employee from 01.01.2017 until now
Staraya Ruza, Moscow, Russian Federation
employee
Lipetsk, Russian Federation
student
VAC 5.3.3 Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
UDK 159.9 Психология
Despite the wide range of studies devoted to the chosen topic, at present, police officers are faced with the problems of building dialogues both among themselves and with the special contingent. To solve them, it is necessary to study in detail the features of the communicative qualities of employees and their impact on professional activities. The subject of the study is the features of the communicative qualities of the leaders and employees of the internal affairs department. The purpose of the study is to identify the features of the communicative qualities of police officers and their impact on professional activities. The collection of empirical material was carried out using: 1) a test for assessing self-control in communication (M. Snyder); 2) a test for assessing communication skills (A.A. Karelina). The study involved 145 respondents. The participation of the heads and employees of the internal affairs department in communicative situations of a professional nature helps them to enrich the subjective experience of self-organization, self-control, self-reflection, self-presentation, self-regulation and self-expression in official activities. This strategy contributes to the development of social intelligence of police officers, activity and creativity, self-knowledge. When performing their professional tasks and functions, building communication links and relationships with their colleagues and citizens, police officers form their own image as a professional, as well as public opinion about the entire system of internal affairs bodies as a whole.
professional activity, communicative qualities, heads of internal affairs bodies, employees of internal affairs bodies, image of internal affairs bodies
Актуальность
Особенностью служебной деятельности сотрудников внутренних дел является то, что они ежедневно несут трудную, опасную службу, охраняя честь, достоинство, жизнь и здоровье людей. Призванные защищать интересы, общества и государства, конституционные права и свободы граждан от преступных или иных посягательств, они продолжают выполнять важные и ответственные задачи в Российской Федерации.
Современная действительность характеризуется частыми изменениями и нестабильностью в различных сферах жизнедеятельности. В связи с эти особенно актуальным становится глубокое осмысление оптимизации профессиональной подготовки руководителей и сотрудников полиции, и в большей части это касается коммуникативной компетенции.
Проблема
Под профессиональным общением сотрудников ОВД авторами понимается процесс формирования и развития прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта, детерминированный профессионально важными целями, предполагающими ответственность за их реализацию.
Не смотря на широкий круг исследований, посвященных выбранной тематике [1, 2, 8], в настоящее время сотрудники ОВД сталкиваются с проблемами выстраивания диалогов как между собой, так и со спецконтингентом. Для их решения необходимо детально изучить особенности коммуникативных качеств руководителей и сотрудников ОВД, а также их влияние на профессиональную деятельность.
Проблемы совершенствования коммуникативных качеств руководителей и сотрудников ОВД в настоящее время являются одними из наиболее актуальных направлений служебной деятельности [4, 9]. От конструктивных коммуникативных навыков зависит становление носителя профессии, способного выполнять служебные задачи в соответствии с требованиями современного времени и на высоком профессиональном уровне [5, 7] . Также это влияет на формирование позитивного имиджа ОВД и положительного общественного мнения [3, 6].
Отсутствие достаточных знаний построения коммуникации у руководителей ОВД может повлиять на ошибки при управлении и организации работы подчиненного личного состава, что может привести к ухудшению морально-психологического климата в коллективе, снижению эффективности в работе и появлению напряженных отношений в коллективе [5, 9].
Методика исследования
Для проверки гипотезы о том, что коммуникативные качества личности сотрудников ОВД оказывает влияние на успешность выполнения профессиональной деятельности мы изучили коммуникативные качества сотрудников ОВД, занимающих различные должности, для того чтобы сравнить их отличия у руководящего состава и подчиненных сотрудников.
Эмпирическую базу исследования составили:
- 45 сотрудников Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурные подразделения (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор»);
- 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России;
- сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево в количестве 40 человек.
Определение уровня самоконтроля в общении было проведено на основе теста на оценку самоконтроля в общении, разработанного М. Снайдером. С его помощью определялось то, насколько сотрудники полиции могут управлять произвольным впечатлением или же их поведение зависит от внутренних установок. Исследовались сотрудники Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурные подразделения (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор») в количестве 45 человек, а также 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России.
Далее оценки качества и сравнения владения навыками коммуникации у сотрудников руководящего состава и подчиненных сотрудников нами проводилось исследование с помощью теста на оценку коммуникативных умений. (А.А. Карелина). С его помощью определились слабые и сильные стороны коммуникативных навыков сотрудников ОВД, умение давать оценку собеседнику, а также устанавливать дружескую атмосферу в коллективе, способность понять проблемы собеседника.
