Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
VAC 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (Психологические науки)
UDK 159.9 Психология
The conducted study is aimed at identifying gender characteristics of the attitude of older adolescents studying in the senior classes of general education schools to their health and a healthy lifestyle. For the study, a random sample was formed, consisting of 382 adolescents aged 16 to 18 years, of which 189 are girls and 193 are boys studying in basic (non-profile) grades 10-11. The study was carried out using two diagnostic methods aimed at identifying the tendency of adolescents to various types of addictions and determining the level of formation of their interest in their health and the need for a healthy lifestyle. As a result of the study, it was concluded that, firstly, the process of forming a healthy lifestyle in secondary schools is more of a declamatory nature than a practice-oriented one: more than a third of high school students have no interest in their health and the need for a healthy lifestyle. Secondly, many of the older adolescents aged 16-17 are already abusing alcohol, smoking, both boys and girls. Gender features are manifested only in the emotional attitude to one's own health, associated with its aesthetic component. The results of the study indicate the need to find effective ways to increase the interest of the younger generation in their health and a healthy lifestyle.
health, healthy lifestyle, older adolescents, gender characteristics, tendency to addictive behavior
Актуальность
Актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни [7], увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [10, 13].
Многочисленные исследования факторов здоровья человека показывают, что оно в большей степени зависит от образа его жизни [2].
С 2019 года в нашей стране началась реализация Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», основными направлениями которого являются, наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы, и оптимизация системы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у обучающихся в разных типах образовательных организаций [5].
Под ЗОЖ понимают такой образ жизни человека, который помогает ему сохранить свое здоровье и снизить риск возникновения и развития неинфекционных заболеваний [12]. ЗОЖ включает в себя отказ от вредных привычек, стремление к физической активности и рациональному питанию, саморегуляцию своего психоэмоционального состояния и укрепление психического здоровья [11, 14, 15].
Проблема
Формирование ЗОЖ, потребности в нем, интереса к своему здоровью, развитие здоровых привычек, навыков ведения ЗОЖ – эти задачи являются приоритетными в современной массовой школе, что требует постоянного мониторинга эффективности их решения определенным педагогическим коллективом [1, 3, 5, 16, 17].
Предполагается, что педагоги, обладающие необходимыми знаниями в области сохранения здоровья и профилактики вредных привычек и аддиктивного поведения, в тесном сотрудничестве со всеми субъектами образовательного процесса формируют единую здоровьесберегающую образовательную среду, оказывающую позитивное воздействие на образ жизни обучающихся [4, 6, 9].
Учитывая непреходящую актуальность проблемы формирования ЗОЖ у подростков и молодежи, необходим мониторинг результативности деятельности образовательных организаций, в том числе и системы общего образования. В связи с этим, было проведено исследование, целью которого стало выявление гендерных особенностей отношения старших подростков, обучающихся в массовых школах, к своему здоровью и ЗОЖ.
Методика исследования
Исследование особенностей отношения старших подростков, обучающихся в системе общего образования, осуществлялось с помощью двух методик: 1) опросника «Индекс отношения к здоровью», разработанного и апробированного С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиной [7]; 2) Теста на зависимость (Лозовая Г.В.) [8]. Для исследования была сформирована случайная выборка, включающая в себя 382 обучающихся в старших классах общеобразовательных школ, из которых 189 девушек и 193 юношей в возрасте от 16 до 17 лет. В качестве статистических методов исследования были использованы стандартные методы описательной статистики, а также сравнительный и корреляционный анализы.
Результаты эксперимента
Исследование отношения к здоровью старших подростков показало, что большинство из них характеризуются средним уровнем сформированности интереса к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни (рис. 1).
Рис. 1. Распределение старших подростков по уровню сформированности интереса к своему здоровью и ЗОЖ (%)
Среди девочек только 15,35% подростков имеют сильный интерес к своему здоровью и потребность в ведении здорового образа жизни (ЗОЖ), в группе мальчиков – всего 8,81%. Следует акцентировать внимание на том факте, что как в группе девочек, так и в группе мальчиков большое количество подростков характеризуются отсутствием какого-либо интереса к своему здоровью. У 47,67% старших подростков мужского пола и 33,34% - женского пола даже не задумываются о состоянии своего здоровья. Их можно включить в «группу риска»: их отношение к здоровью не сформировано, они не имеют потребности следить за ним, не имеют интолерантности к вредным привычкам, вследствие чего они остро нуждаются во внешнем воздействии и включении их в здоровьесберегающую образовательную среду школы.
