SSSR v 1925 godu. Ezhegodnik VSNH. VSNH. Central'noe Upravlenie Pechati SSSR. Moskva-Leningrad, 1926 g.
7. Promyshlennost' SSSR v 1925/26 godu. Ezhegodnik VSNH. Akcionernoe Obschestvo "PROMIZDAT". Moskva-Leningrad, 1927.
8. Promyshlennost' SSSR (Statisticheskiy sbornik) (1957). Gosudarstvennoe statisticheskoe izdatel'stvo. Moskva. 1957.
9. V.I. Lenin «O kooperacii». V.I. Lenin, PSS, izdanie 5-e, t. 45, str. 369-377, Izdatel'stvo politicheskoy literatury, M., 1970 g.
10. Tebekin A.V. Perspektivy razvitiya nacional'noy ekonomiki v ramkah shestogo tehnologicheskogo uklada s uchetom uzhestocheniya zapadnyh sankciy. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2022. − T. 8. − № 1. − S. 17-37.
11. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta [Tekst]: uchebnik / A. V. Tebekin. − Moskva: KNORUS, 2016. − 695 s.