В проведении данного исследования участвовали сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево в количестве 40 человек, а также 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России.
Результаты эксперимента и их обсуждение
В результате анализа данных по методике оценки самоконтроля в общении (М. Снайдера), установлено, что наибольшее количество сотрудников Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурные подразделения (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор») имеет средний уровень коммуникативного контроля (48% респондентов). Они стараются следить за собой и своим поведением, зачастую знают, как себя вести, управляют выражением своих эмоций, бывают проблемы со спонтанностью самовыражения, в большинстве случаев они занимают позицию: «Принимайте меня таким, какой есть». В зависимости от ситуации и субъектов общения могут менять стратегию поведения. При необходимости проявляют дружелюбие даже с людьми, к которым относятся с антипатией. Они не всегда такие, какими кажутся. Для того, чтобы добиться успеха готовы быть такими, какими их ожидают видеть. Готовы сказать неправду и при этом не выдать себя своими эмоциями. Считают, что могли бы преуспеть в актерском мастерстве. Могут произносить речь экспромтом. без предварительной подготовки
Меньшая часть респондентов (37%) имеет высокий уровень коммуникативного контроля внимательно относятся к тому, что они говорят и кому, следят за своим поведением, знают, каким образом себя вести в разном обществе, выражение эмоций находится у них под контролем, совсем не любят непрогнозируемых ситуаций. Такие люди с легкостью входят в любую роль. Они могут проявлять гибкость в изменяющейся ситуации и в зависимости от поведения собеседника.
Они прекрасные собеседники, могут вовремя «погасить» конфликт, даже в том случае, когда к ним предъявляют необоснованные на их взгляд претензии, в таких случаях они способны признавать свои ошибки и извинятся за них.
Если желания и эмоции мешают им выполнять работу, то они могут оставить их на второй план. Они считают, что могут правильно оценить происходящие события. При принятии решений стараются продумать последствия, для них важна объективность.
Самый низкий процент респондентов обладает низким уровнем самоконтроля в общении (15%). Для данной категории сотрудников характерны такие качества как непосредственность, открытость, свободное выражение своего мнения. Также необходимо отметить, что у этих сотрудников более устойчивое Я, которое мало подвержено различным влияниям и изменениям в различных ситуациях. Иногда им не хватает выдержки и поступают в соответствии со своими эмоциями, а не рассудительностью. Могут быть обидчивыми.
В соответствии с полученными результатами можно сказать, что сотрудники указанного подразделения полиции проявляют достаточную искренность и доброжелательность в общении, но при этом сдержаны в проявлении эмоций. Кроме того, они достаточно сдержаны в общении и в поведении, следят за своими действиями и сказанными словами. Знают, как и с кем себя необходимо вести. Знают и могут управлять своими эмоциями. У них несколько затруднена способность самовыражения, с некоторой недоверчивостью относятся к сюрпризам и непрогнозируемым ситуациям.
Для сравнительного анализа коммуникативных качеств и готовности к общению мы также исследовали руководителей, проходящих обучение в Академии управления МВД России.
Наибольшее количество указанных респондентов в отличие от сотрудников Линейного управления МВД России на водном транспорте, а также структурных подразделений (линейный отдел полиции в порту «Северный», линейный пункт полиции на пристани «Серебряный бор») имеет высокий уровень коммуникативного контроля (47% респондентов). Руководители показали, что обладают высокими коммуникативными навыками, готовы к общению с различными категориями граждан, проявляют выдержку и самообладание. Они с большим вниманием относятся к сказанными им словам и своей манере общения. Проявляют гибкость в общении, способны обходить «острые углы», смягчать конфликтные ситуации. Могут проявить лояльность в общении даже в тех случаях, когда к ним предъявляют необоснованные претензии.
Однако стоит отразить, что в устных комментариях к исследованию множество респондентов отметили, что излишняя лояльность и сдержанность в общении в подчиненными может негативно отразиться на результатах работы. Руководителю необходимо проявлять жесткость и отстаивать свою позицию. Меньший процент респондентов-руководителей имеет средний уровень коммуникативного контроля в общении (41%).
Категория респондентов, занимающих руководящие должности также с вниманием относится к своему поведению и речи при построении диалога, но считают, что с подчиненными сотрудниками диалог должен строится с позиции «сверху» и не всегда принимать во внимание их мнение, так как это может подорвать авторитет руководителя и привести к слишком лояльному стилю руководства.
