THE EVOLUTION OF THE IMAGE OF THE CITY IN THE WORKS OF A.A. TARKOVSKY (ON THE EXAMPLE OF THE FEATURE FILM €�SOLARIS")
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with issues related to the features of the image of the urban environment in the feature film “Solaris" directed by A.A. Tarkovsky. Each city is an artificial organism, developing according to its own laws, forming its own habitat. A.A. Tarkovsky shows the image of a city that, as it develops, loses its full connection with the natural environment. Huge overpasses, long expensive and tall houses make a person lonely in the walls of such an environment, but he cannot escape from reality, remaining constantly in such an environment where his whole life passes. The thinking of a person surrounded by such an environment tends to irrationality in understanding the surrounding space. The ocean of a fantastic planet makes it possible to materialize all human thoughts, and the appearance of islands with a small city in it shows the cyclicity of life in all its manifestations.

Keywords:
city, natural environment, cyclicity, development, irrationality, space, evolution
Text
Text (PDF): Read Download

 

Андрей Арсеньевич Тарковский – великолепный режиссер и сценарист, чье имя широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом [1].

В своей картине «Солярис», вышедшей в прокат в 1972 г., А.А. Тарковский начинает обращаться к образу города, активно пронося его через всё произведение.

Город – живой организм, в котором живут люди, активно взаимодействует с природной средой [2, 3], плавно вливаясь в нее, становясь ее неотделимой частицей во всех сферах бытия.

В художественном фильме город предстает перед зрителем в трех видах:

– малый город в виде частного дома, плавно взаимодействующего с окружающей средой, являясь ее составной частью;

– крупный мегаполис со своими домами, улицами и автомобильным транспортом;

– фантастическая планета, площадь которой занимает океан, обладающий разумом, способным воспроизводить все мысли людей, воплощая их в реальность, а также космическая станция, где проживают исследователи с Земли.

В своем произведении А.А. Тарковский плавно делает переход от малого города к крупному мегаполису, а затем непосредственно к фантастической планете и космической станции, показывая зрителю, таким образом, весь возможный гигантизм эволюционного развития.

Малый город – это небольшой домик в окружении природной среды, где о понятии урбанизации говорить не приходиться [4, 5]. Он комфортно вливается в пространственно-временную линию и является составной частью жизни. Можно сказать, что влияние городской среды тут совершенно не чувствуется [6, 7]. Люди в окружающем пространстве отходят на второй план, а главная композиция – это природа во всем ее великолепии.

Далее в произведении зритель видит крупный мегаполис, где высокие дома, автомобильный транспорт, дороги и др. находятся в постоянном движении, подчеркивая суету в жизненном цикле. Влияние природной среды минимально, так как все занимает искусственная среда обитания. Можно сказать, что в этих сценах и сам человек отнесен на второй план, выдвигая на первое место непосредственно результат своей рукотворной работы – урбанизированную среду обитания.

А.А. Тарковский не просто показывает движение по высоким и длинным эстакадам, глубоким и темным тоннелям, все это сменяется с черно-белого представления на цветное. Он хочет продемонстрировать зрителю, что городская среда чужда человеку, несмотря на то, что он живет в ее окружении не один год. Человек в таком городе одинок. Ему хочется реализовать себя, выпрыгнуть из суеты такого искусственного пространства, но крупный мегаполис не позволяет это сделать, загоняя человека в массивные дома, автомобильный транспорт, на тротуары улиц и проспектов.

Крупные автомобильные магистрали и эстакады сменяются темными тоннелями с искусственным освещением, а шум автомобильного транспорта создает определенную степень иррациональности в мышлении. Въезд в темный тоннель напоминает попадание в иной мир, где только подсветка, которой надо следовать, является вектором движения, а выезд на светлую магистраль, успокаивает и дает надежду. Человек чувствует себя камешком в огромном океане, даже немного потерянным и желающим как-то сдвинуться с места, но он навсегда остается в объятиях крупного мегаполиса.