Результаты сравнительного анализа показателей отношения к здоровью в группах девочек и мальчиков позволяют говорить, что интерес к своему здоровью и потребность к ЗОЖ во многом обусловлены гендерными особенностями (табл. 1).
Таблица 1.
Гендерные особенности отношения к здоровью старших подростков
Показатели отношения к здоровью |
Девочки |
Мальчики |
P |
Эмоциональный компонент отношения к здоровью |
9,24 ± 0,91 |
7,36 ± 0,88 |
<0,05 |
Когнитивный компонент отношения к здоровью |
9,12 ± 0,97 |
9,09 ± 0,99 |
>0,05 |
Практический компонент отношения к здоровью |
8,94 ± 1,04 |
8,22 ± 0,92 |
>0,05 |
Проявление отношения к здоровью в поступках |
9,62 ± 1,10 |
8,88 ± 0,95 |
>0,05 |
Индекс отношения к здоровью |
9,23 ± 0,98 |
8,39 ± 0,96 |
>0,05 |
Эмоциональный компонент отношения к здоровью в большей степени развит у девушек, чем у юношей. Старшие подростки женского пола в большей степени, чем мужского пола, заботятся о своем здоровье не потому, что так требует общество и это необходимо, а потому, что получают удовольствие от самого ощущения здоровья. Они достаточно чутко реагируют на поступающие сигналы их организма, испытывают эстетическое наслаждение от своей внешности, не «испорченной» разной симптоматикой.
Вместе с тем, следует отметить, что среднегрупповые значения по всем показателям опросника входят в диапазон ниже среднего уровня их развития как в мужской, так и в женской выборке.
Статистически достоверных различий в показателях когнитивного компонента отношения к здоровью между двумя исследовательскими группами выявлено не было. По результатам исследования, можно утверждать, что старшие подростки мало интересуются вопросами здоровья и здорового образа жизни. Их низкая познавательная активность, проявляющаяся в нежелании получать и перерабатывать соответствующую информацию, обусловливает и низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, которые ограничены, как правило, стереотипными представлениями.
На уровне тенденций отмечены различия между исследовательскими группами в показателях проявления отношения старших подростков к здоровью в конкретных поступках. Согласно полученным данным, девочки чаще, чем мальчики, пытаются повлиять на изменение отношения к здоровью у других людей: членов их семей, сверстников, друзей.
Следующим этапом исследования стало изучение склонности старших подростков к разного рода аддикциям.
Отметим, что гендерных различий в показателях склонности к аддикциям выявлено не было. Однако такие различия выявлены по показателям видов аддиктивного поведения.
Так, интерес представляют процентные распределения подростков по уровню риска развития алкогольной (рис. 2), наркотической (в данном опроснике имеется в виду зависимость от курения) (рис. 3), любовной – чрезмерной привязанности (рис. 4) и пищевой (рис. 5) зависимостей.
Рис. 2. Распределение старших подростков по уровню склонности к зависимости от алкоголя (%)
Высокая степень риска развития алкогольной зависимости выявлена у трети обучающихся мужского пола (31,61%) и 20,11% - женского (рис. 2). Ответы таких подростков на вопросы Теста свидетельствуют о том, что многие из них уже не только пробовали алкоголь, но и испытывали состояние достаточно серьезного опьянения, при этом отметив, что алкогольные напитки помогают им «расслабляться и веселиться». Достоверных различий в распределении девочек и мальчиков по уровню склонности к алкогольной зависимости выявлено не было. Однако на уровне тенденций можно говорить о том, что в старшем подростковом возрасте интерес к употреблению алкоголя в большей степени характерен для мальчиков, чем девочек.
Настораживает и тот факт, что среди обучающихся в старших классах достаточно большое количество как мальчиков, так и девочек пробовали табачные изделия, а некоторые из них отметили, что курят каждый день (рис. 3).
Рис. 3. Распределение старших подростков по уровню склонности к зависимости от курения (%)
Высокая склонность к развитию зависимости от курения выявлена у более чем трети старших подростков, как мальчиков (33,16%), так и девочек (32,28%). Средний уровень склонности к зависимости от курения выявлен у 49,78% девочек и 48,18% мальчиков, что не может не вызывать тревогу, а потому и необходимость разработки действенных мер по девальвации ценности курения в общеобразовательной школе.
