SOCIO - PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT FORMS OF BEHAVIOR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of the organization of socio -psychological and pedagogical support of adolescents with deviant behaviors. Special attention is paid to the organization of the work of the interdisciplinary teamand the use of the resources of the municipal center for psychological, pedagogical, medical and social assistance.

Keywords:
deviant behavior, deviance, abnormal behavior, interdisciplinary team, psychological and pedagogical support, psychological and pedagogical diagnostic, counseling, methodical support
Text
Publication text (PDF): Read Download

Формальный подход к организации вoспитательного процесса подрастающего поколения, а отсюда и неэффективность педагогического воздействия взрослых, общественная деформация ценностных ориентиров, снижение возможностей удовлетворения тех или иных значимых потребностей, общее падение уровня ответственности обуславливают появление и закрепление девиантных форм поведения в среде подростков. К причинам этого можно отнести и специфику деятельности средств массовой информации, отличающуюся сегодня отсутствием должного контроля и фильтрации, доступной для формирующейся личности информации, недостаточностью применения должной моральной и правовой оценки тех или иных событий со стороны референтных взрослых и социальных институтов и т.п. Данные факторы способствует увеличению количества девиантных проявлений в поведении, прогрессированию разнообразных форм девиаций, смещению пропорции гендерных проявлений девиаций.

Для минимизации девиантных проявлений в поведении несовершеннолетних, с целью снижения вероятности социальной дезадаптации личности в образовательных организациях должно организовываться социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантными формами поведения, включающее в себя диагностическую, коррекционную и профилактическую работу.

Создание адекватных и продуктивных условий получения образования обучающимися с девиантным поведением предполагает не только организацию данной работы, но и понимание сущности девиантного поведения и личности тех, кто отнесен к этой категории обучающихся.

Девиантное поведение, как указывает в своих исследованиях А. Коэн - это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [2].

По мнению Я.И. Гилинского, девиантное или отклоняющееся поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Следует отметить, что это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения, не соответствующие принятым в обществе, среде, группе [1].

Е.С. Набойченко в своей монографии «Психология отклоняющегося поведения подростков» рассматривает понятие «девиантное поведение» с двух позиций, а именно, как поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам) как социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [3].

Важно понимать, что проблема девиантного поведения достаточно сложна и многогранна, поэтому работу по коррекции, профилактике и нивелированию девиантных тенденций необходимо начинать с детального психолого-педагогического обследования на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Психолого-педагогический консилиум — это одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Целью деятельности консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и / или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения, и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Психолого-педагогический консилиум можно рассматривать как модель работы междисциплинарной команды, в которую входят специалисты, призванные организовывать коррекционную работу, педагоги – предметники, классные руководители, представители администрации. Данная представленность позволяет провести глубокий анализ причин неуспешности ребенка не только в процессе обучения, но и в процессе социализации личности и идентификации социальных ролей.

Важно, что деятельность консилиума носит системный, комплексный характер и не заканчивается на первичной диагностике. Только проведение системного разностороннего контроля специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года и т.д.) может способствовать уточнению индивидуального образовательного маршрута и внесению соответствующих корректив процесс социально-психолого-педагогического сопровождения.

Работа с подростками с признаками поведенческих девиаций предполагает организацию внутришкольной социальной опеки. Именно поэтому по решению консилиума может быть назначен наставник для подростка из числа педагогических работников школы. В его функции входит выстраивание конструктивного взаимодействия обучающегося, его родителей и педагогов школы. Именно он отслеживает динамику изменений, инициирует организацию заседаний консилиума для пересмотра решения и рекомендаций, т.е. представляет интересы ребенка перед родительской и педагогической общественностью. Данная форма работы дает возможность вселить уверенность в подростка, в то, что он не одинок, а рядом с ним старший товарищ, готовый прийти на помощь и поддержать его в любой ситуации.

Следует отметить, что проведение квалифицированного обследования и составление развернутого заключения психолого-педагогического консилиума имеет существенное значение не только для организации обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением, так как содержит в себе в том числе и рекомендательную часть, но и для профилактики правонарушений в широком смысле.

Одним из значимых этапов работы с подростками с девиантными формами поведения является организация коррекционно-воспитательной деятельности, которая направлена главным образом на продуктивное изменение определенных деструктивных установок, представлений, ценностей, мотивов поведения и формирование новых с целью достижения социально одобряемой самореализации личности.

