Institute of Content and Methods of Teaching
Russian Federation
The article discusses the project "Meaningful Reading" — a new project of the Moscow education, which started in 2021. Its main task is to teach schoolchildren to work with a variety of types of text, to quickly analyze and understand the essence of information, to think critically and logically.
Meaningful reading, functional literacy, reading literacy, primary education
Статья представлена научным руководителем канд. пед. наук, доцентом Е.А. Стародубовой
«Чтение – окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
В.А. Сухомлинский
Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому умение находить и извлекать нужные данные из иллюстрации или текста, преобразовывать их является важнейшим в наши дни. Без этого умения невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Чтение лежит в основе всего обучения: нельзя решить задачу, если не сформирован навык чтения. Умение быстро и внимательно читать и вникать в суть − незаменимый навык в школе, в вузе, на экзаменах, в обычной жизни. Современные дети окружены терабайтами информации, в которой бывает трудно разобраться, не обладая навыками анализа различных текстов. Однако этому можно и нужно научиться!
В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования младшие школьники должны овладеть способами общего понимания содержания прочитанного, уметь находить необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, отвечать на вопросы, формулировать выводы, выражать собственные впечатления по прочитанному. Главная задача читательской грамотности − научить младших школьников работать с самыми разными видами текста, быстро анализировать и понимать суть информации, критически и логично мыслить. Мы знаем, дети, которые любят читать, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью, точнее формулируют и свободнее пишут, они самостоятельны в суждениях и поведении. Термин «функциональная грамотность» был предложен ЮНЕСКО в 1957 г. Тогда функциональная грамотность включала в себя умение читать и писать, используемые в повседневной жизни. С тех пор понятие изменялось и дополнялось новыми компонентами.
Член-корреспондент РАО, профессор, д-р пед. наук РАО Н.Ф. Виноградова в своей книге о функциональной грамотности младших школьников пишет: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [2].
Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
- читательская;
- цифровая;
- языковая информационная;
- математическая;
- социальная;
- естественно-научная.
Какие есть сложности с функциональной грамотностью?
Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как Международное исследование качества чтения и понимания текста (далее-PIRLS), Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественно-научного образования (далее) TIMSS, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (далее) PISA. Исследование «Pisa для школ» измеряет компетенции, знания, умения и навыки 15-летних учащихся по всему миру в области читательской, математической и естественно-научной грамотности, TIMSS измеряет математическую грамотность, а PIRLS − понимание текста школьниками. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей − оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки. Разработать материалы для международного тестирования непросто − они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида. В рамках читательской грамотности необходимо развивать компетенцию анализа, осознанного чтения и понимания прочитанного.
Развивать функциональную грамотность в школе нужно на протяжении всего обучения. Важно не «натаскивать» учеников на новый тип заданий, а учить работать с информацией в непривычной ситуации и применять знания для достижения цели. Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA, cредний балл российских учащихся в 2009 г. составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам организации экономического сотрудничества (далее – ОЭСР) (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.
В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале). В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-й уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст. Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:
• сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность;
• оказать адекватную помощь «слабым» и «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.
Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику. Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:
- Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации. (Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.)
- Интерпретация текста. (Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.)
- Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. (Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.)
Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования. Чтобы освоить все техники осмысленного чтения и выработать нужные навыки, ребятам важно регулярно заниматься: читать, осваивать новые техники анализа текста, обсуждать тексты с учителями. Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с не сплошными текстами.
Какие задачи ставит перед собой проект «Осмысленное чтение»? Этими задачами являются:
● формирование у учащихся читательских компетенций;
● развитие умения работать с различными видами текстов, необходимого для успешного освоения всех учебных предметов;
● формирование способности удерживать внимание на содержании текста при возникновении отвлекающих факторов.
В школе №1078 и всех столичных школ г. Москвы проходят ежедневные занятия в рамках проекта «Осмысленное чтение», позволяющие обучающимся освоить эффективные техники анализа текстов с использованием публикаций на различные актуальные темы в СМИ. Эта работа направлена на расширение активного словаря современных терминов из сферы IT, экономики, финансов, формирование навыков, полезных для изучения научных текстов, быстрого и правильного понимания условий сложных математических, физических, химических задач. Участие в проекте «Осмысленное чтение» формирует критическое отношение к быстро меняющейся информационной повестке, учит самостоятельно формулировать выводы, основанные на фактах. Кроме того, в письменных работах, сочинениях ученики могут использовать для аргументации своей позиции не только примеры из художественной литературы, но и опираться на современные источники информации уже в начальной школе. Занятия в проекте «Осмысленное чтение» рекомендовано проводить в рамках внеурочной деятельности, классных часов и школьных мероприятий, чтобы не сокращать содержание школьной программы.
В рамках проекта обучающиеся работают и анализируют с различными текстами, направленными на развитие критического мышления.
Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов.
1. «Osmyslennoe chtenie» v moskovskih shkolah. Kak nauchit'sya videt' sut' v lyubom tekste. https://shkolamoskva.ru/reading/
2. Vinogradova N.F., Kuznecova M.I., Rydze O.A. Funkcional'naya gramotnost' kak planiruemyy rezul'tat obucheniya mladshih shkol'nikov. https://docplayer.com/120010816-Funkcionalnaya-gramotnost-kak-planiruemyy-rezultat-obucheniya-mladshih-shkolnikov-n-f-vinogradova-m-i-kuznecova-o-a-rydze.html