DEVELOPMENT OF PREREQUISITES FOR EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF FIRST-GRADERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the leading areas of developing educational independence at the stage of the first year of schooling. The characteristic of the main prerequisites for the development of educational independence of first-graders is given. Particular emphasis is placed on the development of evaluative skills during the period of ungraded learning. Examples of specific techniques that work for this task are given.

Keywords:
primary education, learning autonomy, gradeless learning, self-assessment and self-control
Text
Publication text (PDF): Read Download

Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом О.А. Рыдзе

Развитие учебной самостоятельности младших школьников, согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее ФГОС НОО) − это одна из приоритетных задач современного начального образования, успешная реализация которой способна повысить качество обучения на уровне основного общего образования, а в дальнейшем и в течение всей жизни. Главными составляющими учебной самостоятельности являются регулятивные универсальные учебные действия (далее регулятивные УУД), среди которых в новых ФГОС НОО определяются следующие: принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания [1, с. 3, 4, 6].         

Для эффективной реализации вышепоставленной задачи современного образования, по мнению представителей научной школы «Инновации и традиции в начальном образовании» Московского педагогического государственного университета Е.Н. Землянской, О.А. Рыдзе и др., необходимо осуществлять формирование и развитие умения учиться при первом же знакомстве обучающихся с учебной деятельностью, а именно, начиная с первого класса. Уже на данном этапе необходимо создавать условия для проявления первоклассниками предпосылок самостоятельной учебной деятельности: стремление проявлять себя в новой ведущей деятельности, умение преодолевать трудности, осуществлять оценочную деятельность, а также этапы контроля, самоконтроля и самооценки. Особенно важно обратить внимание на последние составляющие, а именно на самоконтроль и самооценку [5, 6, 7].

Главная особенность периода обучения в первом классе − безотметочная система. Она используется по ряду причин, главные из которых: кризис 7 лет, разноуровневый старт обучающихся, новое  понимание результатов обучения, когда для каждого ученика планируется свой образовательный результат, как его индивидуальное приращение в знаниях и умениях. При этом сущность данной системы оценивания ещё заключается в том,  чтобы школьник становился активным субъектом своей учебной деятельности, а для этого первоначально самостоятельно осуществлял этапы контроля и оценки, предшествуя оценке учителя. И особенно важно, по мнению Е.Н. Землянской, чтобы уже в первом классе ребенок научился видеть свою работу как сумму многих других умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания, учился оценивать свою работу по нескольким критериям. Так как позднее, при балльной системе, будет сложнее увидеть собственный рост из-за их скрытости и  недифференцированности [4].

На сегодняшний день происходит постепенное обновление программ и учебных пособий для младших школьников. В них появляются задания, нацеленные на качественную оценку знаний учителем и самим учеником, а именно задания для самоконтроля. В методических пособиях к учебникам описываются современные технологии контроля и оценки знаний. При разработке контрольно‑измерительных материалов для этапного (промежуточного) и итогового контроля авторы стремятся к тому, чтобы каждое предлагаемое задание имело конкретный объект контроля, а педагог, познакомившись со спецификацией, характеристикой заданий, планом, всегда смог бы получить информацию о том, что проверяет вся работа и любая ее часть [7].

Однако вышеуказанные процессы протекают достаточно медленно, а от учителей требуется реализация поставленных целей. Главной задачей для педагогов начальных классов становится трансформация учебного материала, с целью развития учебной самостоятельности обучающихся.

Для этого учитель использует различные приемы. Например, предлагает непосредственно оценить работы (продукт деятельности) по нескольким шкалам (правильность, аккуратность), выбрать лучшую букву или строчку, сравнивая её с образцом. Или включает обучающихся в процесс решения учебных задач, направленных на осуществление действий контроля и оценки, так как многочисленными исследованиями доказано, что формирование учебной деятельности как новообразования младшего школьного возраста должно проходить в контексте того или иного учебного предмета с использованием заданий предметных областей и учебных предметов, т.е. на предметном содержании в сочетании стимуляции высокой активности учащегося и развития у него универсальных учебных действий. [3, с. 59–61; 4, с. 277, 343; 7].  Например, используя математические разминки следующего характера: «Работа с текстовыми задачами» (IV класс). 1. Толя решил задачу на нахождение скорости туриста. Какой ответ он мог получить? Запиши одну величину. (Правильным будет любой ответ в диапазоне реальных величин скорости туриста — от 3 до 6 км/ч. Ответ может быть дан и в других единицах скорости, например, 100 м/мин.) Для первого класса задачи для математической разминки могли бы выглядеть так: « В саду растут два яблоневых и три вишневых дерева. Ваня решил, что это- задача. Прав Ваня?»,  «В пенале у Маши было семь цветных карандашей. Две ручки она отдала сестре. Сколько ручек у неё осталось? Ира решила эту задачу так: 7-2=5 (к.). Согласен ли ты с решением Иры?». Или же, после самостоятельного выполнения работы, предлагает обучающимся заполнить оценочную таблицу (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Успешность выполнения работы [9]

 