Данную работу чрезвычайно важно выстраивать по принципу персонализированного подхода с учетом индивидуальных особенностей и типа девиаций. Так, с несовершеннолетними с низкой учебной мотивацией, aнтидисциплинарным поведением специалисты психолого-педагогических школьных служб организуют коррекционный процесс с использованием современных трeнинговых технологий для выработки конструктивных стратегий поведения, выявлeния и устранения негативных факторов, влияющих на снижения уровня мотивации к обучению, для коррекции ценностных стратегий. Для работы с обучающимися с aнтисоциальным, зависимым поведением важно выявление и устранение негативных факторов, влияющих на них. Система социально-коррекционных мероприятий в этом случае связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к осознанному, ответственному выбору. Сложная и поэтапная работа с несовершеннолетними с выявленными фактами аутоагрессивного поведения сконцентрирована на повышении потенциала личностных и средовых ресурсов, формирования перспектив будущего, обучении модели активного адаптивного поведения.

В итоге грамотная коррекционно-воспитательная деятельность специалистов психолого-педагогических служб образовательных учреждений, организованная с учетом природы девиаций, психолого-педагогических особенностей развития каждого обучающегося с девиантным поведением, дает возможность осуществлять эффективную коррекцию процесса становления, поведения подростка в соответствии с принятыми социальными нормами.

Ключевое место при решении проблемы девиантного поведения обучающихся занимает организация консультативно-просветительской работы с их родителями. Во взаимодействии с семьей подростка с девиантным поведением существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Коррекционное воздействие на семейное общение, на его содержательную сторону, на изменение воспитательных стратегий возможен при организации специализированных мероприятий родительского всеобуча, в рамках которого приоритетным направлением представляется восстановление воспитательных функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам через восстановление позитивных традиций и внутрисемейных ценностных установок.

Конструктивными примерами данной работы являются открывающиеся в некоторых муниципальных образовательных организациях г. Калуги «школ ответственного родительства», родительских клубов, учреждение деятельности совета отцов. Практика показывает, что при обоюдном осознании проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка, работа с девиантными подростками становится более эффективной и плодотворной.

К сожалению, следует отметить и тот факт, что не всегда родители осознанно подходят к процессу воспитания своих детей, не видят или не хотят видеть проблемы. Тогда между семьей и школой отсутствует взаимопонимание в вопросах сопровождения несовершеннолетнего. В таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью обучающегося с девиантным поведением. Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях предполагает наличие двух подходов, которые используются в коррекционном воздействии. В первом случае учитываются и используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство долга перед социумом в вопросах воспитания ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. Во втором - если родители понимают, что ребенок – полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно, через ребенка.

Существенную помощь в работе с родителями школам оказывают центры психолого-педагогической медицинской и социальной помощи, которые являются площадкой для профессионального взаимодействия специалистов (педагогов, психологов, логопедов, социальных работников) дошкольных и школьных образовательных организаций, а также ресурсной площадкой для родительского сообщества. Обратившись в Центр, родители (законные представители) получают независимую профессиональную консультацию специалистов (педагогов – психологов, социальных педагогов, дефектологов и т.д.), могут инициировать детальное психодиагностическое обследование ребенка, что поможет не только индивидуализировать образовательный маршрут несовершеннолетнего, но и создать оптимальные психолого-педагогические условия для успешной социализации, адаптации в школе на основе данных рекомендаций.

Таким образом, решение проблемы организации работы с подростками                                                 с девиантными формами поведения предполагает активную включенность всех заинтересованных сторон, а именно: педагогов, подростков и их родителей в грамотно организованное социально-психолого-педагогическое сопровождение, имеющее комплексный и системный характер.

 

 

 

References

1. Gilinskiy Ya.I. Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubiystv i drugih «otkloneniy». - SPb.: Izd-vo R. Aslanova, 2007. - 525 s.

2. Koen A. Issledovanie problem social'noy dezorganizacii i otklonyayuschegosya povedeniya. - M: Sociologiya segodnya, 1965. S. 520-521.

3. Naboychenko E.S. Psihologiya otklonyayuschegosya povedeniya podrostkov: monografiya / E. S. Naboychenko. - Ekaterinburg: Izdatel' Kalinina G.P., 2007. - 285 s.

4. Fel'dshteyn D.I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizaciya psihologo-pedagogicheskih problem razvitiya obrazovaniya. // Psihologo-pedagogicheskiy poisk. - 2011. - №19 - S.7-14

Login or Create
* Forgot password?