Статистически достоверные различия между группами были выявлены в распределении старших подростков женского и мужского пола по склонности к чрезмерной привязанности к объекту любви – любовной зависимости (рис. 4).
Рис. 4. Распределение старших подростков по уровню склонности к чрезмерной привязанности как любовной зависимости (%)
Так, почти половина девочек, принявших участие в нашем исследовании (49,74%), характеризуются высокой степенью склонности к развитию любовной зависимости. Для многих из них основную ценность имеет любовь, представление о которой отражает стремление «раствориться» в другом человеке. Высокие баллы по данной шкале были зафиксированы почти у всех девочек-старших подростков.
Значимо выше у девочек, чем у мальчиков, и показатели склонности к пищевой зависимости (рис. 5). Однако процентные распределения и мальчиков, и девочек по данной шкале в целом идентичны друг другу. Вместе с тем, девочки чаще, чем мальчики, соглашались с такими убеждениями, в которых «вкусная еда» рассматривается в качестве средства совладания со стрессовыми состояниями, тогда как у мальчиков в определенной степени зафиксирован «культ еды».
Рис. 5. Распределение старших подростков по уровню склонности к пищевой зависимости (%)
Обсуждение результатов
Результаты исследования свидетельствуют об отсутствии не только желания вести здоровый образ жизни и придерживаться рациональному питанию, но и недостаточный уровень осведомленности о том, в чем его суть и что входит в само понятие «рациональное питание».
В результате корреляционного анализа эмпирических данных были выявлены достаточно тесные отрицательные взаимосвязи между показателями отношения к здоровью и склонности к аддиктивному поведению (табл. 2).
Таблица 2.
Коэффициенты корреляции между показателями отношения к здоровью и склонности к аддиктивному поведению у старших подростков
Показатели |
Эмоциональный компонент отношения |
Когнитивный компонент отношения |
Практический компонент отношения |
Проявление отношения к здоровью в поступках |
Зависимость от алкоголя |
-0,632*** |
-0,242* |
-0,555*** |
-0,632*** |
Зависимость от курения |
-0,386*** |
-0,201* |
-0,511*** |
-0,386*** |
Чрезмерная привязанность |
-0,002 |
-0,183* |
-0,392*** |
0,000 |
Пищевая зависимость |
-0,691*** |
-0,324** |
-0,424*** |
-0,653*** |
*p < 0,05; ** p < 0,01; *** p < 0,001
Наличие взаимосвязей позволяет прийти к выводу о том, что развитие заинтересованности в соблюдении ЗОЖ является основой для практической его реализации.
Выводы
Во-первых, процесс формирования здорового образа жизни в общеобразовательных школах носит скорее декламационный характер, чем практико-ориентированный: у более трети старшеклассников интерес к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни не сформированы.
Во-вторых, многие из старших подростков 16-17 лет уже злоупотребляют алкоголем, курением, причем, как мальчики, так и девочки. Гендерные особенности проявляются только в эмоциональном отношении к собственному здоровью, связанном с эстетической его составляющей.
Результаты исследования свидетельствуют о необходимости поиска действенных способов повышения интереса подрастающего поколения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Речь идет скорее не о здоровьесберегающих технологиях, а об информационных, активизирующих и развивающих технологиях.