Р.уководители стараются поддерживать культуру общения, проявлять вежливость, следить за собой и своим поведением, зачастую знают, как себя вести, управляют выражением своих эмоций, бывают проблемы со спонтанностью самовыражения. Они могут изменить манеру поведения в зависимости от ситуации и субъектов общения. При необходимости проявляют дружелюбие даже с людьми, к которым относятся с антипатией. Они не всегда такие, какими кажутся. Для того, чтобы добиться успеха готовы быть такими, какими их ожидают видеть. Готовы сказать неправду и при этом не выдать себя своими эмоциями. Считают, что могли бы преуспеть в актерском мастерстве. Имеют способность произносить речь экспромтом без предварительной подготовки.
Наименьший процент рассматриваемых респондентов (12%) имеют низкий уровень коммуникативного контроля. Они придерживаются позиции «начальник всегда прав» и предпочитают авторитарный стиль управления. Их мнение достаточно устойчиво и их сложно переубедить. Могут проявлять излишнюю эмоциональность и несдержанность в общении.
Результаты сравнительного исследования представлены на диаграмме (рис.1).
Рис.1. Сравнительные результаты уровня самоконтроля в общения у сотрудников, занимающих руководящие должности и сотрудников, не занимающих руководящий должности, где:
- Средний уровень коммуникативного контроля;
- Высокий уровень коммуникативного контроля;
- Низкий уровень коммуникативного контроля.
Из результатов сравнительного анализа следует, что среди сотрудников, занимающих руководящие должности большее количество тех, кто обладает высоким уровнем коммуникативного самоконтроля
Далее в нашем исследовании мы провели оценку и сравнили навыки коммуникации у сотрудников руководящего состава и подчиненных сотрудников мы провели тест на оценку коммуникативных умений. (А.А. Карелина) сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево в количестве 40 человек, а также 40 руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России.
В ходе исследования коммуникативных навыков руководителей органов внутренних различного уровня, проходившие обучение в магистратуре Академии управления МВД России было установлено, что 43% респондентов имеют хороший коммуникативные навыки, однако им присущ ряд недостатков. Так, они достаточно критично относятся к высказываниям других людей, склонны к поспешным выводам, что может быть связано с высоким темпом работы, быстро сменяющимися обстоятельствами и необходимостью быстрого принятия решения. Также они склонны искать скрытый смысл сказанного и монополизации разговора.
Хорошими собеседниками в соответствии с интерпретации являются 42% респондентов. Они более внимательны к собеседнику, вежливы и деликатны, однако иногда не уделяют собеседнику полного внимания, что так же может быть связано с высоким уровнем многозадачности.
Отличными собеседниками являются 15% респондентов. Их стиль общения наиболее комфортен для всех субъектов общения.
Для сравнения и установления как уровень коммуникативной компетенции влияет на успешность и результативность в деятельности ОВД нами также по данной методики были протестированы сотрудники Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево, не занимающие руководящие должности.
По результатам исследования установлено, что 68% респондентов имеют хорошие коммуникативные навыки, но тем не менее им присущи некоторые недостатки, они критически относятся к высказываниям, иногда склонны делать поспешные выводы, могут не проявлять достаточной искренности при общении.
Всего 30% респондентов являются хорошими собеседниками, но иногда не проявляют к партнеру полного внимания. Тем они проявляют достаточно вежливости и деликатности в общении, достаточно общительны и дружелюбны.
Лишь 2% респондентов в соответствии с методикой интерпретации данного теста являются отличными собеседниками и проявляют высокие коммуникативные навыки.
Таким образом, результаты свидетельствуют, что руководители проявляют более высокий уровень коммуникативной компетенции и навыков общения (рис. 2).
Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровня коммуникативных навыков руководителей ОВД различного уровня и сотрудников ОВД, не занимающих руководящие должности, где:
- Сотрудники, обладающие хорошими коммуникативными навыками;
- Сотрудники, обладающие очень хорошими коммуникативными навыками;
- Сотрудники, обладающие отличными коммуникативными навыками.
Таким образом, среди руководителей ОВД различного уровня больше процент тех, кто обладает высокими и отличными коммуникативными навыками. Кроме того, из результатов данного исследования видно, что сотрудники, обладающие более высоким уровнем коммуникативных навыков чаще занимают руководящие должности. Что подтверждает нашу гипотезу о том, что коммуникативные навыки влияют на успешность сотрудников ОВД.
