The main task of the strategic development of the regions - prevention of decline in the living standards of the population and create conditions for improved quality of life. The necessity in the process of goal-setting to ensure the relationship with the strategic objectives of development priorities, and metrics should be possible to assess the achievement of strategic objectives.
Quality of life, human development index, strategic goal setting, strategy, the living conditions of the population
Разработка стратегии развития региона - относительно новая задача, как в региональной науке, так и в практической деятельности, поэтому изначально важно дать точное определение этому термину. В методологическом плане важно также различать соотношение понятий «стратегия», «концепция», «стратегическое планирование» и «стратегическое управление», широко используемые в научной литературе и практической деятельности.
С научной точки зрения под стратегией понимается искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
А. Чандлер считает, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей [1, с.13]. Далее определение стратегии дополняется требованием экономичности, стратегическая альтернатива определяется путем сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учетом приемлемого уровня риска. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три основных вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?
И.Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей формирования стратегии [2, с. 68-69]:
- Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
- Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
- Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
- В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
- При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Современные экономисты в области управления определяют стратегию как интегрированную совокупность действий, ведущую к устойчивому преимуществу перед конкурентами. Это определение применимо и к структурам современных корпораций, фирм, характеризуемым более низкой степенью неопределенности, чем экономика территории. По нашему мнению, стратегия развития региона - более широкое понятие. Стратегия территории требует осуществления не одной интегрированной совокупности действий, возникает необходимость проработки разнообразных вариантов, принятия менее масштабных решений.
Стратегия территории - это некий набор решений, которые направляют и формируют последующие действия экономических субъектов,
1. Strategicheskiy menedzhment/ pod red. Petrova A.N. - S.-Pb.: 2007.
2. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie. - M.: 1989.
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii do 2020g. http:// www.intelros.ru/subject/ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno.html.
4. Kuzyk B.N. Prognozirovanie, strategicheskoe planirovanie i natsional'noe programmirovanie. - M.: ZAO «Izdatel'stvo «Ekonomika», 2009.
5. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 №536 «Ob osnovakh strategicheskogo planirovaniya v Rossiyskoy Federatsii», http://do.gendocs.ru/docs/index-378159.html.
6. Sistema munitsipal'nogo upravleniya, /pod red. V.B.Zotova. - SPb.: 2008.
7. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Altay na period do 2028 goda. http://sibnews. info/section 12i/sortjq/okdoke7gvgdwfn/index.htm
8. Shvakov E.E. Formirovanie i realizatsiya investitsionnoy politiki ekonomicheskogo rosta v regionakh Rossiyskoy Federatsii. - Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2006.
9. Smirnov VT. Upravlenie chelovecheskim kapitalom. - Orel: OrelGTU, 2005.
10. Kapelyushnikov R.I., Luk'yanova A.L. Transformatsiya chelovecheskogo kapitala v rossiyskom obshchestve. Na baze rossiyskogo monitoringa ekonomicheskogo polozhenie i zdorov'ya naseleniya. - M.: 1989.
11. Formirovanie i razvitie chelovecheskogo kapitala na territorial'nom urovne: monografiya / pod red. TA. Kuttubaevoy. - Gorno-Altaysk: RIO Gorno-Altayskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.
12. Doklad o razvitii chelovecheskogo kapitala v RF, 2011. http://www.undp.ru/documents/nhdr2011eng. pdf.
13. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri do 2020 g. http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc. php.
14. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Altay na period do 2020 goda. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya i investitsiy Respubliki Altay. 2008.http://www.mineko.alt.ai-repablic.ru.
15. Otchet o rabote Pravitel'stva Respubliki Altay v 2012 godu. Gazeta «Postskriptum». - №22(987). 29.05.2013.