Приемы, о которых было сказано ранее, при постоянном использовании на уроках в начальной школе, начиная с первого класса, способны принести значительный вклад в развитие самостоятельности. Так, например, оценивая возможности математических разминок в развитии учебной самостоятельности О.А. Рыдзе отмечает следующее: «во время математической разминки, ученик на короткое время (не более 10 мин.) берет на себя ответственность за решение конкретного набора устных заданий (этап решения) и проверку правильности их выполнения (этап контроля или самоконтроля). О результатах своей работы он узнает сразу, поэтому имеет возможность сравнить ожидаемую успешность («Как я решаю задачи?») и фактическую («У меня все получилось!», «Правильно решил две задачи из трех — это лучше, чем в прошлый раз», «Жаль, что вместо заданной решил другую задачу, более трудную»). Ответственность лежит в основе учебной инициативы как качества самостоятельности, влияет на развитие самооценки и самоконтроля, способствует выработке действий и операций, которые ученик приучается выполнять по завершении работ проверочного характера. К ним относятся, например, проверка полноты («Сколько заданий надо было выполнить? А сколько выполнено?») и правильности («На какой вопрос нужно было ответить? Ответ получен?», «Каких затруднений и ошибок не удалось избежать?») решения учебной задачи». При самостоятельной оценке работы, составленной на материале одного раздела, ученик может предварительно или после ее выполнения охарактеризовать свои возможности в освоении конкретного содержания («Я знаю, как…», «Я умею…», «У меня может не получиться…») [9, с. 43-46].

Все вышеуказанные приемы помогают оценить обучающемуся собственную работу сразу по трём аспектам оценки: самооценка выполненного задания (продукта); самооценка процесса работы над заданием («Что мне помогало / мешало? Трудно ли было? Приходилось ли обращаться за помощью?»); самооценка образовательных достижений («Чему я научился? Что я умею делать хорошо и уверенно? Над какими умениями мне бы надо еще поработать?»).

Получается, средством развития оценочного умения школьника как метапредметного результата являются образовательные ситуации формирующего оценивания. В таком случае самооценка работы происходит до оценивания учителем, а результаты ученика оцениваются только по сравнению его с самим собой; учащийся видит и начальную точку, и впередистоящую цель, а главное, он видит тот путь, который он прошел в процессе. При этом главным успехом в использовании данных приемов, по мнению Е.Н. Землянской, является беспрерывность их использования. Оценивание должно начинаться с того момента, как перед ребенком появляется учебная задача, как только он видит цель, и продолжаться на протяжении всего образовательного процесса: при построении плана решения задачи, нахождении выхода из затруднения, поиске информации, предложении гипотез, открытии нового знания, закреплении, рефлексии [6].

Таким образом, если уже в первом классе учитель организует эту беспрерывность, все время напоминает ученикам о рефлексии, создает условия для овладения навыками самоконтроля и самооценивания,  то  главная задача − научить каждого ученика самого держать внутренний диалог с самим собой, уметь себя оценивать, отмечать свои достижения (как предметные, так и метапредметные), замечать и исправлять ошибки, ставить учебные цели будет в дальнейшем реализована, а значит и выполнены требования ФГОС НОО.

 

 

References

1. Akt ministerstv i vedomstv "Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossiyskoy Federacii ot 31.05.2021 № 286 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya" " ot 31.05.2021 № 286 // Rossiyskaya gazeta. - 2021 g. - s izm. i dopol. v red. ot 06.06.2021.

2. Vinogradova N.F. Koncepciya nachal'nogo obrazovaniya «Nachal'naya shkola HHI veka»: monografiya. - Moskva: In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO, 2017. - 64 s.

3. Guruzhapov V.A. Problema teorii uchebnoy deyatel'nosti detey mladshego shkol'nogo vozrasta: Monografiya. - Moskva, 2017. - 240 s.

4. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. - Moskva, 1996. - 544 s.

5. Zemlyanskaya E.N. Bezotmetochnoe ocenivanie obrazovatel'nyh dostizheniy v nachal'noy shkole // Nauka i shkola. - 2019. - № 3. - S. 78-82.

6. Zemlyanskaya E.N. Kompetentnost' uchitelya nachal'nyh klassov v formirovanii metapredmetnyh obrazovatel'nyh rezul'tatov obuchayuschihsya // Nachal'naya shkola. - 2021. - № 9. - S. 9-12.

7. Pozdnyakova E.P. Razvitie metapredmetnyh kompetenciy u mladshih shkol'nikov posredstvom interaktivnyh tehnologiy: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2010. - 24 s.

8. Rydze O.A. Razvitie samostoyatel'nosti mladshego shkol'nika v uchebnoy deyatel'nosti: avtoreferat dis…kand.ped.nauk : 13.00.01 / Rydze Oksana Anatol'evna. - Moskva, 2002. - 18 s.

9. Rydze, O.A. Razvitie samostoyatel'nosti uchenika na uroke matematiki / O. A. Rydze // Nachal'naya shkola. - 2016. - № 11. - S. 41-48.

Login or Create
* Forgot password?