Анализируя результаты проведенных исследований, отметим, что для сотрудников ОВД при построении коммуникации важны такие качества как преодоление деперсонализации, уровень самоконтроля в общении, доминирующая позиция в общении, умение передавать и воспринимать информацию, степень владения синергическим коммуникативным стилем.
Выводы
- Коммуникативные качества и уровень самоконтроля в общении руководителей ОВД по результатам исследования выше чем у сотрудников, не занимающих руководящие должности, что дает нам основание полагать что коммуникативная компетентность сотрудников полиции влияет на их профессиональную успешность.
- Основываясь на результатах эмпирического исследования среди сотрудников ОВД, встречаются лица, не имеющие достаточной теоретической и практической подготовки к осуществлению своих полномочий в системе «человек-человек». Они выполняют свои должностные обязанности, руководствуясь устоявшимися стереотипами, использование которых не всегда является эффективным и результативным. Также у сотрудников полиции встречаются ошибки при выборе стиля общения и управления, если сотрудники занимают руководящие должности. Данные ошибки могут провоцировать конфликтные ситуации.
- Уровень коммуникативного самоконтроля является важным показатель в работе сотрудников полиции, так как отражается на степени и глубине установления психологического контакта с людьми, получения важной оперативной информации, улучшении микроклимата в служебном коллективе, а также на имидже сотрудников.
- В связи с этим, государством и обществом предъявляются высокие требования к руководителям и сотрудникам ОВД, к их профессионализму, результатам работы и качествам личности, вытекает ряд необходимых навыков и умений:
- ориентироваться в различных ситуациях общения;
- качественно налаживать психологический контакт с коллегами и гражданами, представляющими профессиональный интерес;
- эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;
- следить и управлять ходом общения.
1. Volkova M.N., Pilipenko T.N. Kommunikativnye professional'no-vazhnye kachestva sotrudnikov otdela sledstviya organov vnutrennih del // Vestnik Morskogo gosudarstvennogo universiteta [ Bulletin of the Maritime State University]. 2007. № 21. pp. 172-177. (in Russia)
2. Zhuravlev A.L. Kommunikativnye kachestva lichnosti rukovoditelya i effektivnost' rukovodstva kollektivom // Psihologicheskiy zhurnal [ Psychological journal]. 1983. T. 4. № 1. pp. 57-67. (in Russia)
3. Ivanova R.Yu. Kommunikativnye osobennosti diskreditacii organov vnutrennih del rossiyskoy federacii (sotrudnikov) v internet-prostranstve // Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tehnologii [ Scientific research and development. Socio-humanitarian research and technology ]. 2021. T. 10. № 4. pp. 50-56. (in Russia)
4. Mar'in M.I. Aktual'nye problemy psihologii sluzhebnoy deyatel'nosti v organah vnutrennih del // V knige: Kochenovskie chteniya-2020. Psihologiya i pravo v sovremennoy Rossii. Sbornik tezisov uchastnikov Vserossiyskoy konferencii po yuridicheskoy psihologii s mezhdunarodnym uchastiem [In the book: Kochenovskie readings-2020. Psychology and law in modern Russia. Collection of abstracts of the participants of the All-Russian conference on legal psychology with international participation ]. Moskva, 2020. pp. 182-183/ (in Russia)
5. Mar'in M.I., Pozdnyakov V.M., Kotenev I.O., Petrov V.E. Diagnostika i razvitie upravlencheskogo potenciala rukovoditelya organa vnutrennih del // uchebno-metodicheskoe posobie [Diagnostics and development of the managerial potential of the head of the internal affairs body // teaching aid] / Moskva, 2006. (in Russia)
6. Perednya D.G., Zaharov D.V. Imidzh sotrudnikov policii skvoz' prizmu social'nyh ozhidaniy grazhdan // Social'no-gumanitarnye znaniya [ Social and humanitarian knowledge]. 2018. № 2. pp. 141-149. (in Russia)
7. Pozdnyakov V.M. O professional'no-psihologicheskoy kompetentnosti i psihologicheskoy kul'ture lichnosti yuristov // Yuridicheskaya psihologiya [ Legal Psychology]. 2010. № 3. pp. 20-35. (in Russia)
8. Semchuk I.V., Slobodchikova Yu.V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti sotrudnikov OVD v processe professional'noy deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia ]. 2017. № 4. pp. 249-253. (in Russia)
9. Shumilina I.V. Vliyanie lichnostnyh harakteristik na razvitie psihologicheskoy kul'tury rukovoditeley organov vnutrennih del // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti [ Psychology and Pedagogy of Service Activities]. 2021. № 3. pp. 103-107. (in Russia)