Такая композиция, представленная А.А. Тарковским, намекает на мысль в будущем о полной урбанизации всей нашей планеты, когда понятие природной среды возможно будет вообще чуждо и неизвестно новым поколениям, которые появятся на свет спустя несколько сотен лет. Люди будущего будут жить в искусственно созданной среде, и трудно представить как будет выглядеть такой человек, какие будут у него мысли и желания. Что он будет считать за добро, а что за зло? Неизвестность всегда пугает. Ведь фундамент будущего всегда закладывается в настоящем и это необходимо видеть, а также предпринимать решительные действия, если что-то вдруг начнет развиваться не так как надо.

Фантастическая планета, куда попадает Крис Кельвин – главный герой фильма, предстает величественным и бесконечным океаном, хранящим огромное количество загадок, которые не могут быть разгаданы людьми. Понимание пространства и времени в таком вопросе иррационально. Человек, находящийся в космической станции, парящей в зоне гравитации планеты, в сравнении с океаном – это маленькая песчинка, которую тот способен поглотить. Здесь может прослеживаться только обращение к своему внутреннему субъективному миру с целью понимания всего окружающего бытия. Таким образом, космическая станция является в понимании А.А. Тарковского последним местом жительства человека.

По своей сути океан также является в определенном понимании «урбанизированной средой», однако иррациональной и не подвластной пониманию человеческим мозгом. Ведь неизвестно, что находится под его волнами, кто в нем обитает, как он взаимодействует и генерирует человеческие мысли, их материализуя в реальность, с чем и сталкиваются все люди, находящиеся в космической станции.

Океан также как и крупный мегаполис огромен, бесконечен, способен самостоятельно развиваться, поглощая все вокруг, что прослеживается и дальше в сюжете картины.

Появление в океане островов, где появляется жизнь, а именно проекция земной жизни главного героя – дом его родителей, окруженный природной средой и активно с ней взаимодействующий, показывает величие данной планеты, ее бесконечные возможности материализации. Таким образом, океан и планета предстают в образе Бога, способного создавать за небольшой промежуток времени все то, что задумал человек, его самые сокровенные желания и мечты.

В данной сцене появления островов с малым городом, окруженным природной средой, показывается определенная цикличность жизненного цикла. Хорошо видно все то, что происходит вокруг нас, а именно движение от малых городов к крупным мегаполисам, а затем возвращение обратно в начало цикла, т.е. опять к малым городам, единение с окружающей природной средой. Тут океан помогает человеку почувствовать те эмоции, которые ему необходимы в данный момент времени, а именно надежду на светлое будущее, лишенное проблем и забот. Океан, материализуя мысли человека, является «божественным архитектором», которому подвластно все: время, пространство, жизнь. Он является той бесконечной силой, правильной и честной, способной, ломая все стереотипы современной реальности, делать все то, что задумано человеческим сознанием.

Можно сказать, что океан является одновременно и божественной средой, способной материализовать мысли человека, и предупреждением о том, что наши мысли, особенно если они идут не от добра, могут быть опасны для будущих поколений. Ведь любое неконтролируемое и непрогнозируемое развитие, в том числе и развитие новой урбанизированной среды обитания человека, может провоцировать появление больших проблем, последствия которых бывает сложно предугадать в будущем.

References

1. Ahmetgaleeva Z.M., But-Gusaim E.V. Osobennosti lichnosti rezhissera kino (na pri-mere A.A. Tarkovskogo) // V sbornike: Kul'tura i iskusstvo: poiski i otkrytiya. Ke-merovo. - 2016. - S. 297-301.

2. Isachenko A.G. Optimizaciya prirodnoy sredy. - Moskva: Mysl', 1984. 264 s.

3. Kochurov B.I. Ekodiagnostika i sbalansirovannoe razvitie. - Smolensk: Madzhenta, 2003. 381 s.

4. Kurbatov Yu.I. Arhitekturnye formy i prirodnyy landshaft. - L.: LGU, 1988. 138 s.

5. Bokov V.A. Osnovy ekologicheskoy bezopasnosti. - Simferopol': Sonat, 1998. 224 s.

6. Vernadskiy V.I. Biosfera i noosfera. - Moskva: Ayris Press, 2004. 575 s.

7. Vladimirov V.V. Rasselenie i ekologiya. - Moskva: Stroyizdat, 1996. 392 s.

Login or Create
* Forgot password?