1. Artem'eva S.I. Social'noe zdorov'e lichnosti: moral'no-nravstvennoe izmerenie //Professionalizm i grazhdanstvennost' - vazhneyshie prioritety rossiyskogo obrazovaniya XXI veka: ped. chteniya, posvyasch. 300-letiyu so dnya rozhdeniya Zhana-Zhaka Russo (Voronezh, 13 dek. 2012 g.) [Professionalism and citizenship are the most important priorities of Russian education of the XXI century: pedagogical readings, dedications. The 300th anniversary of the birth of Jean-Jacques Rousseau (Voronezh, 13 Dec. 2012)]: sb.st.: v 2 ch. /Voronezh. Gos prom.-gumanitar. kolledzh. - Voronezh: VGPGK,2012. - Ch. 2. - pp. 11-16. in Russian
2. Artem'eva S.I., Shmeleva S.V. Problema personalizirovannogo pitaniya segodnya i zavtra V sb.: Personalizirovannoe pitanie: Sostoyanie i perspektivy. Sbornik nauchnyh statey po itogam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Psihologo-pedagogicheskie voprosy formirovaniya kul'tury personalizirovannogo pitaniya» v ramkah 13 Vserossiyskogo Foruma «Zdorov'e nacii - osnova procvetaniya Rossii». Pechataetsya po resheniyu uchenogo soveta Instituta social'no-gumanitarnyh tehnologiy[Collection of scientific articles based on the results of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Psychological and pedagogical issues of the formation of a culture of personalized nutrition" within the framework of the 13th All-Russian Forum "Health of the nation - the basis of prosperity of Russia". Published by the decision of the Academic Council of the Institute of Social and Humanitarian Technologies] (protokol №8 ot 19 iyunya 2019 goda). Materialy publikuyutsya v avtorskoy redakcii. 2020. pp.10-14 in Russian
3. Berezovskaya R.A. Issledovaniya otnosheniya k zdorov'yu: sovremennoe sostoyanie problemy v otechestvennoy psihologii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. [Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy.] 2011. Vyp. 1. pp.221-226 in Russian
4. Glazkova O.L., Shmeleva S.V. Pokazateli obmena uglevodov, lipidov i oksidativnogo stressa u pacientok s nausheniem menstrual'nogo cikla i ozhireniem // Akusherstvo i ginekologiya.[Obstetrics and gynecology] 2021. №1.pp.104-109 in Russian
5. Druzhilov S.A. Zdorovyy obraz zhizni kak celesoobraznaya aktivnost' cheloveka // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii.[Modern scientific research and innovation.] 2016. №. 4 [Elektronnyy resurs]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781 in Russian
6. Zhiratkova Zh.V., Petrova T.E., Leont'eva A.V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoy molodezhi (sociologicheskiy analiz) // Regionologiya. [Regionology] 2018. T. 26. № 4. pp.784-797; DOI:https://doi.org/10.15507/2413-1407.105.026.201804.784-797 in Russian
7. Zdorovyy obraz zhizni v sisteme social'nyh predstavleniy studencheskoy molodezhi / M.A. Varderesyan, T.M. Kazaryan, T.V. Tayutina [i dr.]. - Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy.[Young scientist] 2020. № 42 (332). pp. 73-76. - URL: https://moluch.ru/archive/332/74164/ in Russian
8. Indeks otnosheniya k zdorov'yu [Index of attitude to health] // https://dogmon.org/zdorovee-i-semeya-psihologicheskij-aspekt.html?page=19 in Russian
9. Lozovaya G.V. Test na zavisimost' (addikciyu) [Addiction test] // http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimost-addiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-g-v in Russian
10. Maratova A.M. Zdorovyy obraz zhizni - garmoniya zhizni i zdorov'e cheloveka // Nauka i sovremennost'. [Science and modernity] 2013. № 22. pp.16-20 in Russian
11. Naumova E.A., Bonkalo T.I., Golenkov A.V. i soavt. Kuritel'noe povedenie naseleniya Chuvashii po rezul'tatam dinamicheskogo nablyudeniya // Zdravoohranenie Rossiyskoy Federacii.[Healthcare of the Russian Federation] 2020. T.64. №5. pp.271-277 in Russian
12. Obuhova K.A., Ponomareva L.I., Gan N.Yu. K voprosu o cennostnom otnoshenii k zdorov'yu kak filosofskoy kategorii // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki.[Scientific review. Pedagogical sciences.] 2021. № 1. - pp.15-19 in Russian
13. Petrash M.D., Murtazina I.R. Ponyatie «zdorovyy obraz zhizni» v psihologicheskih issledovaniyah // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya i pedagogika.[Bulletin of St. Petersburg University. Psychology and pedagogy.] 2018. T. Vyp. 2. pp.152-165. in Russian https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.204
14. Sokolovskaya T.A., Armashevskaya O.V., Bahadova E.V. Prioritety cennosti zdorov'ya u naseleniya i vliyanie na nih pandemii COVID-19 // Social'nye aspekty zdorov'ya naseleniya. [Social aspects of public health.] 2021. № 67 (3). 10; DOI:https://doi.org/10.21045/2071-5021-2021-67-3-10 in Russian
15. Fedorov V.V. Voprosy teoreticheskogo osmysleniya kategoriy «obraz zhizni» i «zdorovyy obraz zhizni» // Sovremennyy uchenyy. [A modern scientist] 2019. № 3. pp.174-180 in Russian